Содержание и структура предмета

Государственный комитет Псковской области по культуре

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Псковский областной колледж искусств имени Н.А.Римского-Корсакова»

ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета ГБПОУ «ПОКИ им.Н.А.Римского-Корсакова» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «ПОКИ им.Н.А.Римского-Корсакова»
Протокол № 5 от 29 июня 2016 года ________________ З.Н.Иванова

Программа дисциплины

«Музыкальная литература»

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

В области музыкального искусства

Общее музыкальное образование

Срок обучения 4 года

Возраст обучающихся – от 11 до 18 лет

Псков 2016

Разработчик: Л.Н. Никитина

Государственный комитет Псковской области по культуре

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Псковский областной колледж искусств имени Н.А.Римского-Корсакова»

ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета ГБПОУ «ПОКИ им.Н.А.Римского-Корсакова» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «ПОКИ им.Н.А.Римского-Корсакова»
Протокол № 5 от 29 июня 2016 года ________________ З.Н.Иванова

Программа дисциплины

«Музыкальная литература»

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

В области музыкального искусства

Инструментальное (вокальное) музицирование

 (гитара, ударные инструменты, академический вокал, эстрадный вокал)

Срок обучения 4 года

Псков 2016

Разработчик: Л.Н. Никитина

Пояснительная записка

   Основной задачей музыкальных школ является формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а так же подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач существенная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература».

   «Музыкальная литература» - одна из обязательных учебных дисциплин в системе музыкального образования.    На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи до двенадцати лет, составляет 4 года (с 1 по 4 класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения 1-й 2-й 3-й 4-й Итого часов
Форма занятий м\г м\г м\г м\г  
Аудиторная (в часах) 34 34 34 34 136
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах) 17 17 17 17 68
Общая трудоёмкость в часах 51 51 51 51 204

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 204 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

 5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Цель программы:

-способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся,

- расширению их общего музыкального кругозора,

-формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Задачи:

-Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;

-Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;

-Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

-Выработка у обучающихся слуховых представлений.

   6. Условия реализации данной программы:

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Музыкальная литература», «Сольфеджио», оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

-Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

-Условия реализации программы:

-Наличие учебных пособий для учащихся;

-Наличие методической литературы для преподавателей;

-Наличие фоно - и - аудиотеки;

-Наличие дидактического раздаточного материала;

-Осуществление тесной связи с преподавателями по сольфеджио;

-Соблюдение межпредметных связей;

-Активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагогов.

 

Контроль и учёт успеваемости

Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектом повседневного контроля на уроках музыкальной литературы должны быть: уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, динамика музыкального развития, успехи учащегося.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы может быть в виде:

-устного индивидуального или фронтального опроса

-письменного опроса

-тестирования.

   При индивидуальном опросе есть возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.

   Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников. Если при проверке знаний биографий композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления, умение передавать словами выразительность музыки. По ходу ответа можно напоминать учащимся звучание музыкальных фрагментов.

   Текущий контроль успеваемости, осуществляемый на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определённым разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знаний музыки, играя примеры для всей группы (или запись фрагментов музыки).

   Под контролем должно находиться усвоение всего материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается , если проверочные его функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.

Для того, чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, для итогового контрольного урока можно давать вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, заканчивающих обучение в ДШИ. Это могут быть музыкально-исторические вопросы, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Данное занятие может иметь форму конкурса, олимпиады.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Оценочные баллы целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе.

Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных с учётом тенденции роста учащихся. При их выведении необходимо учитывать все выступления учащихся:

-поурочная работа

-контрольные уроки

-участие в концертах, конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Итоговая отметка за последний год обучения идёт в «Свидетельство об окончании  образовательной программы «Общее музыкальное образование ДМШ.

       

8. Механизм оценки:

-Фронтальный опрос;

-Беглый текущий опрос;

-Систематическая проверка домашнего задания;

-Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по индивидуальным карточкам;

-Тестирование на закрепление знаний;

-Контрольные уроки в конце полугодий.

