Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля



02.03

Домашняя работа

Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Матренин двор». Мастерство А.Солженицына-психолога. Литературные традиции в изображении человека из народа в образе Матрены

Цель занятия:

· доказать, что идейно-художественные искания автора находятся в сфере духовно – нравственного мировоззрения.

Задачи:

· познакомиться с историей создания рассказа «Матрёнин двор»;

· рассмотреть судьбу русской женщины, которая пережила суровые испытания жизни;

· дать краткий обзор жизни русской деревни начала 50-х годов XX века.

На занятии

мы узнаем:

· об особенностях «деревенской прозы»;

мы научимся:

· анализировать исторический контекст описанных событий;

мы сможем:

· рассмотреть судьбу русской женщины;

· дать сравнительную характеристику героев повести.

 

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Познакомить с историей создания рассказа «Матрёнин двор»;

2. Показать судьбу русской женщины, которая пережила суровые испытания жизни;

3. Дать краткий обзор русской деревенской жизни в начале 50-х годов XX века.

Тезаурус

Антитеза – стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.

Деревенская проза – направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в XX веке, отмеченное обострённым вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы.

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Среди авторов, которых литературоведы относят к писателям «деревенской прозы», Александр Исаевич Солженицын стоит особняком. Говоря о темах, ранее запрещённых, он выводит процесс художественного осмысления народной жизни на новый уровень. Писатель одним из первых начинает говорить о трагических последствиях коллективизации, об ужасах послевоенной жизни крестьян, о нравственном упадке деревни, о человеческих судьбах, истерзанных системой.

Его рассказ «Матрёнин двор» занимает особое место в русской литературе. Рассказ написан в 1959 году, опубликован в 1963 году. Это автобиографическое произведение. После смерти Сталина Александра Солженицына реабилитируют. Некоторое время он живёт в деревне Мильцево во Владимирской области, где снимает угол у Матрёны Васильевны Захаровой.

Авторское название «Не стоит село без праведника» было изменено по требованию редакции во избежание цензурных препятствий.

Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна. Мы вспоминаем Матрёну Тимофеевну Корчагину из некрасовской «Кому на Руси жить хорошо». Героиня Солженицына тоже «ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в избу горящую входить. Правда, крестьянка абсолютно лишена героического начала: конь, остановленный Матрёной, сани понёс с испугу, а во время пожара она спасает фикусы. Нет в её внешности ничего от «величавой славянки», не назовёшь её «красавицей, миру на диво». Она скромна и незаметна.

В начале рассказа герой-повествователь Игнатич, её квартирант, не воспринимает её как праведницу.

А кто такой праведник или праведница? Какими качествами нужно обладать человеку, чтобы его назвали праведником?

В словаре под редакцией Ефремовой есть два толкования этого слова.

Согласно первому значению, это человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии.

А второе значение говорит, что праведник – это человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

В православии праведник – это святой, который прославился своими подвигами и святостью в обычной мирской жизни, а не в монастыре.

Какой Игнатьич видит Матрёну?

Матрёна - «одинокая женщина лет шестидесяти». Матрёна – обычная старуха, которая живёт в просторном, хоть и обветшалом доме одна. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется всего лишь одна деталь – её улыбка, указывающая на природную душевность и доброту. Улыбка у Матрёны «добрая», «извиняющаяся» и «лучезарная». Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько её внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью», – пишет Солженицын.

Глубокий народный характер Матрёны проявляется в первую очередь в её речи. Говорит Матрёна плавно, певуче.

В рассказе присутствует обилие просторечной, диалектной лексики и архаизмов. Например: «три-дни», «приспею», «иззаботилась», «теперича», «любота», «пособить», и многие другие. Обилие подобной лексики создаёт особенный речевой колорит. Автор погружает читателя в атмосферу места действия и замечает, что это не только Матрёна, а «так выговаривали все в деревне». Способность к словотворчеству, по мысли писателя, − одно из коренных свойств народа. Так же значительно народна и манера речи Матрёны: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась.

