Культура России первой половины 19 «золотого века».

Русская культура первой половины XIX в.

Особенности развития русской культуры в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. была временем мощного культурного подъема Развитие русской культуры этого периода определялось рядом факторов:

1) сближение России с Европой;

2) подъем национального самосознания, связанный с событиями 1812 года;

3) возникновение оппозиционных и революционных течений в русском обществе (декабризм).

Первая четверть XIX в. — это, с одной стороны, время политического протеста (декабристы) и, с другой, — время бурных религиозных и фило­софских исканий (тайные кружки, масонские общества).

Вторая четверть XIX в. — время осознания места России в мировом разви­тии, оформление различных идейных течений: либерального, славянофильства и западничества, социалистического (революционно — демократического).

Просвещение и система образования.

Просвещение являлось чрезвычайно важным направлением государст­венной политики. Его развитие определялось потребностями государства (создание министерств требовало квалифицированных чиновничьих кадров с университетским образованием).

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены прин­ципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, пре­емственность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре сту­пени учебных заведений:

1 — приходские училища для самых низких состояний (одноклассные; к 1812 г. их числилось 671);

2 — уездные училища для городского недворянского населения. (трех­классные; их было учреждено 210);

3 — гимназии для дворян и чиновников (шестиклассные; всего к 1812 г. — 47);

4 — университеты, в уставах которых декларировалась возможность обучения в них всем сословиям, кроме крепостных крестьян.

Всего университетов было 6: Московский, Киевский, Харьковский, Дерпт­ский, Казанский, Петербургский. 5 ноября 1804 г. был издан Устав университе­тов. Согласно уставу, Университеты имели четыре факультета: нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия); физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия); врачебных и медицинских наук (анатомия. врачебное дело, ветеринария); словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). Получить высшее образование также было возможно в специальных учебных заведениях — Технологическом институте, Горном и Межевом институтах, Артиллерийской и Инженерной академиях. Во главе всей учебной сис­темы находилось Министерство народного просвещения (1803 г.).

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Было об­разовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены попечи­тели. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять над­зор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра I; Петербургского — Н.Н. Новосильцев, Виленского — А. Чарторыйский, Харьковского — гр. Северин Потоцкий, Казанско­го — академик А.К. Разумовский, Дерптского — генерал Клингер.

При Николе I устав учебных заведений был пересмотрен. В мае 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, который должен был проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принци­пы просвещения.

19 августа 1827 г. изданы указ и циркуляр, категорически запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты.

8 декабря 1828 г. принят новый школьный устав, по которому сохраня­лось три ступени школы, но они резко отделялись друг от друга по сослов­ному составу обучающихся.

В 1833г. министром народного просвещения назначен С.С.Уваров, сменивший на этом посту К.А. Ливена (1828-1833).

В 1835 г. утверждено новое положение об учебных округах. Учебные заведения округа изъяты из подчинения университетов и переданы в подчи­нение непосредственно попечителю.

Для наблюдения за частными училищами учреждена особая инспекция.

26 июля 1835 г. принят новый университетский устав. Университеты по­теряли значительную часть своей автономии — университетский суд упразд­нялся, административными и хозяйственными делами теперь ведал не совет университета, а правление; совет сохранял право выбора ректора, деканов и профессоров, однако министр получал право не утверждать избранных.

Сокращено число студентов — не более 300 человек для каждого уни­верситета; отменено преподавание государственного права и философии.

В 1850 г. министром народного просвещения назначен П.А. Ширинский-Шихматов.

Первые десятилетия XIX века характеризуются значительным развитием книгоиздательства и периодической печати. С начала XIX в. до 1850 г. коли­чество периодических изданий увеличилось с 44 до 56. Известными общест­венно — политическими и литературными журналами являлись: «Вестник Европы» (издатель Карамзин Н.М.), «Северный вестник» (издатель — Глин­ка Н.С.), «Телескоп» (издатель Надеждин Н.И.), «Московский телеграф» (из­датель Полевой Н.А.), «Отечественные записки» (издатель — Краевский А.А.), «Современник» (издатель Пушкин АС, затем Некрасов Н.А.).

Большую роль в распространении просвещения сыграло издательство А.Ф. Смирдина.

Развитие науки.

Существенных успехов достигла русская наука в математике, физике, химии медицине, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных наук.

Важнейшими научными центрами России являлись Академия наук и уни­верситеты, среди которых ведущее место занимал Московский университет.

Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н.Н. Зинина, создание металлографии П.П. Аносовым, исследования в области практического применения электричества В.В. Петрова, Б.С. Якоби).

Выдающиеся ученые I-й половины XIX в. в различных областях знаний: математика: Лобачевский Н.И. — открытие неевклидовой геометрии: Бунявский В.Я.— открытия в области интегральной математики; Остро­градский М.В., Чебышев П.Л.;

физика: Петров В.В. — открытие формы перехода электрической энер­гии в тепловую, изобретение электрической дуги; Ленц Э.Х. — изобретение гальванометра; Якоби Б.С. — создание модели электродвигателя и первого телеграфного записывающего аппарата;

астрономия: Струве В.Я. — основание Пулковской обсерватории под Петербургом (1839);

медицина: Пирогов Н.И. — развитие отечественной хирургии, изобрете­ние наркоза; Бэр К.М. — открытия в области эмбриологии;

география, этнография: в начале века были организованы многочис­ленные научные экспедиции, исследовавшие Ледовитый, Тихий океаны, Дальний Восток, Среднюю Азию. Огромное значение имели экспедиции Лисянского Ю.Ф. и Ф.Крузенштерна (1803-1806 гг.), кругосветное плава­ние М.П.Лазарева и Д.Д.Беллинсгаузена (1819-1821 гг.), исследование южного полюса и открытие Антарктиды.

К концу века центром географических исследований становится Русское географическое общество (1845 г.).

