Запишите в тетради названия сосудов и их назначение



ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

          Тема УРОКА: Искусство гомеровского периода

Период с 11 по 8 в. до н. э. - важнейший этап формирования греческой культуры и искусства.

Название этого периода греческой истории происходит по имени легендарного поэта-сказителя Древней Греции - Гомера

           

Но самым важным событием гомеровского периода послужило появление в 8 в. до н. э. настоящих литературных шедевров – «Илиады» и «Одиссеи». Кстати, от имени автора – Гомера и возникло название этого исторического этапа.

В этих поэмах древний греческий автор описывает осаду города Трои и подвиги героя Одиссея, а затем его полное приключений возвращение в родной город Итаку, правителем которого он был.

Благодаря этим произведениям исследователи из разных стран смогли узнать подробности важного этапа истории Греции, а также соседних и дальних поселений, мы получаем краткое представление об архитектуре древнейшего периода Греции.

Архитектура

У народов Балканского полуострова и в те годы существовала простейшая архитектура. Люди жили под крышей, собирались для советов в помещениях, но недолговечный материал — сырцовый кирпич и дерево — не мог обеспечить сохранность зданий.

Сейчас известно, что при строительстве домов за основу были взяты микенские традиции (вспомните, что вы знаете о Микенах?) .

В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ - священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов. .

 

Главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.

зарисуйте в тетради схему храма типа мегарон (рисунок слева)

В ранние периоды развития архитектуры (с начала 11 по 9 в. до н. э.) основными строительными материалами служили глина и сырцовый кирпич, и только в некоторых случаях – бутовый камень. При этом здания тех времен имели одну типичную особенность – стена, противоположная входу, была округлой.

Главным помещением богатого жилого дома был мегарон с портиком перед ним. Внутри мегарона был очаг, над которым делалось отверстие в кровле. К нему пристраивались кладовые для запасов продовольствия и оружия. Пол был земляной. Женская половина находилась на втором этаже.

Появились первые храмы, стены которых были выложены из грубого камня-известняка или песчаника. Иногда стены были глинобитными, что обусловило необходимость их защиты от сырости широкими свесами кровли. Покрытие было деревянным, кровля – стропильной с крутыми скатами. По планировке храм напоминал мегарон, т.к. мыслился как ”жилище бога”. Внутри находился очаг-жертвенник и деревянная или бронзовая статуя божества – ксоан.

 храм мегарон (керамическая модель)

Однако при изучении сооружений 9-8 вв. до н. э. было выявлено присутствие в конструкции деревянных каркасов. Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона — зала с сенями и портиком. В храмах применялись фронтоны и портики из столбов, благодаря чему они обретали более величественный вид и становились практичнее. При этом форма всех сооружений была прямоугольной.  

 храм Аполлона в Дельфах - тип мегарона («храм в антах»):

красным очерчены анты (несущие стены)

На переднем плане - портик:

Сделайте в тетради зарисовки храма «в антах» (храм Аполлона), подпишите, где располагаются анты(несущая стена здания); зарисуйте портик и запишите его назначение; зарисуйте фронтон

 

                                                           

Скульптура

Изучая раскопки древних зданий гомеровской эпохи, археологи отметили, что развитие скульптурного ремесла в тот период достигло высокого уровня.

До 8 в. до н. э. основным стилем скульптурного, как и других видов искусства, был «геометрический». Поделки представляли собой плоские схематические модели, которые, однако, позволяли судить об основных особенностях быта и характера людей.

 

Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты (обожженной глины), слоновой кости или бронзы. Найденные терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены.

Бронзовые статуэтки «Геракл и кентавр» и «Конь», найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам.

 Геракл и кентавр

Статуэтка сидящего музыканта своими вытянутыми пропорциями и общим построением фигуры напоминает изображения человека в крито-микенском искусстве, но резко отличается от них фронтальной застылостью и схематической условностью передачи лица и тела.

 

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом этой скульптуры были так называемые ксоаны — идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой,

по-видимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица.

 

Керамика

Развитие керамического ремесла началось еще в далеком эгейском периоде (крито-микенская культура).

Именно расписные вазы 9-8 вв. до н. э. представляют собой особые произведения искусства. К тому же, искусство создания неповторимых лаконических росписей стало своеобразной школой для греческих художников и творцов архаического и классического периода, которые впоследствии научились отображать человеческие чувства. И, несмотря на то, что рисунки на этих изделиях имели примитивный характер, они стали настоящими шедеврами керамического ремесла.

Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда.

Основные керамические формы сосудов:

запишите в тетради названия сосудов и их назначение

 пифос – глиняный яйцевидный сосуд для хранения зерна, воды, вина, высота до 2 м.

амфора – сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками

 эйонохой- сосуд для разливания вина

 

 гидрия – сосуд для воды

 

Кратеры – сосуды для смешивания вина с водой на пирах:

 

 Простые вазы для бытового использования и величественные амфоры, которые применялись в качестве погребальных и ритуальных сосудов, украшались узорами в виде концентрических кругов, ромбов или плетенок-меандров, а в некоторых случаях – схематическими и однообразными изображениями животных или растений.

 

Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность.

 

Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 - 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах.

 

 

Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и ритуальное назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла.

На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства).

 меандровый орнамент (меандр)


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!