Матрёна живёт очень просто. Всё её «богатство» − фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто, перешитое из железнодорожной телогрейки. Всё это говорит о крайней бедности героини, − Матрёна хоть и проработала всю жизнь в колхозе, но с большим трудом смогла получить маленькую пенсию. О фикусах говорится так: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно».

Матрёна ведёт обычную для деревенского жителя жизнь. Она рано встаёт и сразу же начинает хлопотать по хозяйству. Много работает. Ворует торф, чтобы протопить зимой дом. Питается Матрёна скудно: одной картошкой или ячневой кашей. «Не всегда это было посолено, как надо, часто пригорало, а после еды оставляло налёт на нёбе, дёснах и вызывало изжогу», – пишет Солженицын.

Она даже поросёнка не держала, за что односельчане её осуждали. «Не гналась за обзаводом», – говорили они. Золовка вспоминает, что и красиво одеваться Матрёна не любила.

«Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».

Терзает Матрёну и болезнь. «И в эту жизнь, густую заботами, ещё врывалась временами тяжёлая немочь, Матрёна валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти».

 «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были…» Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

А что же ей приносило радость?

Труд. Матрёна очень трудолюбива. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа», пишет автор. Матрёна очень много работает, и не только на себя. Она с удовольствием помогает другим, никому не отказывая и не требуя платы.

Часто писатель повторяет, что Матрёна одинока. Как одинок бывший зэк Игнатич, который ни с кем не общается. Но так ли это на самом деле? Ведь у Матрёны есть близкая подруга Маша, к ней часто заходит жена Фаддея – вторая Матрёна. Не забывает про приёмную мать Кира, передаёт ей продукты, помогает время от времени. На Крещение к Матрёны пришли сёстры. Почему же только в этот день? «К себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия», – даёт нам ответ текст рассказа.

Матрёна – бескорыстный и добрый человек. Но ценится ли её доброта в деревне? Какие люди окружают Матрёну?

Жена председателя с Матрёной даже не здоровается, приказывая приходить на колхозные работы со своими вилами, хотя Матрёна официально в колхозе давно не работает и платы от него не получает. Врач к Матрёне приехала «злая очень». Пастухов автор описывает так: здоровенный «немоглухой» и мальчишка «с постоянной слюнявой цыгаркой в зубах».

Близкие Матрёны выглядят не лучше. Племянник Матрёны Андрей – ленивый, наглый, неуправляемый мальчишка, вечный второгодник. Родные сёстры Матрёны одержимы жаждой наживы. Узнав, что Матрёна согласилась отдать горницу, они обругали её и сказали, что не хотят её больше видеть. Даже близкая подруга Маша, со слезами рассказывая о гибели Матрёны, не забывает о кофточке, которую непременно надо забрать, «пока родня не налетела».

Писатель Виктор Астафьев говорил, что прозаики «деревенской школы» одновременно воспевали и отпевали деревню. Солженицын в своём рассказе только отпевает деревню. В рассказе нет светлых красок. Дом Матрёны серый от старости, с изгнивающей щепой. Комнаты в нём тёмные, зеркало тусклое, оконца хилые, красавица на плакате грубая.

Описание посёлка Торфопродукт ужасает: «однообразные, худо штукатуренные бараки», дымящие и свистящие поезда с торфом.

«Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные да подпыривать друг друга ножами».

Только в улыбке Матрёны и коротком воспоминании о её юности есть краски и свет: «…вспыхнул передо мной голубой, белый и жёлтый июль четырнадцатого года: ещё мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; её, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом».

Идиллическая картина прошлого только подчёркивает беспросветность настоящего.

События рассказа ограничены чёткими временными границами: лето – зима 1956 года, однако, благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика, эти несколько месяцев вбирают в себя историю четырёх десятилетий. Восстанавливая судьбу Матрёны, мы понимаем, что её личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с Первой мировой войной, на которой пропал её жених Фаддей (попал в плен, как выяснилось позже), с Великой Отечественной, откуда не вернулся муж, с колхозом, который оставил без средств к существованию. Её судьба – частица всего народа.

