Тема 10. Основные типы и формы бытия



171.
Проблема бытия была поставлена в философии … а) Античности; б) Средних веков; в) Просвещения; г) Нового времени

172.
Источник единства и многообразия бытия, основа мироздания, первоначало, первопричина всего сущего обозначается понятием… а) "акциденция"; б) "абстракция"; в) "субстрат"; г) "субстанция"

173.
В категории ……….. выражается единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания [а) "феномен"; б) "тождество"; в) "сущность"; г) "причина"]

174.
Согласно Платону, истинное бытие есть ... а) мир эйдосов; б) материальный мир; в) душа человека; г) мир феноменов

175.
По мнению Парменида, бытие – это ... а) то, чего на самом деле не существует; б) то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо; в) то, что воспринимается органами чувств человека; г) иллюзия, существующая в человеческом сознании

176.
Автором учения о двух субстанциях, "мыслящей" и "протяженной", является … а) Спиноза; б) Платон; в) Гегель; г) Декарт

177.
Автором учения о единой субстанции, которая есть "причина самой себя", т.е. Бог и природа одновременно, является … а) Ленин; б) Аристотель; в) Ницше; г) Спиноза

178.
Автор учения о множественности субстанций-монад – это ... а) Парменид; б) Г. Лейбниц; в) Г. Гегель; г) Августин Аврелий

179.
По мнению Гегеля, субстанция есть … а) целостность саморазвития Абсолютной идеи; б) Божественное творение; в) аннигиляция материального мира; г) чувственно-воспринимаемое бытие

180.
Для ………. характерно отождествление материи и субстанции [а) солипсизма; б) теизма; в) деизма; г) марксизма]


Тема 11. Материя как философская категория

181.
Сторонники ……….. утверждают, что материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе [а) спиритуализма; б) креационизма; в) материализма; г) рационализма]

182.
Согласно теизму, материя сотворена и поэтому НЕ является ... а) модусом; б) субстратом; в) субстанцией; г) явлением

183.
Согласно сторонникам ………., материя есть порождение духовного первоначала, нематериальной субстанции [а) атеизма; б) объективного идеализма; в) материализма; г) дуализма]

184.
В ………. считается, что материя сотворена Богом [а) деизме; б) материализме; в) скептицизме; г) плюрализме]

185.
"Материя первична по отношению к сознанию, качественно неизменна, не развивается", – утверждают сторонники … а) диалектического материализма; б) панлогизма; в) трансцендентального идеализма; г) метафизического материализма

186.
Представители субъективного идеализма… а) отрицают существование материи вне сознания человека; б) считают, что материя и субстанция тождественны; в) полагают материю первичной реальностью; г) трактую материю как воплощение Бога

187.
"Материя есть субстанция, находящаяся в процессе саморазвития", – утверждают представители …а) диалектического материализма; б) креационизма; в) трансцендентального идеализма; г) метафизического материализма

188.
С позиции диалектического материализма материя есть ... а) "кирпичик" мироздания; б) комплекс человеческих ощущений; в) объективная реальность, данная нам в ощущениях; г) мир, созданный духовной субстанцией

189.
Сторонники ………. утверждают, что материя (природа) одушевлена, подобно человеку [а) креационизма; б) гилозоизма; в) деизма; г) позитивизма]

190.
В Античности натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с ... а) вещами; б) различными природными стихиями; в) субъективным духом; г) объективной реальностью

191.
Понимание материи как вещества, состоящего из множества неделимых атомов, характерно для философии … а) Средних веков; б) Возрождения; в) Нового времени; г) Античности

192.
Утверждение сторонников креационизма о неспособности материи к саморазвитию в современной науке опровергается учением о самоорганизации систем, называемым ... а) эклектикой; б) синергетикой; в) кибернетикой; г) эргономикой

193.
Трактовка материи как объективной реальности была дана В.И. Лениным в труде … а) "Капитал"; б) ""Материализм и эмпириокритицизм"; в) "Система природы"; г) "Философские письма"

