Www . citizengrad . narod . ru / stalblok . htm ,
Гончаров Е. А.
О ЦИВИЛИЗА-ЦИОННОМ
ХАРАКТЕРЕ
ВЕЛИКОЙ
ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИ-ЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
В последнее время в ряде публикаций научного и научно-популярного (а порой и откровенно пропагандистского) характера вновь выдвигается старый, давно известный тезис о «государственно-капиталистической природе» советского общества, об «эксплуататорском характере советского государства», отражавшего, якобы, отнюдь не интересы новой исторической общности – советского народа, но «нового господствующего класса» – партийно-государственной номенклатуры (при этом утверждается, что именно верхушка советского чиновничества – т.н. «партхозактив» - являлась «коллективным собственником» средств производства в СССР). В качестве примера можно привести ряд статей А. И. Колганова и А. В. Бузгалина, как и некоторых других теоретиков неотроцкистского направления, не способных выйти за пределы формационной схемы развития человечества, представленной некогда К. Марксом в «Капитале» и составляющей, в самом примитивном ее варианте, «основу марксистского обществоведения» в толковании идеологов хрущевско-брежневской эпохи.
Напомню ее основные положения:
1. Основное содержание истории – развитие производительных сил общества.
2. В процессе производства люди вступают друг с другом в отношения, именуемые производственными.
|
|
3. Отношения господства и подчинения в обществе – классовые отношения - определяются формой собственности на средства производства. Общество без частной собственности – коммунистическое общество – является бесклассовым. Общество с частной собственностью на средства производства является классовым; класс-собственник становится эксплуататором, тогда как класс, лишенный средств производства – объектом эксплуатации.
4. По мере развития производительных сил все человечество проходит следующие стадии развития – общественно-экономические формации, для каждой из которых характерен свой, специфически ей присущий способ производства и соответствующая классовая структура: первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм и вновь коммунизм – уже на более высоком уровне развития производительных сил.
5. Производительные силы общества развиваются постоянно, тогда как производственные отношения в рамках данной формации остаются постоянными. Поэтому рано или поздно производительный силы «перерастают» данный способ производства (производственные отношения начинают тормозить дальнейшее развитие производительных сил). Этот конфликт разрешается в ходе социальной революции - качественной смены формации на более прогрессивную, т.е. обеспечивающую дальнейший рост производительных сил общества и, в конечном итоге, более высокий уровень их развития в сравнении с предыдущей.
|
|
6. Социальная революция происходит тогда и только тогда, когда данный способ производства полностью исчерпывает потенциал развития производительных сил, т.е. при условии, что производительные силы в рамках этого способа производства развились до возможного предела и далее расти – без смены типа производственных отношений и, следовательно, классовой структуры общества – не могут. И совершается эта революция силами эксплуатируемого класса.
В соответствии с данной формационной схемой переход к коммунизму должен был произойти в общемировых масштабах («мировая революция»), начавшись в тех странах, где капиталистическое производство развилось до своего естественного предела – а именно в Западной Европе и США, а революционным классом, классом, которому предстоит осуществить социалистическую революцию, является пролетариат (прежде всего, промышленный пролетариат) этих стран.
|
|
Что же произошло в действительности (напомним: согласно марксистской гносеологии, практика есть критерий истинности любой теории)? НИ В ОДНОЙ из развитых капиталистических стран социалистическая революция так и не произошла! Более того, ВСЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ ХХ ВЕКА произошли в странах, где капитализм только начинал развиваться, а промышленный пролетариат составлял либо считанные проценты населения, либо отсутствовал вообще!
«Ортодоксальные марксисты» - меньшевики, затем – троцкисты, как и сегодняшние ревнители «чистоты учения», объявили эти революции «революциями регресса», а то и «контрреволюциями», приведшими к торжеству государственного капитализма. С другой стороны, большевики, взяв власть в стране, где 85% населения составляли крестьяне, а пролетариат – 7%, вынуждены были как-то обосновать это разительное несоответствие марксистской схемы и основанных на ней прогнозов реальности.
