Психотерапевтическая функция религии и цель психотерапии

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Реферат

По курсу «История мировых религий»

 

на тему «Религиозная терапия и психотерапия: сравнительная характеристика»

 

                                            Студент группы № И-12-1

                                                      Кочергин Никита Дмитриевич

 

                        Руководитель:

                           доцент кафедры гуманитарных дисциплин

                                          Раков Вячеслав Михайлович

 

 

Пермь, 2012г.


Введение

    В наши дни наметилась тенденция сокращение числа верующих[1],[2]. С чем это может быть связано? С прогрессом научного знания? Возможно, но как это связано терапией? Ведь люди верят в бога, надеясь на избавление от жизненных страданий. Разве нельзя быть одновременно ученым и верующим? Кроме того, много аспекты человеческого бытия и его цель не постигнуты наукой. К тому же, наука не несет в себе той терапевтической функции, которую исполняет религия. Никакая наука, кроме психотерапии.

    В наше время депрессия, на мой взгляд, становится одной из главных болезней по причине того, что большое количество людей живет в неблагоприятных условиях для проживания. В 2010 году, в России урбанизация достигла высокого уровня[3]. Города представляют собой неблагоприятную зону для проживания, создающую для прогрессирования таких заболеваний как депрессия.

    Данная ситуация, при которой сокращается число верующих и происходит рост числа психических заболеваний, подводит к вопросу: «А почему так происходит?». Для ответа на данный вопрос я считаю целесообразным провести сравнительную характеристику психотерапии и религиозной терапии.

    Объекты рассмотрения – психология, буддизм и христианство. Предметы рассмотрения – психотерапия, христианская религиозная терапия и религиозная терапия буддизма. Причина выбора именно этих двух религиозных терапий кроется в полярности буддизма и христианства. Христианство обладает строго определенными догматами – истинами о Боге, не подвергающимися критике и обязательными к исповедованию. Любое отклонение от догматов является ересью. Христианство - догматическая религия. Буддизм, в свою очередь, – адогматическая религия. Ни одно из положений Буддизма не являются непреложными истинами и подлежат критической проверке на личном опыте.

    Таким образом, освещая две наиболее крупные религии, которые противоположны по своим отношениям к собственным положениям, тем самым можно более широко осветить данную тему, выявить наиболее характерные, «крайние» точки зрения по данной проблеме. Стоит также уточнить, что в данной работе сравнение буддисткой терапии с терапией христианства задачей не является и производится исключительно на контекстном уровне.   

    Цель работы - определить совокупность отличительных свойств психотерапии и религиозной терапии буддизма и христианства.

    Задачи

1. Выявить цель, которую ставит перед собой психотерапия.

2. Обозначить психотерапевтическую функцию религии и сравнить её с целью психотерапии.

3. Сравнить способы осуществления психотерапевтической функции религии со способами достижения цели психотерапией.  

    В данной работе представлены научные взгляда взгляды Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Вадима Марковича Розина, Эриха Фромма, Виктора Франкла.

 

Цель психотерапии

 

    Эрих Фромм, лидер школы «философов от психологии», в своем классическом произведении «Психоанализ и религия», дает развернутое обоснование тому, что     религия и психоаналитическая терапия имеют одну и ту же цель: «Основатели всех великих восточных и западных религий считали высшей целью жизни заботу о человеческой душе и раскрытие сил любви и разума. Психоанализ не представляет здесь какой-то угрозы, напротив, он во многом способствует достижению этой цели»[4]; «В качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия, и теология — душой человека и её исцелением».[5]

    Зигмунд Фрейд, известный психолог и психотерапевт, создатель психоанализа, относился к религии отрицательно и противопоставлял её психоанализу[6], а его ближайший ученик Карл Юнг выступал за сближение психотерапевтов и священников в деле врачевания человеческой души[7],[8], подчеркивая, что сфера приложения психотерапии и религии фактически перекрещивается: «Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотерапии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от страданий человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии. Поэтому сам наш Господь является целителем; он лекарь; он лечит болезнь и врачует душевный недуг; а это как раз то, что мы называем психотерапией»[9].       

    Эта точка зрения, однако, не обрела всеобщего признания. Её отрицал Виктор Франкл, создатель логотерапии. Он считал, что целью религии является не исцеление души, а её спасение[10].

