Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга)



С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Таким образом, происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнёров.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партне­ром по общению другого, в формировании образа другого человека. Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введён амери­канским психологом Дж. Брунером в 1947 г.

Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствие с

психологическими механизмами восприятия:

– идентификация;

– эмпатия;

– аттракция;

– стереотипизация;

– рефлексия;

– каузальная атрибуция;

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания челове­ка, заключающийся прежде всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Обычно это происходит, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнёра по общению. В слу­чае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моём месте», т.е. предлагаем окружающим включить их механизм идеен тификации. При идентификации устанавливается определённая эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним. .

Эмпатия постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определённой мере схож с меха­низмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на ме­сто другого, взглянут на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление себя с этим человеком (как это происходит при иден­тификации). При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнёра, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения строят­ся исходя из стратегии собственного поведения.

Аттракцияпри восприятии людьми друг друга формируются опреде­лённые отношения с включением эмоциональных регуляторов – от непрятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Стереотипизация восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой – либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стерео­тип – это упрощённое, зачастую искажённое, характерное для сферы обыденно­го сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном че­ловеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стериотипиза-ция является одной из важнейших характеристик межгруппового и межлично­стного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны.

Эффекты ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладыва­ется на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, ма­териальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседники в це­лом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведения и черты пере­оцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсни­ками, коллегами по работе, друзьями. Очень скоро вы обнаружите, что вас ок­ружают великолепные, дружелюбные люди, замечательно ладящие между со­бой.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение предается сведениям (ин­формацией), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знако­мым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по си­лам разобраться в особенностях восприятиях и научиться корректировать свои ошибки.

Рефлексия сознание индивидом, того, как он воспринимается партнёром по общению, т. е. «как будет партнёр по общению понимать меня». При реф­лексии происходит осмыслении того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. (Слово каузальный оз­начает причинный, атрибуция – приписывание социальным объектам характе­ристик, не представленных в поле восприятия.). Эти короткие определения сле­дует более подробно раскрыть и закрепить во время занятий психологического тренинга.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств дру­гого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин пове­дению субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюблен­ные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить ви­новника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному че­ловеку;

2. в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утверждая себя поисками конкретного виновника;

3. при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла ) или в самом пострадавшем ( сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные зако­номерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событие. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником или наблюдателем). Общая закономер­ность состоит в том, по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к лично­стной ( т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

В психологии общения выделяют структуру конкретной ситуации об­щения в зависимости от объективных и субъективных параметров.

Объективные аспекты ситуации общения не зависят от партнеров по об­щению. К ним можно отнести погоду, время года, вид профессионального об­щения (операция у хирурга, урок у учителя, время и место встречи деловых партнеров) и т.д.

Более подробного рассмотрения заслуживают субъективные параметры ситуации общения, которые определяются личностными особенностями людей в ситуации. Этих параметров 7.

1. Оформление ситуации, т.е. – то, как мы ее называем. Мы попали в не­
кую ситуацию общения и говорим, исходя из нашего прошлого опыта: это кон­
фликт, или: это – переговоры, или: это – конкуренция и т.д. Что же мы можем
изменить в общении, изменяя этот параметр? Все! Например, раньше Вы, попа­
дая в какую-то ситуацию говорили себе: это конфликтная ситуация, я буду вес­
ти себя в ней, как в конфликте (почти как на войне). Но вот у Вас появился но­
вый опыт (после лекций по психологии общения и занятий по психологическо­
му тренингу) и теперь Вы видите, что эту ситуацию оказывается можно "пере­
вернуть" и рассмотреть ее как ситуацию "сотрудничества".

Для более полного усвоения этого важного понятия (оформление ситуа­ции) следует предложить студентам

2. Определение целевой структуры ситуации. Какие цели могут быть реа­
лизованы в конкретной ситуации общения ? Это могут быть такие цели:

– информационная (обмен информацией с собеседником);

– координационная (взаимное ориентирование и согласование действий) ;

– ампотивная (возбуждение в партнере нужных Вам чувств и пережива­ний);

– установление отношений (осознание и фиксирование своего места в сис­теме ролевых, деловых, межличностных и других связей);

– оказание влияния на партнера по общению ("хочу сделать так, чтобы по­сле нашей встречи он запел от счастья");

– побудительная (стимулирование активности партнера по общению, на­правленной на выполнение тех или иных действий);

Как меняется ситуация общения в зависимости от цели? Очень существен­но. Представьте себе, что Вы определили целью деловой встречи обмен инфор­мацией с деловым партнером. Это потребует с Вашей стороны определенных усилий и затрат времени. Ну, а если Ваша цель – координация, и Вы хотите со­гласовать с ним совместные действия по решению некоторой проблемы? Это уже совершенно другая ситуация, и в ней Вы будете по-другому себя вести.

