Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское

Культура Руси конца XIII —XVII в.

  Внимательно изучите § и дополнительную информацию. Запишите конспект на основе предложенного. УСТНО дайте ответы на вопросы, выделенные курсивом (информация, написанная курсивом, не записывается).

Вопросы и задания

1. Ка­кое вли­яние на раз­ви­тие рус­ской культу­ры ока­зало мон­гольское на­шес­твие и ор­дын­ское вла­дычес­тво? Ког­да на­чалось воз­рожде­ние культу­ры? В чем это вы­рази­лось?

2. Про­ком­менти­руйте важ­нейшие дос­ти­жения рус­ской культу­ры кон­ца ХIII—на­чала ХVI в.

3. По­чему ХVI в. на­зыва­ют «ве­ком пуб­ли­цис­ти­ки»? Сос­тавьте спи­сок важ­нейших воп­ро­сов, об­суждав­шихся тог­да в пуб­ли­цис­ти­чес­ких про­из­ве­дени­ях.

4. По­чему воз­никно­вение кни­гопе­чата­ния счи­та­ет­ся важ­нейшим со­быти­ем в раз­ви­тии культу­ры?

5. Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку рус­ской ар­хи­тек­ту­ры ХVI—ХVII вв.

6. В чем сос­то­яли глав­ные осо­бен­ности рус­ской культу­ры в ХVII в. по срав­не­нию с пред­шес­тву­ющим пе­ри­одом?

7. Срав­ни­те рус­скую культу­ру кон­ца ХIII—ХVII в. и сред­не­веко­вую культу­ру За­пад­ной Ев­ро­пы. Что вы ви­дите в них об­ще­го? В чем сос­то­ят их раз­ли­чия?

1.Условия развития культуры. ….. во всех сферах культуры. в Орду угонялись ……. исчезновение ……... в конце XIII в. ста­ли ………... упало …………. сохранение и возрождение культуры - фактор ……………. в условиях ига.
2.Литература XIII — начала XVI в.  «……… о погибели …….земли». «Повесть …………. Батыем», «По­весть о ……….», и др.  епископ …………. - послания поэма «…………» Софоний ………..  «Сказание о ……………». жития русских святых — Сергия …………, Стефана ………… и др.  «…………за три моря» Афана­сия …………...
3.Архитектура и искусство XIV — XV вв. В XIV в. -каменное ………….. свое­образие  архитектуры …………..  центр  к сер. XIV в. -………... При И. Калите возведены …………., дубовый Кремль  При Дм.Донском —стены Кремля из белого камня При Иван III Кремль с восемнадцатью башнями. строитель­ство соборов в Кремле: ………. собор- ит. ……………..Фиораеанти ………. собор- ит. ……..  Фрязин ………. Архитекторы …………. - ……………. собор. «Золотым веком» иконописи стал к. XIV — н. XV в.- ……….. и ……….(«Троица»). В к. XV в. ………….
4.Развитие культуры в XVI в. публицисти­ческая  литература. вопрос о путях развития страны.
Федор Курицын «Лаодикийское послание» идея о ………… воли человека
Ермолай Еразм призывая ограничить ……….. над крестьянами
Иван Пересветов идея создания го­сударства с …………. ………. над его поддан­ными. держа в узде крупных землевладельцев, управлять государством …………..
Андрей Курбский, три послания Ивану Грозно­му русский царь, должен править …….не только с ……., но и с выборными от ……..
Иван Грозный в посланиях Курбскому доказывал, что именно …… становятся причиной …….. государства.

 Некоторые публицисты - приверженцы ………., выступали против ……... Церковные публицисты выступали против еретиков.

