B ) система образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений.



РИТОРИКА 2020 РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ

ЛЕКЦИЯ 1

· Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике. Развитие риторических традиций в России. - 4 часа

ТЕСТ К МОДУЛЮ I

1. Какие из приведенных характеристик относятся к риторике?

A) наука о формах и методах речевого воздействия на слушателей;

 Б) наука о законах и формах мышления;

B) наука о правильном построении текста;

 Г) умение четко, логично и правильно строить выступление;

Д) наука о правильном произношении слов.

 

2. Родиной красноречия является:

A) Древний Китай;

Б) Древняя Греция;

B) Древняя Русь;

Г) Древний Рим;

Д) Атлантида.

 

3. Какие слова НЕ являются синонимами слова «риторика»?

A) ораторское искусство;

Б) эпос;

 B) теория аргументации;

 Г) красноречие;

Д) творчество

 

4. К древнегреческим ораторам НЕ относятся:

A) Аристотель;

Б) Феофан Прокопович;

B) Демосфен;

Г) Петрарка;

 Д) Цицерон.

 

5. Предметом риторики является:

 A) политическая, религиозная публицистика;

Б) аргументация в публичной речи;

 B) грамматика.

 

6. Частная риторика содержит:

 A) учение об аргументации;

Б)учение о риторе;

B) учение о конкретных родах и видах словесности.

 

7. Инвенция — это:

A) общий замысел, изобретение высказывания;

Б) словесная конструкция высказывания;

B) словесное воплощение высказывания

 

7. Словесность - это:

A) текущий обмен высказываниями;

Б) организованная совокупность слов;

B ) система образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений.

 

8. Тема публичного выступления должна отражать:

A ) основную проблему;

 Б) личную позицию;

B) мнение экспертов.

 

9. В Риме после установления императорской власти исчезает ... красноречие:

A) торжественное;

Б) совещательное;

B) судебное.

 

10. Расположение (dispositio) - свод правил о...

A) словоупотреблении;

Б) техническом оформлении текста;

B) композиции.

 

11. Квинтилиан написал:

 A) три трактата об ораторском искусстве;

Б) трактат «О софических опровержениях»;

B) трактат «Краткое руководство для любителей красноречия »

Г) 12 книг риторических наставлений.

 

12. Риторика - умение находить убеждения о каждом данном предмете, — сказал...

А) Аристотель;

 Б) Платон;

 Б) Сократ;

Г) Ломоносов.

 

13. Стиль бывает... средний, высокий.

A) низкий;

 Б) бесформенный;

B) ясный;

Г) простой.

 

15. Кто написал первый русский учебник «Риторика»?

 A) Ломоносов;

Б) Феофан Прокопович;

B ) Митрополит Макарий.

 

16. Кого назвал Н. М. Карамзин «отцом русского красноречия»?

A ) Ломоносова;

Б) Митрополита Макария;

 B) Феофана Прокоповича;

Г) Хераскова

 

17. Кто из русских ученых выделил три типа фигур по их функции и характеру образования?

 A) Ломоносов;

 Б) Мерзляков;

B ) Галич;

Г) Кошанский.

 

18. Кто был автором популярных учебников XIX в. «Общая риторика» и «Частная риторика»?

A) Мерзляков;

Б) Кошанский;

B) Зеленецкий;

Г) Галич.

 

14. Для кого звучащая речь НЕ является профессиональной необходимостью?

A) лектор;

Б) юрист;

B)учитель;

Г) палеонтолог

 

20. Кто автор книги «Правила высшего красноречия»?

A ) Сперанский;

Б) Ломоносов;

B) Зеленецкий;

 Г) Кошанский.

Человек рано осознал великую силу слова, его мощное влияние на массы. Об этом свидетельствуют пословицы, легенды, предания. Так, в Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к дельфийскому оракулу (жрецу). Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушенного в военном деле и вдобавок еще и хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, ~ силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспряли духом и разбили врага. Однако звучащее слово - великая сила только тогда, когда человек умеет превратить простое «словоговорение» в «словодействие». Звучащее слово - всегда речевой поступок, направленный на изменение ситуации. Выступая перед аудиторией, оратор совершает риторический поступок, он ставит перед собой задачу: поддержать позицию одних, вызвать сомнение в правильности суждений других, заразить желанием действовать, искать и находить истину третьих. Речевое действие должно быть направлено на результат. К сожалению, нередко оратор просто докладывает содержание своего выступления, информирует слушателей, не выявляя своей позиции, взглядов, оценок, отношения, не пытаясь достичь какой-то действенной цели. Именно риторика помогает добиться результата в речевой деятельности, учит искусству убеждающей речи. Риторика возникла очень давно, путь ее был тернист: она то расцветала пышным цветом, то угасала... Неожиданный интерес к риторике в 60-е гг. XX в. сначала показался просто очередной модой, но постепенно риторика заняла прочное место в системе современного научного знания. Риторика как наука об условиях и формах эффективной коммуникации и межличностного общения стала важнейшей системной компонентой подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста, умеющего противостоять воздействиям постоянно меняющейся внешней среды.

