Темы: Завершение разговора об искусстве XVIII века, а также:
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКА
Тема: Архитектура XVIII века
(тема рассмотрена)
1. Луиджи Ванвителли. Ансамбль и парк в Казерте.
2. Палладианство и пейзажный парк (желательно, чтобы одним из примеров стал Чизик хаус (Чизвик хаус; авторы лорд Берлингтон, Уильям Кент).
3. Кристофер Рен (собор св.Павла, Гринвичский госпиталь; реконструкция центра Лондона).
4. Русское палладианство (Ч.Камерон, Н.Львов). Можно взять творчество одного архитектора.
5. Творчество архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова (тему могут взять 2 студента, для анализа, наряду с другими произведениями, обязательно взять ансамбль в Царицыно, а у Баженова также — проект Большого Кремлевского дворца).
6. Архитектурное и графическое творчество Джованни Баттиста Пиранези. Для анализа - виды Рима и архитектурные фантазии.
7. Творчество Клода Никола Леду (заставы, город солеваров Шо, театр в Безансоне).
Литература:
Всеобщая история архитектуры: в 12 томах. Т.7 / Под ред. А.В.Бунина. –М., 1969. (Архитектура Западной Европы 18 века).
Всеобщая история архитектуры: в 12 томах. Т.6 / Под ред. П.Н.Максимова. –М., 1966. (Архитектура России 18 века, есть глава об усадьбах).
Торопов С.А.. Пиранези. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. Эта книга должна быть в лаборатории (ауд. 322).
Тема: Италия, Франция, Англия XVIII века
(Эрмитаж)
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО
Произведения Тьеполо:
|
|
«Кориолан под стенами Рима»
«Триумф полководца Мания Курия Дантата»
«Муций Сцевола в лагере Порсенны»
«Квинт Фабий Максим в сенате Карфагена»
«Призвание Цинцината к власти диктатора»
«Меценат представляет императору Августу свободные искусства»
Примерная структура ответа:
1) Краткая биография Тьеполо с упоминанием его работы в разных странах.
2) Искусствоведческий анализ 3-х произведений (композиция, колорит и др.).
3) Вывод, касающийся особенностей позднего барокко.
Сюжеты произведений Тьеполо, представленных в этом зале, в основном взяты из истории Древнего Рима. Изложение сюжетов (правда, краткое, можно посмотреть в книгах:
Буслович Д.С. Люди, герои, боги. СПб., 1992.
Буслович Д.С., Персианова О.М., Руммель Е.Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Л., 1978.
Некоторые работы о Д.Б.Тьеполо:
Итальянская живопись XII- XVIII веков в собрании Эрмитажа- Л: Советский художник, 1964.
Салмина Л. Н. Джованни Баттиста Тьеполо. М.; Л.,1963.
Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи 17-18 веков. М., 1966.
Федотова Е. Д. Венецианская живопись века Просвещения. М., 1988.
ВЕДУТА (ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ИТАЛЬЯНСКОМ ИСКУССТВЕ XVIII в.)
|
|
Работы в зале «Итальянское искусство XVII-XVIII вв»:
Микеле Мариески. «Мост Риальто».
Антонио Канале (Каналетто). Прием французского посла в Венеции».
Бернардо Белотто. «Площадь Нового рынка в Дрездене».
Бернардо Белотто. «Вид Пирны с правого берега Эльбы».
Примерная структура ответа:
1. Жанр городского пейзажа (ведуты): происхождение, основные технические и художественные приемы, особенности композиции и колорита.
2. Анализ 2 или 3 работ.
3. Вывод: связь с основными художественными тенденциями XVIII века.
Некоторые работы по теме:
Педрокко Ф. Каналетто и венецианские ведутисты. М., 1997.
Итальянская живопись XII- XVIII веков в собрании Эрмитажа- Л: Советский художник, 1964.
Федотова Е. Д. Венецианская живопись века Просвещения. М., 1988.
АНТУАН ВАТТО
Работы для рассмотрения (3 по выбору):
«Отдых на пути в Египет»
«Савояр с сурком»
«Капризница»
«Актеры французского театра»
«Затруднительное предложение»
«Водопад»
Примерная структура ответа:
1) Краткая творческая биография.
