Как вашего ребенка сделать БОГАТЫМ?

Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации

В одной из московских школ десятиклассникам предложили написать сочинение на тему «Роль денег в нашей жизни». Некоторые фразы из этих сочинений заставили педагогов содрогнуться. «В каждом человеке в большей или меньшей степени хранится любовь к деньгам и власти», — написала рассудительная отличница. А юноша, обдумывающий предстоящее ему нелегкое" экономическое соревнование с более благополучными сверстниками, подвел следующий итог своим рассуждениям: «Человек всегда стремился к обогащению: чем у него больше богатства, тем он хочет еще больше. Вся сегодняшняя жизнь пропитана деньгами и ложью».

Что знают дети об экономике? Каким образом и в каком возрасте они приобретают это знание? Как влияет на этот процесс социально-экономическая среда и ее трансформация?

Все эти вопросы носят далеко не академический характер, особенно в переходный период, который переживает наше общество. С проблемами экономической социализации сегодня сталкиваются не только дети, но и взрослые. И часто первые осуществляют ее быстрее и успешнее, приводя нас, взрослых, в замешательство, а иногда и в ужас.

Школьные учителя с недоумением и растерянностью перечисляют факты, с которыми сталкиваются в своей повседневной практике.

· У первоклассника старший мальчик силой отобрал 12 рублей. Обиженный ребенок пообещал 100 рублей двум третьеклассникам за то, что они «проучат» хулигана. Сделка состоялась: ребята избили обидчика, получив за это по 50 рублей каждый.

· Десятилетняя девочка устроила дома скандал, потребовав, чтобы ей, «как всем», давали на карманные расходы 100 рублей в неделю. «Но это целая бабушкина пенсия», — возмутились родители. «Так ведь бабушка — сирота, а я — нет», — ответила дочь.

· Двенадцатилетний школьник, которого публично оскорбил одноклассник, согласился получить материальную компенсацию за «моральный ущерб» и был очень доволен сделкой.

Нужно ли давать детям карманные деньги, а если да, то с какого возраста? Должны ли родители контролировать, на что они тратятся? Надо ли поощрять дополнительные приработки детей? Полезно ли знакомить их с азами экономики в средней школе, в начальной, в детском саду? Нужно ли обсуждать с ними семейный бюджет? Принимать совместные решения? Все эти вопросы беспокоят большинство родителей и педагогов. В западных странах существует обширная психологическая литература на подобные темы, которая не очень хорошо известна в нашей стране.

В обзоре западных исследований экономических представлений у детей Е.В. Щедриной подробно анализируются стадии формирования представлений о деньгах, зависимость экономических представлений от пола, возраста, социально-экономического положения и национально-культурных различий. В данной статье мы хотели бы уделить внимание другим факторам, также влияющим на развитие экономических представлений детей и подростков. Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности:

· семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,

· общая социально – экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),

· основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),

· непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги).

Рассмотрим эти факторы более подробно.

РОДИТЕЛЬСКИЕ НАПУТСТВИЯ

Родительское воспитание безусловно является важным фактором формирования экономических представлений у детей. В клинической практике выявляются различные напутствия, которые родители сознательно или бессознательно внушают своим детям и которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте. Американская исследовательница А. Мэттьюз выделила целый ряд таких напутствий.

· «Моя мама говорила, что только бедняки попадут в рай».

· «Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путем».

· «Родители предупреждали меня, чтобы я Никому не говорил, что у нас есть деньги, а то хлопот не оберешься».

· «Мои родители объяснили мне, что со мной дружат потому, что мы богаты и у нас Дом с бассейном. А если не будет денег, то не будет и друзей».

· «Родители говорили мне, что я должен добиться успеха, иначе на старости лет они окажутся в богадельне».

· «Моя мама всегда говорила, что хорошенькой женщине не следует показывать мужчине, что она умеет зарабатывать деньги».

· «Мой отец всегда говорил, что мужчина не должен демонстрировать женщине, что у него есть деньги, иначе она найдет способ их выманить».

· «Мои родители говорили, что существует «секрет» зарабатывания денег, но никто в нашей семье его не знает. Только другие способны «делать деньги», а мы — нет».

