Классификация  правовой культуры

Понятие правовой культуры.                                                              

Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства.

- включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом.

- составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества.

- отражает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность,

- регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов,

- выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России.

Правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные её определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру как “элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка.” Т.А. Артеменко считает, что правовая культура – “это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.” «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)».

 Правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:

1) анторопологической, т.е культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных; В основе лежит тождественность человечества и единство его мышления.

2) социологической, т.е. культура – это сумма духовных ценностей; культура – компонент общественной жизни; Само общество. Его структура и социальные институты. Образ жизни народа, живущего в данном месте. Специфический облик страны или эпохи.

3) философской, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.

А) натуралистическая школа -З.Фрейд, К. Юнг . Преувеличивали биологическую обусловленность правовой культуры .Приспособление человека к окружающей среде.

Б) рационалистическая школа Ф.Ницше, А.Камю. Считали правовую культуру сферой человеческой психики за пределами разума. 9бессознательное)

В) функциональная теория. Малиновский. Закрепление и передача правового опыта потомкам для удовлетворения потребностей.

Методологические подходы к исследованию правовой культуры.

1. Аксиологический подход В данном подходе правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества.

Это позволяет обосновать ее преемственность и подчеркнуть, что к ней относятся лишь процессы и явления, которые отражают сущность правового государства и гражданского общества, его основные устои и принципы.

Аксиологическое направление в исследовании правовой культуры основывается на философском изучении именно ценностного аспекта культуры В данном случае «прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна»

2. Деятельностный подход к определению правовой культуры акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. В этом аспекте культура понимается как специфический способ человеческой деятельности. Сторонники данного подхода подчеркивают, что правовая культура возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности. Причем речь идет именно о творческой деятельности.

3. Технологический. Его представители особо отмечают, что систематизирующим принципом выступает специфический способ организации и развития общественно-человеческой деятельности.

4. Семиотическая концепция культуры, является комплементарной ценностному и деятельностному подходам. Ученые акцентировали внимание на том, что культура представляет собой знаковую систему, и определяли культуру как «непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний»

Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры

- правовая среда обитания людей,

-совокупность текстов, когда-либо легитимированных как правовые, и механизм по их созданию, хранению и трансляции,

-особый социальный механизм, с помощью которого обеспечивается в соответствии с достигнутым уровнем правового сознания производство, сохранение и передача правовых ценностей, информации, традиций, способствующих правомерному и социально активному поведению людей

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения,

Правовая культура на основе существующих в обществе знаний и представлений формирует легитимные и общепризнанные образцы поведения, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к позитивному праву, регулирующие деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена функциональной направленностью их обоих на поддержание фундаментальных сетей отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности.

Правовая культура детерминирует правовое поведение человека на обыденном уровне косвенно, опосредованно.

Правовая культура находит свое практическое воплощение, как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов.

Правовая культура выступает составной частью категории «правовая жизнь», включающей в себя как положительные, так и отрицательные правовые явления и процессы.

Таким образом, правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, является отражением уровня её развития, менталитета народа.

Классификация  правовой культуры

Носители-субъекты правовой культуры: человек, группа людей, население в целом.

 На основании этого правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, - группы (коллектива) -  и индивидуальную правовую культуру (личности).

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

- правовая культура общества;

- правовая культура личности;

- правовая культура профессиональной группы.

А) Правовая культура общества,  - разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Б) Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

      3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).                                                                     

Существует 3 уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

а) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню,

б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для следователей и пр. подобных профессий);

в) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой проблемы .

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов.

 Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, - во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права,

                                          - во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

В) Групповая правовая культура – это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп.

Г) Правовая культура населения – это уровень правосознания и правовой активности всего населения, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности

Уровни правовой культуры:

1) Обыденный уровень – для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

2) Профессиональный уровень – присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

3) Теоретический (научный) уровень – представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

Эти уровни правовой культуры очень тесно взаимосвязаны между собой.

 

Основные типы правовой культуры:

1. Мифологический тип правовой культуры. Древнейшие экономические, политические и правовые учения возникли в странах Древнего Востока, в которых экономическая и политическая мысль длительное время развивалась на основе мифологических и религиозных представлений, унаследованных от родового строя. Цари, жрецы, судьи наделялись божественными чертами и считались наместниками богов на Земле

2. Умозрительно-рационалистический тип правовой культуры. Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, которая базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов

3. Теологический тип правовой культуры. Теологический тип правовой культуры предполагает совокупность правовых теорий и концепций, видевших причины возникновения права и социальный источник права в сакральном мире (вне и над социальными факторами), а также независимость правовых норм от воли человека


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!