5.Архитектура и искусство XVI в. В XVI в. возник ……….. стиль. церковь ………… в селе Коломенском. ………. собор, «что на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он (зодчие  Постник …….  и ………в 1555 —1560 гг. в честь взятия Казани. В XVI в. вокруг городов были возведены каменные стены (Москва, Смолен­ск и др). создатель  Ф. С.Конь..
6.Начало книгопечатания. Первая печатная книга – Краков  в к. XV в. Иоганн Гутенберг. В начале XVI в. книги печатал просветитель Франциск Скорина. В 1564 г. ……. вместе с ….. выпустил кни­гу «Апостол». первая русская азбука и Библия.
7. Культура России XVII в. XVII в. - военные столкновения. Использование опыта …………  (техника, прие­мы ведения боя и хозяйства) Под Москвой - ………. слобода При Алексее Михайловиче в Москве - «ко­медийные действа».  Процесс обмирщения культуры, выхода ее из-под влияния Церкви шел весь XVII в. Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. «………..» Авраамия ……….., «Временник» дьяка Ивана …………., «Сло­веса» князя ……………. и др. Официальная  публицистика -монах Симеон ………...  «…………..» протопопа ………. по­вести о повседневной  жизни-«………..», «Повесть ……….», «……… челобитная». АРХИТЕК­ТУРА. Деревянное  зодчество XVII в. - царский дворец в ………., Кир­пичное  строительство.  Украшения  -  многоцветные израз­цы, фигурный кирпич, белокаменные детали, «………. барокко»   Живопись  середины XVII в. Симон ……….. - расписал ……… и ………..собо­ры, Грановитую палату в Моск. Кремле. Появились светские школы для детей. Первый пе­чатный букварь, ……….. Бурцев,  опубликован в 1634 г. 1666 г. - при ……………. мона­стыре открылась ……………. для приказов.  В 1680 г. - школа при ………….. В 1687 г. в Москве первый ВУЗ — Славяно-греко-латинская академия.

Культурное пространство Руси конца XII I— XVII в.

Ус­ло­вия раз­ви­тия культу­ры. Ра­зоре­ние рус­ских зе­мель в ре­зульта­те на­шес­твия Ба­тыя и пос­ле­ду­ющих по­ходов ор­дынцев выз­ва­ло упа­док во всех сфе­рах культу­ры. По­ложе­ние усу­губ­ля­лось тем, что в Ор­ду пос­то­ян­но уго­нялись ре­мес­ленни­ки. Следс­тви­ем на­шес­твия ста­ло ис­чезно­вение мно­гих ви­дов ис­кусс­тва и ре­мес­ла. Так, лишь в кон­це XIII в. вновь ста­ли стро­ить ка­мен­ные цер­кви. Из них до на­ших дней сох­ра­нилась лишь цер­ковь Ни­колы на Лип­не под Нов­го­родом. Срав­не­ние ее с ве­лико­леп­ны­ми хра­мами до­мон­гольской Ру­си по­казы­ва­ет, нас­колько упа­ло мас­терс­тво стро­ите­лей.

Од­на­ко имен­но сох­ра­нение и воз­рожде­ние культу­ры ста­ло од­ним из глав­ных фак­то­ров ду­хов­но­го вы­жива­ния рус­ских лю­дей в ус­ло­ви­ях ор­дын­ско­го вла­дычес­тва.

Ли­тера­тура ХIII — на­чала ХVI в. Пер­вым па­мят­ни­ком ху­дожес­твен­ной ли­тера­туры пос­ле на­шес­твия мож­но счи­тать «Сло­во о по­гибе­ли Рус­ской зем­ли». До нас дош­ло только на­чало это­го про­из­ве­дения, вос­пе­ва­юще­го кра­соту и ве­личие до­мон­гольской Ру­си.

При­зыв к са­мопо­жер­тво­ванию в борьбе со страш­ным вра­гом со­дер­жится в та­ких про­из­ве­дени­ях, как «По­весть о ра­зоре­нии Ря­зани Ба­ты­ем», «По­весть о Мер­ку­рии Смо­лен­ском», и др. Как на­каза­ние за гре­хи оце­нивал на­шес­твие вид­ный пи­сатель Вла­димир­ский епис­коп Се­рапи­он. В его пос­ла­ни­ях вы­ража­лась ве­ра: ес­ли рус­ские лю­ди су­ме­ют пре­одо­леть свои гре­хи, то не­мину­емо и ос­во­бож­де­ние от ига.