· «Мои родители, не испытывая материальной нужды, тем не менее не позволяли мне потратить лишнего цента. Они говорили, что я должен помнить, что «в одно прекрасное утро» мы можем проснуться нищими. И вот я иногда лежал ночью в постели, боясь закрыть глаза, чтобы не проснуться наутро в нищете, голоде и холоде».

Многие психические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки и пр.), по наблюдениям А. Мэттьюз, уходят корнями в семейные проблемы. Родители выражают с помощью денег свой чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Семейные напутствия относительно денег часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными. Они содержат не только открыто выраженный смысл, но и множество скрытых коннотаций.

Некоторые дети отвечают на родительские напутствия прямо противоположным поведением. У сверхосторожных родителей могут вырасти расточительные и неосмотрительные дети. Другие дети пытаются превзойти родителей в финансовом отношении. Некоторые кажутся совершенно безразличными к деньгам и как бы «не от мира сего». Их отношение к деньгам подразумевает, что они их не заслуживают. Естественно, что тот, кто полагает, что не заслуживает справедливой оплаты за свой труд, ее и не получает.

А. Мэтьюз полагает, что поведение и установки по отношению к деньгам являются следствием эмоциональной динамики раннего детства, взаимоотношений с родителями, друзьями, учителями и соседями, культурных и религиозных традиций, а также современных технологий и влияния СМИ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

За десятилетие переходного периода, сопровождавшегося неоднократными де нежными реформами, бешеной инфляцией, стремительным обнищанием одних и столь же стремительным финансовым взлетом других, выросло целое поколение детей, которое не видело ничего, кроме кризиса. Для них переходная экономика стала своего рода нормой, точкой отсчета.

Хорошо известно, что дети адаптируются к новым обстоятельствам быстрее и легче, чем взрослые. Для взрослого по рой поразительна скорость, с какой ребенок принимает вынужденную обстановку и приспосабливается к ней. Психические возможности взрослого всегда позволяют ему укрыться от внешнего мира во внутреннем пространстве своего Я. А ребенок с его не до конца сформированным внутренним миром, слабой системой психической регуляции принимает любые обстоятельства как данность. Легкость непроизвольного установления контакта с миром присуща детям по самой их природе, она отвечает главной задаче детства — вписаться в мир.

Именно эта легкость адаптации объясняет поразительные результаты, полученные при изучении экономической социализации взрослых и детей в бывших социалистических странах. Так, в исследовании, проведенном в 1990 г. в бывшей Югославии, десятилетние дети про демонстрировали адекватное понимание многих аспектов инфляции, считающейся слишком трудным понятием для детей этого возраста, тогда как многие взрослые затруднились дать внятное определение этого понятия.

В исследовании 87 польских детей в возрасте 8, 11 и 14 лет было показано, что дети младшей группы демонстрируют в некоторых аспектах (определение уровня заработной платы, возможность получения всеми равной зарплаты возможность открыть свое дело) более зрелое понимание экономических вопросов чем старшие дети. Авторы объясняют это тем, что младшие дети прожили большую часть жизни в условиях экономического кризиса в Польше. Они пережили дефицит, рост цен, инфляцию и слыша ли, как эти проблемы обсуждаются в семьях и по телевидению.

Российские дети тоже прекрасно адаптировались к условиям переходной экономики. Практически каждый школьник знает, что такое дефолт, МВФ и НДС и может сообщить вам сегодняшний курс доллара. Но иногда, наблюдая за их поведением, взрослые пугаются их слишком ранней экономической адаптированности.

Вот что говорит руководитель психологической службы школы «Мумми - тролль» Н. Кедрова: «Многие истины," непререкаемые на наш «устаревший» взгляд, воспринимаются нынешними детьми с недоумением. Например, что нельзя не уважительно говорить с учителем. Это результат того, что окружающая жизнь стремительно меняется и дети не видят вокруг себя ничего стабильного. У них появляется релятивизм, ориентация на ситуацию. Они пытаются выживать в стремительно меняющемся мире и развивают способность приспосабливаться к любой ситуации. В результате у детей формируется способность быстро все переоценивать, гибкость, приспособляемость, открытость. Трудно сказать однозначно, плохо это или хорошо. С одной стороны, у детей появляется прививка против идеологической узости, фанатизма. А с другой — в душе у человека нет порядка. Он вырастает хорошо приспособленным к обстоятельствам циником, который уверен, что может выкрутиться из любой ситуации. Но рано или поздно такой человек становится жертвой обстоятельств, потому что не может противопоставить им ничего своего. Многие психологические черты подвергаются эрозии. С каждым классом это все заметнее. Ум становится прагматичным, честь продается, а совесть просто отмирает» .

