Мы переносимся с вами в Древний Рим.

Тема: Театр как синтез искусств. Театральное искусство.

 

Эпиграф:« Весь мир театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…»

Уильям Шекспир

 

История театра уходит своими корнями далеко-далеко в прошлое человечества.

 

Первые сценические постановки можно было увидеть в ритуальных обрядах, которыми сопровождались все значимые для первобытных людей события.

Например, перед охотой, от удачности которой зависела жизнь племени, мужчины разделяли роли – кто-то становился зверем, кто-то охотником. Человек-зверь в точности копировал поведение и повадки кого-либо животного. Даже одевал его шкуру, наносил на лицо характерные мазки краски, придавая сходство с животным (это ли не театральный грим?).

Охотники оттачивали своё мастерство, ловкость владения охотничьим снаряжением в танцах-пантомимах, имитируя, практически, реальную охоту. Импровизация приветствовалась – зверь хитёр и опасен, надо было быть готовым к самым его неожиданным действиям. Всё это происходило под непрерывный звук ритмичных ударов (вот и первые музыканты).

Женщины и дети с огромным интересом наблюдали за этим зрелищем, они были первыми зрителями.

Мы с вами в месяце Посейдон (конец декабря - начало января), означавшем в Греции поворот к весне. К жертвеннику Диониса движутся толпой весёлые земледельцы. Они несут увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, ведут жертвенного козла, убранного лентами.

Торжественно совершаются жертвоприношения на алтаре Диониса. Постепенно разгорается веселье. Несутся хороводы девушек, юноши пляшут танец Диониса, крестьяне отпускают острые шутки встречным, те не остаются в долгу. Появляются ряженые. Они изображают спутников Диониса – сатиров, поэтому одеты в козлиные шкуры, а лица их закрывают козлиные маски.

Они хором славили Диониса. Запевала хора, то пели за Диониса, то за Зевса, то за одного из героев. А позади пешком и на повозках в маскарадных костюмах следует пестрая толпа со свирелями и флейтами. Они воспроизводят различные сцены из мифов о Дионисе.

Медленно продвигаясь, процессия прибывает на агору, где уже горит яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника юноши, поют священные песни, после чего совершается грандиозное жертвоприношение – 100 быков. А затем – пир. Лишь при свете факелов процессия возвращается к театру Диониса, и посреди орхестры водружается его статуя, чтобы он мог присутствовать на зрелище, устроенном в его честь.

Второй и третий дни – хвалебные гимны (дифирамбы) в честь Диониса. Каждая фила (родовое объединение, община) выставляла свой хор мальчиков или мужчин на состязание. Каждый день завершался пиром в честь победителей.

И, наконец, самая важная часть - драматические представления. Им были отведены четвёртый, пятый и шестой дни Великих Дионисий.

Итак, зрители удобно расположились на своих местах. Сначала им предстоит увидеть официальную церемонию. Рабы вносят дары союзных городов, которые выставляются в оркестре. Следующий этап церемонии – это воздаяние почестей героям Афин, погибшим за честь и славу. Затем следует чествование именитых граждан.

Наконец, на сцену выходит жрец. Он приносит в жертву Дионису поросят, разрезанное на мелкие кусочки мясо раздают зрителям, которые съедают их. На этом церемония закончена. Звук трубы возвещает начало представления. Сначала идут три трагедии. Перед зрителями декорация дворца или храма. В нём три двери. Их значение велико, они подсказывают зрителю, откуда пришёл персонаж: если он входит в левую дверь, то, значит, прибыл из города, если в правую – с чужбины. Из средней двери появляются боги. Рядами по 3-4 человека из западной двери появляется хор. Трагический хор выстраивается правильным четырёхугольником. В центре глава хора (корифей). Он ведёт диалог с актёрами и хором, руководит действиями последнего. У алтаря Диониса помещается флейтист. В партию хора входили песни, танцы под флейту, декламация. Основой танца был жест.

 

Хор – это коллективный актёр, который советами, рассуждениями, действиями участвует в пьесе.