В этом контексте представляется очевидным, что предложенное обоснование - теория «слабого звена в цепи капиталистических держав» в сочетании с теорией построения социализма в одной, отдельно взятой стране (да еще в стране с преобладанием докапиталистических укладов!) – не мелочь, не «дальнейшее развитие» марксизма – это коренной переворот в революционной теории, а то, что Ленин и Сталин осуществили в России – революция в социальной практике. Утверждалось, что Россия не должна ждать социалистической революции в промышленно развитых странах Запада; она может совершить скачок из отсталой, патриархальной, полуфеодальной страны в социализм, минуя капитализм! А социально-классовая основа такого скачка – союз рабочего класса и крестьянства, того самого крестьянства, которое, по Марксу, представляло собой обреченный на исчезновение класс уходящей эпохи феодализма, и чей социализм, согласно «Манифесту Коммунистической партии», имел РЕАКЦИОННЫЙ характер!
|
|
Собственно, для того, чтобы отвергнуть тезис о «мелкобуржуазной сущности» русского крестьянства, достаточно следовать логике самого Маркса. Английский фермер, французский «пейзанин» и германский «бауэр» являлись СОБСТВЕННИ-КАМИ основного средства производства – земли, и потому никак не могли быть носителями коммунистического мироощущения. Но в России XIX века крестьян – собственников земли практически не было: земля либо находилась в собственности ОБЩИНЫ, либо арендовалась той же общиной у собственника – как правило, помещика или кулака. Подчеркну – основное средство производства русского крестьянина – земля – находилась не в его ЧАСТНОЙ, но в КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБ-СТВЕННОСТИ (либо в распоряжении) крестьянской ОБЩИНЫ. Да, инвентарь – орудия, необходимые для обработки земли – находился в собственности крестьянина. Но разве рабочий, идущий на завод со своим напильником, тем самым превращается в мелкого буржуа?
Единственное различие состояло в том, что крестьянин жил со «своего хозяйства», тогда как рабочий – с заработной платы. Но при этом надо помнить, что в конце XIX – начале ХХ вв. средняя сумма платежей с крестьянского хозяйства в Европейской России (налоги, выкупные платежи, арендная плата, взносы в фонд общины и проч.) превышала его доходность! То, что у крестьянина оставалось (в т.ч. от разного рода приработков), не покрывало даже стоимости его рабочей силы, не давало ему – как работнику – полноценно воспроизводиться! Отсюда – тотальная нищета русской деревни, постоянное недоедание (хлеб с лебедой даже в середняцких хозяйствах) и регулярный катастрофический, уносящий жизни миллионов, голод. И, тем не менее, лишь общинный строй и составляющее ее основу хозяйство семейного (а не рыночного) типа обеспечивали российскому крестьянству выживание в столь неблагоприятных условиях.
С. Кара-Мурза пишет: « Именно община с ее уравнительным, укладом позволила «великорусскому пахарю» освоить огромную зону рискованного земледелия и обеспечить своим трудом и воинской повинностью создание великой державы со всеми необходимыми институтами. Общинный уклад позволил крестьянскому двору организовать хозяйство «ради жизни» (а не ради наживы) — по типу хозяйства семьи (а не рынка) Семейное хозяйство, основанное на соединении ресурсов, а не их купле-продаже, исключительно эффективно для определенного класса целей. Полная замена его рыночными отношениями невозможна, так как оказывается, что ни у одного члена семьи не хватило бы денег расплатиться по рыночным ценам с другими членами семьи за их вклад».
Потенциально крестьянин мог превратиться в эксплуататора – при излишке земли и возможности нанимать рабочую силу со стороны (собственно, и пролетарий может «переродиться» в представителя «рабочей аристократии»). Но ведь именно такого расслоения хотели избежать сами общинники, практикуя уравнительное землепользование и категорически протестуя против частной собственности на землю и наемного труда в деревне.
Здесь необходимо обратиться к теоретическому наследию М. А. Бакунина, ведущего теоретика русского революционного народничества и народнического – немарксистского! – коммунизма. Бакунин категорически отвергает представления Маркса и Энгельса о крестьянстве, об «идиотизме деревенской жизни». Он предупреждает рабочих, что этот социальный расизм в отношении крестьян не имеет под собой никаких разумных оснований. Более того, он выдвигает пророческий тезис о том, что социалистическая революция может произойти только как действие братского союза рабочего класса и крестьянства. Этот тезис Ленин развил в целостную политическую доктрину (которая и стала основанием ленинизма), но надо признать, что он был уже вполне определенно высказан Бакуниным и принят народниками.