194.
В XX-XXI вв. идея творческого характера саморазвития материального мира утверждается в … а) эклектике; б) атомистике; в) синергетике; г) логистике

195.
С середины ХХ века материя начинает пониматься как субстанция, обладающая свойством … а) делимости; б) саморазвития; в) элементарности; г) воспринимаемости


Тема 12. Движение, пространство и время

196.
Согласно диалектическому материализму … а) "покой и движение равноценны"; б) "покой – это отсутствие движения"; в) "покой есть остановка движения"; г) "покой есть момент всякого движения"

197.
С позиций диалектического материализма, верным суждением относительно связи движения и развития является следующее: … а) "не всякое движение является развитием"; б) "движение и развитие – суть одно и то же"; в) "движение есть особый тип развития"; г) "движение существует, а развития не существует"

198.
Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было наиболее характерно для философии и естествознания ... а) XI-XV вв.; б) XVII-XVIII вв.; в) XIX в.; г) XX-XXI вв.

199.
Сведение высших форм движения к низшим называется ... а) механицизмом; б) солипсизмом; в) деноминацией; г) нигилизмом

200.
Идея развития утверждается в … а) XVI веке; б) XVII веке; в) XIX веке; г) XXI веке

201.
По мнению ………., пространство и время являются свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов … [а) метафизиков; б) субъективных идеалистов; в) диалектических материалистов; г) диалектиков

202.
В понимании пространства и времени существуют две концепции: … а) материалистическая и креационистская; б) физическая и биологическая; в) субстанциальная и реляционная; г) природная и социальная

203.
Истолкование времени и пространства как абсолютных, универсальных, однородных форм бытия было сформулировано ... а) В.И. Лениным; б) К. Марксом; в) Г. Лейбницем; г) И. Ньютоном

204.
Пространство и время трактуются как самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности в ………. концепции [а) индетерминистской; б) диалектической; в) субстанциальной; г) реляционной]

205.
Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем… а) И. Канта; б) А. Эйнштейна; в) И. Ньютона; г) Г. Лейбница

206.
С позиции реляционной концепции пространства и времени … а) пространство многомерно, а время трехмерно; б) пространство и время образуют четырехмерный континуум; в) одномерное время не зависит от трехмерного пространства; г) время также обратимо, как и пространство

207.
Пространство трактуется как порядок вещей в ………. концепции [а) реляционной; б) абсолютистской; в) субъективно-идеалистической; г) субстанциальной]

208.
Свое подтверждение реляционная концепция пространства и времени находит в ... а) теории относительности А.Эйнштейна; б) геометрии Евклида; в) классической физике; г) механике И.Ньютона

209.
По мнению И. Канта, время – это… а) самодостаточная субстанция; б) духовный абсолют; в) атрибутивное свойство материи; г) априорная форма чувственности

210.
С позиций диалектического материализма, пространство и время – это ……….. бытия материи [а) возможности; б) модусы; в) формы; г) признаки]

 


Тема 13. Диалектика и метафизика

211.
Термин "диалектика" для обозначения искусства ведения спора впервые применил … а) Аристотель; б) Гераклит; в) Демокрит; г) Сократ

212.
Представления древних об изменчивости мира характеризуются как… а) позитивная диалектика; б) стихийная диалектика; в) идеалистическая диалектика; г) объективная диалектика

213.
С точки зрения диалектики, развитие присуще… а) природе, обществу и сознанию; б) только живой природе; в) только материальным объектам; г) только общественному бытию

214.
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют ... а) телеологическим; б) аналитическим; в) диалектическим; г) метафизическим

215.
Три основных закона диалектики впервые сформулировал ... а) Аристотель; б) Платон; в) Ньютон; г) Гегель

216.
К трем основным диалектическим законам НЕ принадлежит… а) закон достаточного основания; б) закон отрицания отрицания; в) закон единства и борьбы противоположностей; г) закон перехода количественных изменений в качественные