Критерии оценки

В ДМШ практикуется пятибалльная система оценок. По этой причине при выставлении отметок могут учитываться все « + » и « - ».

Оценка «5» - «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература. Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в практике.

Оценка «4» - «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания музыкального произведения, теоретического материала, но допущены некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других форм работы.

Оценка «3» - «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями, требуемыми по программе.

Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.

10. Планируемые результаты обучения.

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание творческих биографий наиболее известных зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • знание в соответствии с программными требованиями наиболее популярных музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • навыки по выполнению элементарного теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
  • знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о музыке;
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Содержание и структура предмета

   Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.

   Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведённое для этого время.

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

-Открытые уроки с присутствием родителей учащихся;

-Зачёт по накопленным навыкам;

-Урок-состязание;

-Конкурсы, викторины, познавательные игры.

  Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Тематический план.

Первый год обучения

I полугодие

1. Введение, предмет «Музыкальная литература».                               1 ч

Содержание музыкальных произведений.

Вокальные и инструментальные произведения.

Музыкальный материал – Р.Шуман «Альбом для юношества», П.И.Чайковский «Детский альбом», А.К.Лядов «Кикимора», Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (по выбору педагога).

 

2. Мелодия.                                                                      3 ч

 2.1 Особенности строения мелодий на примерах песен из детского репертуара. Понятия – мотив, фраза, предложение, кульминация, каданс.

 2.2.  Мелодия в вокальной музыке

Связь музыки со словом в жанрах песни и романса. Понятия – музыкальная интонация, речитатив, кантилена. Музыкальный материал – песни из детского репертуара,  Ф.Шуберт «Форель», М.П.Мусоргский «В углу» из цикла «Детская «,  С.В.Рахманинов «Вокализ».

2.3.  Мелодия в инструментальной музыке

Музыкальный материал – Ф. Шопен «Ноктюрн» Es dur, Г.В.Свиридов «Упрямец» из цикла «Альбом пьес для детей», К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей».   

3. Лад.                                                                             1ч.

Музыкальный материал – Ф.Шуберт «Липа» из вокального цикла «Зимний путь», Э.Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер-Гюнт».         

4. Ритм, размер, темп                                                                3ч.

4.1. Влияние ритма на характер музыкальных произведений. Ритм, размер, темп – главные выразительные средства в танцевальной и маршевой музыке.

4.2 Характерные черты церемониальных и траурных маршей. Музыкальный материал – Р.Шуман «Солдатский марш» из цикла «Альбом для юношества», С.С.Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Л.Бетховен «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для фортепиано №12, П.И.Чайковский «Похороны куклы» из цикла «Детский альбом».

4.3 Танцевальные жанры                                                                3ч

Двухдольные танцы – Гопак, Трепак, Полька, Краковяк. Музыкальный материал – П.И. Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик» и «Полька» из цикла «Детский альбом», К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок» из цикла «Детский уголок» (Регтайм).Трехдольные танцы – Лендлер, Вальс, Менуэт, Полонез, Мазурка. Музыкальный материал – «Вальсы» Ф. Шуберта, Ф. Шопена, В.А. Моцарт «Менуэт» из оперы «Дон Жуан», Ф. Шопен «Полонез» А dur и «Мазурка» В dur ор.7 №1, М.И. Глинка «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин».

Четырехдольные танцы – Аллеманда, Гавот. Музыкальный материал – И.С. Бах «Аллеманда» из «Французской сюиты» c moll, «Гавот» из 1 симфонии С.С. Прокофьева.

5. Гармония                                                                         1ч

Музыкальный материал – Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», К.Дебюсси Прелюдия «Паруса» и «Маленький пастух» из цикла «Детский уголок», П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».       

 6. Регистр, штрихи, динамика                                                    1ч.