Сегодня любой профессионал должен владеть не только прочными специальными знаниями, но и основами гуманитарной культуры, одна из составляющих которой - культура профессионального речевого общения.

Цель курса - содействовать воспитанию современного делового человека как социально-активной личности, способной изменить к лучшему жизнь общества, добиться результатов в деловой сфере.

Основными задачами курса являются: - развитие навыков построения письменной и устной речи; - раскрытие основных законов теоретической и практической риторики,основ аргументации; - развитие умений понимать строение ораторского произведения и замысла автора; - упражнение в построении различного рода устных и письменных высказываний; - усвоение навыков письменной работы со словом; - развитие навыков публичного выступления. Такая ориентация процесса обучения делает необходимым обращаться к различным направлениям научных исследований в языкознании: психолингвистике, функциональной стилистике, стилистике текста и др.

 

Что такое риторика? Что является ее предметом? Что она изучает? Чем отличается от других предметов?

 

Первое известное определение риторики было дано Аристотелем: "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета." Такой взгляд на риторику как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию разрабатывался и последовательно излагался в трактатах Исократа, Гермагора, Аполлодора.

Другой подход дает нам римская традиция, считавшая риторику наукой о "хорошей речи", причем в это определение вкладывалось как требование убедительности речи, так и внимание к выражению, к словесному оформлению. Дальнейшая судьба риторики связана с усилением этой тенденции — на первое место выходит интерес к форме, красивость выражения становится основным мерилом практики.

Распространенным представлением о риторике как о напыщенном "внешне красивом, но малосодержательном произведении речи" мы обязаны этой ветви риторической практики. Именно тогда появилось выражение "пустая риторика" и выработалось устойчивое негативное отношение к этому термину.

А.К. Авеличев: "Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта."

Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения.

Как писал Н.Ф. Кошанский: "Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. — Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель."

Все многообразие частных риторик объединяется в две ветви — гомилетику и ораторику.

Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации.

Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию, поэтому каждая речь здесь должна быть достаточно завершенной (ср., например, судебную речь). Ораторика традиционно подразделялась на а) судебное, б) бытовое, в) социально-политическое красноречие. В наше время последняя ветвь весьма сильно разрослась, так что стало возможным разделить социально-политическое красноречие в свою очередь на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику и т. д.

 

Риторика ограничивается изучением речи, созданной с определенной целью и адресованной конкретной аудитории. Ориентация риторических текстов на целесообразное воздействие на аудиторию делает их особым явлением среди текстов, что проявляется и в содержании (системе аргументации), и в построении (композиции), и в стиле (словесной оболочке), и в соответствующем способе произнесения. Поэтому некоторые виды речи полностью относятся к риторике (публичная речь, пропаганда, письма). Из других видов речи относится лишь то, что соответствует заданным риторикой условиям (документы, научные сочинения, массовая информация).

например, стихотворение "Белеет парус одинокий" должно быть признано нериторическим текстом, поскольку оно является средством самовыражения автора и не имеет целью непосредственное воздействие на определенную аудиторию; в то же время "На смерть поэта" может быть отнесено к риторике, поскольку в нем есть определенная задача (заклеймить позором убийц Пушкина) и виден конкретный адресат речи.

А куда же мы отнесем деловую риторику? С учетом анализа самых различных трактовок понятая «риторика» деловую риторику можно определить как область человеческой культуры, включающую в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения.

Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового общения:

· деловые беседы,

· ведение заседаний,

·  публичные выступления,

· ведение дискуссий, споров,

· ведение переговоров, телефонные переговоры, деловую переписку, разрешение конфликтов.

Понятие «жанр» у М. М. Бахтина: «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами».

Таким образом объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.