217.
С позиций диалектики, источником развития любого объекта является ... а) предвосхищающий покой объекта; б) внешнее воздействие на объект; в) "первотолчок"; г) разрешение внутренних и внешних противоречий

218.
Метод мышления, для которого характерна односторонность, абстрактность и стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется ... а) экспериментальный; б) реалистический; в) диалектический; г) метафизический

219.
Повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются ... а) содержанием; б) формой; в) законом; г) принципом

220.
В диалектике закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) лежит в основе представления процесса развития в виде ... а) кольцевого процесса; б) линейного процесса; в) круговорота; г) спирали

221.
Существенное различие объектов в рамках общего для них тождества называется ... а) противоречием; б) взаимодействием; в) мерой; г) противоположностью

222.
Единство качества и количества обозначается категорией ... а) "покой"; б) "время бытия"; в) "мера"; г) "норма"

223.
В диалектическом учении понятие "мера" связано с законом… а) достаточного основания; б) отрицания отрицания; в) единства и борьбы противоположностей; г) перехода количественных изменений в качественные изменения

224.
Учение о сложноорганизованных системах в их развитии, по-новому рассматривающее процесс развития, называется… а) эклектика; б) синергетика; в) софистика; г) кибернетика

225.
Согласно принципу ………. признается универсальный характер обусловленности всякого явления другими явлениями [а) детерминизма; б) системности; в) пролиферации; г) верификации]


^ РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Тема 14. Проблема сознания

226.
Человеческая способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме – это… а) рефлексия; б) сознание; в) психика; г) творчество

227.
Сознание является проявлением человеческого… а) императива нравственности; б) воли; в) интуиции; г) духа

228.
Носителем, формой и способом существования сознания является … а) информация; б) язык; в) воля; г) мозг

229.
Сознание является воплощением мирового разума, по мнению сторонников … а) материализма; б) плюрализма; в) объективного идеализма; г) субъективного идеализма

230.
Для ………. материализма характерно представление о том, что мысль есть исключительно продукт деятельности мозга [а) стихийного; б) диалектического; в) вульгарного; г) современного]

231.
Согласно сторонникам материализма, источником содержания сознания является ... а) совокупность ощущений; б) объективный мир; в) Абсолютный дух; г) бессознательное

232.
Трактовка сознания как свойства выскоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для ………. материализма [а) стихийного; б) диалектического; в) метафизического; г) вульгарного]

233.
С позиции ………, сознание – это независимое от природы царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность [а) дуализма; б) скептицизма; в) идеализма; г) диалектического материализма]

234.
При исследовании сознания с точки зрения его связи с материальным носителем зачастую происходит подмена философского и ………. взгляда на сознание [а) естественнонаучного; б) обыденного; в) религиозного; г) образного]

235.
Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение – это ... а) мышление; б) самосознание; в) впечатление; г) эмоции

236.
Способность человека к оперированию конкретно-чувственными и понятийными образами называется ... а) впечатление; б) ощущение; в) мышление; г) переживание

237.
Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с… а) восприятием; б) индукцией; в) экспериментом; г) сознанием

238.
Сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго, называется … а) страсть; б) настроение; в) воображение; г) интенция

239.
Неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления называются… а) рефлексия; б) бессознательное; в) интроспекция; г) представления

240.
Согласно диалектическому материализму, всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении в ходе взаимодействия одним явлением особенностей другого объекта, является … а) память; б) рефлекс; в) отражение; г) мышление

241.
Субъективный образ объективной реальности, возникающий в целесообразной деятельности человека, называется… а) идеальное; б) аффект; в) интенция; г) рефлексия

242.
Что НЕ характерно для соотношения сознания и бессознательного в психике человека? [а) они являются двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека; б) они никак не пересекаются друг с другом; в) они взаимодействуют между собой; г) они могут достигнуть единства]

243.
Осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания – это ... а) рефлексия; б) интенция; в) память; г) отражение