2) Искусствоведческий анализ 3-4-х произведений (содержание, средства художественной выразительности).
3) Вывод, касающийся жанровых и стилевых особенностей творчества.
|
|
ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ
Работы для рассмотрения
«Милон Кротонский» (2 версии)
«Грозящий Амур» (скульптура из мрамора и модель из бисквита)
«Зима»
Примерная структура ответа:
4) Краткая биография Фальконе с упоминанием его работы во Франции и России.
5) Искусствоведческий анализ 3-х произведений (содержание, средства художественной выразительности).
6) Вывод, касающийся стилевых особенностей произведений Фальконе, представленных в Эрмитаже.
НИКОЛА ЛАНКРЕ
Работы для рассмотрения
«Танцовщица Камарго»
«Весна» и «Лето»
«Качели»
«Общество в саду»
Примерная структура ответа:
1) Краткая творческая биография.
2) Искусствоведческий анализ 3-х произведений (содержание, средства художественной выразительности).
3) Вывод, касающийся жанровых и стилевых особенностей творчества.
ФРАНСУА БУШЕ
«Пейзаж в окрестностях Бове»
«Пигмалион и Галатея»
«Отдых святого семейства на пути в Египет»
«Пастушеская сцена»,
«Аллегория живописи», «Аллегория поэзии», можно взять и другие работы — всего 3-4 по выбору
Темы: Завершение разговора об искусстве XVIII века, а также:
|
|
- Женщины-художницы XVIII – начала XIX столетия — А. Кауфман и М.Э.Л. Виже-Лебрен (на выбор). При анализе обязательно показать эрмитажные работы.
- Франсиско Гойя: эволюция творчества от XVIII века к XIX, от пасторальных образов — к драматическим.
- Ампир в творчестве К.И. Росси.
- Лео фон Кленце — основоположник стиля неогрек. Среди работ, взятых для анализа, обязательно должно быть здание Нового Эрмитажа, а также не менее двух работ, выполненных в Баварии.
- «Русско-византийский стиль» К.А. Тона. Лучше рассказать о московских постройках.
- Историзм Огастеса Пьюджина.
- Джозеф Пакстон (Пэкстон) и рождение «архитектуры металла». Для углубленного анализа — Хрустальный дворец.
- Немецкая живопись XVIII: Антон Рафаэль Менгс «Персей и Андромеда».
- Интерьеры стиля ампир в Зимнем дворце (Гербовый зал, Фельдмаршальский зал).
- Военная галерея 1812 года: архитектурные особенности и творчество Джорджа Доу.
- Фирма «Этрурия» Дж.Веджвуда и «Сервиз с зеленой лягушкой».
Тема: Франция XIX века + Германия первой половины XIX века
Структура выступления на практическом занятии
1. Общая характеристика творчества автора: принадлежность к какому-либо течению/объединению, основные приемы, методы художественной выразительности.
2. Анализ 1-2-3 конкретных произведений (описание содержания, композиции, структуры, колорита, иных средств художественной выразительности, обязательно – характеристика того ракурса, под которым в творчестве автора предстает реальность).
3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ самостоятельный вывод «под запись» остальным студентам: по каким особенностям мы можем узнать творчество данного автора в его принадлежности: ко второй половине ХIХ, первой или второй половине ХХ века; к конкретному художественному явлению/течению/объединению.
1. А.-Л.Жироде-Триозон (портрет И.Мюрата), Г.Летьер («Смерть Катона Утического»).
2. Жак Луи Давид и Жан Огюст Доменик Энгр. Для углубленного анализа – «Сафо и Фаон» и портрет графа Н.Д.Гурьева.
3. Пьер Нарцисс Герен. «Морфей и Ирида», «Сафо на Левкадской скале».
4. Орас Верне. «Ангел смерти», «Чума в Барселоне».
5. Эжен Делакруа и французский романтизм. Для углубленного анализа – «Охота на львов в Марокко» и «Марокканец, седлающий коня».