Лишь пос­ле по­беды на Ку­лико­вом по­ле в ли­тера­туре по­яви­лись иные нас­тро­ения. Пер­вым от­кли­ком на бит­ву ста­ла по­эма «За­дон­щи­на», на­писан­ная под вли­яни­ем «Сло­ва о пол­ку Иго­реве». Это го­ворит о пре­емс­твен­ности в раз­ви­тии ли­тера­туры и сох­ра­нении тра­диций древ­не­рус­ской культу­ры. Скор­бя о по­гиб­ших, ав­тор по­эмы «За­дон­щи­на» Со­фоний Ря­занец вос­пе­ва­ет их под­виг во имя Ру­си.

В на­чале XV в. бы­ло соз­да­но «Ска­зание о Ма­ма­евом по­бо­ище». Оно ста­ло на­ибо­лее по­пуляр­ным про­из­ве­дени­ем о Ку­ликов­ской бит­ве. Вос­хи­ща­ясь под­ви­гом во­инов, «Ска­зание» пре­под­но­сит по­беду в бит­ве как тор­жес­тво пра­вос­ла­вия над его вра­гами.

В XV в. бы­ли на­писа­ны мно­гие из­вес­тные жи­тия рус­ских свя­тых — Сер­гия Ра­донеж­ско­го, Сте­фана Перм­ско­го и др.

Од­ним из на­ибо­лее из­вес­тных и яр­ких ли­тера­тур­ных про­из­ве­дений XV в. яв­ля­ет­ся «Хож­де­ние за три мо­ря» Афа­насия Ни­кити­на. Твер­ской ку­пец А.Ни­китин со­вер­шил пу­тешес­твие в Ин­дию в 1466—1472 гг. В сво­их за­пис­ках он под­робно рас­ска­зал о сво­их злок­лю­чени­ях, об уви­ден­ном и пе­режи­том. Глу­бокой сим­па­ти­ей на­пол­не­ны опи­сания жиз­ни ин­дийцев. Раз­ли­чие ве­ры не ме­шало ав­то­ру объек­тивно вос­при­нимать чу­жие нра­вы и обы­чаи. Од­на­ко мыс­ли его пос­то­ян­но воз­вра­щались к по­ложе­нию на ро­дине. «А Рус­скую зем­лю Бог да сох­ра­нит. На этом све­те нет стра­ны, по­доб­ной ей, по­чему князья зем­ли Рус­ской не жи­вут друг с дру­гом как братья! Пусть ус­тро­ит­ся Рус­ская зем­ля, а то ма­ло в ней спра­вед­ли­вос­ти» — так за­кан­чи­ва­ет­ся «Хож­де­ние за три мо­ря».

Ар­хи­тек­ту­ра и ис­кусс­тво ХIV — ХV вв. В XIV в. в рус­ских го­родах раз­верну­лось ка­мен­ное строи­тельство. Большим сво­еоб­ра­зи­ем от­ли­чалась ар­хи­тек­ту­ра Нов­го­рода Ве­лико­го. В XV в. нов­го­род­цы, пред­чувс­твуя ско­рое па­дение не­зави­симос­ти, об­ра­щали взо­ры к ста­рине и воз­во­дили хра­мы по об­разцу древ­них пос­тро­ек.

Церковь Феодора Стратилата на Торговой стороне

 

Круп­нейшим цен­тром ар­хи­тек­ту­ры к се­реди­не XIV в. ста­ла Мос­ква.

При Ива­не Ка­лите бы­ли воз­ве­дены са­мые большие на тот пе­ри­од ка­мен­ные хра­мы (не сох­ра­нив­ши­еся до на­шего вре­мени), а при Дмит­рии Дон­ском — пер­вые в Се­веро-Вос­точной Ру­си сте­ны из бе­лого кам­ня, до­быто­го в под­москов­ных ка­мено­лом­нях.

К кон­цу XV в. бе­лока­мен­ный Кремль сильно об­ветшал. Иван III ре­шил пос­тро­ить не­обыч­ный Кремль. Под ру­ководс­твом итальян­ских мас­те­ров, ор­га­низо­вав­ших про­из­водс­тво вы­соко­качес­твен­но­го кир­пи­ча, бы­ла соз­да­на крем­лев­ская сте­на с во­сем­надцатью баш­ня­ми. Для сво­его вре­мени это бы­ло вы­да­юще­еся фор­ти­фика­ци­он­ное со­ору­жение.  