Развитие гуманитарных наук, особенно исторической — характерная черта культурной жизни России I-й половины XIX в. Историческая наука приобрета­ет большое общественное и политическое значение: в изучении прошлого пы­тались найти ответы на злободневные вопросы настоящего. Появляются раз­личные научные школы и направления, возникают вспомогательные исторические дисциплины (археология, археография, палеография, нумизмати­ка, геральдика, генеалогия). Начинается широкая научная публикация источни­ков (летописей, актового материала, мемуаров и т.д.).

Именно в первой полови­не XIX в. был опубликован основной корпус письменных источников по российской истории XI-XVI вв. «Колумбом русской истории» называли Н.М. Карамзина, создавшего 12-томную «Историю государства Российского». Вид­ными представителями дворянской историографии были профессора МП. Погодин («Исследования, замечания и лекции о русской истории») и Н.Г. Устрялов («Русская история», «Историческое обозрение царствования государя императора Николая I», «История царствования Петра Великого» в 9 томах). Представителем «скептической школы» в русской историографии был профессор Московского университета М.Т. Каченовский (школа требовала строгого критического отношения к источникам). На рубеж 40-60-х гг. прихо­дится становление историографии в России. Выдающимся представителем это­го направления был Соловьев СМ., создавший 29 —томную «Историю России с древнейших времен». Изучение всеобщей истории было представлено труда­ми профессоров Московского университета: медиевиста Т.Н. Грановского и основателя славяноведения в России О.М. Бодянского.

Важную роль в развитии русской науки и пропаганде научных знаний играли научные общества: Математическое, Испытателей природы, Люби­телей Российской словесности и др. Крупное значение имели публичные лекции, читавшиеся ведущими профессорами университетов.

Возросший интерес к отечественной культуре и истории вызвал к жизни частное собирательство предметов культуры и старины (коллекции Н.П.Румянцева, А.И.Мусина-Пушкина, Н.Б.Юсупова, А.С.Строганова, вошедшие впоследствии в Румянцевский и Русский музеи).

Литература.

Литература становится ведущей областью культуры. Происходит склады­вание современного литературного языка. Для литературы I половины XIX в. характерна быстрая смена различных эстетических направлений: сентимента­лизм сменяется романтизмом, на смену последнему приходит реализм.

Русский сентиментализм представлен творчеством Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Русский романтизм утверждается в литературе в период Отечественной войны 1812 года. Ярким представителем этого направления являлся В.А. Жуковский. К этому направлению относится также творчество поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева (Марлинского). Романтизмом были проникнуты ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В 30-40-е годы в литературе утверждается реализм. Становление этого на- правления связано с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова. Внутри этого направления начинает оформ­ляться критический реализм, или «натуральная школа». С ней связано твор­чество Н.В. Гоголя («Шинель»), А.И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), А.Н. Островского. Утверждение «натуральной школы» связано с борьбой за подлинную народность в противовес «официальной народности».

Становление принципов реализма и народности происходило в изобра­зительном искусстве, театре, музыке.

Живопись.

Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академизма, оплотом которого была императорская Академия художеств.

Одновременно в живописи происходит отход от академизма. Видными представителями академической школы были Бруни А.Ф. («Медный змий»), Брюллов К.П. («Итальянский полдень», «Последний день Помпеи», «Всадни­ца», «Автопортрет»).

Представителями внеакадемического направления являлись:

• А.Г. Венецианов, обратившийся к бытовому жанру; он создал серию картин, изображавших сельский быт («Гумно», «На пашне», «На жат­ве») в сентиментальном ключе;

• П.А. Федотов, создавший 9 небольших жанровых полотен, в которых высмеивал «темное царство» купечества, тупую спесь дворянства. Его называют «Гоголем в живописи». Самые знаменитые его картины: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!».

Выдающиеся  художники — портретисты О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. В работах Кипренского чувствуется влияние роман­тизма, он ищет в человеке возвышенное начало (портрет А.С. Пушкина). Для Тропинина характерны жанровые портреты, на­полненные светом и чувством («Кружевница», «Гитарист»).

Значительное место в русской живописи занимает творчество Ивано­ва А.А., создавшего знаменитое полотно «Явление Христа народу». Основная идея этого полотна — убежденность художника в необхо­димости духовного и нравственного возрождения человечества.

Архитектура.

В архитектуре до 40-х гг. XIX в. прочные позиции занимал классицизм. Разновидностью классицизма являлся ампир (стиль в архитектуре, скульп­туре и декоративном искусстве I-й трети XIX в., завершающий развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, вопло­щавшие идеи государственного могущества и воинской славы), получив­ший распространение в I трети XIX в. Различают петербургский и москов­ский ампир. В этом стиле возводятся в основном здания общественного назначения. В центре внимания зодчих этого времени — создание архитек­турного ансамбля: формировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге и Театральная в Москве.

Представители классицизма в русской архитектуре:

в Петербурге — Воронихин А.Н. (Горный институт, Казанский собор), Захаров А.Д. (Адмиралтейство, собор в Кронштадте), Росси К. (здание Се­ната и Синода, завершившие планировку Сенатской площади; Главный штаб с аркой, закончившей оформление Дворцовой площади; Михайлов­ский дворец, Александрийский театр). Сооружения, возведенные К. Росси, поражают сочетанием строгости с парадностью и легкостью;

в Москве — Бове О.И. (возводил целые ансамбли: торговые ряды на Кремлевской площади, здания Большого и Малого театров, здание Манежа (совместно с А.А. Бетанкуром)); Жилярди Д. (отстроил после пожара здание Московского университета на Моховой, дом Луниных).

40-50-е гг. — время упадка классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль, псевдоготика, возникает интерес к византий­скому стилю. Происходит смешение стилей (эклектика).

Создателем эклектического русско-византийского стиля был Тон К.А. (Большой дворец, Оружейная плата в Кремле, Храм Христа Спасителя). Эк­лектические формы классицизма в барокко нашли отражение в архитектуре А.А. Монферрана (Исаакиевский собор в Петербурге, Александрийская ко­лонна).