Музыкальный материал – Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки», К.Дебюсси «Колыбельная Джимбо» из цикла «Детский уголок».  1

7. Фактура                                                                          2ч

Полифоническая, аккордовая и гомофонно-гармоническая фактуры. Понятия – полифония, имитация, гомофония. Музыкальный материал – И.С. Бах «Инвенция» F dur, П.И.Чайковский «Молитва» из цикла «Детский альбом», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт».         

8. Контрольный урок.                                                                   1ч

II полугодие

 9. Знакомство с певческими голосами                                              1ч.

Музыкальный материал – сольные номера из опер М.И.Глинки «Руслан и Людмила», В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро».

 10. Инструменты симфонического оркестра.                                        7 ч

10.1 Струнная группа             

Музыкальный материал – Н.Паганини «Каприсы» №9 или №24 (скрипка), С.С.Прокофьев «Улица просыпается» из балета «Ромео и Джульетта» (альт с фортепиано), П.И.Чайковский «Вариации на тему рококо» (виолончель),  К.Сенс-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных» (соло контрабаса). А. Вивальди «Времена года», «Весна» 1 ч (струнный оркестр)

10.2 Деревянно-духовая группа

Музыкальный материал – К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей» (флейта), П.И. Чайковский Симфония № 4. 2 ч. Соло гобоя. Н.А. Римский -Корсаков «Шехеразада», 2 ч. (Соло фагота) В.А.Моцарт Концерт для кларнета с оркестром (I часть), П.И.Чайковский «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» (флейта, альт, фагот).

10.3 Медно-духовая группа

Музыкальный материал –П.И. Чайковский симфония №5 ,2 ч. Соло валторны., Дж.Верди «Марш» из оперы «Аида» (труба), Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (тема богатырей – валторны и тромбоны ), М.П.Мусоргский – М.Равель « Быдло» из цикла «Картинки с выставки» (туба).

10.4 Ударные инструменты.

Музыкальный материал – П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (челеста), М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (2 тема – колокольчики), Б. Барток «Музыка для струнных, ударных и челесты» (III часть – глиссандо литавр, ксилофон ).

10.5 Фортепиано

Музыкальный материал – И.С.Бах «Партиты» (любой номер – клавесин), пройденные произведения для фортепиано.(прелюдии Ф. Шопена и С.В. Рахманинова)

10.6 Орган

Музыкальный материал – И.С.Бах «Токката и фуга» d moll.

10.7 Струнные щипковые инструменты

Музыкальный материал – К Дебюсси «Два танца для арфы и струнного оркестра», Плясовые наигрыши Псковской области: «Барыня» (гусли), «Русский» (балалайка), «Трепак» (тальянка), «Камаринская» (скрипка, цимбалы, аккордеон).          

11. Музыка в театре                                                                7 ч                                                             

11.1 Музыка в драматическом спектакле. Её драматургическая роль

Музыкальный материал -Музыка Э. Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт»: «Утро», «Смерть Озе», «В пещере горного короля», «песня Сольвейг»

11.2 Опера. Рождение жанра оперы, оперные театры мира. Синтетическая природа жанра

Музыкальный материал – М.И. Глинка . Опера «Руслан и Людмила» Каватина Людмилы, вторая песня Бояна, Ариозо Руслана, Танцы – «Лезгинка».

11.3 Балет .Рождение балета. Сооотношение танца и музыки

Музыкальный материал –П.И.Чайковский «Щелкунчик». Дивертисмент 3 д.

12. Программно-изобразительная музыка                                              3

Музыкальный материал – К.Сен-Санс «Карнавал животных», Дебюсси «Детский уголок» (фрагменты), Равель «Моя матушка-гусыня»

13. Контрольный урок.                                                                 1 ч.  