РЫНОК И ЭТИКА

Согласно формуле известного экономиста Ф. Хайека, рынок является «системой, в которой плохой человек может принести меньше всего вреда». Рыночные институты минимизируют требования к «человеческому капиталу», сокращая потребности общества в братской любви, патриотизме, милосердии и солидарности. Условия, при которых благо родное поведение вознаграждается, — это длительные взаимоотношения в узком кругу людей, где есть возможность приме нить санкции за нарушение социальных норм и где приобретает огромную роль репутация человека. Безличная и эфемерная природа рыночных отношений отрицательно влияет не только на «спрос», но и на «предложение» таких социально - одобряемых черт характера, как - надежность, великодушие или ответственность. Э. Хоффман с помощью остроумных экспериментов продемонстрировала структурирующее влияние рыночной ситуации

на принятие решений. В этих экспериментах один из испытуемых принимает решение о том, каким образом разделить с другим испытуемым сумму в 10 долларов. В первой серии испытуемый, осуществляющий дележ, выбирался случайно. Во второй серии он назначался в зависимости от результатов предварительного тестирования, то есть на основе личных достижений. Экспериментатор формулировал ситуацию либо как просто «задачу разделить 10 долларов», либо как «обмен». «Заслуженное» положение испытуемого, принимающего решение, плюс характеристика экспериментальной ситуации как ситуации «обмена» Моделировали рыночные условия. В остальном экспериментальные ситуации бы ли идентичными. Результаты показали, что чем более ситуация напоминает рыночную, тем более эгоистично испытуемые склонны вести себя и тем менее они Учитывают интересы других. Поскольку эксперименты проводились на одной и той же выборке, результаты доказывают, Что рыночные условия способствуют вы бору эгоистического поведения.

В исследовании Г. Севона и С. Век-строма детей трех возрастных групп (8, 11 и 14 лет) спрашивали о мотивах, мыслях и действиях продавцов и покупателей. Дети младшей возрастной группы вначале решали, будут ли эти люди счастливы или нет, а потом уже рассуждали о причинах этого. Например, «Торговец обувью будет рад снижению цен на туфли, потому что люди смогут сберечь свои деньги». Ответы младших детей авторы оценивают как «моральные» или «христианские» (важность заботы о других людях и одобрения окружающими собственного поведения). По сравнению с ними ответы старших детей выглядят более «экономическими» (другие люди рассматриваются как средства, ограничения или препятствия для личного удовлетворения). Некоторые из старших детей рассматривают экономику как инструмент, который человек использует для достижения личного обогащения. Исследователи делают вывод о том, что в своем восприятии экономики дети проходят путь от homo sociologies, мотивированного моральными и социальными нормами, до homo economicus, стремящегося к личному гедонистическому удовлетворению.

Эти выводы подтверждаются исследованием, в котором 96 подростков (в возрасте 12-13 и 16-18 лет) просили распределить вознаграждение между рабочими, имеющими разный состав семьи. Результаты показали, что забота о нуждах семьи уменьшается с возрастом. Так, старшие испытуемые распределяли воз награждение в соответствии с принципом равной оплаты за равный труд, а младшие больше учитывали потребности семьи.