Театр и музыка.

Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоя­тельные труппы: драматическая (Малый театр) и оперно-балетная (Боль­шой). В Петербурге в 1832 г. открылся Александрийский театр. В провинции широкое распространение получили крепостные театры. Подобно литературе, в 20-30-е гг. на сцене русского театра классицизм сменился ро­мантизмом (героико-трагедийным). Внимание актеров было сосредоточено, прежде всего, на внутренних переживаниях героев. Яркие образы именно в романтическом ключе были созданы актером Малого театра П.С. Мочаловым. Становление реализма в русской драматургии связано с именами А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Особое значение для развития русской драматургии имел Малый театр, «создавший правду на русской сцене». В нем играл выдающийся актер М.С.Щепкин, основопо­ложник реалистической школы.

В музыке происходит смена идейно-эстетических направлений. Она ис­пытала влияние общего патриотического подъема в связи с войной 1812 го­да. Происходил интенсивный процесс внедрения в музыку народных мело­дий и русской национальной тематики. По-прежнему наиболее распространенными музыкальными жанрами являлись: камерные произве­дения (романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева) и опера (К.А. Кавоса «Иван Сусанин», А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»).

Возникновение подлинно национальной школы связано, прежде всего, с М.И. Глинкой, который в своих произведениях блистательно соединял бо­гатство народного мелоса и высочайшие достижения европейской музы­кальной культуры (опера «Жизнь за царя», опера «Руслан и Людмила», «Камаринская»).

В этот период начинает свою работу А.С. Даргомыжский, создавший новые жанры: народно — бытовую музыкальную драму («Русалка»), сатирико-комическую оперу «Титулярный советник» и др.

 

Культура России первой половины 19 «золотого века».

 

 

19 век для России ознаменовался небывалым подъемом в развитии культуры. Этому способствовало множество факторов, важнейшими из которых была победа над французами 1812 года и декабрьское восстание 1825 года. У русского народа повысилась национальная гордость, в стране царил дух патриотизма. Все более ненавистным становилось крепостное право, тянувшее Россию назад в средневековье и обусловливавшее ее социально-экономическое отставание от стран Европы. Но в плане культурного развития в это время Россия по своим достижениям ничуть не уступала, а может даже опережала Старый свет. Ведь 19 век часто называют «золотым веком» русской культуры, подарившим миру многих великих гениев.

Система образования. В начале 19 века правительство России понимает, что система образования в стране устарела и проводит школьную реформу, создав в 1802 году Министерство народного просвещения, которое должно было способствовать развитию образования, но в итоге все его функции стаи заключаться в надзоре и контроле. В ходе реформы учебные заведения стали делиться на приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты. И хотя в основу реформ были положены такие принципы как бесплатность и бессословность, обучение в гимназиях, дававшее право на поступление в университет, оставалось доступным лишь дворянским детям. Крестьяне могли обучаться только в приходских училищах, где в основном преподавались религиозные предметы. Неграмотность среди крестьян оставалась на очень высоком уровне. В отличие от начального образования высшее достигло больших результатов – в первой половине 19 века в России открылось семь университетов, хотя обучались в них по-прежнему только дворяне.
Наука и техника. Особенный вклад в мировую науку в 19 веке внесли русские ученые. Именно тогда совершились одни из самых значимых географических открытий. В 1803 году И.Ф. Крузенштерном совершается первая экспедиция вокруг света от Кронштадта до Аляски, положившая начало более чем сорока кругосветным путешествиям русских мореплавателей, совершенным в этот период. Ф.Ф. Беллингсгаузен и М.П. Лазарев открывают Антарктический материк в 1821 году, организовав экспедицию к Южному полюсу. В 1845 году по указу Николая I создается Русское Географическое общество, которое существует до сих пор. В это же время развивался интерес к русской истории, в 1818 году выходит многотомное сочинение «История государства Российского», созданное Н.М. Карамзиным. Неоценима заслуга русских математиков и физиков. Математик И.И. Лобачевский создает так называемую «геометрию Лобачевского», отличную от эвклидовой. Физик П.Л. Шиллинг изобретает электромагнитный телеграф, а другой – Б.С. Якоби с успехом проводит испытание электрического двигателя, над которым трудился много лет. Во все учебники физики вошли труды ученого Э.Х. Ленца на тему превращения электрической энергии в тепловую. Русская наука ярко проявила себя и в медицине в лице выдающегося медика Н.И. Пирогова, участника обороны Севастополя, впервые применившего наркоз раненому на поле боя и став основателем военно-полевой хирургии. Его работа «Типографическая анатомия» известна во всем мире. В России назревала эпоха капитализма, что способствовало усилению развития достижений в области техники. В 1834 году промышленные инженеры отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы, родом из крепостных крестьян сконструировали первый в России паровоз и заложили одну из первых в мире железных дорог, а в 1838 году первые поезда пошли по маршруту Петербург – Царское Село.
Литература. Несмотря на усилившийся цензурный и идеологический гнет в стране, увековечилась навсегда в истории мировой культуры именно русская литература 19 века. Благодаря достижениям в этой области 19 век называют «золотым» в истории России. Она подарила миру величайшего поэта – А.С. Пушкина, ставшего основоположником реализма, в то время как ранее в произведениях русских литераторов присутствовали лишь романтические течения, мистицизм и витиеватость фраз. Типичным представителем романтизма был В.А. Жуковский, написавший множество рыцарских баллад. Идеи Пушкина продолжал развивать М.Ю. Лермонтов, великий поэт, и не менее великий прозаик. Роман «Герой нашего времени» Лермонтова был первым русским классическим романом 19 века. Знаменитый баснописец И.А. Крылов в своих произведениях использовал элементы сатиры, в том числе политической, критикуя, таким образом, прогнившую бюрократическую систему России и коррумпированный чиновничий аппарат. Литература в этот период становится негласным оружием, средством борьбы с устаревшим социально-политическим строем. Первая половина 19 века богата такими творцами литературного мира как Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, Ф.М.Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев. Их произведения пропитаны духом демократизма, героями становятся реальные персонажи.
Театр и музыка. В жизнь русского общества в этот период прочно входит театр. Появляются талантливые актеры, многие из которых были из крепостных крестьян. Самым известным из них является М.С. Щепкин, заставлявший своим сценическим мастерством трепетать полные залы. Примечательными событиями в театральной жизни того времени были постановка «Ревизора» Гоголя, который никогда бы не прошел цензуру, если бы не вмешался Николай I, отнесшийся с юмором к этой комедии: «Всем досталось, а мне более всех!». Музыкальная жизнь того времени неотделима от творчества великого музыканта М.И. Глинки, первого кто начал создавать новую национальную русскую музыку. Его оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» отличались яркими красками и национальной самобытностью.
Живопись. Ярким представителем живописи 19 века является К.П.Брюллов, который побывав на месте трагически погибшего под пеплом Везувия города Помпеи, пишет свой шедевр «Последний день Помпеи». Примечателен еще один художник А.А. Иванов, написавший картину «Явление Христа народу». Она являлась трудом всей его жизни и поражала своими размерами и яркостью красок. В живописи того времени присутствовало такое направление как академизм. Это значит, что произведениям была присуща театральность пейзажей и наигранность композиции. Академией художеств поощрялись лишь работы, в которых явно сквозили библейская и мифологическая темы. Поэтому многие молодые художники становились портретистами. Среди них хочется выделить О.А.Кипренского и В.А. Тропинина. Они являются лучшими создателями прижизненных портретов А.С Пушкина. Тропинин, являясь крепостным крестьянином, в своих произведениях изображая простых людей – выходцев из народа старался показать их внутреннюю красоту (картина «Кружевница»). Не поддерживался этого направления П.А.Федотов – художник - сатирик, автор таких картин как «Вдовушка», «Сватовство майора».
Архитектура и скульптура. Первая половина 19 века – это время расцвета классицизма в зодчестве России. Это культурное течение, пришедшее из Европы, основой которого было искусство и мифология Древней Греции и Древнего Рима. В это время построены такие знаменитые здания как новое здание Адмиралтейства, чья позолоченная игла с корабликом служит негласным символом Петербурга, здание Биржи на Васильевском острове и др. Архитектура и скульптура того времени активно переплетались между собой, дополняя одна другую. Так без своих знаменитых скульптур то же здание Адмиралтейства потеряло бы индивидуальность, они являлись необходимой частью здания, а не просто украшением. Наиболее известными скульпторами и мастерами зодчества того времени являлись Андреян Захаров, Карл Росси, Феодосий Щедрин, Иван Мартос и др.
Таким образом, культуре России первой половины 19 века характерны ускоренные темпы развития, по сравнению с предыдущим веком, чему способствовала жажда перемен русского общества.