244.
Наблюдение человеком за своей внутренней осознанной психической жизнью – это… а) интеллект; б) интроспекция; в) сублимация; г) память

245.
Направленность сознания, мышления на какой-либо предмет называется ... а) отражением; б) интенцией; в) абстрактным мышлением; г) волей


Тема 15. Познавательные способности человека

246.
Отражение в сознании человека свойств предметов объективной реальности называется… а) интуицией; б) практикой; в) рефлексией; г) познанием

247.
В европейской философии проблемы теории познания и поиска научного метода становятся центральными в … а) XIX веке; б) XX веке; в) XVII веке; г) XI веке

248.
Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания называется …. а) предметом познания; б) субъектом познания; в) методом познания; г) объектом познания

249.
Совокупность достоверных сведений о действительности, которым располагает общество или индивид, называется … а) знанием; б) мнением; в) убеждением; г) верованием

250.
Трактовка познания как отражения в сознании человека объективной реальности характерна для… а) объективного идеализма; б) диалектического материализма; в) субъективного идеализма; г) интуитивизма

251.
Философское направление, представители которого выражают сомнение в возможности достоверного познания действительности называется… а) скептицизм; б) номинализм; в) традиционализм; г) позитивизм

252.
С позиции ………. отрицается возможность достижения объективно-истинного знания о мире [а) диалектического материализма; б) рационализма; в) эмпиризма; г) агностицизма]

253.
Объективной предпосылкой агностицизма являются … а) противоречия в познании; б) реальные трудности, проблемы в познании; в) сомнения людей в своих силах; г) культурные различия людей

254.
Результат процесса познания как совокупность сведений о чем-либо называется … а) абсолютной истиной; б) интеллектом; в) убеждением; г) знанием

255.
Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями называется… а) абстрактным мышлением; б) памятью; в) интуицией; г) чувственностью

256.
Единица мысли, в которой фиксируются общие и существенные свойства предметов и явлений, – это ... а) понятие; б) суждение; в) образ; г) представление

257.
Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется ... а) ощущением; б) представлением; в) символом; г) понятием

258.
Целостный образ предмета, который возникает в процессе познания, называется… а) восприятием; б) символом; в) значением; г) ощущением

259.
Самостоятельная поисковая деятельность человека по созданию качественно нового, оригинального, нестандартного называется…. а) отражением; б) репродукцией; в) познанием; г) творчеством

260.
Постижение смысла и значения объекта, переживание его в своем мировосприятии, сознании принято обозначать…а) пониманием; б) объяснением; в) памятью; г) воображением

261.
Оценка информации как истинной без достаточных обоснований, доказательств называется… а) верой; б) самооценкой; в) рефлексией; г) интеллектом

262.
Знание, соединенное с верой в него, называется… а) убеждением; б) умозаключением; в) заблуждением; г) фантазией

263.
Непреднамеренное искажение знания – это … а) вера; б) заблуждение; в) понятие; г) мнение

264.
Взгляд, точка зрения личности на что-либо, называется… а) интуицией; б) мнением; в) знанием; г) верой

265.
Способность человека находить ответ без осознания путей и условий своего решения, называется… а) интуицией; б) воображением; в) случайностью; г) объяснением

130. алистического]

Тема 16. Проблема истины

266.
Сторонники ………. трактуют истину как соответствие мышления чувственному опыту субъекта [а) рационализма; б) эмпиризма; в) диалектики; г) объективного идеализма]

267.
Сторонники ………. трактуют истину как согласие мышления с самим собой [а) рационализма; б) эмпиризма; в) диалектики; г) объективного идеализма]

268.
Сторонники ………. понимают истину как процесс развития знания [а) рационализма; б) эмпиризма; в) диалектики; г) объективного идеализма]

269.
"Истина – это соответствие знаний объективной реальности", – утверждают представители ………. концепции истины [а) классической; б) конвенциальной; в) прагматической; г) когерентной]