Итальян­ских мас­те­ров прив­лек Иван III и для строи­тельства но­вых со­боров внут­ри Крем­ля, ко­торые за­мени­ли так­же об­ветшав­шие со­боры вре­мен Ива­на Ка­литы. Глав­ный храм Ру­си — Ус­пен­ский со­бор итальянец Арис­то­тель Фи­ора­ван­ти соз­да­вал по об­разцу Ус­пен­ско­го со­бора во Вла­дими­ре.  

Са­мым на­ряд­ным со­ору­жени­ем Крем­ля стал Ар­хангельский со­бор,   

пос­тро­ен­ный итальян­ским мас­те­ром Але­визом Фря­зином Но­вым.

Ар­хи­тек­то­ры из Пско­ва воз­ве­ли изящ­ный Бла­гове­щен­ский со­бор.

«Зо­лотым ве­ком» рус­ской ико­нопи­си стал ко­нец XIV — на­чало XV в., ког­да тво­рили ве­ликие ху­дож­ни­ки Фе­офан Грек и Ан­дрей Руб­лев.

Фе­офан Грек, мас­тер фрес­ко­вой жи­вопи­си, был вы­ход­цем из Ви­зан­тии. Его сю­жеты ха­рак­те­ризу­ют­ся глу­боким про­ник­но­вени­ем во внут­ренний мир об­ра­зов.

На­ибо­лее прос­лавлен­ным тво­рени­ем Ан­дрея Руб­ле­ва ста­ла ико­на «Тро­ица». В об­ра­зе трех ан­ге­лов, сим­во­лизи­ру­ющих единс­тво трех лиц Бо­га — От­ца, Сы­на и Свя­того Ду­ха, вы­ражен иде­ал ми­ра, гар­мо­нии и бо­жес­твен­ной кра­соты. В твор­чес­тве Руб­ле­ва от­ра­зилась эпо­ха на­ци­онально­го подъема, выз­ванно­го Ку­ликов­ской по­бедой.

В кон­це XV в. прос­лавлен­ным мас­те­ром ико­нопи­си был мо­нах Ди­они­сий, вы­ходец из знат­но­го ро­да. Для его тво­рений ха­рак­терны тон­кий ри­сунок, мяг­кий цвет и праз­днич­ное нас­тро­ение.  

Раз­ви­тие культу­ры в XVI в. Скла­дыва­ние и раз­ви­тие еди­ного Рус­ско­го го­сударс­тва по­роди­ло об­ширную пуб­ли­цис­ти­чес­кую ли­тера­туру. Глав­ной ее те­мой стал воп­рос о пу­тях дальнейше­го раз­ви­тия стра­ны. Не­кото­рые пуб­ли­цис­ты кон­ца XV — нача­ла XVI в. бы­ли при­вер­женца­ми ере­сей, ко­торые рас­простра­нились тог­да в Рос­сии. Они выс­ту­пали про­тив уче­ния пра­вос­лавной цер­кви по мно­гим воп­ро­сам. Один из на­ибо­лее об­ра­зован­ных ере­тиков, дьяк Ива­на III, вы­да­ющийся дип­ло­мат Фе­дор Ку­рицын в сво­ем сти­хот­во­рении «Ла­одо­кийское пос­ла­ние» выс­ка­зал идею о сво­боде во­ли че­лове­ка: «Ду­ша са­мов­лас­тна, ог­ра­да ей ве­ра».

Цер­ковные пуб­ли­цис­ты выс­ту­пали про­тив ере­тиков. Один из них, мо­нах Ер­мо­лай Еразм (се­реди­на ХVI в.), в сво­их тру­дах вы­ражал нас­тро­ение крестьянс­тва. «Больше все­го по­лез­ны па­хари, их тру­дами соз­да­ют­ся глав­нейшие бо­гатс­тва», — пи­сал он, при­зывая ог­ра­ничить власть бо­яр и дво­рян над крестьяна­ми.

