Связь биографии Эмиля Гилельса с его творчеством

Г.

«Эмиль Гилельс»

Преподаватель Жукова С. А.

 

 

Имя Эмиля Гилельса связывают с эпохой расцвета советского инструментального исполнительства. Он был одним из первых отечественных пианистов, которые стали лауреатами международных конкурсов фортепианного искусства.

Стиль игры Гилельса величественный, торжественный, сам по себе является одним из символов советского искусства.

 

 

Эмиль Гилельс родился 19 октября 1916 г. в Одессе.

Гилельс, в отличие от многих своих коллег по сцене, появился на свет не в музыкальной семье, а в семье рабочего. Мать артиста была домохозяйкой и занималась воспитанием сына. Ей удалось привить мальчику любовь к искусству.

Эмиль увлекался музыкой, театром, с большим интересом следил за зарождавшимся в то время советским кинематографом. В детстве Эмиль был настолько увлечен искусством, что порой организовывал театральные спектакли. Актерами были ребята соседних дворов. Режиссером же данных представлений неизменно являлся он сам.

В очередной раз, проводя параллели с советской эпохой, которая воспитала пианиста, следует упомянуть: год рождения Эмиля Гилельса – 1916-й. То есть он появился на свет незадолго до Великой Октябрьской революции. Младшая сестра пианиста, Елизавета, тоже стала музыкантом. В качестве инструмента она выбрала для себя скрипку.

 

Первые шаги в музыке

Первым преподавателем музыки для юного дарования был известный в то время в Одессе музыкальный педагог Я. Ткач. Заслуга этого учителя была в том, что природные задатки мальчика очень скоро развились настолько, что к подростковому возрасту Эмиль был способен давать небольшие концерты, исполняя классические произведения крупных форм.

 

Педагог, занимавшийся с 13 летним Эмилем, описывал набор природных и профессиональных задатков Гилельса. Он выделял:

· Руки, по которым можно распознать будущего гениального пианиста.

· Эмиль был наделён абсолютным музыкальным слухом и исполнительским чутьем.

Сочетание таких данных, которыми наградил Всевышний этого потрясающего виртуоза, позволило ему впоследствии создать свой неповторимый стиль музыкального исполнительства, названный позже монументальным стилем советской эпохи.

Многие музыковеды говорят, что творческая индивидуальность исполнителя складывается из таких свойств личности, как характер и темперамент. Эмиль Гилельс считал, что время требует от него особого мощного энергетического посыла.

 

Поступление в консерваторию

После окончания музыкальной школы в пятнадцатилетнем возрасте Эмиль Гилельс поступает в Одесскую консерваторию, с легкостью выдержав экзаменационные испытания. Весь период обучения в консерватории Эмиль продолжал активную концертную деятельность.

Одновременно с Эмилем в консерваторию сдавал вступительные экзамены еще один будущий виртуоз - всемирно известный пианист Святослав Теофилович Рихтер.

 

Предлагается прослушать произведение – С. Рахманинов «Прелюдия соль минор»

в исполнении Эмиля Гилельса (советский пианист, музыкальный педагог).

Московская консерватория и мировая слава

После получения диплома уже снискавший определенную известность в своём городе и в его окрестностях молодой исполнитель уезжает в Москву, где поступает в Московскую консерваторию по классу исполнительства. Его педагогом и наставником в течение 5 лет был известный музыкальный деятель Генрих Густавович Нейгауз. Уже обучаясь в Одесской консерватории, Эмиль Гилельс стал победителем Всеукраинского конкурса исполнителей. Получая образование в Москве, пианист становился лауреатом всех крупных конкурсов страны. Его творческая деятельность имела поистине огромные масштабы. В гастрольный маршрут входили сотни городов Советского Союза.

В 1945 году впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Англии, США, Японии, Польше, странах Скандинавии и др. В 1954 году первым из советских музыкантов выступил в зале «Плейель» в Париже. В 1955 году стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где исполнил Первый фортепианный концерт Петра Чайковского и Третий концерт Сергея Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке, прошедший с огромным успехом.

 

Предлагается прослушать произведение – В-А. Моцарт «Фантазия»

в исполнении Эмиля Гилельса (советский пианист, музыкальный педагог).

 

Педагогическая деятельность

С 1938 по 1974 год он преподавал в Московской консерватории (с 1952 года — профессор). Среди его учеников наиболее известны М. В. Мдивани, В. П. Афанасьев, И. М. Жуков и Ф. И. Готлиб.

 

Связь биографии Эмиля Гилельса с его творчеством

По словам его близких, он был человеком немногословным, серьезным, которому, однако, не было чуждо некоторое ироническое отношение к себе и окружающим людям. Его высокий рост, крупное, почти атлетическое телосложение полностью соответствуют тому фирменному звуку, которого он добивался, прикасаясь к клавишам своего инструмента. Этот стиль исполнителя являлся отражением его непростой, но в тоже время героической эпохи.