270.
"Истина есть соглашение большинства ученых по выбору наиболее удобной в использовании научной теории", – утверждают представители ……….. концепции истины [а) классической; б) конвенциальной; в) прагматической; г) когерентной]

271.
"Истина есть то, что позволяет добиться успеха в конкретной ситуации", – утверждают сторонники ………. концепции истины [а) классической; б) конвенциальной; в) прагматической; г) когерентной]

272.
"Истина есть самосогласованность, связанность знаний", – утверждают сторонники ………. концепции истины [а) классической; б) конвенциальной; в) прагматической; г) когерентной]

273.
Истинность математических аксиом связана с ………. концепцией истины [а) классической; б) конвенциальной; в) прагматической; г) когерентной]

274.
Полное знание об объекте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания, есть ……….. истина [а) субъективная; б) относительная; в) объективная; г) абсолютная]

275.
Знание, зависимое от условий, места и времени его получения представляет собой ………… истину [а) абсолютную; б) относительную; в) объективную; г) когерентную]

276.
Познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития приводит к ………… истине [а) конвенциальной; б) объективной; г) относительной; г) субъективной]

277.
Способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной истины, называется…а) догматизмом; б) релятивизмом; в) номинализмом; г) детерминизмом

278.
Способ мышления, основанный на идее относительности и субъективности истины, называется…а) догматизмом; б) релятивизмом; в) реализмом; г) индетерминизмом

279.
Сознательное, преднамеренное искажение информации о действительности называется … а) заблуждением; б) ложью; в) мнением; г) ошибкой

280.
Непреднамеренное искажение субъектом знаний о действительности называется… а) заблуждением; б) ложью; в) ошибкой; г) верованием

281.
Результат неправильности действий человека в любой сфере его деятельности называется… а) заблуждением; б) ложью; в) ошибкой; г) глупостью

282.
Согласно сторонникам ……….., критерием истины являются ясность, самоочевидность, логичность знаний [а) рационализма; б) эмпиризма; в) конвенциализма; г) прагматизма]

283.
Согласно сторонникам ……….., критерием истинных знаний является их полезность [а) конвенциализма; б) сенсуализма; в) рационализма; г) прагматизма]

284.
Главным критерием истины в диалектическом материализме является …. а) практика; б) полезность полученных знаний; в) опыт, эксперимент; г) ощущения субъекта познания

285.
К формам практики как критерия истины относятся: научно-экспери-ментальная, социально-политическая деятельность, деятельность и …а) общественное производство; б) согласие большинства; в) коммуникация; г) толерантность


^

 

^ РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Тема 17. Человек и природа

306.
Для ……….. мировоззрения характерно обожествление природы [а) деистического; б) естественнонаучного; в) мифологического; г) теологического]

307.
В эпоху ………. природа понимается мыслителями как идеал гармонии и совершенства [а) Античности; б) Средневековья; в) Нового времени; г) Новейшего времени]

308.
Умозрительное истолкование природы в античной культуре называется … а) деизмом; б) натурфилософией; в) креационизмом; г) пантеизмом

309.
Природа как поле приложения физических и интеллектуальных сил человека стала трактоваться в философии … а) Древнего Востока; б) Античности; в) Средневековья; г) Нового времени

310.
Сторонники ………. считают, что природа, подобно человеку, является одушевленной [а) деизма; б) материализма; в) гилозоизма; г) креационизма]

311.
Наиболее ранней теорией возникновения жизни является … а) теория панспермии; б) теория самопроизвольного и спонтанного зарождения; в) теория эволюционизма; г) теория креационизма

312.
Теория возникновения жизни, согласно которой жизнь на Земле никогда не возникала, а существовала всегда, называется … а) теорией биохимической эволюции; б) теорией самопроизвольного и спонтанного зарождения; в) теорией стационарного состояния; г) теорией панспермии

313.
Теория возникновения жизни, согласно которой жизнь была принесена на Землю с других планет, называется … а) теорией биохимической эволюции; б) конструктивизма; в) теорией стационарного состояния; г) теорией панспермии