Маски в трагедии традиционны: есть маска старика седовласого, с опущенными уголками губ. Есть маска мужчины средних лет - смуглого с вьющимися волосами. Причём эта маска бывает как злой, так и доброй. Молодого человека представляет маска блондина. Пять типов отражают различные характеры и возрасты девушек и женщин. Образ старухи представлен двумя масками: доброй и злой. Все роли исполняли только актёры-мужчины. Неожиданности исключены: сюжет и развязка известны заранее, т.к. сюжетом трагедии являются знакомые зрителям мифы. И всё же зрители смеются и рыдают, то, взрываясь аплодисментами, то, разражаясь дикими криками, а могут и маслиной или сандалией запустить в неудачника.

Сила влияния театра на людей настолько велика, что театральное искусство стремились поставить на свою службу и императоры, и короли и политики.

Мы переносимся с вами в Древний Рим.

Сегодня третий день праздника, который дает римлянам император Каракалла. Человек жестокий, малодушный и мстительный, он недавно убил Гету, своего брата и соправителя. Многие возмущены убийством Геты, и Каракалла хочет раздачей денег, открытием новых великолепных бань и, главное, гладиаторскими боями снискать симпатии народа.

Утром в один из июльских дней 212 года на одной из центральных улиц города можно было видеть трех оживленно беседующих людей. Двое из них худощавы и горбоносы. Гортанный говор выдает иноземцев. Это купцы. Они приехали в Рим по торговым делам и хотят осмотреть его достопримечательности. С ними спокойный и невозмутимый грек-вольноотпущенник. Он сопровождает гостей, с которыми вчера заключил крупную сделку.

Толпы людей ручейками вытекают из узеньких переулков, образуют кипящие потоки на главных улицах, разливаются в бескрайнее море в садах на берегу Тибра, на площадях, в театрах и цирках. В этой многоголосой толпе можно увидеть и знатную даму, которую несут в золоченых носилках, и курьера, расталкивающего локтями любопытную публику. Тут же громко расхваливают свой товар разносчики с корзинами на головах. На шумных перекрестках стоят вооруженные рабы — это римская полиция, а около главного цирка, знаменитого Колизея, где сегодня император будет любоваться боем гладиаторов, как будто случайно то собираются, то расходятся кучки легионеров. Толпа азартна, она может легко взбунтоваться против своего могучего владыки. Поэтому надежные и преданные люди должны быть всегда под рукой.

Стараясь не теряться в давке и все поподробнее рассмотреть, чтобы рассказать дома, подходят сюда и приезжие купцы. Запрокинув головы, они рассматривают его многоэтажную аркаду, с бесчисленным количеством беломраморных фигур на темном фоне арок. Толпы людей устремляются туда, чтобы по многочисленным лестницам попасть на трибуны, похожие на трибуны современных стадионов. Много мест еще свободно, но к началу игр сюда, в эту огромную овальную чашу, соберется около шестидесяти тысяч человек.

Римляне называют свой гигантский цирк Колоссум (от слова «колосс», т.е. огромный). Даже их, привыкших к большим зданиям, он поражает своей грандиозностью. А ведь на родине наших купцов ничего подобного нет. Поэтому с таким вниманием слушают они о том, что глубоко в земле, под ареной Колизея, в несколько этажей расположены помещения зверинцев, тюрьмы для гладиаторов и устройства, позволяющие затоплять арену подземной водой. В Колизее происходят ведь не только бои гладиаторов, но и сражения военных кораблей.

Середина улицы и в древности была неподходящим местом для бесед... Предостерегающий окрик. Все расступаются перед вереницей повозок, груженных ярко-красным песком. Им, как ковром, покроют арену, и ручьи крови, которые потекут сегодня, станут незаметны на его фоне.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.

Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.

Да, это была кровавая страница в истории театральных зрелищ. Нам трудно понять психологию людей того времени. Но мы убедились, что за 25 веков своего существования театр прошёл путь от ритуального действия до современных спектаклей, оснащённых всевозможной аппаратурой и инженерными конструкциями.

Итак, давайте обобщим и определим: что такое театр как вид искусства в современном понимании?

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др..

Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?

Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?

Давайте разберёмся – что же делает театр самобытным, отдельным видом искусства?

С появлением кинематографа и телевидения у театра возникли очень сильные конкуренты. Их даже называли «могильщиками» театра. Но главная особенность театра активное взаимодействие со зрителем, позволила театру возродиться в новых выразительных формах и по прежнему радовать зрителя, и классическими постановками, и ультрасовременными зрелищами.