М.А. Бакунин пишет: «В интересах революции, которая их освободит, рабочие должны как можно скорее перестать выражать это презрение к крестьянам. Справедливость требует этого, потому что на самом деле у рабочих нет никакого основания презирать и ненавидеть крестьян. Крестьяне - не лежебоки, они такие же неутомимые труженики, как и рабочие; только работа их ведется при иных условиях, вот и все. Перед лицом буржуа-эксплуататора рабочий должен чувствовать себя братом крестьянина».
Крестьянин-общинник – носитель КОММУНИСТИЧЕСКОГО мироощущения даже в большей степени, чем пролетарий. Для того, чтобы в полной мере осознать значимость этого фактора, мы должны выйти за рамки формационного подхода и обратиться к подходу цивилизационному, точнее, к той его версии, что основывается на достижениях современной социологии. В отличие от классической формационной схемы, типологизация обществ здесь осуществляется по признаку преобладания одного из двух социальных процессов – кооперации (сотрудничества) или конкуренции (соперничества). Соответственно, выделяется два противостоящих друг другу типа социальности – коллективистский и индивидуалистичес-кий. Индивидуалистическое общество имеет классовую структуру (классы различаются по от ношению к собственности на средства производства), тогда как коллективистское общество – сословную (сословия различаются по их социальной функции, представляя собой важнейшие для данного общества социальные институты).
Российское общество конца XIX – начала ХХ века было в основном коллективистским, сословным («традиционным»), на которое уже начала – под интенсивным влиянием буржуазного, индивидуалистического («современного») общества Запада – накладываться чуждая ему социальная структура, формироваться островки классового общества, островки капитализма. Казалось бы, под его воздействием традиционное, коллективистское общество России и его основа – крестьянская община – должны были разрушаться. Но не тут-то было! И. Ионов пишет об этом: «Однако история России знает и … своего рода реакцию на процесс вестернизации и модернизации. Ее результатом стало развитие традиционалистских настроений и взглядов. Наиболее ярким фактом, демонстрирующим этот процесс, был рост стремления к уравнительности у русского крестьянства центральных губерний в 1870–1900 гг. в ходе его втягивания в товарно-денежные отношения и развития социального расслоения в деревне, зафиксированного статистикой. Вместо того чтобы стремиться обогатиться за счет других крестьян, расширить свой надел, выйти из общины, крестьяне именно тех губерний, где были сильно развиты отходничество и товарно-денежные отношения, стремились к укреплению общины, к переходу от менее уравнительных (по числу работников) к более уравнительным (по едокам) переделам земли, предотвращавшим дальнейшее расслоение и ослабление общины. В Московской губернии число таких общин за указанный период возросло в 3 раза (до 77 %), во Владимирской — в 5 раз (до 94 %), в Саратовской — в 41 раз (до 41 %)».
В целом после реформы 1861 г. на рынке земли стали господствовать трудовые крестьянские хозяйства, а не фермеры. Если принять площади, полученные частными землевладельцами в 1961 г. за 100%, то к 1877 г. у них осталось 87%, к 1887 г. 76%, к 1897 г. 65%, к 1905 г. 52% и к 1916 г. 41%, из которых 2/3 использовалось крестьянами через аренду. То есть, за время “развития капитализма” к крестьянам перетекло 86% частных земель. Почему? Аграрное перенаселение в России позволило поднять арендную плату в 4–5 раз выше капиталистической ренты. Поэтому укреплялось не капиталистическое, а трудовое крестьянское хозяйство — процесс шел совершенно иначе, чем на Западе. A.B. Чаянов утверждает: «В России в период, начиная с освобождения крестьян (1861 г.) и до революции 1917 г., в аграрном секторе существовало рядом с крупным капиталистическим крестьянское семейное хозяйство, что и привело к разрушению первого, ибо малоземельные крестьяне платили за землю больше, чем давала рента капиталистического сельского хозяйства, что неизбежно вело к распродаже крупной земельной собственности крестьянам».