Русская культура в первой половине XIX века

Начало нового этапа в развитии русского зодчества начала XIX в. связано с творчеством Андрея Никифоровича Воронихина. Он происходил из крепостных крестьян (принадлежал гр. А.С. Строганову), получил свободу в возрасте 27 лет.

Архитектура

Начало нового этапа в развитии русского зодчества начала XIX в. связано с творчеством Андрея Никифоровича Воронихина. Он происходил из крепостных крестьян (принадлежал гр. А.С. Строганову), получил свободу в возрасте 27 лет. Один из крупнейших зодчих своей эпохи, Воронихин не имел систематического архитектурного образования, профессиональные навыки перенимал в Москве у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.

Значительным произведением Воронихина является Казанский собор в Санкт-Петербурге (1800 - 1811 гг.). По замыслу Павла I он должен был быть подобен главному храму католического мира - собору св. Петра в Риме (работа Микеланджело). Перед Воронихиным, победившим в конкурсе многих видных архитекторов того времени стояла непростая задача - вписать собор в ансамбль Невского проспекта несмотря на то, что он может выходить на проспект только боком (т.к. алтарь должен был быть ориентирован строго на восток) и, вместе с тем, не нарушить традиционной ориентации Невского проспекта на шпиль Адмиралтейства. Это ему блестяще удалось. Воронихин сумел “замаскировать” выходивший на проспект боковой (северный) фасад полукружием торжественной четырехрядной коринфской колоннады. Подобная же колоннада предполагалась и с другого - южного фасада, однако осуществлена так и не была. Самостоятельную архитектурную ценность имеет выполненная Воронихиным чугунная литая ограда Казанского собора, обрамляющая площадь перед главным (западным) входом в храм. Казанский собор стал мемориалом Отечественной войны. На отделку иконостаса было использовано 40 пудов серебра, похищенного в России французами и отбитого казаками. В 1813 г. здесь был погребен М.И. Кутузов. В нем были собраны почетные военные трофеи: 107 захваченных знамен и штандартов, ключи от 8 крепостей и 17 городов, жезл маршала Даву.

Не меньшее градостроительное значение имеет и другое произведение Воронихина - Горный кадетский корпус (Горный институт) (1806 - 1811 гг.) на Васильевском острове вблизи устья Невы. С одной стороны это здание должно было завершить собою набережную Васильевского острова, поскольку дальше начинались уже портовые сооружения. С другой стороны - служить как бы воротами города для въезжающих в Петербург с моря. Суровое монументальное двухэтажное здание с дорическими колоннами должно было символизировать величие и силу столицы империи. Помимо градостроительного значения, здание Горного института весьма примечательно как пример искусного синтеза архитектуры и монументальной скульптуры. Каменные изваяния перед портиком и барельефные фризы на крыльях в аллегорических образах античной мифологии раскрывают функциональное назначение здания, связанное с изучением недр.