Один из наиболее ярких примеров воздействия системы распределения на эволюцию культурных норм приведен в работе Э. Фромма и М. Маккоби «Социальный характер в мексиканской деревне». Авторы изучали эволюцию традиционного для мексиканской деревни типа личности как раз в то время, когда там происходил переход от патриархального уклада к рыночной экономике. Исследование привело авторов к выводу, что в относительно стабильном обществе всегда существуют отклоняющиеся от нормы характеры, которые не слишком хорошо адаптируются к традиционным условиям. Среди мексиканских крестьян такими маргиналами традиционно считались выскочки, ориентированные на личный успех, а не на благо всей общины. Однако в процессе социально-экономических изменений формируются новые экономические тенденции, к которым традиционный характер оказывается неприспособленным. А маргинальные типы, наоборот, могут найти себе оптимальное применение в новых условиях. В результате бывшие маргиналы становятся наиболее успешными членами или даже лидерами своего общества. Приобретая власть, они изменяют законы, системы образования и институты таким образом, что прежде второстепенные черты характера начинают получать социальную поддержку и воспроизводятся в следующих поколениях.

Выводы Э.Фромма и М. Маккоби подтверждаются полевыми исследованиями в Нигерии, в которых было обнаружено существенное различие в уровне мотивации достижения и других ценностях между различными географическими областями страны. Эти различия объясняются проникновением в некоторые районы страны конкурентной экономики, основанной на рыночных отношениях. В этих условиях люди, ориентированные на личные достижения, которые в традиционной социальной системе не вписывались в норму, занимают ведущие позиции в области образования, транслируя собственный тип личности как предпочтительную культурную модель.

Исследования в Мексике и Нигерии показывают, что экономические институты воздействуют на культурную эволюцию двояко: во-первых, увеличивая материальное благосостояние индивидов, проявляющих определенные черты характера, а, во-вторых, изменяя систему воспитания и сам процесс культурного наследования характера.

Нельзя не отметить определенного сходства между рекрутированием маргинальных личностей в экономическую элиту в мексиканской или африканской деревне и аналогичными процессами в российской экономике. Характерно, однако, что главный инструмент социализации современного общества — школа — по-прежнему не включен в переходные процессы и остается оплотом традиционных ценностей, ставших тормозом дальнейшего экономического развития.

Это не значит, что рыночные модели поведения не усваиваются детьми и подростками, — усваиваются, да еще как! Однако каналы трансляции экономической информации практически не поддаются контролю: усвоение новых стереотипов поведения идет через средства массовой информации, личный опыт, подражание значимым фигурам из собственного окружения или образам, созданным коллективной - мифологией (вроде пресловутой фигуры «нового русского»).

Устранение школы от процесса экономической социализации детей тем более прискорбно, что само возникновение института формального школьного образования было связано именно с зарождением рыночных отношений и разделением труда. Э. Геллнер описывает этот процесс в своей книге «Нации и национализм»: «В замкнутом мире племенного или сельскохозяйственного сообщества общение протекало в соответствии с определенным контекстом, где тон, жест, личность и ситуация значили все. Для членов такого тесного сообщества эксплицитное выражение множества контекстуальной информации является излишним педантизмом. Однако требования современной экономики обязывают нас взаимодействовать вне зависимости от контекста со всеми, с кем мы сталкиваемся для непродолжительных контактов. Это требует точности коммуникации между незнакомыми людьми, разделяющими общие значения, переведенные в стандартные идиомы, в том числе и письменные. Такое общество требует внешнего образования, в котором индивид воспитывается специалистами, а не членами своей малой группы. В результате появляются школы, «образовательные фабрики», куда родные передают ребенка «для обработки». Универсальная школьная практика является формой передачи детям господствующей культурной модели, беспрецедентной по своей централизации и независимости от ценностей семьи».

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Ряд исследователей утверждает, что личный опыт ребенка влияет на его представления о деньгах сильнее, чем уровень когнитивного развития. Самая первая экономическая деятельность, в которую вовлекается ребенок, — это покупки. Существует несколько предпосылок понимания ребенком процесса купли — продажи, а значит, цен и прибыли: ребенок должен знать о функции и происхождении денег, обмена, собственности, зарплаты служащим, расходах и доходах продавца. Все это делает понимание простого акта купли — продажи довольно сложным для ребенка. Выделяется несколько стадий развития понятия купли - продажи:

1. непонимание роли оплаты;

2. понимание оплаты покупателем без понимания оплаты продавцом;

3. понимание и соотнесение оплаты продавца и покупателя без понимания прибыли продавца;

4. понимание всех этих моментов.