Давайте обобщим сказанное и дадим окончательное определение театра. Но прежде обратимся к мудрым высказываниям о театре известных людей.

«Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания… Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность.» Ф. Шиллер

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» К .Станиславский

« Театр – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло» В. Маяковский

Итак:

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др. и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия в тесном взаимодействии со зрителем.

Не удивительно, что театральное представление оставляет сильное впечатление. Свою первую встречу с театром описал выдающийся российский оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин в книге « Страницы из моей жизни»: «…И вот я на галёрке театра... Играл оркестр. Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел, очарованный. Передо мной ожила сказка. По сцене ходили великолепно одетые люди, разговаривая друг с другом как-то особенно красиво…

Я до глубины души бил потрясён зрелищем, не мигая, ни о чём не думая, смотрел на эти чудеса… Светила в небе луна, страдала Медея, убегая с детьми, метался красавец Язон. Я смотрел на всё это буквально разинув рот…

…Театр свёл меня с ума, сделал почти невменяемым…».

Шаляпин попал на трагедию древнегреческого автора Еврипида «Медея», которая ставится и сейчас в современном афинском театре и в наши дни считается актуальной.

Театр – зеркало жизни.

«Актёр – властелин сцены», - так сказал К. Станиславский. Потому что именно актёр воплощает в жизнь созданные воображением драматурга персонажи, оживляя литературные образы, волнуется, переживает, радуется, страдает, даже умирает за них. Поэтому искусство театрального актёра - это неуловимое, мгновенное творчество, которое не фиксируется и не сохраняется: существует только тогда, когда актёр вдохновенно играет на сцене. У талантливых актёров спектакли никогда не бывают точной копией предыдущего: «…для актёра нет старой роли», писал Николай Гоголь в письме актёру Михаилу Щепкину. В этом и есть великая сила, привлекательность и неповторимость сценического мастерства.

Учитель акцентирует внимание учащихся на мимику актёра, пластику движений, на правдоподобное перевоплощение состояния человека в трагическую минуту.

Мимика - выразительное движение мышц лица, форма проявления чувств человека.

Пластика – плавность, выразительность движений.

Пантомима – вид сценического искусства, в котором художественный образ передаётся пластикой, жестом, мимикой.

 

Приведите примеры известных вам актёров, которые в разных ролях демонстрируют мастерство полного перевоплощения в роль (ответы учащихся).

Режиссёр – руководитель сценического действия. Система Станиславского. Игра актёров, музыкальное сопровождение, художественное оформление спектакля – это результат работы режиссёра, который воплощает авторский замысел на сцене, это человек которого зритель не видит на сцене (экране). К. Станиславский про роль режиссёра в театре говорил: «Режиссёр – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как сыграть роль, создать мизансцены, режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и переносить её на сцену».

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938гг.) – режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, почётный академик, народный артист СССР – считается основоположником методологии актёрского пере воплощения. Он впервые на российской сцене утвердил театральные принципы, которые наследуют уже почти 100лет: единство художественного замысла, психологическая оправданность мизансцен, правдивость актёрских переживаний. Режиссёр считал: надо, чтобы все составляющие элементы театрального действия были подчинены главной теме произведения.

На секунду представьте себе, что грим, костюмы, мизансцены, декорации не соответствовали эпохе, как бы выглядел спектакль?

Сейчас очень популярны зрелищные представления, рекламные ролики, шоу программы, развлекательные передачи. Все они имеют чётко продуманную режиссуру с учётом психологии, вкуса, социального положения, духовных потребностей аудитории зрителей. Требования к современному режиссёру очень высоки.

Просмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=NMeWQFCrgaU

Домашнее задание:

1. Выписать термины в ТЕТРАДЬ

2. Подготовить сообщение об ОДНОМ из ТЕАТРАЛЬНЫХ известных режиссеров (любой страны, любого времени).

Требования к сообщению:

а) Печатный текст (желательно в электронном виде);

б) Наличие титульного листа (обязательно);

в) Объём без титульного листа – 2-4 страницы;

г) Наличие портрета (желательно);

д) Текст должен быть вычитан (без ссылок, сносок, рекламы, лишнего текста и цифр)

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!