Крупнейшим представителем русской архитектуры начала XIX в. был Адриан Дмитриевич Захаров, воспитанник Академии художеств, окончивший ее с золотой медалью и получивший право на стажировку за границей. С 1805 г. практическая деятельность Захарова сосредоточилась на проектировании и строительстве для Морского ведомства, ибо он был назначен главным архитектором Адмиралтейств-коллегии. сменив на этом посту Ч. Камерона. Самой значительной работой Захарова на этом поприще стала коренная реконструкция здания Главного Адмиралтейства в С.-Петербурге. Основные строительные работы продолжались с 1806 по 1811 г. (год смерти А.Д. Захарова). Завершение строительства, включая сюда и скульптурное оформление, продолжалось до 1823 г. После окончания строительства столица России получила одно из ключевых сооружений своего ансамбля. Именно на шпиль Адмиралтейства , увенчанный золоченым парусным корабликом (превратившимся в один из символов С.-Петербурга) сходится перспектива трех центральных улиц города (Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая ул.).

Чрезвычайно важно в оформлении фасадов Адмиралтейства их скульптурное убранство; оно не только органично взаимодействует с архитектурой, обогащая фасады, но и аллегорическими образами раскрывает назначение здания - центра управления морскими делами России.

Важнейшее градостроительное значение для формирования центра Петербурга имеет архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, созданный архитектором Тома де Томоном. Тома де Томон родился в Швейцарии, француз. В Россию прибыл в 1799 г. После разборки в 1804 г. признанной неудачной Биржи работы Кваренги именно ему было поручено оформление этого важнейшего в градостроительном отношении уголка города. Генеральный план стрелки Васильевского острова был разработан А.Д. Захаровым. Строго симметричная композиция имеет своим центром выстроенное Тома де Томоном здание Биржи (1805 - 1811 гг.). Биржа имеет вид монументального античного храма, фасадом развернута к Неве. Функциональная сущность этого здания - “храма“ морской торговли - отражена в каменных скульптурных композициях, венчающих торцевые колоннады: на главном фасаде - “Нептун с реками Невой и Волховом”, а на западном - “Навигация с Меркурием и двумя реками”. Здание фланкируют выдвинутые вперед Ростральные колонны - маяки, соответствующие разветвлениям главного русла Невы. У подножия колонн расположены гигантские аллегорические изваяния, символизирующие четыре главные реки России - Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

В 1830-х гг. по сторонам здания Биржи построили симметричные здания пакгаузов, а также таможню; эти здания придали полную завершенность ансамблю, созданному архитекторами I трети XIX в.

Громадную роль в создании неповторимого облика Санкт-Петербурга сыграла многолетняя плодотворная деятельность замечательного зодчего Карла Ивановича Росси, в молодости ученика и помощника архитектора В. Бренны.

Одним из первых крупных сооружений Росси был загородный дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове (1818 - 1822 гг.) (ныне в черте города). Он коренным образом перестроил обветшавший дворец Елагина (арх. Д. Кваренги), выстроил здания служб и парковые павильоны.

В 1819-1829 гг. Росси выстроил свой наиболее известный ансамбль зданий Главного штаба и министерств (финансов и иностранных дел) на Дворцовой площади. Мощная двойная арка Главного штаба не только торжественно оформила въезд на площадь с Большой Морской улицы, но и замкнула дугообразный контур площади, ориентированной на Зимний дворец. Стала замечательным украшением архитектурного ансамбля площади.

Почти одновременно с сооружением Главного штаба Росси приступил к постройке ансамбля Михайловского дворца (1819 - 1825 гг.) для младшего брата Александра I вел. кн. Михаила Павловича. Перед дворцом была разбита прямоугольная Михайловская ппощадь, а со стороны Невского проспекта по оси дворца к нему была проложена одноименная короткая улица.

Застройка Михайловской площади и улицы была задумана К. Росси в едином стиле. Архитектура и улицы, и площади должна была подчеркивать величественность и художественное превосходство богато украшенного дворца. Застройка площади велась другими архитекторами в соответствии с заданными Росси проектами фасадов. Со стороны р. Мойки по проекту Росси был разбит великолепный пейзажный Михайловский сад.

В 1828 г. началось создание беспримерного по масштабам и красоте ансамбля, ориентированного на Невский проспект. С этой целью К. Росси коренным образом реконструировал прилегающую часть города. В глубине Театральной площади, раскрытой на проспект, и ограниченной зданием Публичной библиотеки, он расположил величественное здание Александринского театра, за которым по оси театра и площади была проложена Театральная улица с тождественными по архитектуре административными зданиями (Дирекции Императорских театров). Эта улица завершается многоугольной Чернышевой площадью, раскрытой к Чернышеву мосту через Фонтанку. По замыслу Росси оформление фасадов зданий этой площади должно было быть полностью аналогично фасадам Театральной улицы.

Последним крупным общественным сооружением, созданным по проекту Росси, явились здания Сената и Синода (1829 - 1834 гг.). Разработанный им проект был признан лучшим на проведенном конкурсе, однако из-за недостатка времени и болезни он был вынужден отказаться от непосредственного руководства строительством. Здание Сената и Синода намеренно спроектировано в формах, напоминающих Адмиралтейство (западный фасад которого образует противоположную границу площади), однако гораздо более пышно и торжественно. Величественно (высокой торжественной аркой) оформлен выход на площадь Галерной улицы. Ансамбль Сенатской площади ориентирован на Неву, что подчеркивается мощной колоннадой на повороте здания Синода к Английской набережной.

Василий Петрович Стасов родился в Москве, учился в Московском университете. Позднее совершенствовал свои профессиональные навыки во Франции и Италии. Широкая архитектурная и градостроительная деятельность В.П. Стасова развернулась с 1811 г., когда были узаконены как образцовые 125 его проектов фасадов частных строений для застройки всех провинциальных городов России. В столице он активно участвовал в архитектурных конкурсах, а также в формировании городских ансамблей. В 1817 - 1819 гг. на Марсовом поле он создал огромное величественное здание казарм лейб-гвардии Павловского полка. Одновременно с этим по проекту Стасова было полностью перестроено здание Придворных конюшен, ставшее градостроительным центром Конюшенной площади.

