Упражнения на дыхание и дикцию.

Екатеринбургский Государственный Театральный Институт

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Дикция и артикуляция»

 

 

Студент:

Приходько О.А.

Преподаватель:

Москвина В.А.

Екатеринбург

2021

Введение – стр. 3

Артикуляционная гимнастика – стр. 4

Упражнения на дыхание и дикцию – стр. 11

Скороговорки – стр. 12

Рассказ из скороговорок – стр. 16

Заключение – стр. 19

Список литературы – стр. 20

 

Введение

Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. В актерском искусстве дикция является:

 

- средством донесения текстового содержания произведения;

 

- одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа.

 

Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи - губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечных тренировок - артикуляционной гимнастики.

 

После выработки четкости действий активных органов речи с помощью артикуляционной гимнастики необходимо перейти к формированию правильных навыков произнесения отдельных гласных и согласных звуков языка. Необходимо помнить, что при произношении гласных надо обращать внимание на правильную позицию и фокусировать звук на кончиках прикрытых губ. Артикуляция гласных должна быть четкой, но не размашистой - движения небольшие по амплитуде, губы собраны.

 

Известные мастера художественного слова говорят, что дикция во многом определяет профессиональное соответствие артиста, а недостатки в дикции мешают или не дают возможности быть артистом. Эти требования справедливы и для оратора. При овладении азами красноречия недостатки в дикции ликвидируются. Ведь дикция - это степень выраженности в произнесении слов и слогов, это манера произношения звуков, а манеры, как известно, можно и нужно совершенствовать.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.

 

Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.

 

Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.

 

 

Артикуляционная гимнастика.

 

Артикуля́ция (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи.

 

Артикуляционная гимнастика является подготовительным

 

Этапом в работе над дикцией.

 

Каждое упражнение нужно делать 8—16 раз

 

Артикуляционная гимнастика для губ

 

1. Упражнение «Улыбка»

 

На счет «раз» — губы вытянуть как для поцелуя.

 

На счет «два» — растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

 

2. Упражнение «Уголки»

 

Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так

 

сильно, как для поцелуя).

 

На счет «раз» — «пятачок» двигается вправо.

 

На счет «два» — «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок»

 

Стремится то к правому, то к левому уголкам губ.

 

3. Упражнение «Вертикаль»

 

На счет «раз» — «пятачок» двигается вверх, к носу.

 

На счет «два» — пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е.

 

«пятачок» совершает движения по вертикали.

 

4. Упражнение «Крест»

 

На счет «раз» — «пятачок» двигается вверх.

 

На счет «два» — пятачок двигается вниз.

 

На счет «три» — «пятачок» двигается влево.

 

На счет «четыре» — «пятачок» двигается вправо.

 

5. Упражнение «Круги»

 

Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые

 

Движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой

 

Стрелки. Работают только губы.

 

6. Упражнение «Шторки»

 

На счет «раз» — верхняя губа поднимается так, что

 

Обнажаются зубы.

 

На счет «два» — губа возвращается на место.

 

На счет «три» — нижняя губа опускается и обнажает нижние

 

Зубы.

 

На счет «четыре» — губа возвращается на место.

 

Движения губ напоминают движение шторок, которые

 

Поочередно открываются и закрываются. Упражнение

 

Рекомендуется делать в медленном темпе.

 

7. Упражнение «Почесывание»

 

На счет «раз» — нижние зубы почесывают верхнюю губу.

 

На счет «два» — верхние зубы почесывают нижнюю губу.

 

Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить

 

Зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой

 

Сменой губ.

 

8. Упражнение «Жвачка»

 

На счет «раз» — губы вытягиваются вперед.

 

На счет «два» — растягиваются на улыбку, обнажая верхние

 

зубы, челюсти размыкаются.

 

Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

 

9. Упражнение «Вибрация

Губы слегка сомкнуты и расслаблены

Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья:

 

тпр-р-р-у.

 

На каждый счет — выдох с вибрацией.

 

 

Артикуляционная гимнастика для языка

 

Упражнения помогут вам выработать полноценные движения языка, необходимые для правильного произношения звуков.

 

1. Упражнение «Часовая стрелка»

 

Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти разомкнуты. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны. Вращать языком за губами против часовой стрелки.

 

2. Упражнение «Жало»

 

Узкий язык высунуть как можно дальше изо рта. Кончик языка должен быть острым.

 

На счет «раз» — острым языком «ужалить» противника.

 

На счет «два» — язык убрать в глубь рта.

 

3. Упражнение «Шпага»

 

Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны.

 

На счет «раз» — «укол» в правую Щеку.

 

На счет «два» — «укол» в левую щеку.

 

4. Упражнение «Чашечка»

 

Рот раскрыть. Широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху.

 

Подержать язык в таком положении 8-10 секунд и убрать в рот.

 

На счет «раз» — высунуть язык, загнув кверху.

 

На счет «два» — убрать, расслабив.

 

5. Упражнение «Качели»

 

Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

 

На счет «раз» — язык тянется к носу.

 

На счет «два» — язык тянется к подбородку.

 

6. Упражнение «Горка»

 

Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык (или спинку языка) «выкатывать» вперед горкой и убирать в глубь рта.

 

На счет «раз» — спинка языка выкатывается.

 

На счет «два» — спинка языка убирается назад.

 

Рот открыт и зафиксирован в одном положении.

 

7. Упражнение «Цоканье»

 

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку. «Поцокать», ускоряя темп.