Матрёна ждала своего жениха с войны, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за его младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание младшую дочку «второй Матрёны» и Фаддея - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Можно ли назвать Матрёну праведницей?

Автор так описывает отношение героини к вере: «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия… Сколько жил я у неё – никогда не видал её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!»

Матрёна всю жизнь жила не для себя. Она постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просила за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Болезнь, невзгоды, обиды и потери не сломили Матрёну. Её душа осталась такой же чистой и светлой. Матрёна всегда готова помочь каждому, кому нужна помощь. По доброте своей она не может отказать даже незнакомому человеку. Ведь она отговаривала Игнатича идти к ней, даже отправляла искать другое жильё. Но уступила ему. Не роптала, когда квартирант по-хозяйски «свою раскладушку развернул у окна и, оттесня от света любимые матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил стол». Матрёна отдавала непрошенному жильцу самую крупную картошку и ни разу ни в чём его не упрекнула.

Матрёна не завидует людям, ни на кого не держит зла. «Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…», – замечает писатель.

Гибель героини в финале рассказа нелепо-трагическая. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. От жадности двое саней подцепили к одному трактору, «… трос лопнул, и вторые сани, самодельные, на переезде застряли и разваливаться начали - Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней. Отвезли чуток первые - за вторыми вернулись, трос ладили - тракторист и сын Фаддея хромой, и туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрену. Что она там подсобить могла мужикам? Вечно она в мужичьи дела мешалась…. И зачем на переезд проклятый пошла? - отдала горницу, и весь ее долг, рассчиталась. …Машинист все смотрел, чтобы с Черустей поезд не нагрянул, его б фонари далеко видать, а с другой стороны, от станции нашей, шли два паровоза сцепленных - без огней и задом. …Налетели - и в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями. Трактор изувечили, сани в щепки, рельсы вздыбили, и паровоза оба набок».

Страшная гибель Матрены - особый прием автора, помогающий выявить и трагизм, и значительность, и красоту этого характера. Матрена - это символ многострадальной женщины и матери.

 Постепенно рассказчик понимает, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и «…есть … тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Праведничество – это естественный образ жизни Матрёны, которая живёт с богом в душе. Она следует божьему закону интуитивно, поэтому Матрёну можно назвать «природной праведницей». Но едва ли автора радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Главной героине противопоставлен образ брата её покойного мужа, Фаддея. Создавая его портрет, Солженицын семь раз повторяет прилагательное «чёрный», тем самым использует приём антитезы по отношению к светлому облику Матрёны с её лучезарной улыбкой. Высокий чёрный старик, с чёрными космами, чёрными усами и чёрной бородой – так описывает его Солженицын. Именно жажда наживы Фаддея и сгубила Матрёну. Чтобы получить участок земли для младшей дочери, Фаддей разобрал горницу, разрушил дом Матрёны. Фаддей, как и Матрёна, – жертва бесчеловечных обстоятельств, но в отличие от неё, он обозлён на судьбу и вымещает злость на своей жене и сыне, « бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом». Им движет корысть и алчность. Почти слепой старик, «пригорбленный большою поясницею», он оживляется, когда наседает на Матрёну по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты: «глаза… деловито поблёскивали», «ловко лазил», «живо суетился» – так описывает поведение Фаддея Солженицын.

Моральные качества героя особенно ярко проявляются накануне похорон Матрёны. «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то, Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней матрёниных сестёр». На поминки он даже не приходит.

Характерно и описание похорон Матрёны. Игнатич замечает, что даже в плаче родни над гробом звучат споры за наследство. Да и сам плач писатель видит неискренним: «В плаче заметил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок». Искренне плакала только воспитанница Кира, жена Фаддея Матрёна и «древняя старуха», которую Игнатич считает чужой.

Праведница Матрёна погибает, люди набрасываются на её дом, стараясь урвать себе кусок из скудного наследства. В тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены. Они же, первым делом, забрали похоронные деньги и начали делить остатки дома. О Матрёне уже никто не думает, вспоминают её не добрым словом. Только Игнатич и оценил красоту её души.

