Джон Локк и его модель элитарного воспитания

Я.А. Коменский и основные положения его педагогической системы

(28 марта 1592 г. - 15 ноября 1670 г.)

Я. Коменский жил в переходный период от средневековья к новому времени, что определило некоторую двойственность его мировоззрения. Цель воспитания Коменский выводил из религии, утверждая, что ею является подготовка человека к загробной жизни.

Он противоречиво намечает задачи воспитания:

· познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;

· управление собой (нравственное воспитание);

· стремление к богу (религиозное воспитание).

Оценивая роль воспитания, Коменский говорил, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве.

Через все творчество Коменского проходит мысль о том, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Поэтому его педагогику часто называют природосообразной. Требование строить воспитание природосообразно заключается в том, что человек является частью природы и подчиняется ее универсальным законам. «Природа все собирает вместе, - говорил Коменский, - рыбы собраны в водах, деревья - в лесах, травы - в полях, следовательно и дети для обучения должны быть собраны в школах».

Давая возрастную периодизацию и намечая соответствующую каждому возрасту школьную ступень, Коменский устанавливает четыре последовательных возраста по аналогии с четырьмя временами года и таким же количеством стадий в развитии растений.

Коменский предложил интересную возрастную периодизацию, выделяя четыре периода в жизни молодого поколения: детство, отрочество, юность и возмужалость.

Для каждого из возрастов Коменский определил особую ступень образования:

· для детства (до 6 лет) - «материнскую школу» в каждой семье, т.е. дошкольное семейное воспитание.

· для отрочества (6-12 лет) - школу родного языка в каждой общине, селении, области.

· для юности (12-18 лет) - школу латинскую или гимназию в каждом городе.

· для возмужалости (18-24 года) - академию в каждом государстве.

Ян Амос Коменский подробно разработал содержание образования для каждого периода:

· «материнская школа» - развитие запаса представлений ребенка из окружающей жизни, религиозное воспитание, развитие органов внешних чувств, приучение к хозяйству.

· школа родного языка - чтение и письмо на родном языке, арифметика с элементами геометрии, элементы естествознания и географии, закон божий, ручной труд, пение.

· латинская школа - древние языки, грамматика, риторика, диалектика, математика, астрономия, музыка, физика, история, география, этика и богословие.

· академия - предусматривает обычные факультеты университетов того времени (богословский, юридический, медицинский).

Анализируя школьную систему Коменского, следует отметить то новое, что разработал великий педагог в этой области:

1. Идею всеобщего начального обучения.

2. Теорию дошкольного воспитания.

3. Теорию начального обучения.

4. Идею начальной школы на родном языке.

5. Содержание обучения в гимназии.

Коменский подробно разработал организацию школьной работы, а именно:

· установил понятие школьного года с его делением на четверти,

· организацию учебного дня,

· классно-урочную систему и т.д.

Коменский требовал, чтобы прием учащихся в школу происходил один раз в год - осенью. В конце года, по его мнению, должны проводиться переводные экзамены из класса в класс.

Учебный день должен начинаться утром и продолжаться в школе родного языка 4 часа, а в гимназии - 6. Коменский рекомендовал в классах собирать детей примерно одного возраста и уровня развития и проводить занятия уроками (определенное время для изучения отдельной темы). Он давал ряд методических указаний, как вести урок: часть урока уделять опросу учащихся, часть - изложению нового материала и упражнениям. Учитель на уроках должен проверять знания учащихся, добиваясь прочного, основательного усвоения знаний всеми учениками.

Разрабатывая дидактику, Коменский поставил своей целью дать на новых началах теорию обучения, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно».

Коменский подробно и обоснованно разработал дидактическое требование наглядности. Начало познания всегда вытекает из ощущений; он говорил: «ведь нет ничего в уме, чего ранее не было в ощущениях». Поэтому следует начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. Коменский требует, чтобы обучение начиналось с вещей, явлений, так как «вещь - тело, слово - одеяние». Надо учиться так, «чтобы исследовались вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах, чтобы при изучении слух соединялся со зрением и слово - с деятельностью руки». Этим он положил начало важнейшему дидактическому правилу, которое гласит : восприятие становится сильнее, если в нем одновременно участвуют несколько органов чувств.

Коменский требует, чтобы учитель, сообщая что-либо ученикам, не только рассказывал, но и показывал: « чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах аудитории».

Ученики должны заучивать только то, что они поняли. Выступая против догматического обучения, он писал: « Не следует ни чему учить на основании одного только авторитета, но всему учить на основании доказательства, посредством внешних чувств и разума». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений и до понимания связи между ними. После обозрения объекта или явления в общих чертах нужно обратиться к подробному изучению частей. Надо приучать учеников «оттенять различия вещей, чтобы знание всех вещей было точное».

Коменский сформулировал также требования систематичности, последовательности и посильности обучения. Понимание изученного будет достигнуто правильно лишь в том случае, если учебный материал будет излагаться учителем систематически и последовательно, чтобы предыдущее пролагало путь последующему и «ничто не было пропущено, ни извращено». Говоря о последовательности обучения, он советует сначала развивать чувства учащихся (так как без правильного умения наблюдать не может быть правильного обучения), затем - память, дальше - мышление, наконец - язык и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить его на деле.

В тесной связи со своими дидактическими правилами Коменский рассматривал требование прочности знаний. «Необходимо, - писал он, - закладывать прочные основания, идти вперед не спеша, останавливаться, постоянно повторять, изучая что-либо до тех пор, пока учащиеся не усвоят материал вполне прочно». Поэтому, он придает большое значение повторению и упражнению.

В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» великий педагог дал много правил, касающихся школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, порядка обучения, поведения учеников.

Важным условием хорошо организованной школы является школьная дисциплина. «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Но в то же время Коменский требует, чтобы из школы были изгнаны телесные наказания. Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Необходимо предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким.

Коменский придавал большое значение учителю, считая его должность очень почетной, «настолько превосходной, как ни какая другая под солнцем». Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников благим примером, в совершенстве владеть искусством обучения, быть настоящим мастером своего дела.

Учителю следует быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетели, человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, учитывать и будить интерес к учению, а так же постоянно работать над собой.

Учитель должен заботиться о развитии и воспитании детей. «Ты не можешь, - писал он, - действовать как учитель, если не станешь поступать как отец».

 


Джон Локк и его модель элитарного воспитания

(29 августа 1632 г. - 28 октября 1704 г.)

Джон Локк - известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики.

Основные работы:

1690 г. – «Опыт о человеческом разуме».

1693г. – «Мысли о воспитании».

Локк развил новые педагогические идеи, которые можно представить следующим образом:

· ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

· все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

· воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

· основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;

· здоровье ребенка — первая задача воспитания;

· пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

· следует отказаться от принуждения в воспитании;

· польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм и рационализм.

В своем труде «Опыт о человеческом разуме» Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми - средой. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания.

Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия -между людьми»,- пишет Локк.

Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни; таким образом, не существует и врожденной порочности человека. Нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

«Мысли о воспитании»

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека.

Основная цель воспитаниясчастье человека, основывающееся на добродетели «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания».

Джентльмен - это дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении»,и должен обладать качествами дельца, предприимчивого человека. Он должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, т.к. школа- это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния».

Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк рекомендовал поручить воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Настоящий джентльмен - это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим джентльменам.

Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания.

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста.

Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова.

Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Локк считал, что джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Каждый предмет должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!