Второй год обучения

Зарубежная музыка

I полугодие

1   Старинная музыка

1.1 Музыкальное искусство Эпохи Возрождения                                      2ч

Живопись, скульптура, литература, театр того времени, небывалый расцвет светской музыки. Знакомство со старинными вокальными и инструментальными жанрами (мадригал, ричеркар, канцона, павана, гальярда, спаньелетта). Музыкальный материал – Орландо Лассо «Эхо», пьесы для лютни, виолы и верджинеля (Фр. да Милано, В.Галилеи, Г.Нейзидлер, Дж.Булл, У.Берд, О.Гиббонс и анонимных авторов – по выбору педагога).

1.2 Барокко в музыке                                                                   2ч

Архитектура, скульптура, живопись, театр XVII – пер. половины XVIII веков. Опера, органная, скрипичная и клавирная школы. Музыкальный материал – К.Монтеверди «Плач Орфея» из оперы «Орфей», Г.Перселл «Жалоба Дидоны» из оперы «Дидона и Эней», А.Вивальди «Времена года», пьесы для клавесина Ф.Куперена и Ж.Ф.Рамо.          

2   И.С.Бах                                                                            5ч

2.1 Творческий облик композитора (музыкальные фрагменты: Финал из оркестровой сюиты №2, «Ave Maria»).

2.2 Органные произведения («Токката и фуга» d moll, органные хоральные прелюдии).

2.3 Произведение для клавира («Инвенции», «Хорошо темперированный клавир» I том С dur и c moll, «Французская сюита» c moll).

2.4 Вокально-инструментальные произведения (фрагменты из «Мессы» h moll, «Страстей по Матфею»).         

3   Классицизм в музыке                                                           1ч

Французская живопись, скульптура, архитектура, литература XVII-XVIII веков. Музыкальное искусство эпохи Просвещения. Музыкальные фрагменты из оперы К.В.Глюка «Орфей».         

4   Й.Гайдн                                                                          5ч

4.1 Творческий облик композитора (музыкальные фрагменты из «Прощальной симфонии»).

4.2 Сонатно-симфонический цикл на примере симфонии №103 Es dur.

4.3 Соната D dur или e moll.

5. Контрольный урок                                                                    1ч   

Второе полугодие

6   В.А.Моцарт                                                                        5ч

6.1 Творческий облик композитора (музыкальные фрагменты: «Маленькая ночная серенада»; «Dies irae», «Lacrymosa» из Реквиема).

6.2 Симфония №40 g moll.

6.3 Опера «Свадьба Фигаро» или «Волшебная флейта».

6.4 Соната по выбору.       

7   Л.Бетховен                                                                       5ч

7.1 Творческий облик композитора (музыкальные фрагменты из сонат для фортепиано №14 и 23, симфонии № 6).

7.2 Соната для фортепиано №8 c moll

7.3 Симфония №5 c moll

7.4 Увертюра «Эгмонт».   

8   Романтизм в музыке                                                               1ч

Живопись, литература, театр, балет в пер. половине XIX века. Музыкальное искусство этой эпохи: расцвет национальных композиторских школ, появление новых жанров, музыкальный театр. Музыкальный материал – Ф.Мендельсон «Песни без слов», Р.Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».  1

8   Ф.Шуберт                                                                           2

8.1 Творческий облик композитора (музыкальные фрагменты: пьесы для фортепиано «Музыкальные моменты», «Экспромты», песни, Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», баллада «Лесной царь»).

8.2 «Неоконченная симфония» h moll. 4

9   Ф.Шопен                                                                          2ч

9.1 Творческий облик композитора.

9.2 Фортепианные сочинения: «Мазурки» (Ор. 7 №1 B dur, Ор.17 №4 а moll, Ор.45 №5 F dur), «Полонез» А dur, «Прелюдии» (№4 e moll, №6 h moll, №7 А dur, №15 Des dur, №20 c moll), «Ноктюрны» (Ор.48 №1 c moll, Ор.55 №1 f moll) и «Этюды» (Ор.10 №3 E dur, №12 c moll). 4

10. Творческий облик Р.Шумана.  Ф.Листа.

