Из поэмы «Плач о падении Константинополя»

Суть византийской модели взаимоотношения церкви и государства раскрывается в современном документе РПЦ «Основы социальной концепции Русской Православной церкви». Он был принят Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (2000 г.).

Ш. Церковь и государство

Ш.4. «Эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходит от представителя государственной власти. Точно также и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасение, а не потому, что власть его происходит от власти епископа. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение цели, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.

В 6-й новелле святого Юстиниана сформулирован принцип, лежащий в основе симфонии Церкви и государства: "Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем". Руководствуясь этой нормой, император Юстиниан в своих новеллах признавал за канонами силу государственных законов.

Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в "Эпанагоге" (вторая половина IX века): "Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства".

Источник: О социальной концепции русского православия/ Под. ред. М.П. Мчедлова; М., Республика, 2002, с. 265 - 266.

 

 

Македонская династия.

(867 - 1056)

Основателем династии был армянин из крестьян фемы Македония Василий I Македонянин (867 - 886). Отсюда его прозвище и название династии. Затем вслед за ним правили:

· Лев VI (886 - 912)

· Александр (брат Льва VI) - (912 - 913);

· Константин VII Багрянородный (сын Льва VI) (913 -959);

· Роман I Лакапин (тесть Константина VII) (920 - 944) - соправитель Константина VII, узурпировавший фактически власть.

· Роман II (сын Константина VII) (959 - 963);

· Никифор II Фока (963 -969) - пришел к власти в результате мятежа малоазийской военной знати, женился на вдове Романа II;

· Иоанн I Цимисхий (969 - 976), воцарился после аристократического переворота, женился на дочери Константина VII;

· Василий II Болгаробойца (сын Романа II) (976 - 1025);

· Константин VIII (брат Василия II) (1025 - 1028);

· Роман III Аргир (1й муж Зои - дочери Константина VIII) (1028 - 1034);

· Михаил IV Пафлагон (2й муж Зои) (1034 - 1041);

· Михаил V Калафат (племянник Михаила IV, усыновленный Зоей) (1041 - 1042);

· Зоя и Феодора (дочери Константина VIII) (1042);

· Константин IX Мономах (3й муж Зои) (1042 -1055);

· Феодора (1055 - 1056).

Эти годы называют "золотым веком" византийской государственности.

Выдающиеся церковные деятели Византии

 

 

Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок.330-379). Церковный деятель, теолог, философ – платоник. Представитель патристики (греч. pater, patros, - отец) - произведения «отцов церкви» II -VIII вв., в которых изложены основы христианского богословия и философии.

Епископ г. Кесарии (Малая Азия). Брат Григория Нисского. Выступал против арианской ереси. Принципы христианской космологии изложил в «Шестидневе». «Отцы – капподокийцы» (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) учились в Афинском университете вместе с будущим императором Юлианом II Отступником (361 –363 гг.)

 

Григорий Богослов (Григорий Назианзин) (ок.330-ок.390), греческий поэт, прозаик, церковный деятель и мыслитель, представитель патристики.

Епископ г. Назианза (Малая Азия). Переносил в теологию методы платоновской диалектики. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе», «О страданиях моей души».

Григорий Нисский – (ок. 335 – ок.394), церковный писатель, богослов и философ-платоник, представитель патристики.

Епископ г. Ниса (Малая Азия). Брат Василия Великого. Разработал теорию символической интерпретации Библии. В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.

Григорий Палама (1296 –1359). Византийский теолог и церковный деятель, систематизатор исихазма. Развил идеи о различии сущности Бога и его энергий. Учение г. Паламы в 1351 признано официальной доктриной Византийской церкви.

Григорий Синаит (60 – е гг. 13в. – 40 – е гг. 14 в.). Византийский мыслитель и церковный деятель, в конце 13 – 14 вв. возродил традицию исихазма. Оказал влияние на Нила Сорского.

Иоанн Дамаскин (ок.675 – до 753) (ок.675 – ок.749)

Византийский богослов, писатель, философ, поэт, завершил и систематизировал греческую патристику. Был идейным противником иконоборчества.

Автор церковных песнопений.

Родился в Дамаске в состоятельной семье, возможно, арабской. Семья сохраняла верность христианству, но служила халифу. Неслучайно противники Иоанна называли его в Византии арабским именем Мансур.

Иоанн активный защитник почитания икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» – своеобразного энциклопедического свода.

Иоанн Златоуст – (между 344 и 354 – 407) (ок.350 –407)

Один из отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия, блестящий оратор (отсюда был назван Златоустом). Автор проповедей, панегириков, псалмов. Боролся за осуществление аскетических идеалов, нравственного самосовершенствования, критиковал общественные устои и проявления несправедливости. Рост популярности Иоанна Златоуста вызвали недовольство со стороны двора и высшего духовенства. В 403 был отправлен в ссылку, затем возвращен из-за страха перед народом, а в 404 вновь низложен и сослан.

Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400 г. В Византии и на Руси был идеалом проповедника. Канонизирован церковью.

Симеон Новый Богослов (949 –1022) византийский религиозный писатель, поэт, философ, мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности. Приближал поэтический язык к живым речевым нормам.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 2005. С.480:

 

С.А.Токарев - один из ведущих отечественных религиоведов. Главные догматические расхождения, которые и доныне разделяют западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) церкви, по его мнению, следующие:

1. Догмат западной церкви об исхождении Святого Духа и от Бога Отца и от Бога Сына ("filioque") в отличие от догмата восточной церкви, которая признает исхождение Святого Духа только от Бога Отца; это разногласие сами руководители и католической и православной церквей всегда считали главнейшим и даже единственным непримиримым.

2. Учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед Богом: эти заслуги составляют сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по усмотрению.

3. Практика индульгенций - отпущений грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда.

4. С этим же связано и католическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе в 1439 г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания души в чистилище, опять-таки по молитвам церкви (за плату со стороны родственников), может быть сокращен.

5. Учение о непорочном зачатии девы Марии, существовавшее еще в IX веке, и возведенное в 1854 г. в догмат.

6. Догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870 году.

Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетними, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр.

Канонические отличия католицизма: безбрачие всего духовенства (в православии только монашества), недопущение выхода из духовного звания, институт кардиналов, первенство пап, признание 21 (вместо 7, признаваемых православными) Вселенского Собора, запрещение мирянам читать и толковать Библию (теперь, правда, это запрещение ослаблено), нерасторжимость брака и пр.

Так в средние века возникли два христианских мира. За западной церковью утвердилось название "католическая" ("вселенская"), а за восточной - "православная" ("ортодоксальная", истинная). 

  

 

          О крахе Византийской империи

Никита Хониат

 

"Осада и взятие Константинополя латинами 1204 г. (1218г.)"

Никита Хониат родился в городе Хоне, или Колоссеях, во Фригии. Получив воспитание в Константинополе, он занимал различные высокие должности. Никита достиг звания логофета (канцлера). В эпоху взятия Константинополя латинами Никита Хониат находился на месте действия и был очевидцем катастрофы. Сам он едва успел спасти свою жизнь, благодаря счастливому случаю. Потеряв во время эмиграции жену, он вступил снова в брак и удалился на жительство в Никею. Здесь он и провел остаток жизни, посвященный им описанию плачевных событий, которые ему пришлось пережить. Никита оставил после себя большую хронику в девяти отделах, разделенных на 20 книг. Она охватывает собой 88 лет византийской истории. Начинается хроника от смерти Алексея I Комнина в 1118 г. и завершается 1206 г. (смерть Балдуина I, латинского императора). Никита написал также особый трактат с обстоятельным описанием памятников древнего искусства, которые погибли от варварства победителей в 1204 г.

«… обнажив мечи, ограбили святыни Господни, и звуком труб возбуждали коней к нападению. Не знаю, с чего начать и чем закончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди! О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Но, что страшно промолвить, и что можно было видеть глазами: божественное тело и кровь Христовы были разлиты и разбросаны по земле. Некоторые из них разбивали драгоценные чаши; их украшения прятали за пазуху, а из них пили, как из бокалов. О, предтечи антихриста и предвестники его нечестивых дел, в ожидании которых мы находимся! В те дни, как в древности, Христос был снова раздет и осмеян, и о ризах его метали жребий; недоставало только того, чтобы они пронзили его бок копьем и пролили потоки святой крови. О разграблении главного храма нельзя и слушать равнодушно. Святые аналои, затканные драгоценностями и необыкновенной красоты, приводившие в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами, вместе с другими великолепными вещами. Когда им было нужно вывезти из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с седлами: животные, пугаясь блестящего пола, не хотели войти, но они били их и таким образом оскверняли их калом и кровью священный пол храма.»

Источник: История средних веков/ Сост. М.М. Стасюлевич, СПб.: ООО «Издательство Полигон» , 1999.