Это было время грандиозных строек, зарождения большинства крупных промышленных предприятий Советского Союза. Значительным событием в жизни исполнителя стала Великая Отечественная война, когда он выступал перед сотнями и тысячами солдат на фронте. Вся суровость того времени, а также особенные черты индивидуальности пианиста отразились на его специфическом музыкальном почерке.

Специалисты говорили, что его стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественном инструментальном исполнительстве за всю историю существования Советского Союза.

Он был любимым пианистом трех правителей этой державы: Иосифа Виссарионовича Сталина, Никиты Сергеевича Хрущева и Леонида Ильича Брежнева.

Как отмечают историки, Эмиль Гилельс вёл скромную жизнь, не любил общение с прессой. Те фотографии, которые сохранились в его архивах и которые представлены на обложках дисков, не отличаются позёрством или стремлениям внешними эффектами достичь внимания публики. Кажется, что всей своей жизнью Гилельс добивался того, чтобы сфокусировать внимание поклонников на его музыкальном творчестве, избавив тем самым их от каких-либо других отвлекающих факторов.

 

Универсальный пианист

Эмиль Григорьевич широко известен своей деятельностью в области звукозаписи. Его интерпретации многих произведений музыкальной классики, в том числе всех концертов Бетховена, были записаны им и сохранены для потомства в потрясающем исполнении.

Он не раз вводил журналистов в заблуждение своей универсальностью. Критики, которые рукоплескали ему как бетховенисту, не знали, что делать, когда в скором времени выходила пластинка с потрясающим исполнением фортепианного концерта Моцарта, где Эмиль с присущим ему блеском играл свою партию.

Ему была присуща специфическая трактовка музыкальных произведений. Энергичная, направленная на создание воодушевляющего и жизнеутверждающего настроения у слушателей.

 

 

Исполнительская практика Эмиля Григорьевича Гилельса была также универсальна, как и его стиль, и техника. Он участвовал как в исполнении сольных музыкальных программ, так и играл партии в концертах для фортепиано с оркестром различных композиторов.

Также пианист не обходил вниманием фортепианные дуэты и трио.

Уход великого пианиста

Эмиль Гилельс скончался в октябре 1985 года, не дожив всего несколько лет до распада Советского Союза - той страны, которая воспитала его, и которую он прославил своей деятельностью.

 

О великом музыканте

Наследие артиста включает в себя сотни записанных произведений, от музыки эпохи барокко и до творчества композиторов двадцатого века. Он прекрасно исполнял как Шостаковича, современником которого являлся, так и Баха, и Фредерика Шопена.

Его совершенные интерпретации классических произведений музыкального искусства увековечены в записях, произведенных в ведущих студиях мира.

Стиль игры Эмиля Гилельса остается современным и в настоящее время, поскольку именно сейчас не хватает той мощи, грациозности и точности соблюдения всех нюансов в прочтении шедевров прошлых столетий, которым отличалось его исполнение.

В игре Эмиля Гилельса отсутствует «искусственное» украшательство, манерность, чрезмерная искусственная красивость. Сдержанность, точность и напористость - вот что отличало исполнительство этого виртуоза.

 

Рекомендуется прослушать произведение – Э. Григ. «Фортепианный концерт ля минор»

в исполнении Эмиля Гилельса (советский пианист, музыкальный педагог).

Интересные факты:

· На родине пианиста есть его именная плита на местной Аллее звёзд.

· На доме, где родились одарённые дети (Эмиль и его сестра), висит мемориальная доска.

· Уже после смерти великого музыканта о творческой биографии и личной жизни Эмиля Гилельса его супруга написала книгу, которая называется «Мой Гилельс».

· У академических музыкантов есть давняя традиция вести свою творческую родословную. То есть каждый студент консерватории или музыкального училища знает, у кого учился его преподаватель, преподаватель его преподавателя и так далее. Следуя подобной логике, Эмиль Григорьевич Гилельс – правнук Шопена.

· Среди наиболее интересных вопросов журналистов о жизни Эмиля Григорьевича был такой: «Являлся ли Гилельс человеком с веселым характером?». Его внук Кирилл ответил, что дед, как любой одессит, ужасно любил анекдоты. Ему нравились более тонкие шутки. Например, анекдоты на профессиональную тему, касающиеся искусства, культуры.

· Эмиль Григорьевич Гилельс:

1. Являлся членом жюри крупнейших международных исполнительских соревнований (Конкурс имени королевы Елизаветы (Брюссель) и Конкурс имени Лонг и Тибо (Париж) и др.).

2. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх Международных конкурсах имени Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

3. Являлся почётным членом Лондонской королевской академии музыки (1969).

4. Почётным профессором Музыкальной академии Ф. Листа (Будапешт, 1970).

5. Почётным академиком Национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1980).

· В 2016 году широко отмечалось столетие со дня рождения пианиста. К этому событию фирма «Мелодия» выпустила коллекцию из пятидесяти дисков исполнителя, включая ранние, малоизвестные записи.

 

Источники:

 

1. Википедия

2. Elegantnewyork

3. В Мире музыки

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!