· История становления риторики

Родиной красноречия считается Древняя Греция. Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась творчеством, считалась даже «царицей искусств» настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Античная риторика в ее концептуальной завершенности является неотъемлемой частью целостного античного миропонимания. Древние греки называли риторику искусством и вкладывали в это понятие вполне конкретное и определенное содержание. К V в. до н. э. в Древней Греции сформировалась культура монологической публичной речи, считалось бесспорным, что задача оратора состоит в том, чтобы: - разъяснить (что-то); - побудить (к определенному мышлению, решению или действию); - доставить слушателям удовольствие, «услаждать слушателей» оригинальной или смелой мыслью и благородными чувствами добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма. Многие ученые пытаются определить место и время рождения риторики и называют Сицилию V в. до н. э. Высшие достижения античного красноречия связывают с именем Демосфена (384-322 гг. до н. э.). Однако в Древней Греции были и другие выдающиеся риторы: Горгий, Исократ, Сократ и др. Но именно Демосфена считал звездой первой величины в ораторской элите античности Цицерон. Демосфен сыграл большую роль в развитии риторики. Как представитель патриотической интеллигенции Демосфен сумел превратить общественную трибуну в плацдарм идеологической и политической борьбы. В своих речах он выступал как политический деятель, патриот и трибун, последовательно и упорно ратовавший за мир и благосостояние своего народа. Речи Демосфена насыщены разнообразным фактическим материалом, содержат немало личных наблюдений и подмеченных в гуш;е жизни характерных деталей. Он часто дает лаконичную и образную характеристику людям, их поступкам и намерениям. Демосфен умело пользовался прямым обращением к слушателям, не оставлял без ответа никаких реплик, не терялся, когда атмосфера накалялась и политические страсти разгорались. Быстро и эффективно он парировал выпады противников. «Прошу не поднимать шума, - обращался оратор к собравшимся, - слушайте, как подобает людям». Частое обрап];ение к слушателям (к «гражданам афинянам»), мгновенная реакция на настроение аудитории были рассчитаны на то, чтобы держать слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества и единомыслия, чтобы заставить каждого активно размышлять вместе с автором над фактами и событиями, которые он излагал и оценивал. С этой же целью Демосфен задавал вопросы и сам же отвечал на них: «К чему это я говорю? — Для того чтобы...» Иногда он забрасывал публику вопросами, тотчас отвечал на них или оставлял безответными - для осмысления слушателями. Пользуясь вопросно-ответным приемом, Демосфен искусно драматизировал свою речь. В патетических местах своих речей Демосфен декламировал стихи Еврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира. Его излюбленным ораторским приемом было восклицание, например, утвердительное: Хорошо!, Отлично!; отрицательное: Нет, никогда!. Но это не так, да, не так!. Демосфен применял вопросы-восклицания: Кто бы мог подумать, что это случится?!, И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?! Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богам: Нет, клянусь Зевсом!, Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы краткие, темп то ровный и плавный, то скачкообразный и ускоренный, исполненный патетики и страстности. Сравнения, метафоры усиливали впечатления от выступлений Демосфена. Успех речей Демосфена определялся также отработанной жестикуляцией, интонационной гибкостью голоса, ораторским взором, устремленным как бы в душу слушателей. Известно, что на речах Демосфена учились ораторы разных поколений не только Древней Греции, но и далеко за ее пределами, особенно в Риме. Изучение ораторского искусства Демосфена имеет большое значение для углубленного понимания практической античной риторики. Если Демосфена можно считать великим практиком ораторского искусства, то теоретиком риторики в Древней Греции был Протагор (481-411 гг. до н. э.), считавший необходимым изучение языка и занимавшийся разработкой вопросов грамматики. Протагор написал следующие работы: «Искусство спорить», «О борьбе». Проблемами ораторского искусства занимался Горгий (483376 гг. до п. э.). Им был написан учебник риторики. Горгий так же, как и Протагор, большое значение придавал языку как важнейшему средству ораторского искусства. Он особо указывал на всепокоряющую силу слова, говорил о способности слова проникать в человеческую душу: Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить^. Ученик Горгия Исократ (436-338 гг. до н. э.) открыл в Афинах школу красноречия, в которой преподавал около 40 лет. Исократ считал риторику главнейшей из наук, объемлющей и государственную мудрость, и мораль. Выдающийся философ античности Платон (427—347 гг. до н. э.) был не только блестящим оратором, но и теоретиком красноречия. В диалогах «Горгий» и «Федр» (380-370 гг. до н. э.) он закрепил традиционное понимание риторики как средства убеждения. Ораторскому искусству Платон придавал серьезное значение, потому что красноречие связано с истинным познанием. Но в то же время Платон осуждал «пустословие», «льстивые речи» и считал бесчестностью смешение пустословия и «серьезной беседы». Очевидна этическая сторона платоновской теории красноречия: оно должно быть дельным, а не пустословием, быть неподкупным, нравственным; должно не оглушать людей, делая их «рабами речей», а убеждать, приобщая к знаниям. Красноречие должно иметь благие намерения, очищать душу, совершенствовать ее. По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности охватывать общим взглядом разрозненные объекты речи и разделять их на виды, на естественные составные части, а также от умения возводить частное к общему, а из общего получать частное. Оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать истину того, о чем он собирается говорить. Платон выдвигал на первый план эмоциональную убедительность речи и не считал важным логические доказательства', не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, убеждение, внушение. Риторика, как и всякое искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность требует тщательной подготовки оратора, поэтому хороший оратор должен много работать над самосовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для оратора пройти особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффектно сочинять речи. Платон придавал огромное значение технической стороне речи, но совершенная техника речи должна существовать в тесной связи с психологией слушателей, так как риторика - это философско-психологическое учение. Огромен вклад в развитие ораторского искусства гениального мыслителя античности Аристотеля (384-322 гг. до п. э.). Ораторскому искусству посвящен его труД «Риторика», ценность которого определяется еще и тем, что это единственное полностью сохранившееся древнегреческое сочинение по красноречию, дошедшее до наших времен. «Риторика» посвящена трем вопросам ораторского искусства: языку, стилю и структуре речи. Разбирая первостепенную роль языка, Аристотель писал, что если речь неясна, то она не достигнет цели. Речь не должна быть «затасканной», т. е. состоящей из слишком употребительных слов. Она должна отличаться красотой