Завоевание Константинополя крестоносцами
(по Роберу де Клари)

Робер де Клари - мелкий рыцарь из Пикардии, участник Четвертого крестового похода - оставил живое описание захвата Константинополя в своей хронике "Завоевание Константинополя", написанной на пикардийском диалекте старофранцузского языка. Сведений об авторе хроники почти не сохранилось.
«... приказали, чтобы все захваченное добро было снесено в некое аббатство, которое было в городе. Туда и было снесено все добро, и они выбрали 10 знатных рыцарей из пилигримов, и 10 венецианцев, которых считали честными, и поставили их охранять это добро. Когда добро было туда принесено, а оно было очень богатым, и столько там было богатой утвари из золота и из серебра, и столько златотканых материй, и столько богатых сокровищ, что это было настоящим чудом, все это громадное добро, которое туда было снесено; и никогда с самого сотворения мира не было видано и завоевано столь громадное количество добра, столь благородного или столь богатого - ни во времена Александра, ни во времена Карла Великого, ни до, ни после; сам же я думаю, что и в 40 самых богатых городах мира едва ли нашлось бы столько добра, сколько было найдено в Константинополе. Да и греки говорят, что две трети земных богатств собраны в Константинополе, а треть разбросана по свету. И те самые люди, которые должны были охранять добро, растаскивали драгоценности из золота и все, что хотели, и так разворовывали добро; и каждый из могущественных людей брал себе либо золотую утварь, либо златотканые шелка, либо то, что ему больше нравилось, и потом уносил. Таким - то вот образом начали они расхищать добро, так что ничто не было разделено к общему благу войска или ко благу бедных рыцарей или оруженосцев, которые помогли завоевать это добро, кроме разве крупного серебра вроде серебряных тазов, которыми знатные горожанки пользовались в своих банях. Остальное же добро, которое оставалось для дележа, было расхищено таким вот худым путем, как я уже вам об этом сказал, но венецианцы так или иначе получили свою половину; а драгоценные камни и великие сокровища, которые оставались, чтобы их разделить, все это ушло бесчестными путями…».

Источник: История древнего мира/ Р. Ю.Виппер. История средних веков/ А.А. Васильев. - М.: Республика, 1993. С. 498-499.

 

 

Из поэмы «Плач о падении Константинополя»

Поэма написана в XV в. неизвестным автором, в ней описывается захват Константинополя турками, грехи византийцев, приведшие их к гибели, призывы к христианскому Западу о помощи.

 

О государь мой, Константин, как горько ты погибнул!

О, пусть Господь вооружит правителей Европы

На месть святую за тебя, в защиту правой веры.

Вы, сербы скорбные, и вы, усталые валахи,

О нашей вспомните судьбе! Вы, венгры, в вашем горе

О наших вспомните цепях, о муках, о позоре!

Вы, короли, и вы, князья, услышьте эти речи:

Вам ведом долг, святой ваш долг – так будьте же достойными

Всем сердцем рвитеся изгнать язычников отселе,

Единым сонмом гряньте в бой, исполнившись отваги,

Из вашей собственной земли извергните безбожных,

Из христианских рубежей, на радость христианам.

И пусть никто и никогда не ищет дружбы с турком,

С турецким псом, поганым псом, неукротимым зверем.

О если б знали вы, как он своей коварной дружбой

И оплетает христиан и, как дракон, глотает!

Он, как антихрист, вышел в мир и топчет в прах народы,

Он цепи рабские надел на попранных ромеев,

И он грозой теперь навис над франкскими краями.

Источник: Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998  

 

 

План семинара по теме «Культура Византии»

1. Государство и церковь в Византии. Иконоборчество.

2. Внешние угрозы Византии.

3. Художественная культура Византии: архитектура и иконопись.

 

 

Список Литературы.

· Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002

· Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. - СПб.: Питер, 2007

Дополнительная литература.

· Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. СПб. : Изд-во Михайлова В.А.

· История средних веков. В 2 т.: Учебник/ Под. ред. С.П. Карпова. -Т.1. - 2е изд. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА - М.,2001

· История Европы. Т 2. Средневековая Европа. - М.: Наука, 1992

· История средних веков/Сост. М.М. Стасюлевич. - СПб.: ООО" Издательство Полигон", М.: ООО" Фирма "Издательство АСТ", 1999

· История средних веков: Европа/ А.Н. Бодак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. - МН., Харвест, 2000

· Немировский А.И.История Древнего мира: Античность: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 - ч. 2

· Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. (Пер. с англ. - Мн.: Лучи Софии. 2001

· Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви . Пер. с англ ./ Под.общ.ред. Ю.А. Вестеля - К.:Центр православной книги, 2007

· Ионина Н.А. Стамбул. История. Легенды. Предания /Надежда Ионина. - М.: Вече, 2007

· Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура/ Пер. с англ. О.О. Дмитриевой. - М.: ЗАО Центр полиграф, 2006

· Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - СПб.: Азбука - классика, 2005

· Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Република, 2005

· Ковалев С.Н. История Рима/ С.Н. Ковалев: под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. - Изд. новое, испр. и доп. - М.: АСТ; СПб; Полигон, 2006

 

                                           


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!