Установка (в 1837 г.) по инициативе и по проекту В.П. Стасова памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором завершила формирование предсоборной площади на Невском проспекте.

В 1827 - 1834 гг. В.П. Стасов воспроизвел на новом месте и из долговременных материалов Нарвские триумфальные ворота, воздвигнутые в 1814 г. Д. Кваренги. Вскоре им же были возведены еще одни - Московские триумфальные ворота, ставшие примером технического новаторства. Так, дорическая двухрядная колоннада (12 колонн по 15 м.) была изготовлена на петербургском Александровском чугунолитейном заводе целиком. На месте установки ворота лишь собирались из отдельных частей.

В сфере храмового зодчества наибольшей удачей Стасова могут считаться два храма в Петербурге - Преображенский и Измаиловский (Троицкий) соборы. Последний интересен крайне редким в русской архитектуре размещением малых глав - на продольных осях, что объясняется влиянием украинской традиции, воплощенной ранее в деревянном храме, находившемся на том же месте. Благодаря точно найденной масштабной соразмерности Троицкий собор, высотой 75 м., не уступает визуальной грандиозности Исаакиевского собора, имеющего высоту 101, 5 м.

Одним из лучших образцов утилитарных воинских зданий, во множестве создававшихся Стасовым являются Провиантские (Интендантские) склады в Москве на Крымской площади.

Для русской архитектуры начала XIX в. исключительное значение имело возрождение Москвы после пожара 1812 г., уничтожившего большую его часть. Восстановление старой столицы, освященной многовековой историей , было важ-ным политическим актом. С этой целью в 1813 г. была учреждена Комиссия для строения Москвы (функционировала до 1843 г.). Важнейшую роль в работе Комиссии играл Осип (Иосиф) Иванович Бове. Архитекторы Комиссии внимательно следили за соблюдением стилистического единства архитектуры частных домов, в проектировании которых приняли участие Дементий (Доменико) Иванович Жилярди (Джилярди), Афанасий Григорьевич Григорьев и др. Хотя в целом ансамблевость застройки в Москве проявилась гораздо слабее, чем в Петербурге.

Виднейшим московским градостроителем был О.И. Бове, создавшего парадные ансамбли Красной площади (не сохранился) и Театральной площади (сохранился частично) с Большим театром (позднее сгорел и был перестроен арх. А.К. Кавосом). В 1819 - 1822 гг. О.И. Бове занимался разбивкой Александровского сада, а в 1824 - 1825 гг. разработал архитектурное оформление Манежа, выстроенного по проекту инж. А.А. Бетанкура. Манеж уникален своими стропильными фермами невиданного до того пролета - 45 м. Важное градостроительное значение имели и Тверские триумфальные ворота (1827 - 1834 гг.).

Учеником великого М.Ф. Казакова был Д.И. Жилярди. В послевоенное время он занимался восстановлением его творений, в частности здания Университета (это была его первая самостоятельная работа). Им же был капитально перестроен дворец А.К. Разумовского на Тверской (позднее Английский клуб), ставший заме-чательным украшением главной улицы первопрестольной столицы. Для произведений Жилярди была характерна подчеркнутая монументальность. Эта тенденция воплощена им в архитектуре зданий Опекунского совета на Солянке.

В 1830-х гг. начали проявляться признаки упадка классицизма. Это выражалось в отступлении от установившейся традиций и строгих правил стиля, в сухости и измельченности форм и деталей, иногда к перегрузке декоративными элементами, в утрате масштабности. Одним из последних значительных зданий эпохи классицизма является величественный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818 - 1858 гг.) работы Огюста Монферрана. Это самое большое сооружение в русской архитектуре (высота более 101 м., диаметр купола ок. 25 м.). Монферрану принадлежит также авторство Александрийской колонны (1829 - 1834 гг.), завершившей формирование ансамбля Дворцовой площади. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. (высота - 25, 6 м., диаметр основания - 3, 5 м.).

К концу 1830-х гг. классицизм уже просто-напросто наскучил всем своим несколько холодным однообразием. Многочисленные колонны и портики, растиражированные по всей империи в сотнях “образцовых проектов” перестали вызывать что-либо, кроме раздражения. Наступало время нового стиля. В условиях господства “теории официальной народности” было логично вести поиски своего собственного “исконного“ стиля. Таковы обстоятельства появления т.н. русско-византийского стиля. Наиболее значительным архитектором. работавшем в этом стиле стал Константин Андреевич Тон, автор храма Христа Спасителя (1837 - 1883 гг.), Большого Кремлевского дворца (1839 - 1849 гг.), а также вокзалов на Николаевской железной дороге, в том числе двух одинаковых в Петербурге и Москве (1843 - 1851 гг.).

К концу царствования Николая I все большую популярность получает такой “стиль”, как эклектика (т.е. смешение элементов различных архитектурных стилей).

Скульптура и живопись

В первые десятилетия XIX в. велики и достижения русской скульптуры, особенно монументальной.

Наиболее выдающийся представитель русского классицизма Иван Петрович Мартос окончил Академию художеств. Первыми его работами были скульптурные надгробия, например надгробие С.С. Волконской, Е.С. Куракиной и др. В его надгробиях обычно находит выражение большое внутреннее благородство внутренней скорби, в них нет подавляющего человека ужаса смерти. С начала века творчество Мартоса становится более монументальным (что проявляется и в надгробиях). В 1804 - 1818 гг. скульптор создает памятник Минину и Пожарскому, которому суждено было стать не только наиболее значительным его произведением, но и одним из величайших творений русской монументальной скульптуры. Как и почти все мастера скульптуры того времени, Мартос много и плодотворно работал с архитекторами (напр. с Ч. Камероном и Т. де Томоном в Павловске). Среди поздних монументальных произведений Мартоса выделяется памятник Ришелье в Одессе (1823-1828 гг.).