И благородством. К качествам, способствующим ясности и доступности речи, он относил также ее звучание, в котором выступает осмысленное слово. Ясность и понятность речи Аристотель рассматривал как первейшие условия успеха ораторского искусства. Серьезное внимание в «Риторике» уделяется стилю ораторской речи. Аристотель различал стиль речи письменной и устной: первая отличается наибольшей выразительной точностью, но кажется сухой, непривлекательной. Стиль же устной речи отличается живостью, артистичностью. Стиль должен соответствовать предмету речи. Основу стиля составляет умение правильно говорить. Ораторская речь должна быть и выразительной: хорошо и к месту подобранные метафоры, сравнения, эпитеты, загадки и другие средства выразительности делают речь запоминающ,ейся. Однако надо быть умеренным при их подборе. Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Риторика, по Аристотелю, - это возможность находить разнообразные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Действие убеждаюп];ей речи, как отмечает Аристотель, зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи и настроения слушателей. Так, уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях. В работах Аристотеля обосновывается и закрепляется классическая схема пятичастного деления риторического процесса: от мысли к звучащему публичному слову. Пятью основными разделами античной риторики являются: inventio, dispositio, elocutio, actio, memoria.

Inventio, или нахождение материала, давало практический ответ на вопрос «что сказать?» с учетом предполагаемой аудитории и желаемого результата.

Dispositio, или развертывание, разрабатывало вопросы синтагматического развертывания и оформления найденного материала на фразовом и надфразовом уровнях, что равноценно поиску ответа на вопрос «где сказать?».

Elocutio, или тактика лексического и синтаксического выражения материала, содержало множество вариантов ответа на вопрос «как сказать?». Сюда же входили тропы (образные средства), фигуры речи и т. п.

Actio дополнял рекомендации о том «как сказать?» разработками риторической просодии, позы и жеста оратора.

Гарантом успешного завершения всех четырех предшествующих этапов выступает memoria (запоминание).

Последовательность переходов между отдельными этапами построения убеждающей речи, отточенная стратегия языкового воздействия, разработанная античной риторикой, оказалось действенной и неослабленной даже после окончательного разрушения мировоззренческого базиса античной риторики. Именно это обстоятельство создало объективную почву для сохранения в последующие эпохи в изменившихся исторических и культурных условиях непрерывной традиции античной риторики.

Достижения древнегреческой риторики были восприняты и развиты в Древнем Риме. Древний Рим выдвинул большую группу блистательных ораторов во главе с великим - после Демосфена оратором всех времен Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н. э.).

Именно Цицерон признавал лучшим оратором Демосфена и призывал ораторов-современников учиться у Демосфена искусству публичной речи. Работы Цицерона «Об ораторе», «О знаменитых ораторах», «Оратор» — памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру. Чтобы стать настоящим оратором, по мысли Цицерона, нужно: - природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; - изучение ораторского искусства (теория); - упражнения (практика). В работе «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

Цицерон считал основой ораторского искусства глубокое знание предмета. Если за речью не стоит глубокое знание содержания, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая болтовня. В своих трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности, философии. И всякий раз он приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие как искусство говорить толково, складно не имеет никакой определенной области, границы. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора. Обязанность оратора, по Цицерону, заключается в следующем: найти что сказать, найденное расположить по порядку, придать ему словесную форму, утвердить все это в памяти, произнести.

Как видим, Цицерон также придерживается классической пятичастной схемы. По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота ее, ясность языка (выражения мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо умение безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана также с правильным произношением. Интересно рассуждение Цицерона о нравственности и красноречии. Он считал красноречие одним из высших проявлений нравственной силы человека. Красноречие опирается на знание предмета, выражает словами наш ум и волю с такою силой, что напор ее движет слушателей. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее оратор должен соединять ее с честностью и высокой мудростью. В трактате «Оратор» Цицерон больше рассуждает о словесном выражении и ритме речи. В этой работе он отстаивает право оратора на величественный и пышный слог. В качестве аргумента опирается на учение о трех стилях красноречия: высокий, средний и простой. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя. Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительном изяществе, страстности. Причем «цветы слов И мыслей» должны распределяться в речи «с разбором», чтобы не пресыщать и не раздражать слушателей. Блестящий теоретик, Цицерон обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия и путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свой собственный стиль и свою теорию. Римская теория красноречия развивалась также Марком Фабием Квинтилианом (35- ок. 100 гг. н. э.), знаменитым римским оратором и преподавателем риторики. Квинтилиан разрабатывает методику обучения ораторской мысли. Эта методика состоит в следующем. 1. Изучение теории риторики. 2. Изучение классических образцов ораторского искусства. Это значит, что сначала надо подвергнуть произведение ораторского искусства филологическому анализу и лишь затем перейти к собственно риторическому осмыслению, т. е. к гражданским обстоятельствам произнесения речи, аргументам противников и эффекту речи в аудитории в момент ее произнесения. 3. Подражание. Всякий оратор рождается от оратора. Должен быть хороший оратор, к которому начинающий поступает в ученики. Ученик должен помогать учителю в сборе и подготовке материалов, смотреть и слушать, как учитель готовит и произносит речь. 4. Собственная ораторская практика. Она начинается от школьных учебных речей, а затем постепенно ученик должен сам начать выступать и после всякого выступления оценивать успех или неудачу своей речи.