Итальянские исследователи отмечают, что концепции производственной и торговой прибыли у 8-летних детей не совпадают между собой. Несмотря на то что понимание ими прибыли торговца после соответствующей тренировки улучшается, они не в состоянии перенести это понимание на прибыль фабриканта и продолжают считать, что цены на изделия устанавливаются хозяевами произвольно.

К. Дэнзигер также сообщает, что 5-8-летние дети демонстрируют более глубокое понимание экономики обмена, чем экономики производства, поскольку имеют опыт покупок, но не опыт работы.

Другим сложным для детей экономическим объектом является банковская система. Только четверть из 14-16-летних

европейских детей правильно понимают механизм банковской деятельности. Однако, по сообщениям исследователя из Гонконга, правильное понимание функционирования банковской системы демонстрирует там большинство десятилетних детей. Возможным объяснением этого результата является традиционно широкое вовлечение детей в азиатских странах в коммерческую деятельность (например, часто довольно маленькие дети там помогают в магазинах и даже «управляют» собственным малым бизнесом). Этот коммерческий опыт, разумеется, влияет на их когнитивное развитие.

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Одним из важнейших способов экономической социализации детей являются карманные деньги.

Наиболее детальный анализ политики родителей в области карманных денег проделали Дж. и Е. Ньюсоны. Они изучили более 700 7-летних детей. Большинство из них регулярно получали некоторую сумму карманных денег, которая определялась сложной системой поощрений и наказаний. Более 50 % могли рассчитывать на дополнительную сумму, выделяемую по их просьбе. Исследователи обнаружили любопытные различия в практике выделения и расходования карманных денег: дети из семей среднего класса получали в полтора—два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывали в два раза больше. Более половины детей неквалифицированных рабочих и только 10 % детей специалистов с высшим образованием тратили всю сумму карманных денег и течение недели.

Наблюдения российских педагогов подтверждают эту закономерность: у детей из бедных и неблагополучных семей чаще появляются относительно крупные суммы денег, подаренные кем-то из родственников. Иногда дети из нуждающихся семей сами ищут способы заработать.

Ученик 3 класса подарил однокласснице на 8 Марта дорогие французские духи. Учительница сделала маме мальчика замечание, что та дает ему слишком много карманных денег. «Ничего не могу поделать, — ответила мама. — Ребенок снялся в телевизионной рекламе, и вся семья живет на его деньги уже третий месяц».

В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребенка до сих пор остается двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят» ребенка. Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дела. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки — это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребенка, в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребенка дать деньги «на мороженое», испытывают смутное чувство вины.

Следствием той же двойственности является и нерегулярность получения ребенком карманных денег, отсутствие четко оговоренной суммы, на которую ребенок может рассчитывать. Все это делает практику карманных денег совершенно бесполезной для экономического воспитания ребенка. Более того, выклянчивая у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок приучается отнюдь не к рыночным добродетелям соблюдения контракта и планирования собственных расходов, а усваивает рабскую философию просителя, полностью зависимого от настроения своего благодетеля.

Французский исследователь Д. Лассаре считает, что система карманных денег эффективна только в том случае, когда она сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. Он предполагает, что смысл выплат родителями карманных денег меняется по мере развития ребенка и служит для контроля его растущих требований.

В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор дают родителям подробные рекомендации относительно выдачи карманных денег. Наиболее эффективная система должна, с их точки зрения, следовать нескольким правилам.

1. Можно давать карманные деньги ребенку с 6—7 лет.

2. С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать.

3. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.

4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.

5. Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания.

6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.

7. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.

8. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.

9. Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось сколько-нибудь единого мнения о ее необходимости, сопоставимого, например, с мнением о необходимости всеобщей грамотности или всеобщего медицинского обслуживания. У нас практически отсутствует опыт формального экономического образования, которое в большинстве стран не входит в число обязательных школьных предметов, однако в порядке эксперимента преподается детям разного возраста, вплоть до дошкольного. Так, в ходе одного из экспериментов по преподаванию основ экономики 5—6-летним детям были получены очень обнадеживающие результаты. Причем некоторые родители смущенно признались, что их дети теперь знают об экономике больше, чем они сами, и вынуждены были «подтянуться». Возможно ли что-либо подобное у нас в стране, где дети, родившиеся в период рыночных реформ, подчас разбираются в экономике лучше, чем их родители, изучавшие в институтах политэкономию социализма? Та растерянность, которую испытывают многие - школьные учителя, сталкиваясь с экономической деятельностью своих учеников, возможно, должна заставить нас, психологов и. педагогов, тоже «подтянуться» по этому новому для старшего поколения предмету — рыночной экономике.