    Непринятие психотерапевтами точки зрения схожести религии и психологии обусловлено пониманием опасности внутренней борьбы человека, к которой побуждает религия. Опасность такой борьбы первым осознал Фрейд. Описывая борьбу Сверх-Я с Оно[11], Фрейд повторил религиозную точку на внутренний конфликт человека с самим собой. Однако источники добра и зла у него диаметрально противоположны религиозным источникам. Источником зла оказалось "нравственное начало" (Сверх-Я), которое подавляет, заставляя подчиняться Божеским законам, природное плотское (Оно) – источник "греховных влечений". Выход из противоречия – не реальный, а скорее идеальный – Фрейд видит в высвобождении природного Оно из-под власти Сверх-Я. Фактически Фрейд предложил выпустить из плена нравственных норм живущего в человеке дьявола[12]. Таким образом, Фрейд говорит о невозможности человека что-то победить и подавить в себе. Чем больше человек стремится к подавлению той или иной свой части, своих чувств и желаний, тем в более уродливых формах они проявятся в его жизни[13].

    Итак, цель психотерапии – конечное избавление человека от эмоциональных, личностных, социальных и других проблем.

        

 

Психотерапевтическая функция религии и цель психотерапии

   

    В отличие от психологии, цель религии определить намного сложнее и в данной работе в этом нет необходимости. Зато, в священных писаниях, на мой взгляд, довольно четко говориться о жизненной цели человека.

    «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего [Господа Бога] вас из тьмы в чудный Свой свет».(1Пет.2:9)

    «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

    «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5) (греческое слово, которое здесь переведено, как «чувствования», так же имеет значение: «думать, мыслить, помышлять, размышлять, рассуждать»).

    Таким образом, видно, что христианство не ставит человеку прямую цель избавить себя от различных проблем. Если говорить кратко, цель христианина – самосовершенствование. Конечно, это не отрицает веру христианина в то, что путем самосовершенствования он достигнет избавления от различных проблем. По сути, это и есть его цель, его причина исповедования христианства (и это относится не только к христианству). Однако сами священные     книги не определяют избавление человека от проблем прямой целью.

    Это, что касается христианства. Высшей целью всех живых существ, с точки зрения буддизма, является достижение нирваны[14]. Нирвана в буддизме:

· свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);

· освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);

· состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;

· высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)[15].

 

    Тут обнаруживается возможное сходство целей буддизма и психотерапии. Последняя ставит целью освобождение человека от различных проблем. Буддизм говорит об избавлении человека от страданий. По сути, буддизм и психотерапия имеют одну и ту же цель – избавление человека от страданий. Возможно, поэтому некоторые исследователи и последователи буддизма определяют буддизм не как религию, а как «науку о сознании»[16],[17],[18].

    На этом фоне явно выделяется христианство, которое, в свою очередь выполняет психотерапевтическую функцию.

 

   

   

   

 

        

 

    Вадим Маркович Розин, доктор философских наук, профессор, специалист в области психологии видит силу психотерапии в полной безоценочности, отсутствии любых абсолютов, кроме абсолютной ценности и истинности любого переживания[19]. Он считает, что во многих пунктах психологическое мировоззрение противоположно религиозному. Так понятие «греха» в психотерапии используется только в одном контексте: "Ваше ощущение греховности собственных действий", при этом психотерапевт должен помочь пациенту преодолеть данное чувство[20]. Согласно психологии, плохо только одно: то, что мешает человеку жить, а все то, что устраняет помехи для спокойной жизни человека — хорошо[21]. Религия же помогает оценить действия человека с точки зрения нравственных критериев; она наставляет человека на правильный, с точки зрения морали, путь жизни. При этом Розин считает, что приношение в психотерапию какой-либо нравственной системы превратит её в один из видов религии (или этики)[22]. «Образно говоря, религия открывает для человека путь к Богу, психология – путь к себе. И их совместить вряд ли возможно[23]» - пишет Розин.

    Религия предлагает человеку особый путь - «путь спасения», путь, уже предопределённый и регламентированный. Психология же предлагает выбрать человеку свой собственный путь и принимает этот путь, каким бы он ни был. Социальные, культурные представления о том, что хорошо, а что плохо, мнения других, близких человеку людей являются для него сдерживающими факторами, мешающими прожить свою собственную жизнь. Психология предлагает отнестись к человеческим переживаниям как к высшей ценности, какими бы положительными и отрицательными, с общепринятой точки зрения, они ни были[24].

