Комментарии к зрительному ряду, включенному в презентацию

Как рассматривать с дошкольниками

Произведения изобразительного искусства

методические материалы к вебинару для педагогов ДОО

(музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного»)

С целью обогащения опыта художественного восприятия необходимо обеспечить:

- рассматривание живописных и графических работ, написанных в теплой, холодной, контрастной гамме и передающих различные состояния с помощью изобразительных средств;

- рассматривание скульптурных произведений с точки зрения их видов (монументальная и станковая скульптура, рельеф - для старшего возраста), используемых материалов (дерево, металл, мрамор, камень, стекло и др.), содержания и композиционного решения;

- рассматривание различных по назначению архитектурных объектов (жилые, промышленные, культовые и иные здания, архитектура малых форм (павильоны, ограды, фонари)).

- рассматривание различных по назначению, материалам и технике обработки предметов быта (посуда, игрушки, аксессуары одежды и т.д.).

С целью освоения (на доступном уровне) основных средств выразительности в процессе рассматривания произведений необходимо обращать внимание на особенности построения композиции живописных и графических произведений, способы и средства выделения главного смыслового центра (ритм, цвет, форма, композиция).

Активизировать отражение впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве (в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности: сочинять рассказы, истории, придумывать загадки, стихи на темы, связанные с искусством и эстетикой; отражать приобретенный опыт в сюжетно-ролевых играх, создавать интересные выразительные художественные образы в разных видах деятельности, с опорой на знания средств выразительности, изобразительных техник.

Примерная структура при рассматривании произведений:

1 шаг-звено:

- рассказ воспитателя о произведении (не более 5 мин.): образное описание, идея (в подготовительной группе - чуть больше), название основных изображенных объектов, средства выразительности, образные сравнения, «что и чем нравиться, чем запомнилось, о чем вспомнилось»), (в подготовительной группе чуть больше о замысле и авторе);

2 шаг-звено (вопросы к детям):

- Предложить детям высказаться, нравиться ли изображение? Чем? Что изображено?

- Подумать: о чем «рассказывает» картина? о чем хотел рассказать художник? что удивительного заметил автор и хотел «рассказать» нам.

- Почему нарисованы (описать предметы, изображенные на.. .).

- Какие краски (линии, формат, фактуру и т.п.) использует автор? Почему такие? (о чем рассказывает цвет (форма, линия, формат? На что похож?)

 - Обратить внимание на интересное цветовое (теплые и холодные оттенки) и композиционное решение (ракурс, выделение композиционного центра «обрамлением деревьев», ритмом цветовых пятен и т.п.).

- Уточнить: как (с помощью каких деталей) переданы красота (нежность, доброта, сказочность)?

- Сравнить (припомнить) с уже известными (произведениями, образами, личным опытом).

- Каково настроение (характер образа), которое стремиться передать художник (создается у нас, когда мы рассматриваем картину) и как можно об этом догадаться?

- Подумать, почему картина называется именно так? (при рассматривании последующего изображения можно предложить самостоятельно подобрать название и сравнить с авторским вариантом).

- О чем думается (представляется, вспоминается), когда мы рассматриваем картину?

- Предложить детям подобрать образные слова, сравнения, известные им стихотворения к выбранной (рассматриваемой) картине.

- Используя приемы акцентирования деталей, а также домысливание ситуации (вхождения в картину и придумывании ситуаций «до и после» изображенного), Пофантазировать о том, что можно почувствовать, услышать, ощутить, «попав в картину».

При достаточном количестве времени, может быть организована игра-упражнение «Мы попали в картину» - придумывание и изображение с помощью пластики, жестами «настроения» картин (имитация действий: порывы холодного северного ветра, солнечных зайчиков на февральском снегу, тихое падение спокойных прекрасных снежинок, спокойствие лесного сугроба, укутывающего деревца).

Последовательность использования шагов: при небольшом опыте освоения искусства: в начале года последовательно 1 и 2 шаг-звено. При опыте рассматривания: начинать со 2 шага: (вопросы к детям, затем может быть представлен 1 шаг- как обобщение и уточнение того, что назовут дети), на обобщающих занятиях можно опустить 1 шаг.

!!! Примечания:

- Последовательность вопросов может меняться в зависимости от темы (проблемы рассмотрения). При рассматривании средств выразительности - акцент на них, при определении выразительности образа какими способами это достигнуто, при стилевых особенностях авторов манера изображения.

- Количество вопросов может меняться в зависимости от подготовленности детей.

Могут быть добавлены вопросы, направленные на выделение специфических (ярких интересных) особенностей конкретного произведения.