Дво­рянин Иван Пе­рес­ве­тов в со­чине­нии, пред­назна­чен­ном для ца­ря Ива­на Гроз­но­го, выд­ви­нул идею соз­да­ния го­сударс­тва с без­гра­нич­ной властью пра­вите­ля над его под­данны­ми. Од­на­ко, дер­жа в уз­де круп­ных зем­левла­дельцев, уп­равлять го­сударс­твом пра­витель дол­жен был в ин­те­ресах «прос­тых во­ин­ни­ков», т.е. дво­рян. С ины­ми иде­ями выс­ту­пил Ан­дрей Курб­ский, на­писав­ший пос­ле бегс­тва из Рос­сии нес­колько про­из­ве­дений и три пос­ла­ния Ива­ну Гроз­но­му. Он счи­тал, что рус­ский царь, ес­ли хо­чет бла­га сво­ей стра­не, дол­жен пра­вить в сог­ла­сии не только с бо­яра­ми, но и с вы­бор­ны­ми от всех сво­бод­ных сос­ло­вий («все­народ­ны­ми че­лове­ками»). Иван Гроз­ный в от­ветных пос­ла­ни­ях Курб­ско­му ра­зоб­ла­чал кра­молы бо­яр и до­казы­вал, что имен­но их из­ме­ны и ста­новят­ся при­чиной ги­бели го­сударс­тва. По­это­му царь по сво­ей во­ле, в ко­торой вы­ража­ет­ся во­ля Бо­га, дол­жен «каз­нить и ми­ловать» лю­бых сво­их под­данных.

В XVI в. в рус­ской ар­хи­тек­ту­ре воз­ник на­ци­ональный шат­ро­вый стиль. Од­ним из пер­вых и на­ибо­лее вы­да­ющих­ся па­мят­ни­ков это­го сти­ля ста­ла цер­ковь Воз­не­сения в се­ле Ко­ломен­ском.

Церковь Вознесения в Коломенском

Од­ним из глав­ных сим­во­лов на­шей стра­ны яв­ля­ет­ся дру­гая пос­тройка шат­ро­вого сти­ля — Пок­ров­ский со­бор, «что на рву» (храм Ва­силия Бла­жен­но­го) на Крас­ной пло­щади. Он был воз­ве­ден зод­чи­ми Пос­тни­ком Яков­ле­вым и Бар­мой в 1555—1560 гг. в честь взя­тия рус­ски­ми войска­ми Ка­зани.

В XVI в. вок­руг мно­гих го­родов бы­ли воз­ве­дены ка­мен­ные сте­ны. Из­вес­тным соз­да­телем у­креп­ле­ний яв­лялся Ф.С.Конь. Им пос­тро­ены сте­ны Бе­лого го­рода в Мос­кве, сте­ны Смо­лен­ско­го крем­ля и др.

На­чало кни­гопе­чата­ния. Важ­нейшим яв­ле­ни­ем XVI в. ста­ло рас­простра­нение кни­гопе­чата­ния. Пер­вая пе­чат­ная кни­га с ки­рил­ли­чес­ким шриф­том бы­ла из­да­на в Кра­кове в кон­це XV в. не­мец­ким кни­го­из­да­телем. В на­чале XVI в. кни­ги в Вильно пе­чатал зна­мени­тый за­пад­но­рус­ский прос­ве­титель Фран­циск Ско­рина.

В Мос­кве пер­вые кни­ги на­печа­тали в 50-е гг. XVI в. Од­на­ко да­ты этих из­да­ний, как и име­на пе­чат­ни­ков, не­из­вес­тны.

В 1564 г. свя­щен­ник од­но­го из крем­лев­ских хра­мов Иван Фе­доров вмес­те с Пет­ром Мстис­лавцем вы­пус­тил кни­гу «Апос­тол». Этот год и стал счи­таться го­дом на­чала рус­ско­го кни­гопе­чата­ния. Уни­кальность «Апос­то­ла» сос­то­ит в том, что в нем не бы­ло ни од­ной опе­чат­ки. Пос­ле отъез­да Ива­на Фе­доро­ва и Пет­ра Мстис­лавца в Ве­ликое кня­жес­тво Ли­тов­ское они про­дол­жи­ли из­да­вать кни­ги, в час­тнос­ти Фе­доров на­печа­тал пер­вую рус­скую аз­бу­ку и пер­вую пол­ную Биб­лию. Действо­вала ти­пог­ра­фия и в Мос­кве.