Чтобы студенты лучше усвоили это новое понятие, им надо предложить

3. Позиции участников. Каждый человек, вступая в общение, находится в
одном из трех состояний "Я" (согласно принципам трансактного анализа

.Берна).

Первый тип состояния ведет свое происхождение от родительских образ­цов поведения. В этом состоянии человек "чувствует, думает, действует и гово­рит точно так же, как это делали его родители". Это состояние называется "Ро­дитель" (Р) и графически изображается - Р↓.

Второй тип состояния заключается в том, что "человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта". Это состояние называется "Взрослый" (В) и графиче­ски изображается - В→.

Третий тип состояния заключается в том, что человек "чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как делал это в детстве". Это со­стояние называется "Дитя" (Д) и графически изображается - Д↑.

Его нельзя считать ребяческий или незрелым, надо, чтобы человек пони­мал себя в этом состоянии, т.к. это одна из самых значимых сторон его лично­сти.

Ситуация общения существенно меняется в зависимости от того, какое Я – состояние активизировано в ней. Вы либо пытаетесь контролировать, поучать своего партнера Р , или Вы стремитесь объективно оценивать ситуацию В, либо защищаетесь, впадая в детство Д . Но учащиеся должны не только уметь опре­делять свою позицию в общении. Важно научиться определять позицию собе­седника, суметь согласовать свои позиции. В программе психологического тре­нинга Вам будут предложены некоторые упражнения, которые помогут развить у учащихся навыки рефлексии позиций участников общения.

4. Понимание ситуации, видение того, что она означает. Если стороны добились согласованного понимания ситуации общения, то это является хоро­шей базой продуктивного общения. Вообще говоря, только в этом случае об­щение можно назвать деловым. Если же понимание "договаривающихся сто­рон" различно - увы, ситуация выходит из-под контроля. Поэтому важно до­биться согласованного понимания ситуации, чтобы можно было двигаться дальше.

5. Правила и нормы общения, другими словами: как можно и как нельзя вести себя в конкретной ситуации (например, с незнакомой женщиной). Хорошее общение – согласование норм и правил. Например, Вы ведете деловые переговоры с партнером и оба считаете, что это лучше делать в светлой, хоро­шо проветриваемой комнате, в строгой официальной одежде, утоляя жажду "Боржоми". Это одна ситуация. Но если ваш партнер предпочитает вести пере­говоры на пляже, утоляя жажду коньяком – видимо, это уже другая ситуация. Если Ваши правила и нормы общения различны, то это существенно затрудняет общение.

6.   Пространственно-временная организация.

В психологии общения рассматривают 4 зоны общения:

1). Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта – самая главная, именно ее человек охраняет как личную собственность, в эту зону проникают только те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с этим человеком. Это де­ти, родители, супруги, близкие друзья и т.д.

2). Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние обычно разделяет нас, когда мы встречаемся с друзьями на вечеринках, официальных приемах и т.д. С точки зрения ведения деловых переговоров и встреч, оптимальность выбора этой зоны проблематична. Ведь в ней Вы не только испытываете достаточно сильное психологическое давление партнера, но и сами также оказываете на не­го достаточно сильное давление. Поэтому выбор этой зоны для делового обще­ния зависит от цели, которую Вы себе поставили, от Вашей уверенности в сво­их силах, от знания своего партнера и т.д. Надо быть очень внимательным, если Вы организуете свое деловое общение в этой зоне.

3). Социальная, деловая зона (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, в этой зоне происходит наиболее эффектив­ное ролевое общение. Уже из нзвания понятно, что в нейтральной, обычной де­ловой беседе она будет эффективна.

4). Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуемся к большой группе людей, удобно находиться на таком расстоянии от аудитории. Здесь партнеры чувствуют определенную независимость друг от друга.

Язык пространственного взаиморасположения – важный компонент невер­бального общения. Необходимо еще раз подчеркнуть для учащихся, какое большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Изменяя так или иначе дистанцию общения со своим партнером Вы имеете реальную воз­можность менять и ситуацию общения.

7. Личные трудности. У каждого человека есть определенные личные дос­тоинства, которые помогают ему в общении, и есть трудности, которые ослож­няют его. Например, если Вы – яркий холерик, то Ваша вспыльчивость и агрес­сивность, видимо, будет помехой в эффективном общении, но яркость, "зарази­тельность" эмоций и хорошая переключаемость – Ваше достоинство, сила. Лучше узнать о своих сильных и слабых сторонах каждый учащийся сможет на практических занятиях психологического тренинга.