314.
Теория возникновения жизни, согласно которой жизнь на Земле возникла из неорганической природы в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам, называется … а) теорией стационарного состояния; б) теорией биохимической эволюции; в) теорией самопроизвольного и спонтанного зарождения; г) теорией панспермии

315.
Мыслителем, который предвосхитил на рубеже XX века общие тенденции развития природы и общества, является … а) Н.А. Бердяев; б) В.И. Вернадский; в) С.Л. Франк; г) В.С. Соловьев

316.
Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек сознательно контролирует ход природных процессов, называется … а) ноосферой; б) биосферой; в) геосферой; г) киберсферой

317.
Тяжелое переходное и, в принципе, не всегда обратимое состояние экологических систем и биосферы в целом обозначается термином ... а) "метафизическая интоксикация"; б) "глобализация"; в) "экологический кризис"; г) "ноосфера"

318.
Чтобы преодолеть глобальный экологический кризис современности, человечеству необходимо прежде всего, … а) отказаться от научно-технического прогресса; б) изменить потребительское отношение к природе; в) приостановить освоение космоса; г) создать единую экономическую систему

319.
Принимая во внимание остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях выполнения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа … а) антропогенеза; б) социогенеза; в) коэволюции; г) технократии

320.
Современный принцип научного мировоззрения, в котором утверждается идея связи между свойствами Вселенной и существованием человека, называется ………. принципом [а) инстинктивным; б) релятивистским; в) антропным; г) биосферным]


^ Тема 18. Человек и общество

321.
Общественное поведение человека отличается от коллективного поведения животных тем, что … а) люди свободны от действия природных законов; б) люди способны организовывать социальные объединения; в) люди обладают средствами передачи информации; г) для всех людей главное – это общественное благо

322.
"Человек есть свобода", – утверждают сторонники … а) марксизма; б) фрейдизма; в) герменевтики; г) экзистенциализма

323.
"Сущность человека есть совокупность общественных отношений", – утверждают сторонники … а) иррационализма; б) постпозитивизма; в) марксизма; г) волюнтаризма

324.
Согласно ………. концепции, человек трактуется по аналогии с другими сложными организмами [а) биологизаторской; б) эксзистенциально-персоналистической; в) рационалистической; г) антропоцентрической]

325.
Согласно ………. концепции, существование человека в мире – это всегда уникальный опыт свободы, творчества [а) биологизаторской; б) эксзистенциально-персоналистической; в) рационалистической; г) натурализаторской]

326.
Человек как социальный индивид, духовно-телесная целостность, характеризующая его как субъекта отношений и сознательной деятельности, есть ... а) личность; б) индивид; в) индивидуальность; г) особь

327.
Личность проявляет себя в … а) поступках; б) речи; в) природных задатках; г) темпераменте

328.
Деятельность человека, порождающая качественно новое, имеющее культурную и социальную значимость, называется … а) творчеством; б) сублимацией; в) социализацией; г) рефлексией

329.
Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей общества, называется ... а) творчеством; б) сублимацией; в) социализацией; г) рефлексией

330.
Выдающаяся личность – это человек, который … а) оказал влияние на ход истории; б) обладает высоким интеллектуальным уровнем развития; в) приобрел широкую известность в обществе; г) обладает качествами, которых нет у других людей

331.
Социализация личности предполагает … а) стремление человека к коммуникации с другими; б) трактовку личности как уникальной свободы; в) обретение человеком сверхъестественных возможностей; г) актуальное равенство людей по развитию способностей

332.
Понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах, есть ... а) справедливость; б) отчуждение; в) свобода; г) ответственность

333.
Объективный социальный процесс превращения деятельности человека и ее продуктов в самостоятельные, господствующие над ним сущности, называется … а) опредмечиванием; б) отчуждением; в) объективацией; г) социализацией