- Более подробно анализируется 1 произведение, остальные - по основным значимым позициям, позволяющим увидеть контраст (идею); при сравнении анализируются 2 (Всего на занятии может быть рассмотрено:

Примеры акцентирования внимания в процессе рассматривания разных объектов:

Ø При рассматривании музейных объектов визуального ряда, предложить детям высказать свое отношение (Чем нравиться?); обратить внимание на красоту, уникальность предметов; пояснить (или совместно с детьми обсудить), почему данный объект (картина, скульптура, предмет народных промыслов, интерьера) находится в коллекции, чем он уникален, интересен? Припомнить критерии отнесения предмета к музейным. Сравнить с обычными предметами. Назвать вид искусства, описать предмет.

Ø  В процессе рассматривания фото города: предложить детям вспомнить, какие памятники Санкт-Петербурга они видели, помнят; рассмотреть предложенное изображение, описать, что они чувствуют; каким представляют основателя города; уточнить, хотели бы они сходить на прогулку-экскурсию к данному памятнику и т.п.

Ø  При выделении идеи произведения, образа: обратить внимание, что

каждое произведение - целый мир, который может о многом рассказать: о красоте самого обычного дерева; о чувствах автора, которые он испытывал, любуясь природным уголком и рисуя его; о волшебстве золотой листвы, первого снега, «настроении» природы и т.д.

Ø В процессе рассматривания образа животного можно предложить детям: описать характер персонажа, высказать мнение (чем нравиться); чем, по мнению детей, красиво (интересно) изображенное животное; почему автор захотел изобразить именно этот момент; как бы дети навали изображение.

Можно обратить внимание на то, как авторам удается передать выразительные особенности каждого животного (позу, фактуру, движение):

предложить детям имитировать позу 1-2 изображенных животных; описать, что происходит с животным (какой он: Спокойный? Задиристый? Стремится убежать или догнать кого-то?). Следует направить внимание детей на используемый автором материал: предложить догадаться, почему скульпторы использовали именно такие материалы.

Ø При рассматривании образа человека просить подумать: «Что такое красота человека? В чем это может проявляться? (только ли в «красивости» лица, богатстве одежды?)». За ответом «на такой непростой» вопрос, предлагает отправиться в Страну Красоты, в которой нужно научиться видеть прекрасное в Мире Человека.

Варианты вопросов: Кто изображен? Во что одеты дети и взрослые? Чем они занимаются (при рассматривании жанрового изображения)? Какие чувства они испытывают (В каком они настроении)? Какие они по характеру? Какие «говорящие» детали использует художник (цвета? детали интерьера? костюма? позы, жесты)? О чем рассказывается в картине?. Для активизации впечатлений можно использовать: - обращение к личному опыту детей («А вы рассказываете вечером маме о том, как играли днем в детском саду? Какое выражение лица у неё в тот момент? Как вы думаете, о чем рассказывают дети маме (отцу, няне)?», «С какими игрушками играет маленький ребенок?», «Как вы обнимаете любимую мамочку?»

Вопросы для размышления («Почему дети изображены такими спокойными (серьезными), как вы думаете?»); - упражнения, направленные на развитие эстетических способностей («Подбери слова - ассоциации, образные слова», «Придумай, о чем говорят персонажи»; имитации выражения лица или позы одного из персонажей.

Ø Рассматривая пейзажи (2-3 произведения) следует обратить внимание детей (предложить догадаться): какое настроение характерно для рассмотренных произведений (ярко видно в сопоставлении контрастных произведений); пояснить свои ощущения, высказывания. Использовать наводящие вопросы: Что видите на картине? Какая зима изображена по характеру? Чем любуется автор этой картины? Как он показывает красоту первого снега? Солнечного зайчика, скользящего по насту? Чем нравиться картина? Всегда ли зима такая тихая, солнечная? Какие еще произведения, посвященные зиме, вы помните (с опорой на предыдущие занятия, экскурсию)? Обратить внимание детей, как художники показывают разное зимнее настроение (используя различные техники, цвета).

Подобрать ассоциации, образные сравнения, подходящие к настроению и образу Зимы. Можно предложить детям подобрать названия к картинам, подобрать образные слова, высказать собственное мнение («Чем нравиться», «Хотел бы оказаться в таком же уголке»).

Рассматривание последующего произведения возможно при использовании принципа контрастности (отличное по настроению, средствам выразительности, манере художника).

 

Комментарии к зрительному ряду, включенному в презентацию

Слайд 9. При знакомстве с архитектурными объектами целесообразно использовать такие приемы, как: рассматривание (описание) и сравнение (сравнение двух объектов одного назначения - сопоставление общих и отличительных деталей) - развитие визуального восприятия.

Пример рассматривания (описания) Михайловского дворца. Ребята, посмотрите, какое интересное здание! Давайте рассмотрим его. Как вы думаете, что здесь было раньше? (Похоже ли это здание на обычный дом?) Кто здесь мог жить?

