Работа с детьми в период мутации. Мутация у мальчиков и девочек (признаки и особенности)

Возрастные особенности развития детского голоса

Вокальная работа преподавателя с детским голосом проводится с обязательным учетом психофизиологических особенностей детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования. Хороший преподаватель обязан владеть знаниями в этом вопросе. Знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей поможет преподавателю качественно работать с нежным механизмом – голосом ребенка, избегая непоправимых ошибок и вреда для ученика.

В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на сопрано (дисканты) и альты. Дискант – высокий голос мальчика, его диапазон до1 - соль2. Альт - низкий детский голос, его диапазон сольм - ми2.

Различают четыре этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа:

1. Семь—десять лет. Голоса мальчиков и девочек в общем однородны и почти все – сопрано (высокий голос девочки) и дисканты (высокий голос мальчика). Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственны небольшая сила, головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками до-ре1 – до-ре2 (в пределах октавы). Наиболее удобные звуки - ми1 - ля1. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача преподавателя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

2. Одиннадцать – тринадцать лет, предмутационный период. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон рех - фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим - до2.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще – грудным.

Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав.

В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляется тенденция к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

3. Тринадцать – пятнадцать лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача преподавателя – своевременно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: избегать крайних звуков, работая в основном с серединой диапазона и не допускать форсированного звучания. В некоторых случаях следует сокращать урок по времени и, еще реже – полностью освободить ребенка от пения на тот период, пока не пройдет самый острый момент мутации. Очень важно, чтобы преподаватель постоянно анализировал звучание ученика, переживающего предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

4. Шестнадцать – девятнадцать лет, юношеский возраст. Голоса этой возрастной категории делятся на разновидности: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны – голоса юношей. Диапазон сопрано: дох – соль2; альт: ляк – ре2; юноши: сиб – до\.

В юношеском возрасте важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое (форсированное) пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам.

Весь певческий процесс в детском возрасте должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

Работа с детьми в период мутации. Мутация у мальчиков и девочек (признаки и особенности)

Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.

Различают три основных стадии развития голоса:

10 – 13 лет – домутационный период;

13 – 15 лет – собственно мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка;

15 – 18 лет – послемутационный период, становление голоса взрослого человека.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности и характерные признаки, которые необходимо знать преподавателю вокала, руководителю вокального ансамбля, хора, то есть всем тем, кто занимается с детьми. Все признаки мутации выявляются:

а) по изменениям в звучании голоса;

б) по субъективным ощущениям поющих детей;

в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Домутационный период. До 10 – 11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование». Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца – голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12 – 13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).

После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.

Гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена, как у мальчиков, и менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени.

Гортань мальчиков увеличивается в полтора – два раза, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

 

В средней, собственно мутационной (острой) стадии (13 – 15 лет) все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринуждённо. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).

У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: взросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикулярные неудобства, связанные с активным ростом языка. Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на один – два тона, у мальчиков – на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса; такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

Мутация у мальчиков протекает от 6 – 8 месяцев до 2 – 3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15 – 16 лет.

Для третьей, завершающей стадии – послемутационный период (15 – 18 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении постепенно исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17-ти годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).

Рекомендации

Педагогическая практика показывает, что мальчикам, а уж тем более девочкам, в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

Но для поющих устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшее форсирование, а в отдельных случаях – силой звука меньше оптимальной, т. е. возможной средней силы.

Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров).

Существует раздел вокальной педагогики – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Основные положения гигиены голоса в период мутации:

 1. Правильно выстраивать занятия по вокалу, чередовать периоды нагрузки и отдыха;

2. Соблюдать правильную технику вокала: своевременно переключать регистры при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достигать техники нижнереберно-диафрагмального дыхания; не подключать к голосообразованию вспомогательные мышц шеи и грудной клетки;

З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого forte, крика;

4. Петь во время мутации только с опытным педагогом;

5. Точно определить тип голоса и исполнять репертуар, характерный для данного типа.

6. Не выступать на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, или в условиях шума движения городского транспорта.

7. Избегать длительной монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения; также не злоупотреблять разговором шепотом;

8. Исключить, по возможности, побочные шумы в аудитории при речевых нагрузках;

9. Своевременное лечить ОРЗ, трахеиты и другие простудные заболевания;

10. Заниматься в чистых помещениях, с достаточной влажностью воздуха;

11. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании;

12. Правильно работать с микрофонами (при необходимости);

13. Соблюдать общеукрепляющие, закаливающие процедуры;

14. Своевременно лечить ЛОР-органы и другие системы организма.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!