334.
Свобода как основной принцип бытия человека получил обоснование в … а) марксизме; б) экзистенциализме; в) позитивизме; г) рационализме

335.
Человек несет ответственность за поступки, т.к. у него есть … а) свобода выбора; б) мышление; в) сознание; г) социальный статус

336.
Учение, абсолютизирующее свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия, называется … а) волюнтаризм; б) фатализм; в) рационализм; г) детерминизм

337.
Учение, признающее предопределенность всего происходящего, называется ... а) фатализм; б) анархизм; в) волюнтаризм; г) индетерминизм

338.
Учение, которое утверждает человека как высшую ценность, называется ... а) гуманизм; б) детерминизм; в) рационализм; г) позитивизм

339.
Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя было представлено в философии … а) экзистенциализма; б) позитивизма; в) фрейдизма; г) марксизма

340.
Согласно марксизму, источником отчуждения в жизни людей является … а) частная собственность на средства производства; б) инстинкт самосохранения; в) стремление каждого человека к обогащению; г) закон возрастания потребностей

 


Тема 19. Человек и культура

341.
Слово "культура" в переводе с ………. языка означает "возделывание", "обработка земли" [а) английского; б) греческого; в) латинского; г) французского]

342.
Ценность различных культур связана с тем, что … а) культура каждого народа уникальна и неповторима; б) каждая культура изолирована от других; в) любая культура управляется божественным установлением; г) культура каждого народа обладает абсолютным характером

343.
Культура ХХ – начала XXI вв. характеризуется как ………. культура [а) постмодернистская; б) позитивистская; в) традиционная; г) маргинальная]

344.
Современное течение западной философии культуры, основанное Ж.Ф. Лиотаром, называется … а) позитивизмом; б) постмодернизмом; в) прагматизмом; г) аскетизмом

345.
Кризис современной культуры прежде всего связан с ... а) различием национальных культур; б) изменениями в сфере коммуникации; в) отставанием в экономическом развитии некоторых стран; г) угрозой третьей мировой войны

346.
Противопоставление культуры и цивилизации характерно для ... а) философии Средних веков; б) неклассической философии XIX-XX вв.; в) философии эпохи Возрождения; г) философии Античности

347.
Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется ... а) самосознанием; б) законом; в) душой; г) культурой

348.
Современный этап в развитии культуры характеризуется ... а) отсутствием опоры на традиции; б) созданием глобальной коммуникационной сети; в) медленными темпами смены систем ценностей; г) расцветом локальных культур

349.
Концепция, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур и критически оценивается возможность мировой культуры, называется "культурный ………." [а) универсализм; б) агностицизм; в) прагматизм; г) релятивизм]

350.
Концепция, в основе которой лежит идея создания мировой, универсальной культуры, называется "культурный ………." [а) универсализм; б) агностицизм; в) прагматизм; г) релятивизм]

351.
Культура, которая предлагает человеку набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется ... а) маргинальной; б) массовой; в) элитарной; г) общечеловеческой

352.
Типичным образованием глобального коммуникационного поля является ... а) субкультура; б) маргинальная культура; в) национальная культура; г) поп-культура

353.
Индивиды, не включенные полностью ни в одну культурную систему, представляют ………. культуру [а) маргинальную; б) массовую; в) национальную; г) элитарную]

354.
В регулировании поведения человека мораль опирается на ... а) открытия в науке и технике; б) властное принуждение государственных органов; в) официально принятые письменные нормы и законы; г) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции

355.
Положительная значимость чего-либо для человека и общества называется ... а) ценностью; б) законом; в) достоинством; г) стоимостью

356.
Крайняя степень безобразного, негативная ценность – это ... а) низменное; б) индифферентное; в) противоправное; г) субъективное

357.
Способность человека к нравственному самоопределению, к осуществлению нравственного самоконтроля, называется ... а) рефлексией; б) совестью; в) пользой; г) самооценкой