Основываясь на хорошей практике, Квинтилиан дает советы, как приготовить речь. Эти советы есть методический алгоритм действий оратора:

· Выбрать тему, назвать ее и рассмотреть ее логически и прагматически.

· Собрать материал к речи как можно более полно, разобрать и проанализировать его. Материал представляет собой как письменные, так и устные источники. Границы этих источников составляют, так сказать, материю речи и связаны с ее замыслом, с одной стороны, и временем, необходимым на подготовку речи, с другой.

·  Создать речь, т. е. расположить аргументы в соответствии с замыслом речи, с одной стороны, а с другой - с учетом характера и интересов аудитории. Отделать речь в соответствии с правилами СТИЛИСТИКИ С использованием полноценного литературного языка. Написать и выучить речь.

· Произнести речь. В этом случае следует обратиться к дикции. Дикция в системе ораторского воспитания начинается предварительно от языка семьи, затем от уроков дикции в актерской школе, а затем в практике выслушивания ораторских речей и в собственном опыте произношения. Хорошее обучение дикции предполагает также возможность справиться с ораторским волнением, так сказать, естественным смущением перед аудиторией.

 

Важным вкладом в теорию риторики является учение о расположении частей речи. Восемь составляющих частей речи, которые предложил Квинтилиан, вошли в обиход всей позднейшей риторики:

· Обращение. Его цель - привлечь внимание аудитории и расположить ее к оратору.

·  Именование темы. То, о чем оратор будет говорить, т. е. настроить слушателей на предмет, заставить их вспомнить, что им известно по этому предмету и приготовить их слушать речь, сознательно углубляясь в предмет.

·  Повествование состоит из раскрытия истории предмета по существу: как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело.

· Описание - рассказ о том, каково дело в настоящее время, т. е. необходимо дать системное представление состояния дела.

· Доказательство состоит из аргументов логического характера, обосновывающих решение.

· Опровержение состоит из аргументации от противного. При этом можно приводить аргументы как против реально высказанных, так и против мысленно созданных альтернатив: «Могут подумать, что...».

· Воззвание - обращение к чувствам слушателей. Служит для того, чтобы сформулировать эмоциональное отношение к делу. Эта часть речи занимает предпоследнее место потому, что люди выносят суждения всегда скорее под влиянием эмоций, чем под влиянием логики.

· Заключение - краткое изложение всего предшествующего и выводы по обсуждаемому делу.

Развитие риторики после Квинтилиана показывает, что никто не достиг в последующих риториках такой методической цельности в пределах поставленной образовательной задачи. В Средние века риторика пользовалась большим престижем, входила в число «семи избранных наук» или «семи свободных искусств». Особенность западноевропейской средневековой риторики в том, что ее главный предмет - проповедь и богословская полемика. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов и т. д. Одним из первых христианских теоретиков красноречия был Августин Блаженный (IV в н. э.), который определил развитие теории богословского красноречия почти на все последующие столетия. Его работы не утратили своего значения и в наше время. Серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII в. Фомой Аквинским, который впервые признал значение логики, аристотельской риторики для строительства здания христианской догмы. Ранее отвергалась сама возможность обращения к наследию античности для богословских нужд. Однако риторика в Средние века имела те же проблемы, что и античная. Ее рецепты не дают эффекта на практике: успех достигается только талантливыми ораторами, а средний человек так и не может увлечь слушателей, даже опираясь на все советы практической риторики. Но авторитет риторики в Средние века все еще высок, потому что ее востребованность связана с искусством произношения проповеди. Кризис риторики начинается в эпоху Возрождения. Кажется, что расцвет судебного, парламентского, академического красноречия должен был возродить риторику, но в этот период еще больше проявилась практическая несостоятельность этой науки. Риторика пытается обогатиться живым языком и уйти от мертвой латыни. Но сближение с теорией художественной речи приносит риторике лишь временный успех. Дело в том, что фигуры и тропы нужны оратору и писателю по-разному. Они не могут быть вырваны из художественного текста и механически приспособлены к понятийному аппарату риторики. Поэтому кризис риторики еще более усугубляется. Определенный подъем переживает европейская риторика в XVIII в. В этот период основное внимание уделяется исследованию произнесения речи, развивается такой раздел старой риторики, как пафос, или учение о страстях: возбуждение нужных страстей у слушателей считалось основной задачей оратора. Однако примерно с 30-х гг. XIX в. риторика как научная дисциплина пришла в упадок, хотя еш;е и сохранялась как практика обучения искусству речи. Поэтому возрождение риторики в XX в. на новом витке выглядит более чем неожиданным. История изучения языка в XX столетии характеризуется постоянно нарастающим интересом к проблемам его эффективного использования в рамках различных коммуникативных систем - от художественного языка до торговой рекламы и политической пропаганды. Нужно отметить, что на протяжении веков риторическое наследие практически осваивалось различными сферами гуманитарной мысли. Так, например, из античной риторики заимствована теория стилей, которая просуш;ествовала в рамках нормативной поэтики вплоть до эпохи романтизма. Система логических доказательств, используемых в рамках убеждающей речи, стала предметом рассмотрения формальной логики. Отдельно взятые проблемы, подходы и процедуры риторического анализа античной риторики были интегрированы в такие научные дисциплины, как стилистика, логика, социология, семиотика, социальная психология и др. Современная теория массовых коммуникаций своими проблемами тесно переплетается с традиционными целями риторического анализа. Таким образом, достижения античной риторики и риторики Средних веков, эпохи Возрождения до сих пор продолжают оказывать влияние на современную науку.