Заметную роль в русской скульптуре этого периода сыграло творчество Бориса Ивановича Орловского. Он родился в семье крепостного крестьянина Орловской губернии (отсюда и позднейшая фамилия), сумел попасть в Академию художеств и вскоре был отправлен в качестве пенсионера в Италию. После возвращения Орловский поселяется в Петербурге, где занимается преимущественно монументальными формами.

Наиболее значительные произведения Орловского - памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором (1832 - 1835 гг.). Особенность этих двух памятников заключается в том, что, являясь на первый взгляд самостоятельными, они в то же время идейно и композиционно тесно связаны друг с другом. В образах Барклая и Кутузова скульптор представил как бы начало и завершение Отечественной войны. Статуя Барклая передает стойкость и упорство полководца. ощущение большой собранности и внутреннего напряжения. Фигура Кутузова полна экспрессии и энергии, решителен и торжествен жест фельдмаршала, зовущий вперед. Под ногами полководца - поверженные наполеоновские знамена и орлы. Среди поздних работ Орловского необходимо выделить фигуру ангела (с чертами лица Александра I) на Александрийской колонне.

Петр Карлович Клодт, занялся скульптурой достаточно поздно ( в 23 года) и посещал Академию художеств лишь в качестве вольнослушателя. Это не помешало ему создать ряд замечательных произведений. Так, в 1833 г. он приступил к работе над четырьмя скульптурными группами “Укротителей коней”, установленных на Аничковом мосту в Петербурге. Тема этих групп может быть определена как борьба воли и разума человека с силами природы. Поверженный наземь при первой попытке обуздать животное, человек в конечном счете все же становится победителем. В последней группе он уверенно выступает рядом с подчинившимся ему конем, ведя его под уздцы. Две первые скульптурные группы Клодту пришлось повторять в связи с тем, что они были отправлены в качестве правительственных подарков в Берлин и Неаполь.

Следующей работой Клодта явился памятник баснописцу И.А. Крылову, законченный отливкой в 1855 г. и в том же году установленный в Летнем саду в Петербурге. Характерен реализм скульптуры - перед зрителем предстает не облаченный в римскую тогу поэт, а реальный старик. Клодту принадлежит также конная статуя Николая I на Исаакиевской площади (1859 г.). Уникальность скульптуры в том, что конь держится лишь на двух задних ногах, не имея никакой дополнительной опоры.

Тенденция реалистической живописи XVIII в. - раскрытие этической и эстетической ценности изображаемой действительности - остается ведущей и в I половине XIX столетия. Под влиянием изменившейся исторической обстановки и настроений в обществе особенное внимание обращается теперь на те черты русской жизни, которые носят характер народный и национальный. Утверждение героического и прекрасного в реальной действительности для русского искусства того времени было своеобразной формой протеста против уродливых явлений повседневной жизни.

Значительным достижением русской живописи I трети XIX в. был портрет. Для русских портретов того времени характерна возвышенность и уважение к “достоинству человека как человека”. Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Ореста Адамовича Кипренского, одного из самых значительных портретистов России I четверти XIX в. Романтизм в русской культуре начала столетия в значительной мере был порожден тревожной атмосферой исторических сдвигов, которая царила в Европе, сотрясаемой захватническими походами Наполеона. Одна из значительных работ Кипренского этого периода - “Портрет гусарского полковника Дениса Давыдова”. Особую область в творчестве Кипренского представляют женские портреты - Д.Н. Хвостовой и др. Их лирическая теплота и, вместе с тем, конкретность напоминают образы Пушкина. Одна из лучших работ - портрет мальчика Челищева.

Поиски обобщенного образа вылились в искания образа общественно значительного. Таков портрет А.С.Пушкина. Художник по общему признанию изобразил здесь Пушкина - “солнце русской поэзии”. Новым для Кипренского был и замеченный в облике Пушкина оттенок легкой горечи, придающий его задумчивости характер скорбного размышления.

К числу крупнейших русских портретистов I половины XIX в. принадлежит и Василий Андреевич Тропинин - сын крепостного крестьянина, отданный своим владельцем в Академию художеств. В противоположность Кипренскому, стремившемуся показать человека, всем своим существом ощущающего исторические события эпохи, Тропинин представил образы современников в частной жизни.

Типичный для творчества Тропинина является портрет А.С. Пушкина, сидящего у стола в непринужденной позе. Художник стремился изобразить людей в состоянии умиротворенности и ясности духа. В 1820-е гг. Тропинина привлекают и образы людей из народа. Такова “Кружевница”. Эти картины носят довольно сильный налет идеализации, однако элементы социального обобщения уже превалируют над чертами конкретной индивидуальности. Таким образом эти картины могут считаться одной из ранних форм русской жанровой живописи.

Заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного и полноправного вида живописи принадлежит Алексею Гавриловичу Венецианову. Систематического образования он не получил. Некоторое время он учился у портретиста В.Л. Боровиковского, а затем копировал в Эрмитаже картины старых мастеров. Тема его творчества - жизнь русских крестьян. Его картины немноголюдны. Сюжет обычно несложен, действие развивается в очень медленном темпе. Это не столько рассказ о событии, сколько демонстрация человека в определенном жизненном окружении. В произведениях Венецианова впервые многообразно и тонко была раскрыта поэзия народной жизни.

В 1820-х - начале 1830-х гг. Венецианов создал лучшие свои произведения, к числу которых относятся, в частности: “Спящий пастушок”, “На жатве. Лето”, “На пашне. Весна”. В этих картинах раскрывается обобщающий, несколько идиллический, но чрезвычайно поэтический образ русского крестьянина и сельской природы (именно в произведениях Венецианова впервые появляются реалистические изображения среднерусской природы).

Наивысшим достижением реалистической живописи в области пейзажа явилось творчество Сильвестра Феодосиевича Щедрина. Он рано уехал в Италию в качестве пенсионера Академии художеств и поселился сначала в Риме, а потом в Неаполе. К числу наиболее типичных его работ можно отнести “Замок св. Ангела в Риме”.