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена проблеме экономической социализации в условиях перехода к рыночной экономике. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование экономического поведения и установок по отношению к деньгам. Выделяются условия экономической социализации, подвергнувшиеся наибольшей трансформации в переходный период:

1. семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,

2. общая социально-экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),

3. основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),

4. непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги).

Делается вывод о необходимости учета этих факторов в практике школьного образования и психологического консультирования учителей и родителей.

 

Почему дети воруют.

Автор: АННА ФЕНЬКО

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство - очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо , другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать - непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая - это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина - затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства - это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них - симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок , даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил.

Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в "Макдональдсе", а половину подарил другу, "потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам". Все остальные кражи носили такой же "нерасчетливый" характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию - проявлять к сыну побольше любви и внимания - терапевт так и не решился произнести вслух.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям , или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

Тех детей , которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к "суперменству". Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то "бизнесом". В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей , но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию - очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Такое возможно, например, если подобная "классовая ненависть" культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным "суперменом". Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей - то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в "безраздельную" собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком - например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка , стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

Александр Мещерский

Как вашего ребенка сделать БОГАТЫМ?

АИФ, № 20, 2000

МЫ ЧАСТО жалуемся, что живем в стране с несметно богатыми природными ресурсами, с огромной территорией и талантливым народом, а по уровню жизни населения тащимся где-то в шестом десятке стран. Какими только причинами мы это не объясняем, начиная с “дорог и дураков”! А есть еще одна, о которой не говорят почти никогда.

Чему нас не учили ни в школе, ни где бы то ни было еще, нас никогда не учили одному очень важному предмету: как заработать деньги и как их правильно потратить, как строить семейный бюджет, чтобы не оказаться в “долговой яме”, а старость провести в приятном достатке. Одно успокаивает - Россия здесь не одинока: как признаются авторы известной на Западе книги “Психология денег”, практическая экономика там не преподается ни в школах, ни во многих университетах, за исключением специализированных.

Большинство специалистов убеждено, что о деньгах и обо всем, что с ними связано, дети должны узнавать, будучи еще в “коротких штанишках”, то есть в детсадовском возрасте. Английские психологи А. Берти и А. Бомби опросили 100 детишек в возрасте от 3 до 8 лет, откуда берутся деньги, и получили такие результаты: первая группа ответила, что “папа достает их из кармана”, вторая - что “деньги дают в банке всем, кто туда приходит”, третья - что “деньги - это сдача, которую тебе дает продавец, когда ты что-нибудь покупаешь”, и только четвертая группа (примерно 20% опрошенных) сказала, что “деньги зарабатывают на работе”.

“Карманные деньги”

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство психологов на Западе пришли к выводу, что чем раньше у ребенка (уже в 5-6 лет!) появятся свои “карманные деньги”, тем лучше и быстрее он адаптируется к взрослой жизни.

Во многих зарубежных странах, как показывает статистика, даже малолетние дети гордо ходят со своим, пусть и не пухлым, но кошельком. В Англии, например, эти деньги так и называют “карманными”, в США почему-то застенчиво называют “пособием” или деньгами на расходы.

Знаю одного семилетнего немецкого малыша, который собирал “карманные деньги” в “свинку-копилку”, а потом относил ее в банк, где у него был собственный счет. Таких примеров, когда родители помогают малолетнему отпрыску открыть свой счет в банке, можно привести массу.

Американские специалисты рекомендуют в три года давать ребенку 3 долл. в неделю, к 6 годам - 6 долларов, то есть в год “пособие” должно расти примерно на доллар. При этом часто родители просят детей при “выдаче карманных” выполнять какую-нибудь посильную работу по дому: убирать посуду со стола, мыть ее, заправлять самостоятельно постель, наводить порядок в комнате и т. д.