 

 

Становление риторики в России

 

Россия имеет богатейшие риторические традиции. Искусство красноречия представлено в России многими яркими именами. Уже в эпоху Киевской Руси выделяются два подвида ораторских речей: красноречие дидактическое, или учительское, целью которого было моральное наставление, воспитание и образование, и панегирическое, или торжественное, прославляющее знаменательные церковные даты или государственные события. В речах прославленных ораторов этого периода отражается интерес к внутреннему миру человека; осуждаются такие качества, как болтливость, лицемерие, гнев, гордыня, пьянство; прославляется мудрость, милосердие, трудолюбие, любовь к Родине. Первым памятником, который является предшественником риторики XVII в., исследователи считают трактат «О образехъ», входящий в «Изборник Святославов» 1073 г. Занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях - центрах древнерусской книжности.

 

Одним ИЗ первых сочинений по риторике можно считать «Сказание о семи свободных мудростях», которое состояло из семи глав, в каждой главе рассказывалось о семи науках - грамматике, риторике, диалектике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по риторике. Первой русской оригинальной риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием. «Риторика» Макария состоит из двух книг: «Об изобретении дел» и «О украшении». В первой книге излагается риторическое учение в целом, дается определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматриваются «изобретение» речи, создание доказательств в четырех родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приемы к возбуждению страстей. Вторая книга «О украшении» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи. «Риторика» Макария пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником по риторике в России. Подлинных вершин в риторике и теории поэтики в доломоносовский период достиг Феофан Прокопович в двух сочинениях «Об искусстве поэтики», «Об искусстве риторики». Эти риторические сочинения представляют собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Огромную роль в развитии русской риторики сыграл выдающийся ученый М. В. Ломоносов, которого Н. М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М. В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшего интересам общественного прогресса в России. Систему взглядов на красноречие он изложил в двух «Риториках» - краткой (1743) и «пространной» (1748) Это были первые русские общедоступные руководства по красноречию. «Риторика» 1748 г. выдержала девять изданий (последнее - в 1810 г.) Это фундаментальный научный труд, определивший развитие риторики в России не только в XVHI в., но и в последующие периоды. В этом труде М. В. Ломоносов определяет риторику как искусство убеждать и даже переубеждать: Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонить других к своему об оной мнению».

 Особое внимание он уделяет не только логической аргументации, но и психологии доводов, выявлению причин. М. В. Ломоносов много сделал для формирования национального языка во всем его стилистическом многообразии. Он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки, деловой прозы, исторические сочинения, академические и политические речи. В «Риторике» Ломоносова представлены три традиционных раздела: об изобретении, об украшении, о расположении. Однако в рамках этих традиционных схем М. В. Ломоносов изложил немало новаторских идей: о классификации стилей, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, о проблеме мастерства оратора, писателя и поэта. Оценивая «Риторику», академик В. В. Виноградов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания».

Идеи М. В. Ломоносова были развиты в работах известного государственного и политического деятеля М. М. Сперанского, который читал курс словесности в Петербургской духовной академии. Его лекции были опубликованы в 1844 г. (через пять лет после смерти автора) под названием «Правила высшего красноречия». Это произведение не представляет собой исчерпывающего и планомерного курса теоретической риторики, а посвящено в основном искусству церковной проповеди. В отличие от авторов других риторик, М. М. Сперанский придавал особое значение эмоциональной стороне речи, он считал красноречие даром, который потрясает души, переливает в них свои страсти и сообщает им образ своих понятий. Его интересовала также стилистика индивидуальной речи, стилеобразующие различия слога, деловой стиль русского литературного языка.