Чтобы сделать изучаемую тему более актуальной для каждого студента предложите


Публичное выступление.

Известный немецкий специалист Вольфганг Цильке считает, что высту­пать нужна всегда, когда можно обратить на себя внимание. Все дело в том, чтобы результатом было определенное влияние на деловые отношения, дело­вую сферу. Все зависит, в основном, от уровня подготовки выступления и от ораторского искусства, которым владеет оратор (выступающий).

Как же овладеть ораторским искусством, публичного выступления начи­нающему оратору?

Для начала попробуем определить какие проблемы возникают, в основ­ном, в публичном выступлении? Во-первых, как справиться с волнением, во-вторых, как установить контакт с аудиторией, в-третьих, куда девать руки?

Как справиться с волнением

1.Первое, что поможет Вам справиться с волнением и прибавит уверенно­сти в себе – тщательная предварительная подготовка темы. Как лучше подгото­вить свою речь?

Тщательно выберите тему выступления. Если выбор зависит от Вас, оста­новитесь на том, что Вы хорошо знаете, что Вас интересует. Тогда это, возмож­но, будет интересно и значимо для других.

Сузьте тему своего выступления, чтобы она поддавалась управлению и представляла наибольший интерес.

Решите: описываете ли Вы предмет, разъясняете что-либо в нем, оспари­ваете ли некую точку зрения, либо излагаете новую версию.

Говорите только то, что досконально знаете. Имейте в виду аргументы за и против Вашей точки зрения.

Соберитесь с мыслями. Если сможете, выделите пару дней и подумайте над своей будущей речью, как обычно Вы обдумываете повседневные дела. Сделайте общий черновой набросок речи, подготовьте тезисы.

Изберите способ выступления. Говорите, заглядывая в конспект, но избе­гайте чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как ваша речь звучит естественно, слова приходят словно сами собой. Нецелесообразно прибегать к запоминанию написанного текста, это очень сковывает оратора, не дает возможности откликаться на реакцию аудитории.

Потренируйтесь в произнесении своей речи. Произнесите ее перед семьей или друзьями, либо воспользуйтесь магнитофоном, чтобы проконтролировать качество выступления и его хронометраж. Чем больше практики, тем лучше получится выступление.

2. Прежде, чем реально выйти на сцену, сделайте "мысленный выход", проконтролируйте 7 параметров ситуации общения. Определите цель, которую Вы хотите достичь (например: хочу, чтобы аудитория после моего выступления заплакала, или пошла бить стекла, или хочу произвести хорошее впечатление, или убедить в своей точке зрения и т.д.). В зависимости от этого Вы выберите позицию в общении (Р, Д, В) и продемонстрируете ее аудитории невербально.


Например, застегнутый пиджак – официальное сообщение и официальная по­зиция Р. В этой позиции достаточно сложно идти навстречу аудитории, труднее убедить ее, привлечь на свою сторону. Если же по отношению к аудитории Вы решили занять позицию В, то невербально Вы продемонстрируете комплекс "идем вместе": пиджак расстегнут, руки и ноги не скрещены.

3. "Мы строим "дом".

И вот Вы уже на сцене, один на один с аудиторией, а волнение все же ско­вывает Вас. Обратитесь к аудитории, не обязательно словами, точнее, лучше не словами, а невербально. Вы вышли на сцену, покажите, что Вы здесь хозяин. Подержите паузу примерно 30 секунд (пауза в 10 секунд всегда "работает" на Вас), проверьте есть ли мел, готова ли доска, если Вы предполагаете ими вос­пользоваться, "поработайте" с микрофоном, если Вы будете им пользоваться. Вспомните, как выходят на сцену артисты. Редко, кто начинает свое выступле­ние с ходу. Как правило, они начинают невербально "обживать" пространство сцены, где им предстоит работать, они как бы строят "дом", стены которого, как известно, помогают. Постройте и Вы такой дом, почувствуйте себя в нем уютно и уверенно

4. "Движение – это жизнь".

Продолжаем Ваше выступление. Вы уже пять минут, как говорите, но вол­нение все еще мешает Вам, Ваша речь и движения скованы, и выступление да­ется Вам с трудом. Обратите внимание на пальцы рук. Расслабьте их. Если пальцы напряжены или сжаты в кулак – это ведет к смыканию голосовых свя­зок, провоцирует мышечный зажим. Чтобы полились слова, человека надо "трясти, как мешок с картошкой", т.е. надо постоянно двигаться на сцене. Не обязательно ходить из угла в угол, движения могут быть мелкими, не очень за­метными, но они должны быть!

