Функции государства: понятие, признаки, содержание. 20 страница



Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не являет­ся юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым гражда­нином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведу­щих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в об­ласти права). Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышена­званные виды неофициального толкования, не имеет юридичес­кой силы.

Способ толкования представляет собой совокупность при­емов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностя­ми и средствами уяснения правовой нормы.

Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юриди­ческий.

Грамматический (филологический, языковой) способ толко­вания представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает, прежде всего, выяснение значения от­дельных слов как в общеупотребительном, так и в терминоло­гическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т.д.). Глав­ное — понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законо­датель.

При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь ис­следуется логическая связь отдельных положений закона с пра­вилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведе­ние вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.

Систематическое толкование — это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.

Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей системе правового регулирования связаны между собой много­численными отношениями. Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, ус­тановить связь между регулятивными и охранительными норма­ми. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.

Систематическое толкование позволяет выявить факты кол­лизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержа­нию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ прояв­ляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.

Специально-юридическое толкование основывается на профес­сиональных знаниях юридической науки и законодательной тех­ники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструк­ций и т.д. Это обусловлено тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридичес­кую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, кате­горий, конструкций и т.д.

Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулиро­вать новые юридические понятия и категории, используемые за­конодателем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, сущест­венный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.

С помощью историка-политического толкования выясняются:

во-первых, исторические условия издания нормативного акта, во-вторых, социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Необходимость этого способа вы­зывается тем, что с помощью лишь установления правовых свя­зей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержа­ние нормы права.

Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мо­тивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проек­ты, материалы всенародного обсуждения, различные выступле­ния, мнения и т.д.

Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не действуют, т.е. не существует тех обществен­ных отношений, которые норма регулировала.

Все это способствует более точному установлению смысла правовой нормы.

В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распростра­нительное) и ограничительное.

Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встреча­ющийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.

При расширительном толковании действительный смысл и со­держание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку име­ются в виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выра­жение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолет­ние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Од­нако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности осво­бождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых роди­тели не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предпи­сания.

 

85. Аналогия закона и аналогия права.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появле­ния новых общественных отношений, которые в момент при­нятия закона не существовали и не могли быть учтены за­конодателем: во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона — это применение к не урегулирован­ному в конкретной норме отношению нормы закона, регла­ментирующей сходные отношения. Необходимость приме­нения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое ос­нование. Поэтому если нет нормы, прямо предусматриваю­щей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирую­щую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено законодателем. Так, в ст. 10 Граж­данского процессуального кодекса РСФСР записано: "В слу­чае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения". Область применения аналогии закона достаточно обширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК РСФСР в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудо­вых, административно-правовых отношений. Приведем один из примеров. В последние годы в стране появилось множе­ство частных фирм, оказывающих правовую помощь граж­данам и юридическим лицам. Однако возмещение расходов на эти услуги процессуальным законом не предусмотрено. Поэтому, например, истец, понесший расходы на юриди­ческую помощь, хотя и выигрывал дело, не мог взыскать такие расходы с ответчика. В настоящее время в судебной практике при рассмотрении подобных дел используется ана­логия закона: правило ст. 91 ГПК РСФСР, предусматривающей возможность взыскания расходов по оплате юридичес­кой помощи адвокатов — членов юридической консульта­ции, признается правовым основанием для возмещения [расходов по оплате помощи, оказанной юридическими фир-1мами.

Заметим, что в связи с возрождением в России частного права и расширением гражданских свобод сфера приме­нения аналогии закона соответственно сужается. Об этом (говорит определение аналогии в Гражданском кодексе Рос­сийской Федерации: в ч. 1 ст. 6 зафиксировано, что в случаях, когда "отношения прямо не урегулированы законода­тельством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется граж­данское законодательство, регулирующее сходные отноше­ния (аналогия закона)". В гражданском праве, следователь­но, для применения аналогии закона недостаточно отсут­ствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и приме­нимого к спорному случаю обычая делового оборота. Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при от­сутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

 

86. Правосознание: понятие и структура.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положи­тельным (человек понимает необходимость и ценность пра­ва) или отрицательным (человек считает право бесполез­ным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым ре­гулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению чле­нов общества в сфере действия права). Человек как-то от­носится к прошлому праву, к праву, существующему сей­час, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоци­ональным, на уровне чувств, настроений. То или иное от­ношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регуля­тор отношений людей, наделенных волей и сознанием.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, рели­гиозными доктринами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется вклю­чение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специ­фическая черта правосознания как составной части меха­низма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное образование, в котором мож­но выделить рациональные компоненты, обычно называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверх­ностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру со­знания, и человек не может руководствоваться в сфере пра­вового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность право­вого поведения. Практика изучения правомерного поведе­ния показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. На­пример, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Ин­формация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а мо­жет быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания — обязательная его структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере. Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из "чужого", исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов че­ловека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

 

87. Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм.

Антиподом правовой культуры является правовой ни­гилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция), чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на уго­ловные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или ро­мантизм, одним словом, преувеличение реальных регуля­тивных возможностей правовой формы. Это явление сопро­вождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что глав­ным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принима­емые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения счита­лось достаточным, уничтожив старые законы, принять но­вые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно воз­лагают на закон слишком большие надежды в деле переус­тройства нашего общества. Думается, что лишь достаточ­ный политический и правовой опыт может развеять иллю­зии правового идеализма.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то пра­вовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и де­формированным правосознанием, дефицитом политико-право­вой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыка­ются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода ре­формации (ускорение социально-экономического развития, ис­коренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня на­рода, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!