К свойствам хорошего слога речи М. М. Сперанский относит: ясность, разнообразие в выражении понятий, единство языка и тона, равность слога своему предмету. Выдающейся для своего времени была «Риторика» академика И. С. Рижского, опубликованная в 1796 г. В ней значительное место занимают вопросы чистоты и нравственности речи, так как культура национальной речи была в то время одной из центральных, поэтому эта книга тесным образом связана с практической стилистикой. Так, в ней есть параграфы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинений, о благозвучии речи, определяется значение такого эстетического понятия как «вкус времени или века, вкус народа». Теоретический материал подкрепляется литературными иллюстрациями - примерами из произведений выдающихся писателей того времени Хераскова, Сумарокова, Дмитриева, Хемницера, Державина, Карамзина и др. Расцвет русской риторики приходится на первую половину XIX в. Именно в этот период публикуется несколько риторик самой разнообразной теоретической и практической ориентации. Так, например, широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А. Ф. Мерзлякова, Н. Ф. Кошанского, К. П. Зеленецкого, А. И. Галича и др. Несомненна прагматическая направленность этих работ. Прагматический аспект проявился и в самом факте деления риторики на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, правила появления, расположения и выражения мыслей, а частная риторика описывала прозу, ее виды и разновидности. Так, А. Ф. Мерзляков считал, что первое правило риторики - соответствовать своей цели, а основным средством достижения цели является слог, различные стилистические фигуры, пользоваться которыми надо осторожно. В своей «Краткойриторике» (1809) он представил разнообразие родов и видов словесности: письма, диалоги, учебные сочинения, история (биографии, романы, подлинная история), речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические). Автором популярных учебников «Общая риторика»^ «Частная риторика» был профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанский, лекции которого слушал А. С. Пушкин. В «Общей риторике» Н. Ф. Кошанского значительное место занимают рассуждения о стиле, или слоге, который должен соответствовать предмету: простой предмет требует простого слога, важный - возвышенного. В этой работе три традиционных для риторики раздела: «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». В «Частной риторике» описываются пять видов красноречия: письма, разговоры, повествование, ораторство, ученость «Истинно красноречивым может называться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели », - написал Н. Ф. Кошанский. Учебниками для гимназий и университетов стали работы по риторике профессора К. П. Зеленецкого. Так, в «Общей риторике» (Одесса, 1849) излагалось общее учение о красноречии, а также было переработано традиционное риторическое учение об «изобретении» и «распространении». К. П. Зеленецкий отказался от этих понятий и ввел новый раздел — «О чистоте письменной речи русской в лексическом отношении». Его риторика подвинулась к практической стилистике и культуре индивидуальной речи. Особого внимания заслуживает книга А. И. Галича «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830), в которой автор раскрывает понятия чистоты речи, ее правильности, ясности, точности, благозвучия. Кроме того, А. И. Галич отказался от традиционного деления фигур на «фигуры слов» и «фигуры мыслей» и выделил три типа фигур по их функции и характеру образования - грамматические, ораторские и поэтические. Употребление фигур зависит от содержательного плана текста, его функционально-стилистического своеобразия.

А. И. Галич определил виды прозы, которые имплицитно обращены к адресату или слушателю: 1) монологи, 2) разговоры, 3) письма, 4) деловые бумаги, 5) исторические сочинения, 6) сочинения поучительные, 7) ораторские речи. Этим видам прозы даны характеристики и рекомендации к их созданию и организации.

Можно сказать, что к концу первой половины XIX в. риторика все больше и больше склонялась к практической стилистике и культуре речи. Во второй половине XIX в. в России, как и в Европе, начинает падать престиж риторики. Центром внимания становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.

Однако в конце Х1Х-начале XX в. еще появляются работы, в которых освещаются некоторые вопросы риторики. Например, в книгах А. Г. Тимофеева «Принципы красноречия и проповедничества» (1899), А. Ф. Кони «Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях» и др/. В 60-е гг. XIX в. происходит становление и формирование русского судебного красноречия, рождение которого связано с судебной реформой, вводившей суд присяжных и, следовательно, позволявший рассчитывать на впечатление, производимое на присяжных - непрофессионалов. Опираясь на опыт французских судебных ораторов, русские юристы создали собственное направление в судебном красноречии. Его основы сформулированы в работах А. Ф. Кони: судебный оратор должен быть страстным борцом за истину и одновременно беспристрастным исследователем фактов; доказательства должны отличаться психологической и бытовой достоверностью, на первый план должен выдвигаться вопрос о причинах совершенного преступления, так что любой частный судебный случай может послужить поводом для постановки обш;их социальных и политических вопросов. Лучшие традиции античной риторики отражает работа П. Сергеича «Искусство речи на суде» (1910). П. Сергеич продолжает прежде всего практику и теорию русского судебного красноречия XIX в., показывая многообразные приемы, которые следует использовать при создании судебных речей. Речи русских юристов XIX в. - А. Ф. Кони, В. Д. Спасевича, Ф. Н. Плевако и др. - вошли в золотой фонд судебного красноречия. С 70-х гг. XIX в. в системе образования появляется новый предмет - «Теория словесности». Обучение филологии в школе постепенно все более ориентируется на изучении фольклора и художественной литературы. Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, стилях речи, о фигурах речи традиционная трехчастная схема риторики нарушается, многие вопросы опускаются, и как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине XIX в. оказалась утраченной. В первые годы советской власти вновь проявляется интерес к ораторскому искусству. Это связано прежде всего с политической ситуацией в стране, когда пропаганда и агитация непосредственным образом оказывают влияние на проведение политических,

