Религиозно-правовые системы: понятие и виды.



Религиозно-традиционная правовая система характеризуется, во-первых, признанием большой ценности права, но само право понимается иначе, ибо имеет место переплетения права и религии, во-вторых, отбрасыванием идеи права и утверждением, что общественные отношения регламентируются иным путем.

Так, мусульманское право представляет собой систему норм, выраженных в религиозной форме и основанных на исламе. Мусульманское право имеет четыре источника: коран — священная книга ислама; сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога; иджму, или единое соглашение мусульманского общества; кийс, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это пра­во церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульман­ское право и никогда не рассматривались как его источник.

Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной правовой системы и относится к древнейшей в мире. Это право общины. Индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою кастовую структуру общества. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права.

Этико-правовые системы: понятие и виды.

Этико-правовая система создается ноосферой и социосферой человечества или соответствующими структурами конкретного общества (государства). Этический (нравственный) миропорядок, создающий этическое (нравственное) бытие человека в социальной среде, есть основа создания макрообъектов, в которых обеспечивается устойчивое развитие интеллектуально-энергетического потенциала общества. Этический макропорядок создается ноосферой, а правовой макропорядок - социосферой.

Системы (обычного) традиционного права: история и современность

Основной регион использования и применения традиционной системы правового регулирования - Африка. Традиционное право Африки и в наши дни продолжает оказывать воздействие на современное африканское общество, на создание национальных правовых систем и государственных институтов.

Обычное право - неисчерпаемый источник сведений по социальной истории народов. Юридические обычаи содержат опыт прошлого, дают представление о характере политических и социальных образований.

Традиционная система права в Африке, как и любая другая, основанная на обычаях и традициях, обладает следующими основными чертами:

- множественность и разнообразие правовых обычаев и традиций и других социальных норм. Каждая из общин создавала свою обычно-правовую систему, основываясь на специфических традициях и нравах, отражающих быт и миропонимание данного племени;

- отсутствие письменных источников. Специалисты отмечают, что до последнего времени в Африке не обнаружено ни одного письменного памятника права туземного происхождения. Существующие в настоящее время своды обычно-правовых норм являются результатом инициативы органов власти африканских государств или научно-исследовательской деятельности;

- общинный характер применения обычаев и традиций. Решения на основе обычаев по гражданским, семейным и другим делам, как правило, выносятся коллегиальными органами - собранием членов семьи, родовой общины и т.д.

Правовой характер обычаям придается с помощью известной юридической практики: а) включения их в нормативный правовой акт; б) прямой отсылки к санкционированному правилу; в) придания обычаю государственной санкции путем вынесения судебного решения на основе обычаев.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 992; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!