Есть контакт!

Остановимся подробнее на проблеме контакта с аудиторией.

1. Эффективная жестикуляция.

Вспомните: 60 % впечатления о Вас создается Вашим невербальным пове­дением, поэтому самый надежный способ установления контакта с аудиторией – грамотно организованное невербальное общение. Наладьте зрительный кон­такт с отдельными слушателями. С первых минут продемонстрируйте аудито­рии свою открытость, свой настрой на общение с ней. Избегайте жестов и поз закрытости, агрессивности, недоверия, неуверенности. Например, заведение рук за спину отдалит Вас от аудитории, затруднит контакт. Жестикулировать лучше двумя руками. Если Вы хотите привлечь внимание "занятой" аудитории, и в этом случае Вас выручит выразительная жестикуляция, которая акцентиру­ет внимание слушателей на определенных фразах ("когда я говорил им об этом, у всех стало вот такое – соответствующий жест и мимика – изумленное лицо").

2.    Знайте свою аудиторию.
Спросите себя: "Кто мои слушатели?" Если Вы затрудняетесь ответить на


этот вопрос, попытайтесь представить группу из двух-трех человек, к которым Вы будете обращаться. Принимайте во внимание следующие характеристики своей аудитории:

-возраст;

-уровень образования;

-профессия;

-цель прихода людей на Ваше выступление;

-уровень заинтересованности в Вашей теме;

-уровень осведомленности в Вашем вопросе.

Если это возможно, не пожалейте времени и заранее поговорите с теми людьми, к которым Вы собираетесь обратиться, чтобы лучше узнать свою ау­диторию. Это поможет Вам лучше понять, как лучше общаться с этой конкрет­ной аудиторией. Вы проконтролируете фактор ситуации общения и сможете эффективно спланировать будущее выступление.

Возможно, у этой аудитории есть какая-то история ее возникновения и развития, возможно Вы найдете некие общие события, которые связывают Вас с аудиторией. Поговорите какое-то время не о себе и предмете своего выступ­ления, а об аудитории, о Ваших слушателях, выскажите свое мнение о ней – это станет хорошей основой для контакта с аудиторией.

3.    "Как дела?"
Хорошей основой для контакта с аудиторией сможет стать несоответствие,

а точнее противоречие между вербальной и невербальной информацией Вашего сообщения (вспомните пример, который мы разбирали о языке тела – "как де­ла?"). Любое противоречие привлекает внимание, а противоречие вербального и невербального каналов информации воспринимается, кроме того, не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне, а потому привлекает вни­мание помимо воли слушателей. Попробуйте воспользоваться этим приемом в аудитории, которую Вы в какой-то момент своего выступления "потеряли".

4. Секретное" оружие.
И вот, наконец, Вы перепробовали все возможные варианты установления

контакта с аудиторией, а она, как была "не ваша" – так и осталась. Не отчаивай­тесь. Помните, что в Вашем распоряжении осталось, безусловно не последнее, но самое мощное оружие в деле налаживания контакта – Ваше чувство юмора (если, конечно, оно у Вас есть). "Ведь чувство юмора всегда берет любые горо­да и бесконечно красит человека". Смело пускайте в ход Ваше секретное ору­жие и, если Ваша шутка анекдот, смешная история, окажутся к месту в Вашем выступлении, смех слушателей и контактирование с ними будет Вам наградой. Поэтому, на всякий случай, держите свое "секретное" оружие всегда наготове и вам будет не страшна любая аудитория.

Куда девать руки?

А, действительно, что делать с руками во время публичного выступления? Лучше бы о них не вспоминать – скажите вы и будете правы. А если Ваши руки самопроизвольно сжаты в кулак, или заведены за спину? Теперь Вы знаете, что


это снижает эффективность Вашего общения с аудиторией. А если они транс­лируют слушателям, что Вы не уверены в себе, в том, о чем говорите, и, вооб­ще, говорите не то что думаете на самом деле (например, руки упорно не вы­нимаются из карманов)? Как можно быстрее вспомните о них и постарайтесь организовать эффективное невербальное общение, которое будет помогать Вам увлечь аудиторию.

О многих параметрах эффективного невербального общения мы уже гово­рили (открытая, активная жестикуляция, нежелательность поз и жестов закры­тости, недоверия, неуверенности). Попробуем посмотреть на эту проблему ина­че. Вопрос "Куда девать руки?" можно рассматривать не только с точки зрения, что хорошо, а что плохо для эффективного общения с аудиторией. Какое впе­чатление производят Ваши жесты и позы, и то ли это впечатление, которое Вы намеревались произвести для достижения цели своего выступления?