Психологи выделяют 4 системы выдачи “карманных денег”. Из них три - плохие и только одна - хорошая.

Три плохие:

1) деньги выдаются, когда попало, без какой-либо цели и по капризу;

2) “карманные” выплачиваются исключительно за проделанную работу;

3) деньги выдаются без каких-либо условий, регулярно и без всяких оговорок.

И, наконец, рекомендуемая специалистами система как единственно правильная: “карманные деньги” выдаются регулярно без каких-либо условий, но при этом от ребенка требуют тратить их с ответственностью. При этом ребенку нужно сразу объяснить, как должна работать эта система:

  • родители и ребенок должны заранее договориться, на что это будет потрачено;
  • пособие должно выдаваться малолетним в определенный день недели, а детям старше 11 лет - ежемесячно;
  • деньги должны платиться всегда, и нельзя лишать их ребенка в качестве наказания или попытки повлиять на его поведение;
  • стороны договариваются о том, какие обязанности по дому он выполняет;
  • каждый год в день рождения ребенка “соглашение” пересматривается и устанавливается новый размер “карманных денег”, определяются его новые домашние обязанности.

Разумеется, при этом подразумевается, что исключены траты на так называемые запрещенные товары, например алкоголь и сигареты.

Конечно, все это не означает, что рекомендации западных психологов и специалистов полностью приемлемы для нашей российской действительности. У нас свои традиции, свое отношение к детям. Некоторые позволяют себе покупать ребенку все, что ему заблагорассудится, у других нет денег даже на самое необходимое. Но мы отличаемся не только этим.

Одна популярная радиостанция давно ведет передачу под названием “Мой первый рубль”. Известные люди отвечают на вопрос, как они потратили свой первый заработанный “деревянный”. Я много раз слушал эту передачу, ответы были самые разные: “Пошел с друзьями выпить пива”, “Купил хороший галстук”, “Купил девушке букет цветов”, - и не было ни одного ответа примерно такого содержания: я решил отложить первые свои заработанные деньги, потом добавить их к своим будущим поступлениям и открыть собственное дело или вложить деньги в банк. Может быть, именно поэтому мы все еще живем гораздо беднее, несмотря на свои алмазы, лес, уголь, газ, нефть и прочие богатства?

 

 

Открывая для себя деньги как экономический феномен, мы одновременно вновь открываем для себя их мистическую власть и силу, коварство и привлекательность, бесконечные возможности и смертельные опасности, которые несет с собой обладание ими. В отличие от современных экономических теорий, которые благодаря связанной с ними политической полемике оказались на слуху у широкой публики, иррациональные аспекты денег, относящиеся к области психологии, социологии и антропологии, пока не стали объектом внимания даже специалистов.
.........
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Все экономические теории построены на предпосылке рационального поведения экономических агентов. Рациональным же с экономической точки зрения является поведение, обеспечивающее максимизацию дохода. Поэтому такие типы поведения, как добровольный бесплатный труд, благотворительность, подарки, игра в лотерею, рассматриваются как иррациональные.

Постулат экономической рациональности представлен в социальных науках на различных уровнях.

Наиболее строгая формулировка сводится к тому, что люди преследуют почти исключительно экономические интересы и при этом обладают точным знанием и достаточной логикой для того, чтобы сделать рациональный выбор между материальными объектами. Эта теория несостоятельна с теоретической и эмпирической точек зрения.

Вторая версия состоит в том, что люди почти всегда ведут себя рационально по отношению к известной им экономической ситуации, то есть они всегда экономят . Проблема в том, что эта теория не объясняет многие факты, например, традицию дарить подарки.
.........
Социология и антропология также пытаются показать, как социальные силы (культурные нормы, ритуалы, обычаи и законы) вмешиваются в экономическое поведение и заставляют людей поступать нерационально.
.........
Наиболее распространенный взгляд на деньги сводит их простому средству обмена, абсолютно безличному и обыденному. Однако если проанализировать не вполне логичное поведение коллекционеров, дарителей подарков и жертвователей в пользу благотворительных организаций, становится понятным, что деньги несут в себе не только обыденный, но и сакральный смысл, и могут олицетворять собой как добро, так и зло. Этот тайный смысл денег оказывает огромное влияние на наши экономические установки.
.........
Всеобщая эквивалентность денег - это иллюзия: на кровавые деньги покупают совсем не то, что на честно заработанные, а деньги, полученные в дар от короля, - это не то же самое, что выигрыш в лотерею (Wiseman, 1974).

Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в наши самые иррациональные и глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх. Большинство людей верит, что многие из их повседневных проблем можно было бы разрешить, если бы у них было достаточно денег.

Белк и Валлендорф (Belk & Wallendorf, 1990) предлагают различать сакральный и профанный смысл денег (сакральный - от латинcкого sacer-священный. Прим.АП). Профанные объекты взаимозаменяемы и оцениваются чисто утилитарно. Сакральные объекты часто не предназначены для функционального использования и не могут обмениваться на обычные объекты. Обмен священных объектов на деньги разрушает их сакральный статус, поскольку подвергает их недопустимому контакту с областью профанного.

В Западных странах деньги слишком профанированы, чтобы использоваться для некоторых особых случаев: за деньги нельзя купить невесту, освобождение от уголовного наказания и (в идеале) политическую должность. Деньги рассматриваются как неподходящий подарок, поскольку представляют собой слишком точную меру любви.

Иудейско-христианская этика относится к деньгам противоречиво: с одной стороны, верующих призывают быть бескорыстными, альтруистичными и аскетичными, а с другой - трудолюбивыми, бережливыми и справедливыми.

Священное и профанное часто смешиваются и меняются местами. По мнению Белка и Валлендорфа, женщины думают о деньгах, как о способе приобретения вещей, а мужчины - как о способе приобретения власти. Поэтому все деньги, с которыми имеют дело женщины, - это профанные деньги, за исключением тех, которые тратятся на личные удовольствия (в последнем случае они олицетворяют зло). Деньги, которыми пользуются мужчины, частично сохраняют свой сакральный характер.

Белк и Валлендорф считают также, что деньги, заработанные трудом, не приносящим внутреннего удовлетворения, являются целиком профанными, а доходы, извлекаемые из любимого дела, воспринимаются как сакральные. Со времен Древней Греции до наших дней предпринимательство, искусство зарабатывания денег, воспринимается как нечто сомнительное. Деятельность буржуа, nouveau riche, менее почетна, чем труд ремесленника и рабочего или богатство аристократа.

Добровольная бесплатная работа священна, а точно такая же работа, выполняемая за деньги, профанна. Для некоторых людей плата за ведение домашнего хозяйства и уход за детьми кажется неприемлемой, поскольку профанирует священный долг. Однако проституция успешно трансформирует сакральный акт в формальный деловой обмен.

Таким образом, - пишет Белк, - деньги, полученные за работу, выполненную со страстью, священны, так же как и деньги, заработанные тяжелым трудом и не сулящие большого богатства. Деньги, приобретенные без труда, рассматриваются как зло и угрожают поработить человека, даже если он пытается использовать их на добрые цели (Belk, 1991).

Рассматривая сакральное использование денег, Белк отмечает, что оно может быть профанировано: например, подарок может терять свою ценность, если человек слишком озабочен его ценой. Механизмы сакрализации обычно участвуют в приобретении подарков и сувениров, в благотворительных пожертвованиях, а также в приобретении ранее сакрализованных объектов. Цель сакрализации - превращение денег в объекты, несущие особый смысл и значение. Трансформация сакрализованных денег обратно в деньги (например, продажа подарка) обычно осуждается. Многие люди отказываются превращать определенные объекты в деньги, предпочитая их дарить. Точно так же люди могут отказываться от денег, предлагаемых за бескорыстную помощь, считая свою помощь подарком.

Belk, R.W. (1991). The ineluctable mysteries of possessions. In Special issue of Journal of Social Behavior and Personality, 6, 17- 55.
Belk, R. and Wallendorf, M. (1990). The sacred meaning of money. Journal of Economic psychology, 11, 35-67.
Wiseman, T. (1974). The Money Motive. London: Hodder & Stoughton.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!