 

8. Упражнение «Поглаживание»

 

Рот приоткрыт. Язык начинает поглаживающее движение от ерхних зубов к альвеолам, далее по твердому нёбу и, загибаясь вовнутрь, гладит мягкое нёбо. Возвращается по нёбу к зубам.

 

На счет «раз» — язык двигается от зубов к мягкому нёбу.

На счет «два» — язык двигается от мягкого нёба к зубам.

Упражнение способствует хорошей растяжке подъязычной связки.

 

Упражнения на дыхание и дикцию.

 

1. Для начала следует поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

 

И – Э – А – О – У – Ы.

 

Звук необходимо мощным выдохом послать как можно дальше.

 

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

 

КПТИ-КПТЭ-КПТА-КПТО-КПТУ-КПТЫ

 

ГБДИ-КПТИ КБДЭ-КПТЭ КБДА-КПТА ГБДУ-КПТУ ГБДЫ-КПТЫ

 

ПНПТКИ-БНБДГИ ПНПТКЭ-БНБДГЭ ПНПТКА-БНБДГА ПНПТКО-БНБДГО ПНПТКУ-БНБДГУ ПНПТКЫ-БНБДГЫ

 

БИППИВИНИПИФФИ-БЭППЭВЭНЭПЭФФЭ-БАППАВАНАПАФФА-БОППОВОНОПОФФО-БУППУВУНУПУФФУ-БЫППЫВЫНЫПЫФЫ

 

ЛРИРЬ-ЛРЕРЬ-ЛРЯРЬ-ЛРЁРЬ-ЛРЮРЬ-ЛРИРЬ

 

ЗЖДРИ-СШТРИ ЗЖДРЭ-СШТРЭ ЗЖДРА-СШТРЭ ЗЖДРО-СШТРО ЗЖДРУ-СШТРУ ЗЖДРЫ-СШТРЫ

 

МГМЛИ-МГМЛЭ-МГМЛА-МГМЛО-МГМЛУ-МГМЛЫ

 

КЬВИ-БЬВИ КЬВЕ-БЬВЕ КЬВЯ-БЬВЯ КЬВЁ-БЬВЁ КЬВЮ-БЬВЮ КЬВИ-БЬВИ

Скороговорки

 

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю лет

ит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

11. Ткет ткач ткани на платки Тани.

12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

15. В один, Клим, клин колоти.

16. Стоит копна с подприкопёночком.

17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

19. У елки иголки колки.

20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

23. На меду медовик, а мне не до медовика.

24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.

27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

32. Рододендроны из дендрария даны родителями.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

36. Хвалю халву.

37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

41. Клара-краля кралась к ларю.

42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?

52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

55. Дробью по перепелам да по тетеревам.

56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

61. Король-орел.

62. Курьера курьер обгоняет в карьер.

бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.

65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

66. Гонец с галер сгорел.

67. Талер тарелка стоит.

68. Идти на рать, так бердыш брать.

69. Интервьюер интервента интервьюировал.

70. Либретто Риголетто.

71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

74. Во мраке раки шумят в драк

 

 

Рассказ из скороговорок.

Рассказ личного сочинения.

Шел декотировщик с пакетом из-под попкорна и рассказывал про себя, жену свою, своих детей и пакет свой из-под попкорна и про то, что слышал, как говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал. Но мне-то не до полковника и не до полковницы, не до подполковника и не до подполковницы, не до поручика и не до поручицы, не до подпоручика и не до подпоручицы, не до прапорщика, не до прапорщицы, не до подпрапорщика и не до подпрапорщицы, не до декотировщика, не до декотировщиковой жены, не до декотировщиковых детей и уж тем более не до декотировщицкого пакета из-под попкорна. Говорил еще декотировщик про истерически разнервничевшегося конституционалиста Константина Пропроколокропенко, занимающегося изобретением пылепневмомешковыколачивателей. Но мне и не до истерически разнервничевшегося конституционалиста Константина Пропроколокропенко, занимающегося изобретением пылепневмомешковыколачивателей. Мне речью заниматься нужно.

 

 

 «Лигурия».

В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

 

Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,

а то придёт бомбардир из Брандебурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

 

Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех — не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

 

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

 

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.

 

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:

Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

 

 

Заключение

 

«Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу».

 

Энтони Иден

Правильная сценическая речь – одно из главных умений актера, с помощью которого возможно полное овладение ролью. Константин Сергеевич Станиславский называл слово конкретным выразителем человеческой мысли.

 

Дикция не существует сама по себе, при работе над спектаклем необходимо овладеть взаимодействием с партнером, только в этом случае дикция имеет значение.

 

В истории русского театра всегда прослеживался постоянный поиск максимальной правдивости и органичной естественности сценической речи. Речевая культура всего театрального коллектива во многом зависит от позиции того, кто его возглавляет. Технологическая оснащенность актера, которая также поддержана профессионально организованными голосовыми и речевыми тренингами, а также тщательное изучение общего комплекса речевой выразительности авторского стиля создадут гармонию актерского и режиссерского состава. Культура речи в настоящий момент - это яркое отражение общей культуры человека и является залогом высокого профессионализма, как актера, так и режиссера

 

Список литературы:

· Алфёрова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение (Пособие для самостоятельной работы), СП-б. 2003

 

· Сценическая речь (учебник). Под редакцией Козляниновой И.П., И.Ю Промптовой, М. Гитис: 2002

 

· Сценическая речь. Учебник/ под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой.-М. ГИТИС,2000.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!