Музыкальный материал- Шуман «Карнавал», Лист «Венгерская рапсодия» № 2. 1ч

11. Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. Творческий облик К.Дебюсси.

Музыкальные фрагменты: «Прелюдии», «Послеполуденный отдых Фавна».

12. Контрольный урок                                                                    1ч

Третий год обучения

Отечественная музыка.

I полугодие

         

1   Русское народное творчество: колядки, веснянки, былины, исторические песни, лирические и колыбельные песни, плясовые и хороводные песни.               2ч

2   Музыкальное искусство России в первой половине XIX века                 2ч

Архитектура, живопись, литература того времени. Творчество А.А.Алябьева, А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева. Музыкальный материал – романсы этих композиторов: «Соловей», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая».      

3   М.И.Глинка                                                                     7ч

3.1 Творческий облик композитора.

3.2 Произведение для оркестра: «Камаринская», «Вальс-фантазия».

3.3 Романсы и песни.        

3.4 Опера «Жизнь за Царя». Интродукция. Каватина и рондо Антониды, трио «Не томи, родимый», Полонез, вальс, краковяк, мазурка. Песня Вани, свадебный хор, романс Антониды, Сцена в лесу. Ария Сусанина, Эпилог

4   А.С.Даргомыжский                                                            2 ч

4.1 Творческий облик композитора. Фрагменты из оперы «Русалка».

4.2 Романсы и песни.        

5   Русское музыкальное искусство второй половины XIX века                   2 ч

Литература, живопись и музыка того времени. Музыкальный материал – М.А.Балакирев «Исламей». Рубинштейн Романс «На воздушном океане» из оперы «Демон»

II полугодие

6   А.П.Бородин                                                                     4ч

6.1 Творческий облик композитора. Музыкальный материал: романсы и песни («Для берегов отчизны дальней», «Песня темного леса», «Спящая княжна»), 2 квартет III часть.

6.2 Опера «Князь Игорь». Пролог, Сцена затмения, Ария Игоря, Ария Кончака, половецкие пляски, Хор поселян, Плач Ярославны. 

6.3 Симфония №2 си минор «Богатырская».1 ч – подробно, 2,3,4 – обзорно.           

7.  М.П. Мусоргский                                                                  5ч

7.1 Творческий облик композитора. Музыкальный материал: песни – «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Озорник»; номера из оперы «Хованщина» ( песня Марфы, Рассвет на Москве-реке).

7.2 Опера «Борис Годунов». Вступление, Хор «На кого ты нас плокидаешь», Сцена коронации (целиком), монолог Пимена, Сцена в корчме (целиком). Песня про комара, Монолог «Достиг я высшей власти», Сцена с курантами, Хор «Расходилась-разгулялась»

7.3 «Картинки с выставки». 3-4 пьесы по выбору преподавателя.     

8.  Н.А. Римский-Корсаков                                                        4ч

1.1 Творческий облик композитора. Музыкальный материал: «Испанское каприччио», номера из оперы «Садко».

1.2 Опера «Снегурочка». Вступление, песни и пляски птиц. Ария и ариетта Снегурочки. Хор «Ай. Во поле липенька», Третья песня Леля, шествие Берендея, Сцена таяния.

1.3 Симфоническая сюита «Шехеразада».      6

2   П.И. Чайковский                                                              4 ч

2.1 Творческий облик композитора. Музыкальный материал: пьесы из фортепианного цикла «Времена года», номера из балета «Щелкунчик». Романсы

2.2 Симфония №1 или 4. (обзорно)

2.3 Опера «Евгений Онегин». Вступление. Ария Ленского, Сцена письма Татьяны (целиком), Вальс, Сцена ссоры: 5 картина (целиком). Полонез 6 картины.