Романтическая интерпретация природы отчетливо ощутима и в творчестве замечательного русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, чье творчество в основном падает на середину XIX в. Среди наиболее характерных работ этого периода можно назвать “Девятый вал”.

Стремление художников 30-х - 40х гг. XIX в. увидеть мир взглядом аналитика, сочеталось с тяготением к большим, значительным темам. В 30-х гг. появляется множество картин, где художники изображают народы в переломные моменты их истории. В 1830 - 1833 гг. Карлом Павловичем Брюлловым была создана большая историческая картина “Последний день Помпеи”, занимающая центральное место в его творчестве. Замысел картины романтичен; трагически неизбежна гибель людей под действием слепых, стихийных сил. Идея трагичности самого течения исторического процесса была, по-видимому, навеяна общей атмосферой больших исторических сдвигов, царящей в Европе конца 1820-х - начала 1830-х гг. Как историческая картина “Последний день Помпеи” стал для русской живописи безусловным шагом вперед: впервые объектом внимания художника становится не отдельная героическая личность, а исторические судьбы целой цивилизации. Кроме художественной деятельности Брюллов активно занимался педагогическим трудом. В числе его многочисленных воспитанников был и Т.Г. Шевченко.

Во II трети XIX в. происходит постепенная деградация Академии художеств как административного и идейного центра художественной жизни.

Характерное для русской живописи того времени соединение аналитической разработки новых методов изображения действительности с попытками философски осмыслить суть исторических процессов ярче всего выразилось в творчестве Александра Андреевича Иванова. В начале 30-х гг. после долгих поисков темы для большой картины он наконец остановился на сюжете из Евангелия - явление Христа-Мессии еврейскому народу на Иордане. Так была задумана композиция “Явление Христа народу”. Картина должна была по мысли художника выражать “саму сущность христианства”. Общая композиция картины сложилась довольно быстро: на первом плане - толпа людей, пришедших слушать проповедь Иоанна и совершить символическое омовение. В центре - Иоанн, направляющий внимание толпы к Христу, чье появление вызывает радость. изумление, восторг, недоверие, враждебность. Подготовительные работы и написание картины продолжались ровно 20 лет(!). В процессе этих работ художником был накоплен огромнейший этюдный материал.

В творчестве Павла Андреевича Федотова русская реалистическая жанровая живопись вступила в новый период своего развития. От утверждения повседневной жизни как достойного предмета изображения, от выявления ее поэтической сущности она перешла к критическому осмыслению этой жизни. Федотов создал тип жанровой картины, все изобразительные средства которой направлены на раскрытие внутренних противоречий действительности. Родившийся в семье отставного военного Федотов, прежде чем заняться живописью, прошел долгий путь армейской службы. Он изнутри узнал будничную жизнь самых разных слоев русского общества. Главное произведение Федотова - картина “Сватовство майора”, изображающая сцену приема жениха-офицера купеческим семейством.

Народное просвещение и наука

Меры в области народного просвещения при Николае I отличались двойственностью. С одной стороны, очевидны были заботы о распространении образования в государстве; с другой же стороны, заметен был страх перед просвещением и старания, чтобы оно не стало проводником революционных идей в обществе.

Заботы о распространении образования выразилась в учреждении весьма многих учебных заведений. Учреждались специальные учебные заведения: военные (кадетские корпуса и академии, военная и морская), технические (технологический институт и строительное училище в Петербурге, межевой институт в Москве); возобновлен был главный педагогический институт. Все эти учебные заведения имели в виду удовлетворение практических нужд государства. Для образования общего сделано было также немало. Учреждено было несколько женских институтов. Основывались пансионы с гимназическим курсом для сыновей дворян. Изменения затронули и общее гимназическое образование. По мысли министра народного просвещения графа С.С. Уварова, среднее образование, даваемое гимназиями, должно было составлять удел лишь высших сословий и предназначалось для детей дворян и чиновников. Оно было сделано "классическим", чтобы “основать новейшее русское образование тверже и глубже на древней образованности той нации, от которой Россия получила и святое учение веры, и первые начатки своего просвещения" (то есть Византии). Для детей купцов и мещан предназначались уездные училища, причем правительство принимало некоторые меры к тому, чтобы лица из этих сословий не попадали в гимназии. Однако стремление к знанию настолько уже созрело в населении, что эти меры не приводили к цели. В гимназии вместе с дворянами поступали в большом количестве так называемые "разночинцы", то есть лица, уволенные из податных сословий, но не принадлежащие к дворянам потомственным или личным. Наплыв разночинцев в гимназии и университеты составил интересное и важное явление того времени: благодаря ему, состав русского образованного общества, "интеллигенции", перестал быть, как прежде, исключительно дворянским.

Опасения правительства относительно того, что учебные заведения станут распространителями вредных политических влияний, выразились в ряде стеснительных мер. Устав университетов, выработанный в 1835 г. графом Уваровым, давал университетам некоторые права самоуправления и свободу преподавания. Но, когда на Западе в 1848 году произошел ряд революционных движений, русские университеты подверглись чрезвычайным ограничениям и исключительному надзору. Преподавание философии было упразднено; посылка за границу молодых людей для подготовления к профессуре прекращена; число студентов ограничено для каждого университета определенным “комплектом” (300 человек); студентов стали обучать маршировке и военной дисциплине. Эта последняя мера была введена и в старших классах гимназий. Министерство народного просвещения, которому была в то время подчинена цензура, чрезвычайно усилило цензурные строгости, запрещая всякую попытку в журналах, книгах и лекциях касаться политических тем. Последние годы царствования императора Николая I заслужили поэтому славу необычайно суровой эпохи, когда была подавлена всякая общественная жизнь и угнетена наука и литература. Малейшее подозрение в том, что какое-либо лицо утратило "непорочность мнений" и стало неблагонадежным, влекло за собою опалу и наказания без суда.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!