"Официальное сообщение"

Вы стоите перед аудиторией, руки по швам, можно руки за спину, пиджак застегнут на все пуговицы. Это поза гордыни, язык тела транслирует слушате­лям: я дистантен, я вас поучаю, это своеобразный вызов аудитории. Если Вы хотите "бросить ей перчатку" – ничего нет лучше. Если Вы заинтересованы в сотрудничестве со слушателями, не стоит демонстрировать позу "официальное сообщение".

"Поза смирения"

Оратор стоит перед аудиторией, руки внизу одна на другой. Если Вы хоти­те на аудиторию произвести впечатление "смиренной овечки" – смело демонст­рируйте позу смирения. Если это не входит в Вашу задачу, то уходите из этой позы в оптимальную зону жестикуляции.

"Перед боем"

Рассмотрим одну характерную позу, которая в специальной литературе на­зывается "поза самца гориллы перед атакой". Так она названа из-за большого сходства с соответствующим поведением самца гориллы. Руки, сжатые в кулак, опираются на стол, кафедру, трибуну и т.д. Голова опущена вниз, взгляд из-под лобья, плечи и корпус тела наклонены вперед. Помните, что это агрессирует аудиторию. Если Ваша задача – конфронтация, то поза как нельзя лучше под­ходит для этого. Если нет – уходите из этой позы в оптимальную позу жестику­ляции.

"Руки вверх"

Оратор поднимает руки перед очень агрессивной аудиторией, пытаясь ус­покоить ее. Если по ходу выступления Вы нуждаетесь в этом, то такая поза без­условно поможет Вам.


"Знак равенства"

Как же невербально продемонстрировать, аудитории, что Вы стремитесь общаться с ней на равных, не возвышаясь над ней и поучая, но и не заискивая? Представьте себе, что Вы тоже, как и Ваши слушатели, сидите и естественно жестикулируете, находясь с ними в позиции В (позиция равенства). Теперь Вы встали, но жестикулировать продолжаете "сидя": руки на весу, полусогнуты в локтях, т.е. невербально Вы транслируете "я с Вами на равных, и мы вместе за­интересованы в успехе выступления". В данной случае возможен и "купол", но не очень высокий и обязательно в зоне оптимальной жестикуляции.

"Начать и закончить" .

Помните, что начало и конец Вашего выступления – ключевые его момен­ты. Начало формирует фон Вашего выступления, конец – отношение к нему. Уделите больше внимания этим моментам доклада. Возможные варианты на­чала выступления:

– возбудите любопытство аудитории новизной информации;

– расскажите интересную историю;

– начните с иллюстрации;

– задайте вопрос, на который вряд ли возможен однозначный ответ;

– начните с потрясающей цитаты;

– обратите внимание аудитории на связь темы Вашего выступления с ее жизненно важными интересами.

Возможные варианты конца выступления: выскажите комплимент Ва­шей аудитории, особенно если она этого заслуживает, или же вам предстоит еще несколько раз встретиться с ней; – закончите выступление шуткой, вызвав смех в зале. Это позволит вам расстаться с аудиторией на положительной ноте; – можете закончить подходящими поэтическими строками; – призовите ауди­торию к действию; – сделайте краткое резюме своего выступления;

Кроме того, следует заметить, есть и варианты конца выступления, кото­рых следует избегать:

–"к сожалению, я не успел сказать все, что хотел..." –"вот и все, что я хотел сказать..."

Что же, сделаем и мы краткое резюме нашего занятия.

Семь чаще всего .встречающихся недостатков у людей, выступающих публично:

1."Каша во рту", т.е. слова звучат невнятно и на одной ноте, монотонно.

2.Запинания: речь сбивчива, бессвязна, в ней много вводных слов, высказываний.

3.Выступление плохо спланировано, поэтому оно нелогично, не подводит, слушателей к драматической кульминации речи, не акцентирует внимание на главной мысли.

4.Безразличие к аудитории. Это просто невежливо.

5.Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения ма­териала неубедительна, жестикуляция неэффективна или вовсе отсутствует.

6.Плохая предварительная подготовка: оратор не позаботился в том, чтобы


тщательно отрепетировать свою речь.

7. Недостаточное знание предмета: выступающий не в ладу с фактами.

Эти недостатки преодолеваются работой! Помните: каждое выступление прибавит Вам опыта, а не мук!

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!