IV год обучения

I полугодие

Отечественная музыка

1.  Русская культура рубежа XIX-XX веков                                        3

Литература, живопись, музыка того времени. Музыкальный материал – А.К.Лядов «Баба-Яга» или «Кикимора», Глазунов «Раймонда» (фрагменты), Танеев «Иоанн Дамаскин» (фрагменты) 1

4   Творческий облик А.Н. Скрябина. Прелюдии ор. 11, этюд dis moll соч.8 №12.      2

5   Творческий облик С.В. Рахманинова. Романсы, фортепианные сочинения (Прелюдии или 2 фортепианный концерт).                                                        2

6   Творческий облик И.Ф. Стравинского. Балет «Петрушка».

7. Музыкальная культура России в 20е гг ХХ века . Конструктивизм . Мосолов «Завод» 1                       

8. Творчество С.С. Прокофьева                                                          5

8.1 Творческий облик С.С. Прокофьева. Фрагменты из опер и балетов ( по выбору), цикл «Мимолётности» (3-4 на выбор)

8.2 Кантата «Александр Невский».

8.3 Балет «Ромео и Джульетта» или «Золушка».

8.4 Симфония №7.

9. Творчество Д.Д. Шостаковича                                                       4 ч

9.1 Творческий облик Д.Д. Шостаковича. Музыкальный материал: Симфония № 1 (фрагменты)романсы (по выбору), музыка к кинофильму «Овод».

9.2 Симфония № 7.

9.3 Прелюдии и фуги. Прелюдия и фуга Ре мажор.

10. Контрольный урок.

II полугодие

11. Творческий облик А. Хачатуряна.Фрагменты из балета «Спартак»           1

12. Творческий облик Г.В.Свиридова.                                                1

Музыкальный материал: музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель», «Поэма памяти С.Есенина».        

13 Творческий облик Р.К.Щедрина. Музыкальные фрагменты: альбом пьес для     1ч фортепиано «Подражание Альбенису», «Озорные частушки» для симфонического оркестра. 1 I год обучения. Знакомство со средствами музыкальной выразительности, жанрами, формами, инструментами.

14. Творческий облик В. Гаврилина. Балет «Анюта» фрагменты.                     1 ч

15. Зарубежная музыка ХХ века.                                                       6 ч.

 Краткие характеристики и творческие портреты Б. Бартока, К. Орфа, А. Оннегера, п. Хиндемита . Данный раздел может содержать локлады учащихся по различным темам.

16. Музыкальные театры России и мира . Обзор. Выдающиеся оперные певцы. 2ч. Известные оперные дирижёры и режиссёры.

17. Знаменитые концертные залы и оркестры Росиии и мира . Деятельность выдающихся дирижёров ХХ века .                                                                2 ч

18. Великие инструменталисты -исполнители ХХ века. 2ч

19. Рассказ о своих музыкальных впечатлениях                                     2 ч.

Библиографический список

1.    Александрова В. Есть внутренняя музыка души // Музыка в школе, 1990, №3. С. 29-31.

2.    Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.,1965.

3.    Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям. Вып. 3 М., 1976. С. 71-86.

4.    Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. М., 2000.

5.    Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977.

6.    Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.

7.    Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.

8.    Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С. 31-47.

9.    Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учебное пособие. М., 1987.

10.  Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.

11.  Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып. I-III. М., 1998.

12.  Калинина Г., Егорова Л. Пособие по музыкальной литературе. Вып IV. Тесты по отечественной музыке XX века. М., 1998.

13.  Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000.

14.  Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988.

15.  Максимова Л. Сейчас нельзя учить детей по старинке // Сов. Музыка, 1979, № 11. С.49-51.

16.  Михеева Д. Методическая записка по музыкальной литературе – на правах рукописи.

17.  Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.

18.  Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.

19.  Роллан Р. О месте занимаемом музыкой во всеобщей истории / Даттель Е. Музыкальное путешествие. М., 1970. С.10-22

20.  Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в детской музыкальной школе // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С.74-89.

21.  Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.

22.  Фрумкис Т. Новое в музыкальном материале для начального курса музыкальной литературы. М., 1978.

23.  Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. М.,1990.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!