    Однако Розин акцентируется на христианской религии, которая является догматической. Истинный христианин должен всегда руководствоваться этикой христианства, что зажимает его в определенные рамки. Говоря, что религия подвергает нравственной оценке действия человека, он, по-видимому, забывает об адогматических религиях, например о буддизме, который предлагает найти собственный путь к освобождению от страданий — нирване.

    Есть также и другие различия между психотерапией и религиозной терапией. И религия, и психотерапия говорят о нецелостности, противоречивости человеческой натуры. И религия, и психология помогают человеку обрести целостность, однако, разным способом[25].

    Религия говорит о том, что в человеке есть Божественное начало, т. е. нравственное начало — хорошая сторона человеческой натуры. Но также в человеке есть слабая, греховная, плохая сторона. Добиться целостности возможно только посредством победы над греховной стороной и полного сливания с другой[26].

    Психотерапия предлагает другой путь обретения целостности — путь синтеза этих двух сторон человеческой натуры. Эти противоположности могут «договориться» между собой, сделав человека, тем самым, внутренне богаче. Человек принимая тот факт, что он может быть как добрым, так и злым, может испытывать привязанности и её отсутствие к кому - или чему-либо. Человек может иметь греховные желания, раздражаться, гневаться. И это нормально. Принятие и интеграция этих частей позволяет человеку стать целостной личностью с богатым внутренним миром[27].

        

        

 

 

Заключение

 

    В заключении я бы хотел сказать, что в точке зрения психологов на данный вопрос, на мой взгляд, прослеживается принцип «золотой середины», ярыми проповедниками которого были Конфуций и Лао-Цзы. То есть, нельзя переходить из крайности в крайность, нельзя полностью побороть в себе одну сторону своей личности и полностью придаться другой. Все мы сотканы из достоинств и недостатков, говоря другими словами, из противоречий - многовековой человеческий опыт прямо говорит нам об этом. Я думаю, что главное уметь балансировать между этими «крайностями», и не дать захлестнуть себя одной из них. А для этого, ощущая в себе недостаток одной, надо уметь восполнять его. Например, ощущая в себе недостаток дисциплины, упорядоченности дня и жизни, надо более строго относиться к своему времени, составить распорядок дня и стараться строго действовать ему.

        

        

        

        

        

 


[1] 図録▽世界各国の宗教 http://www2.ttcn.ne.jp/~honkawa/9460.html

[2] Adherents.com: Atheist Statistics | Agnostic. http://www.adherents.com/largecom/com_atheist.html

[3] Росстат подвел итоги переписи населения 2010 года — Александр Суринов — «Кем мы себя считаем» — Российская Газета Федеральный выпуск №5440 (64) — Росстат представил в «Российской газете» предварительные итоги Всероссийской переписи населения, проведенной с 14 по 25 октября 2010 года … http://www.rg.ru/2011/03/27/perepis-rosstat-site.html

[4] Фромм Э. «Психоанализ и религия» // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. — С. 208

[5] Там же. С. 148.

[6] Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.            

[7] Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД,                 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз

[8] Юнг К.Г. Психоанализ и спасение души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз.

[9] Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. С. 183.

[10] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 334. — 368 с.

[11] Фрейджер, Роберт, Фейдимен, Джеймс. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 704 с

[12] Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2. http://psylib.org.ua/books/_rozin01.htm

[13] Там же.

[14] Лысенко В. Г. Нирвана // Новая философская энциклопедия. Том третий. М., 2001. Интернет-версия статьи

[15] Андросов Валерий Павлович. Учение Нагарджуны о срединности / Ответственный редактор академик РАН Г. М. Бонгард-Левин. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. — С. 705-706. — 846 с.

[16] Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение (журнал). — 2007. — № 3. — С. 171.

[17] Монгуш М. В. О Будде Майтрее, духах и Шамбале (диалог науки с буддизмом) // Этнографическое обозрение. — М.: Наука, 2007. — № 1. — С. 154.

[18] Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 198.

[19] Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2. URL: http://psylib.org.ua/books/_rozin01.htm

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Там же.

[23] Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2. — С. 191–200. URL: http://psylib.org.ua/books/_rozin01.htm

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Там же.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!