6. Поль Деларош. Для углубленного анализа – портрет Генриетты Зонтаг, «Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре», «Кромвель у гроба Карла I».
7. Жан-Леон Жером и особенности салонно-академического искусства. «Продажа наложницы», «Бассейн в гареме», «Дуэль после маскарада».
8. Каспар Давид Фридрих. «На паруснике», «Ночь в гавани», «Закат солнца», «Восход луны над морем», «Исполиновы горы», «Руины монастыря Ойбин» (можно взять 3-4 работы).
9. Художники барбизонской школы Для углубленного анализа – «Крестьянки с хворостом» (Ф.Милле), «Пейзаж с коровами» (Ж.Дюпре), «Отправление на рынок» (К.Тройон). Внимание! Можно взять любые работы, по вашему усмотрению.
10. Камиль Коро (3-4 работы на выбор) Для углубленного анализа – «Вечер» и любые другие работы – по усмотрению.
11. Импрессионизм (на примере творчества Огюста Ренуара). Для углубленного анализа – портрет Жанны Самари, «Девушка с веером», «Девочка с кнутиком». Можно брать любые работы.
12. Импрессионизм (на примере творчества Клода Моне). Для углубленного анализа – «Дама в саду», «Пруд в Монжероне», «Поле маков», «На крутых берегах близ Дьеппа», «Мост Ватерлоо. Эффект тумана», «Луга в Живерни», «Уголок сада в Монжероне», «Берег пруда в Монжероне». Работ много - можно брать любые, но не более 3-4-х.
13. Альфред Сислей («Ветреный день в Венё», «Городок Вильнев-Ла-Гаренн», «Берега в Сен-Маммесе»). Задача – раскрыть, с одной стороны, особенности импрессионизма, а с другой – индивидуальные особенности творчества.
14. Огюст Роден (работы "Ромео и Джульетта", "Бронзовый век", "Вечная весна"). Задача – раскрыть особенности проявления таких течений, как символизм и импрессионизм, в скульптуре. Охарактеризовать индивидуальные особенности.
15. Камиль Писсарро («Бульвар Монмартр», «Площадь французского театра»). Задача – раскрыть, с одной стороны, особенности импрессионизма, а с другой – индивидуальные особенности творчества.
16. Поль Сезанн (для углубленного анализа – «Большая сосна в Эксе», «Гора Виктория», «Автопортрет в каскетке», «Курильщик», «Натюрморт с драпировкой», «Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»)», «Дама в голубом»). Задача – проанализировать несколько работ и охарактеризовать Сезанна как основоположника постимпрессионизма. Можно взять по 1 работе, представляющей тот или иной жанр (натюрморт, портрет, пейзаж).
17. Неоимпрессионизм (на материале работы Анри Эдмона Кросса (Делакруа) «Вид на церковь Санта-Мария дельи Анджели близ Ассизи»). Нужно будет назвать разновидности неоимпрессионизма и добавить несколько имен художников, работавших в данном ключе. Самая известная эрмитажная работа этого течения - «Сосна» Синьяка: если не ошибаюсь, ее на месте сейчас нет, но рассказать все равно можно.
18. Винсент Ван Гог («Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене)», «Куст», «Хижины», «Арена в Арле»). Цель – показать на примере 3-4 работ особенности той ветви постимпрессионизма, которую представляет этот художник.
19. Поль Гоген (для углубленного анализа – «Женщина, держащая плод», «Младенец (Рождество)», «Идол», «Три таитянки на желтом фоне», «Пирога», «Беседа», «Таитянские пасторали», «У подножия горы», «Мужчина, собирающий плоды с дерева», «Женщина на берегу», «Море (материнство)», «Месяц Марии», «Пейзаж с двумя козами»). Цель – показать на примере 3-4 работ особенности той ветви постимпрессионизма, которая сближается с символизмом).
Основная литература к практическим занятиям семинарам по европейскому изобразительному искусству и архитектуре XIX века*
Внимание! Литература к семинарам очень хорошо представлена в лаборатории кафедры теории и истории культуры.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!