Культу­ра Рос­сии XVII в. Поч­ти весь XVII в. про­шел для Рос­сии в неп­ре­рыв­ных во­ен­ных стол­кно­вени­ях. Борьба с за­пад­ны­ми со­седя­ми зас­та­вила прис­тальнее приг­ля­деться к их жиз­ни, бы­ту, дос­ти­жени­ям. Не­об­хо­димо бы­ло по­нять, в чем сос­то­ят пре­иму­щес­тва За­пада, и по­пытаться, ус­во­ив их, об­ра­тить в свою пользу.

За­имс­тво­вание во­ен­ной и про­мыш­ленной тех­ни­ки, при­емов ве­дения бо­евых действий и хо­зяйства от­кры­вало пе­ред рус­ски­ми людьми но­вую пер­спек­ти­ву де­ятельнос­ти, неп­ри­выч­ную по фор­ме и со­дер­жа­нию, при­учая да­же к ино­му об­ра­зу мыс­лей.

Под Мос­квой на мес­те ны­неш­не­го Ле­фор­то­ва сло­жилась Не­мец­кая сло­бода — уго­лок за­пад­но­ев­ро­пейско­го бы­та.

Ме­бель, ста­ту­эт­ки, зер­ка­ла, хит­ро ук­ра­шен­ные ча­сы, сто­лы и стулья «не­мец­кой» и «польской» ра­боты вно­сили за­мет­ные из­ме­нения в ин­терьер цар­ско­го двор­ца и бо­яр­ских дво­ров. Вы­ходи­ли мно­гочис­ленные пе­рево­ды с ла­тин­ско­го, не­мец­ко­го, польско­го язы­ков.

По по­чину Алек­сея Ми­хайло­вича в Мос­кве воз­никли «ко­медийные действа». Они ус­тра­ива­лись пас­то­ром Гре­гори с по­мощью мо­лоде­жи из чис­ла ино­зем­цев. Поз­же пас­тор стал обу­чать «ко­медийно­му де­лу» и рус­ских. Сре­ди них бы­ли и пер­вые «кре­пос­тные ак­те­ры» — дво­ровые лю­ди бо­яри­на А.С.Мат­ве­ева. Они же иг­ра­ли на му­зыкальных инс­тру­мен­тах и тан­це­вали на за­пад­но­ев­ро­пейский ма­нер.

Про­цесс об­мирще­ния культу­ры, вы­хода ее из-под вли­яния Цер­кви шел в Рос­сии на про­тяже­нии все­го XVII в.

Рас­цвет рус­ской об­щес­твен­ной мыс­ли пер­вой чет­верти XVII в. свя­зан с по­яв­ле­ни­ем книг о Смут­ном вре­мени. На­ибо­лее из­вес­тны­ми из них яв­ля­ют­ся «Ска­зание» Ав­ра­амия Па­лицы­на, «Вре­мен­ник» дьяка Ива­на Ти­мофе­ева, «Сло­веса» кня­зя Ива­на Хво­рос­ти­нина и др.

Яр­ким пред­ста­вите­лем офи­ци­альной пуб­ли­цис­ти­ки был мо­нах Си­ме­он По­лоц­кий. Пе­ре­ехав в 1661 г. в Мос­кву, он стал учи­телем цар­ских де­тей. Си­ме­он был пер­вым прид­ворным по­этом, со­чиняв­шим оды в честь цар­ской семьи.

Идеи древ­не­го бла­гочес­тия яр­ко от­ра­жены в «Жи­тии» про­топо­па Ав­ва­кума — ав­то­би­ог­ра­фии вдох­но­вите­ля дви­жения ста­ро­об­рядцев.

На про­тяже­нии сто­летия по­яв­ля­ют­ся раз­но­об­разные по­вес­ти, ри­су­ющие пов­седнев­ную жизнь прос­тых лю­дей, — «По­весть о Ер­ше Ер­шо­виче», «По­весть о Ше­мяки­ном су­де», «Ка­лязин­ская че­лобит­ная».