Конечно, это дворец. Когда-то в нем жил самый любимый, младший сын императора (так называли в России правителя государства) Павла I - Михаил со своей семьей. Поэтому дворец был назван в честь хозяина - Михайловским. Для его создания был приглашен известный архитектор Карл Иванович Росси. Какие цвета он выбрал для этого здания? Верно. Светло-желтый и белый. Посмотрите, какой он получился нарядный и величественный: фасад украшен лепными рельефными изображениями (попросить детей назвать изображения, которые они увидели; при возникновении затруднений педагог задает наводящие вопросы), стройные колонны, полукруглые окна, а наверху корона и щит с вензелем Михаила Павловича (пояснить слово «фронтон» и попросить назвать его форму). Посредине – парадный вход и крыльцо с широкими гранитными ступенями. К нему ведут два пандуса, по которым раньше заезжали на каретах. А кто охраняет дворец? Верно, это львы, они стоят на гранитных постаментах. Один из них сердитый, а другой добрый. А знаешь ли ты, почему под их мощными лапами - шар? По древней легенде львы никогда не спят, охраняя покой хозяев дома. Шар им как раз в этом помогает: ведь если лев заснет, то расслабит лапу, шар сразу с грохотом покатиться по гранитным ступеням, разбудит его!

Слайд 10. Джозуэ Мели. Преданность. 

Приемы обыгрывания:

- придумай название скульптуры (обсуждение названия автора, придумывание собственных названий);

- придумать историю (что могло быть до изображенных событий и после) - с опорой на вопросы педагога.

Слайд 11. С. И. Поляков. Скульптура «Медведь».

- Произведение скопинской керамики. Сосуд-скульптура создан в традициях промысла: на пластическую форму нанесены налепы из мокрой, практически жидкой глины, протертой через сито, имитируя шерсть животного; использована цветная глазурь.

- Прием обыгрывания: «На кого похож?» - по каким деталям мы можем догадаться, что это медведь.

Рассматривание образа с акцентом на пластической форме и технологических особенностях, передаче мастером «настроения» образа.

- В каких сказках можно встретить образ медведя? На героя какой сказки этот медведь похож больше всего?

- Слайд 12. И. И. Левитан. Осень. Долина реки; И. С. Остроухов. Золотая осень; В. Д. Поленов. Золотая осень.

- Игровое упражнение: «Что мы видим, слышим,чувствуем…»

Подбери палитру. Могут быть использованы: полоски цветной бумаги, цветные карандаши, цветовая раскладка (спектр), распечатанная с помощью компьютера (особенно, если нужно подобрать оттенки одного цвета). Как вариант - игра-экспериментирование с красками (подбор палитры, оттенков цвета с помощью наложения краски).

- Выбери подходящий музыкальный фрагмент. Выбери подходящие к картине строки стихотворения (читает педагог). К какому произведению подойдет загадка. Выбери. (подобные задания можно найти в тетраде для творческих работ, 5-6 лет)

Слайд 13. И. И. Левитан. Домик с ракитами. Первая половина 1880-х

Прием для обыгрывания - «волшебные очки» (рассматривание фрагментов: кора дерева, облака на небе, трава, листва) и их передача (игра-экспериментирование) с помощью разных предметов: кору дерева - трубочкой для коктейля, облака - губкой для мытья посуды, траву - вилкой, листву - мятой бумагой).

Слайд 14. Н. К. Рерих. Человечьи праотцы (Чара звериная).

А. И. Куинджи. Пятна лунного света на снегу. Зима.

Упражнение «Спрятанная вещь (спрятанные образы)»: какие интересные образы можно найти в картине?

Слайд 15. И. И. Левитан. Тропинка в лиственном лесу. Папоротники.

В этой работе мастер использует необычную для себя манеру письма – подробно изображает детали на переднем плане.

При рассматривании акцентирование внимания на композиции и деталях: рисунке коры могучего крепкого дерева, форме листьев папоротника, извилистой дорожке...

Вопрос для рассуждения, выбор слов-ассоциаций: какой у дерева может быть «характер»: мудрый, добрый, ворчливый, приветливый?

Слайд 16. И. К. Айвазовский. Девятый вал.

Игра-упражнение «Волшебные линии» - освоение языка изобразительного искусства. При желании можно еще добавить пару вариантов линий, чтобы интереснее было выбирать. Можно попробовать поискать «волшебные» линии и в других произведениях.

Слайд 17. К. А. Коровин. Сирень.

- Подбор палитры (оттенки сиреневого цвета).

- Прием «Что мы видим, чувствуем...».

- Игра-упражнение на построение композиции.

- Прием акцентирования на деталях, «Волшебные очки»: как художник подчеркивает красоту букета. Что изменится в картине, если «исчезнут» ярко-желтые лимоны?

Слайд 18. З. Е. Серебрякова. Автопортрет в белой кофточке.

- Прием «Угадай, кто это?»: Какие детали подсказывают, что перед нами художник?

- Акцентирование внимания на композиции.

!!! Важное примечание: выбор приемов обыгрывания связан с задачами, которые педагог решает на данном занятии; количество используемых приемов для рассматривания одного произведения - не более 2.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!