Критерии оценивания ответов на вопросы:

Дисциплина: МХК ОГСЭ.08

Группы:  21А, 21Б

Дата занятия по расписанию: 14.11.2020

Преподаватель: Феклистова О.В.

Способ коммуникации: взаимодействие через группу в Контакте

Сроки выполнения: 14/11 – 21/11

Формат предъявления – работы копируются на Гугл-диск по ссылке:

21А гр. https://drive.google.com/drive/folders/1vvtXBXFxBZbDWefgEnbf2loc7uQP0D4j?usp=sharing

21Б гр. - https://drive.google.com/drive/folders/1wbD8bqat0iW6IU4u46TX-h0IWPNoU6hW?usp=sharing

Тема: «Реформы 60-х годов XIX века и их влияние на русскую культуру. Творчество художников-передвижников»

Количество часов: 2 ч.

Задачи:

1) выявить ключевые особенности развития живописи второй половины ХIХ века;

2) проанализировать своеобразие художественных приемов художников-передвижников

Теоретический и практический блоки:

Изучение нового материала:

1. Изучите видеоматериалы по теме «Бытовой жанр и пейзаж в творчестве художников-передвижников» https://youtu.be/yyuEs4P7Qdk

В процессе просмотра сформулируйте ответы на вопросы (в лекционной тетради):

1) Какие процессы происходили в российском обществе в 1860-х годах? Как они отразились на общественном сознании? На культурной жизни?

2) Кто такие художники-передвижники? Почему их стали так называть?

3) Какие художники входили в состав общества передвижников?

4) Какие цели преследовали художники-передвижники в своем творчестве? Какие жанры они предпочитали?

5) какое произведение в видеосюжете привлекло вас в большей степени? Почему? Кто автор этого произведения?

2. Ознакомьтесь с презентацией «Живопись второй половины ХIХ века»  (см. материалы к уроку).

1) Сопоставьте визуальный ряд с текстовой информацией (см. Текст для изучения).  

2) В процессе работы делайте краткий конспект в лекционной тетради (можно вклеить распечатанный фрагмент, выделив в нем ключевые моменты).

Текст для изучения:

Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет после отмены крепостного права, опреде­лявший идейную атмосферу в обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса.

Время первых двух пореформенных десятилетий отличается широким движением за распространение просвещения народа, расширением гласности и пересмотром законодательства о печа­ти, достаточно тесной связью художественной культуры с идеями демократизма и революционного народничества.

Пути развития русского искусства второй половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.

Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов. Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа, изложенные языком живописи. Также он был талантливым портретистом. К 1860-1870-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.

Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, H.H. Ге и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество устраивало выставки в Петербурге,' Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И.И.Левитан, М.В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.

Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской. Крупнейшая работа H.H. Крамского — картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Также он был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка», написанная художником в 1883 г.

Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина, художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего картины войны в её непарадных проявлениях («Апофеоз войны», 1871 г., «Балканская серия» 1877—1881 гг.).

Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. — это живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин («Рожь» 1878 г., «Утро в сосновом бору» 1889 г.), А. И. Куинжи («Березовая роша» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В.Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И.И.Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г., «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.) и пр.

Своей вершины реалистическое искусство второй половины XIX в. достигло в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Одна из первых больших работ Репина — картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) — имела большой успех. На протяжении всей жизни художник писал и портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей А. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы П. А. Стрепетовой. Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.), «Торжественное заседание Государственного совета» (1903 г.).

Историческая живопись нашла своё выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова. В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»). К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход А. В. Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1907 г.).

Кроме В. И. Сурикова, картины на исторические темы писал В. М. Васнецов. Образ истории в произведениях этого художника имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Алёнушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в его грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

Учеником И. Е. Репина был Валентин Александрович Серов — один из величайших русских живописцев, расцвет таланта которого пришёлся на рубеж веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится «Девочка с персиками» (1887 г.). Как и большинство художников своего времени, В. А. Серов проявлял интерес к портретной живописи. Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников (портреты художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, актрисы М. Н. Ермоловой, писателей А. П. Чехова, A.M. Горького и др.). Творчество В. А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной художниками второй половины XIX в.

Контролирующий блок:

На проверку присылается файл в формате WORD с ответами на вопросы к видеофильму.

Критерии оценивания ответов на вопросы:

· ответы сформулированы четко и грамотно, даны верные, аргументированные, полные ответы на все вопросы – «5»

· допущены незначительные ошибки в формулировках, аргументы недостаточно убедительны, ответы поверхностны – «4»

· ответы сформулированы с явными ошибками, ответы недостаточно корректны, содержат фактические ошибки – «3»

· работа не выполнена или выполнена с нарушением требований и грубыми ошибками – «2».

Дополнительные источники:

1) https://www.culture.ru/materials/157018/buntari-ot-zhivopisi   - Бунтари от живописи

2) https://artchive.ru/encyclopedia/4430~Peredvizhniki   - Передвижники

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!