А) Запишите термин, который употребляют для объяснения этих различий в поведении, и дайте его определение



Б) Дайте название этим четырем персонажам, исходя из установленного вами понятия, объясняющего различие поведенческих моделей.

(1 балл за верное понятие, 2 балла за верное определение, по 1 баллу за каждый верный ответ; максимальный балл - 7).

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помните меня, еще дождь пойдет», - приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворот, и все дела!» - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотри-ка ворот поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка посмотрим, вдруг в нее пролезем», - взял в свои руки инициативу четвертый.

Ответ:____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Завершите заполнение схемы, дописав составляющие элементы указанной общей для всех изображений обществоведческой категории. Впишите в соответствующие ячейки схемы буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам (2 балла за каждый правильный элемент ответа; максимальный балл - 8).

 

 


Задание 11. Прочитайте предложения из реферата и выполните следующие задания

(1 балл за каждый правильный элемент ответа; максимальный балл - 9).

А. подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих форм культуры;

Б. впишите в них порядковые номера предложений, характеризующих формы культуры

1. Специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. 2. Характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных культурных продуктов. 3. Ее появление принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. 4. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. 5. Способна создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. 6. В ней воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.

Название формы культуры      
Характеристики      

 

Задание 12. Укажите, какое понятие иллюстрирует ряд изображений, и дайте его определение (1 балл за верное понятие, 3 балла за верное определение; максимальный балл - 4).

Ответ:____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Прочитайте текст и выполните задания. (1 балл за каждый правильный элемент ответа; максимальный балл - 8).

«Если мы поднимем вопрос, на что опирается требование религиозных учений верить в них, то получим три ответа, на удивление плохо между собой согласующиеся. Во-первых, они заслуживают веры, потому что уже наши предки им верили; во-вторых, мы обладаем свидетельствами, дошедшими до нас от той самой древности; а в-третьих, поднимать вопросы о доказательности догматов веры вообще запрещено. Подобные поползновения раньше строжайше карались, да и сегодня общество с недоброжелательством встречает попытки их возобновления.

Этот третий пункт должен пробудить в нас сильнейшие сомнения. Подобный запрет может, надо сказать, иметь только ту единственную мотивировку, что общество очень хорошо понимает беспочвенность притязаний, выдвигаемых его религиозными учениями. Иначе оно, несомненно, с великой охотой предоставляло бы всем, кто желает, самостоятельно выработать в себе убеждённость и весь необходимый для этого материал. <…>

Следует упомянуть ещё о двух попытках, которые производят впечатление судорожных усилий уйти от проблемы. Одна, насильственной природы, стара, другая изощренна и современна. Первая – это credo quia absurdum, «Верую, ибо абсурдно» отцов церкви. Сие должно означать, что религиозные учения не подчиняются требованиям разума, стоят над разумом. Их истину надо чувствовать нутром, понимать их нет надобности. Однако такое credo интересно лишь как исповедь, в качестве предписания оно обязательной силы не имеет. Неужели я обязан верить любому абсурдному утверждению? А если не любому, то почему именно этому? У разума нет вышестоящей инстанции. Если истинность религиозных учений зависит от внутреннего переживания, свидетельствующего об этой истинности, то что делать с множеством людей, у кого столь редкостного переживания нет? Можно требовать от всех, чтобы они пользовались имеющимся у них даром разума, но нельзя выводить общеобязательный долг из побудительной причины, имеющей силу лишь для ничтожного меньшинства. Если кто-то один после глубоко охватившего его состояния экстаза приобрёл непоколебимое убеждение в реальной истине религиозных учений, то что это значит для остальных?

Вторая попытка – из области философии «как если бы». Утверждается, что в нашей мыслительной деятельности нет недостатка в таких допущениях, беспочвенность и даже абсурдность которых вполне нами сознаётся. Их называют фикциями, но по целому ряду практических мотивов нам следует вести себя так, «как если бы» мы верили в эти фикции. Так нам якобы следует себя вести и в отношении религиозных учений ввиду их уникальной важности для поддержания человеческого общества. Эта аргументация недалеко ушла от credo quia absurdum («верю, ибо абсурдно»). Мне опять же кажется, что принцип «как если бы» может быть выдвинут только философом. Человек, чьё мышление не подвергалось воздействию философского искусства, никогда не сможет принять этого принципа, для него с признанием абсурдности, противности разуму весь вопрос закрывается. Его не склонишь к тому, чтобы, как раз когда дело касается его важнейших интересов, он отказался от достоверности, которой он требует в своей обычной деятельности. <…>

Загадки мира лишь медленно приоткрываются перед нашим исследованием, наука на многие вопросы ещё не в состоянии дать никакого ответа. Научная работа остаётся для нас, однако, единственным путем, способным вести к познанию реальности вне нас. Будет той же иллюзией, если мы станем ожидать чего-то от интуиции и погружения в себя; таким путем мы не получим ничего, кроме с трудом поддающихся интерпретации откровений относительно нашей собственной душевной жизни, они никогда не дадут сведения о вопросах, ответ на которые так легко даётся религиозному учению. Заполнять лакуны собственными измышлениями и по личному произволу объявлять те или иные части религиозной системы более или менее приемлемыми было бы кощунством. Слишком уж значительны эти вопросы, хотелось бы даже сказать: слишком святы. <…>

Фрейд З. Из работы «Будущее одной иллюзии»

13.1. Какую функцию религии критикует автор, противопоставляя религию науке? На основании текста назовите три различия между религиозным и научным знанием.

Ответ:____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.2. Как автор объясняет, что религиозный путь познания бесперспективен? Назовите три позитивные функции религии для индивида и общества и объясните их позитивное влияние.

Ответ:____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными (максимальный балл - 16).

1. Если хорошо устроенное государство поставит непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы… (Платон. «Законы»)

2.  Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. (Карл Маркс)

3. Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну. (Герберт Гувер)

 4. Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла. (В.С. Соловьев. «Оправдание добра. Нравственная философия»)

5. Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое – толпа (Гюстав Лебон)

6. Спад – это когда сосед теряет работу, кризис – когда работу теряете вы. (Гарри Трумэн)

7. Инновация отличает лидера от последователя. (Стив Джобс)

8. Закон – это свободный от безотчетных позывов разум. (Аристотель. «Политика»)

9. Быть сумасшедшим — это социальное понятие; для того чтобы распознать ментальные расстройства, мы пользуемся социальными мерками. (Карл Густав Юнг)


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!