Могла ли быть лёгкой жизнь Матрёны среди таких людей? Конечно, нет. С Матрёной обошлись жестоко и люди, и власти, и судьба. Она не смогла выйти замуж за человека, которого любила. Её муж Ефим изменял ей, а во время войны он пропал без вести. Игнатич почему-то предполагает, что если Ефим жив, то «женат где-нибудь в Бразилии или в Австралии. И деревня Тальново, и язык русский изглаживаются из памяти его».

Двор Матрёны играет в рассказе роль пространственного центра. И по ходу развития событий это пространство расширяется: в поле зрения попадает вся деревня, колхоз, станция, город, а в связи с сообщениями по радио и вся страна. Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы понимаем, что основой отношений в нём становится ложь. Этому миру лжи и противопоставлен Матрёнин двор.

Рассказчик Игнатич – это обобщенный образ человека, угнетаемого системой. Герой также многое пережил, и это отпечаталось на его характере и привычках. Он воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере и был в ссылке, о чём говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали». Одет Игнатич в лагерную телогрейку, питается два раза в сутки. Герой видит выход в одном – затеряться где-то в глуши России. Он ищет душевного покоя, гармонии подальше от городской суеты, мечтает работать учителем в глубинке России. Игнатич выбирает место, где не будет слышно радио, вдалеке от железной дороги, где его не достанет рука тоталитаризма, – в глубокой деревне Тальново.

Игнатьич старается сблизиться с хозяйкой избы. Это можно заметить по частому употреблению просторечий и диалектных слов не только в речи крестьянки Матрёны, но и в тексте повествования. Например: «нутряная Россия», «беспритульная Матрёна», «…и за обзаводом не гналась; и не бережная…», «тараканов менело». Слово «бывалоча» вместо «бывало», «пособить» вместо «помочь», «молонья» вместо «молния» и так далее.

Подчёркивается и пренебрежение к материальной стороне жизни. Вот как рассказывается о бедной жизни и плохой еде в доме Матрёны: «Я мирился с этим, потому что жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования».

Персонажи Солженицына – это не борцы с системой, а обычные люди, которые пытаются выжить. После смерти Матрёны рушится что-то ценное и основообразующее в жизни маленькой деревни. Её дом разбирают и растаскивают, остатки имущества делят между собой родственники, двор остаётся пустым и бесхозным. Такой трагичной видит Солженицын и судьбу России. Что ждёт теперь село, оставшееся без праведника, без которого оно не стоит?

Александр Твардовский о рассказе Александра Солженицына: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

Отзыв Анны Ахматовой о рассказе: «Мелочи тоже удивительные: Помните - черные брови старика, как два моста друг другу навстречу?.. Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мертвые: А тараканы под обоями шуршат... Запомнили? Как далекий шум океана! И обои ходят волнами: А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрену молодой: И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения»?

· Синквейн

Матрёна.

Духовная, человечная.

Сострадает, любит, не судит.

Бескорыстно помогает людям.

Праведница.

Фаддей.

Меркантильный, чёрный.

Обозлился, разрушил, завладел.

 «Моя жизнь - богатство».

Эгоист.

Игнатьич.

Измученный, добрый.

Учит, помогает, мечтает.

Выражает правду жизни во всей полноте.

Справедливый.

I Основные выводы:

Главной темой рассказа «Матрёнин двор» является тяжелая жизнь и бедный быт русской деревни, трагическая судьба русской женщины.

Проблематика: отношения простого человека и власти, нравственные проблемы.

Композиция: «рассказ в рассказе».

Жанр: рассказ-притча.

Главные герои: праведница Матрёна Васильевна Григорьева, рассказчик Игнатьич.

Идея. Трагичной видит Солженицын судьбу России. Мрачная картина, нарисованная А.И.Солженицыным, побуждает задуматься об истинных ценностях и смысле человеческой жизни, об утрате обществом духовных и нравственных основ:

- о том, что добро – это не имущество;

- о том, что нельзя жить только для себя;

- о том, что жажда накопительства губит даже невинных людей и ведёт мир к разрушению;

- о том, что смысл жизни не в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных.

 

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!