358.
Неотъемлемым элементом развития человеческого общества, по мнению К. Маркса, является … а) насилие; б) любовь к ближнему; в) религиозное чувство; г) правовой нигилизм

359.
Оправдание насилия характерно для взглядов… а) Ницше, Дюринга, Сореля; б) Канта, Гегеля, Фейербаха; в) Сократа, Платона, Августина Аврелия; г) Шпенглера, Камю, Данилевского

360.
Идеалом этики ненасилия является … а) религия монотеизма; б) принцип человеколюбия; в) принцип культурного универсализма; г) постулат априорности истины


Тема 20. Смысл жизни человека

361.
"Проблема человека есть основная проблема философии", – утверждал … а) Н. Бердяев; б) О. Конт; в) Ф. Бэкон; г) Г. Гегель

362.
Вопрос о смысле жизни связан с осознанием человеком … а) своей уникальности, неповторимости; б) смертности, конечности своего существования; в) своих общественных обязанностей; г) своего социального статуса

363.
Согласно светской философии смысл жизни заключается в … а) преобразовании себя и общества; б) потустороннем мире; в) служении Богу; г) спасении души

364.
По мнению ………., смысл жизни человека заключается в служении обществу [а) Платона, Гегеля, марксистов; б) Эпикура, Пиррона, киников; в) Фомы Аквинского, Тертуллиана, Оригена; г) Канта, Ницше, Шопенгауэра]

365.
В отечественной религиозной философии смысл жизни трактуется как… а) жизнь во благо других людей, человечества; б) достижение свободы от страданий и тревог; в) достижение успеха в жизни; г) жизнь ради духовного самосовершенствования

366.
Учение, согласно которому смысл жизни человека состоит в достижении счастья, блаженства, свободы от страданий и тревог, называется … а) эвдемонизм; б) аскетизм; в) фатализм; г) утилитаризм

367.
Учение, сторонники которого утверждают, что "нет лучше для человека, как есть, пить и веселиться", называется ... а) утилитаризм; б) экзистенциализм; в) гедонизм; г) фатализм

368.
Учение, в котором проповедуется добровольное отречение человека от благ жизни и мирских соблазнов, называется ... а) аскетизм; б) прагматизм; в) гедонизм; г) анархизм

369.
По мнению киников, смысл жизни состоит в стремлении … а) отказаться от всех общественных обязанностей; б) бороться за справедливый общественный порядок; в) достигнуть успеха, общественного признания; г) мужественно подчиняться судьбе

370.
«Цель оправдывает средства», – считают сторонники ... а) альтруизма; б) прагматизма; в) аскетизма; г) эвдемонизма

371.
"Все в жизни человека предопределено его судьбой", – считают сторонники … а) утилитаризма; б) прагматизма; в) фатализма; г) волюнтаризма

372.
С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека ... а) утилитаризм; б) альтруизм; в) аскетизм; г) фатализм

373.
Учение, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть ... а) экзистенциализм; б) прагматизм; в) марксизм; г) позитивизм

374.
Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму состоит в ... а) служении Богу; б) совершении героических поступков; в) борьбе с тиранией; г) свободе от телесных страданий и душевных тревог

375.
Смысл жизни, по мнению стоиков, состоит в ... а) стремлении бороться за справедливый общественный порядок; б) умении наслаждаться жизнью; в) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей; г) умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

376.
Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется ... а) научными теориями; б) социальными нормами и ценностями; в) самим человеком; г) культурными традициями

377.
Способ бытия человека, существование его неповторимого "Я", обозначается термином … а) "индивид"; б) "экзистенция"; в) "акциденция"; г) "разумность"

378.
Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов есть ... а) успех; б) счастье; в) идеал; г) польза

379.
Свободное движение к идеалу нравственного совершенства; то, что приближает к идеалу, есть …а) добро; б) успех; в) счастье; г) польза

380.
Высшая степень ценного, значимого для человека, есть … а) успех; б) польза; в) благо; г) судьба


^ РАЗДЕЛ VI. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВ


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!