экономических преобразований жизни России. Так, в 1918 г. в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А. В. Луначарский говорил: «Нужно вернуть человеку его живое слово. Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно, выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью»®. С 1919 г. ораторское искусство преподается в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, в Московском государственном университете, в Ленинграде в институте им. Володарского и других вузах. Издается литература по вопросам ораторского искусства, в которой осмысливается практика революционных ораторов, даются практические советы и рекомендации начинающим агитаторам, большое внимание уделяется пропагандистской речи. Однако дальнейшее развитие советского государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства.

 В 50—60-е гг. XX в. ученые в основном занимаются проблемами культуры речи. Все это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами, как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения и т. п.

В 70-80-е гг. XX в. в России вновь возрождается общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в связи с запросами и требованиями устной агитации, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в вузах страны. В настоящее время потребность в практическом овладении ораторским искусством различными слоями населения неизменно возрастает вследствие процессов демократизации общества повышения социальной активности граждан. После длительного перерыва стали выходить современные отечественные книги по риторике. Например, учебник С. С. Гурвича, В. Ф. Погорелко, М. А. Германа «Основы риторики» (Киев, 1988), «Общая риторика (современная интерпретация)» Е. А. Юдиной и Г. М. Согач (Пермь, 1992), «Практическая риторика» И. А. Стернина (Воронеж, 1993), «Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур» Т. Г. Хазагерова и Л. С. Шириной (Ростов н/Д, 1994), «Основы риторики» А. К. Михальской (М., 1996 г.) «Русский язык и искусство речи» Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой (Ростов н/Д, 1966), «Риторика и культура речи» Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой (Ростов н/Д, 2005) и др. В этих работах отражаются вопросы теоретического и прикладного характера, общей и частной риторик, истории риторики и современного ее состояния. В современной риторике от прежних риторических учений сохранились два направления научных поисков: - организация языкового материала в связи с современными проблемами аргументации; — развитие так называемого орнаментального раздела риторики (искусства украшения речи), который близок к проблемам художественной стилистики и поэтики. Развитие риторики в современных условиях происходит с учетом достижений таких наук, как теория речевой деятельности, теория массовых коммуникаций, прагматика, лингвистика текста, психолингвистика и др. Современная риторика не просто практическая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, но и инструмент самозащиты от манипулирования сознанием, которое широко распространено в современных средствах массовой информации. Таким образом, опыт истории риторики поучителен: если обратиться к сущности аргументации, то можно убедиться, что в наше время используются те же приемы мысли, те же методы обоснования идей, даже та же техника введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад, хотя в соответствии с требованиями времени изменяются формы, стиль, совершенствуются инструменты словесного воздействия.

 

ТЕСТ К МОДУЛЮ I

1. Какие из приведенных характеристик относятся к риторике?

A) наука о формах и методах речевого воздействия на слушателей;

 Б) наука о законах и формах мышления;

B) наука о правильном построении текста;

 Г) умение четко, логично и правильно строить выступление;

Д) наука о правильном произношении слов.

 

15. Родиной красноречия является:

A) Древний Китай;

Б) Древняя Греция;

B) Древняя Русь;

Г) Древний Рим;

Д) Атлантида.

 

16. Какие слова НЕ являются синонимами слова «риторика»?

A) ораторское искусство;

Б) эпос;

 B) теория аргументации;

 Г) красноречие;

Д) творчество

 

17. К древнегреческим ораторам НЕ относятся:

A) Аристотель;

Б) Феофан Прокопович;

B) Демосфен;

Г) Петрарка;

 Д) Цицерон.

 

18. Предметом риторики является:

 A) политическая, религиозная публицистика;

Б) аргументация в публичной речи;

 B) грамматика.

 

19. Частная риторика содержит:

 A) учение об аргументации;

Б)учение о риторе;

B) учение о конкретных родах и видах словесности.

 

7. Инвенция — это:

A) общий замысел, изобретение высказывания;

Б) словесная конструкция высказывания;

B) словесное воплощение высказывания

 

20. Словесность - это:

A) текущий обмен высказываниями;

Б) организованная совокупность слов;

B ) система образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений.

 

21. Тема публичного выступления должна отражать:

A ) основную проблему;

 Б) личную позицию;

B) мнение экспертов.

 

22. В Риме после установления императорской власти исчезает ... красноречие:

A) торжественное;

Б) совещательное;

B) судебное.

 

23. Расположение (dispositio) - свод правил о...

A) словоупотреблении;

Б) техническом оформлении текста;

B ) композиции.

 

24. Квинтилиан написал:

 A) три трактата об ораторском искусстве;

Б) трактат «О софических опровержениях»;

B) трактат «Краткое руководство для любителей красноречия »


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 3716; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!