В XVII в. су­щес­твен­ным из­ме­нени­ям под­вер­глась ар­хи­тек­ту­ра. Хо­тя ос­новным стро­ительным ма­тери­алом по-преж­не­му ос­та­валось де­рево (вер­ши­ной де­ревян­но­го зод­чес­тва XVII в. был рос­кошный цар­ский дво­рец в Ко­ломен­ском, не сох­ра­нив­шийся до на­ших дней, но ре­конс­тру­иро­ван­ный в пер­вом де­сяти­летии XXI в.), все больший раз­мах при­об­ре­та­ет кир­пичное строи­тельство.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское

Для ук­ра­шения зда­ний ис­пользо­вали мно­гоц­ветные из­разцы, фи­гур­ный кир­пич, бе­лока­мен­ные де­тали, что при­дава­ло пос­тройкам на­ряд­ный вид. Ито­гом раз­ви­тия ар­хи­тек­ту­ры XVII в. мож­но счи­тать по­яв­ле­ние со­ору­жений в сти­ле «на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко», от­ли­чав­шихся мно­гоком­по­нен­тным объемом пос­тройки и сим­метрич­ностью ком­по­зиции.

Са­мым вы­да­ющим­ся жи­вопис­цем се­реди­ны XVII в. был Си­мон Уша­ков. Он ру­ково­дил ико­нопис­ной мас­тер­ской, пи­сал ико­ны и пар­су­ны (пор­тре­ты), ми­ни­атю­ры и фрес­ки. Под его на­чалом бы­ли рас­пи­саны Ар­хангельский и Ус­пен­ский со­боры, Гра­нови­тая па­лата в Мос­ков­ском Крем­ле. Ис­пользуя тра­дици­он­ные ико­ног­ра­фичес­кие при­емы, Уша­ков стре­мил­ся к мяг­кости пе­рехо­дов, с по­мощью иг­ры све­та и те­ни до­бивал­ся объем­ности и ре­алис­тичнос­ти изоб­ра­жен­ных ли­ков.

 

Приз­на­ки об­мирще­ния культу­ры об­на­ружи­ва­ют­ся и в прос­ве­щении. По­яви­лись свет­ские шко­лы для де­тей. Пер­вый пе­чат­ный бук­варь, сос­тавлен­ный Ва­сили­ем Бур­це­вым, был опуб­ли­кован в 1634 г. В 1666 г. при За­ико­нос­пас­ском мо­нас­ты­ре от­кры­лась шко­ла, го­товив­шая подьячих для при­казов. В 1680 г. по­яви­лась шко­ла при Пе­чат­ном дво­ре. В 1687 г. в Мос­кве от­кры­лось пер­вое выс­шее учеб­ное за­веде­ние — Сла­вяно-гре­ко-ла­тин­ская ака­демия.

Вопросы и задания

8. Ка­кое вли­яние на раз­ви­тие рус­ской культу­ры ока­зало мон­гольское на­шес­твие и ор­дын­ское вла­дычес­тво? Ког­да на­чалось воз­рожде­ние культу­ры? В чем это вы­рази­лось?

9. Про­ком­менти­руйте важ­нейшие дос­ти­жения рус­ской культу­ры кон­ца ХIII—на­чала ХVI в.

10. По­чему ХVI в. на­зыва­ют «ве­ком пуб­ли­цис­ти­ки»? Сос­тавьте спи­сок важ­нейших воп­ро­сов, об­суждав­шихся тог­да в пуб­ли­цис­ти­чес­ких про­из­ве­дени­ях.

11. По­чему воз­никно­вение кни­гопе­чата­ния счи­та­ет­ся важ­нейшим со­быти­ем в раз­ви­тии культу­ры?

12. Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку рус­ской ар­хи­тек­ту­ры ХVI—ХVII вв.

13. В чем сос­то­яли глав­ные осо­бен­ности рус­ской культу­ры в ХVII в. по срав­не­нию с пред­шес­тву­ющим пе­ри­одом?

14. Срав­ни­те рус­скую культу­ру кон­ца ХIII—ХVII в. и сред­не­веко­вую культу­ру За­пад­ной Ев­ро­пы. Что вы ви­дите в них об­ще­го? В чем сос­то­ят их раз­ли­чия?


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!