С. Кара-Мурза констатирует: « В то же время государство с помощью налогообложения стало разрушать натуральное хозяйство крестьян, заставляя их выносить продукт на рынок, что обеспечивало валютные поступления от экспорта зерна. В середине 70-х годов XIX в. средний доход крестьян с десятины в европейской части России составлял 163 коп., а все платежи и налоги с этой десятины — 164,1 коп. Поэтому практически все крестьяне занимались отхожим промыслом или сочетали земледелие с сезонной работой в промышленности. Резко повысилась мобильность населения. Сословное общество России, оставаясь в главных признаках обществом традиционным, быстро модернизировалось».
Меньшевики упрекали Ленина в том, что он предал забвению выводы своего же собственного фундаментального труда «Развитие капитализма в России», в котором, за семнадцать лет до Октября, доказывал, что общинное крестьянство в России исчезает, что капитализм добивает его, превращая в пролетариат. Но ведь в том и гениальность Ленина, что он смог пересмотреть свои взгляды, исходя из практики – несмотря на тяжелейшие условия существования, община в России не только не слабела, она крепла, выдерживая конкуренцию с кулацким и помещичьим – капиталистическим – хозяйством!
По данным Вольного экономического общества, за 1907-1915 гг. из общины вышли 2 млн. семей. По данным МВД Российской империи, 1,99 млн. Более половины из этого числа вышли за два года - 1908 и 1909, потом дело пошло на спад, вопреки сильному экономическому и административному давлению. То есть, всего из общины вышло около 10% крестьянcких семей России. Возникло около 1 млн. хуторов и отрубов. Немного. Причем 57% всех вышедших из общины пришлось на 14 губерний юга, юго-востока и северо-запада. Иными словами на все губернии с русским населением пришлось лишь 43% тех, кто покинул общину. Это данные из статьи 1916 г., в которой приведены итоги землеустройства по всем районам России.
Таким образом, община пережила столыпинскую аграрную реформу, декларировавшую ее уничтожение как основную цель, - пережила и усилилась. Кстати, после ликвидации помещичьего землевладения и частной собственности на землю, в середине 20-х годов уже 94% всех земель сельскохозяйственного назначения в СССР находилось в пользовании крестьянских общин! Если б это было не так – удалось бы в кратчайшие сроки и без сопротивления со стороны основной массы крестьян провести коллективизацию?
Как ни странно, но самым дальновидным из марксистов в отношении общины оказался сам Маркс, видевший именно в сельской общине зерно и двигатель социализма, возможность перейти к крупному земледелию, избежав, в то же время, торжества капиталистических отношений. Он писал в 1881 г.:
“Россия - единственная европейская страна, в которой “земледельческая община” сохранилась в национальном масштабе до наших дней. Она не является, подобно Ост-Индии, добычей чужеземного завоевателя. В то же время она не живет изолированно от современного мира. С одной стороны, общая земельная собственность дает ей возможность непосредственно и постепенно превращать парцеллярное и индивидуалистическое земледелие в земледелие коллективное, и русские крестьяне уже осуществляют его на лугах, не подвергшихся разделу. Физическая конфигурация русской почвы благоприятствует применению машин в широком масштабе. Привычка крестьянина к артельным отношениям облегчает ему переход от парцеллярного хозяйства к хозяйству кооперативному... С другой стороны, одновременное существование западного производства, господствующего на мировом рынке, позволяет России ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья”.
Впрочем, эти взгляды о русской крестьянской общине настолько противоречили «ортодоксальному марксизму», что и сам Маркс не решился их обнародовать - они остались в трех (!) вариантах его письма В.Засулич, и ни один из этих вариантов он так ей и не послал. Позже, в 1893 г., Энгельс в письме народнику Даниельсону (переводчику первого тома “Капитала”) пошел на попятный, сделав оговорку, что “инициатива подобного преобразования русской общины может исходить не от нее самой, а исключительно от промышленного пролетариата Запада” [8]. Таким образом, после некоторых колебаний Маркс и Энгельс «уступили марксизму», вернувшись к тезису о том, что социалистическая революция в слаборазвитых и зависимых странах возможна лишь под влиянием социалистической революции на Западе. С другой стороны, М. Бакунин и русские народники утверждали, что социалистическая революция начнется и победит отнюдь не в развитых капиталистических странах – ибо в эпоху колониализма все их население, включая рабочий класс, в большей или меньшей степени становится эксплуататором народов колоний и зависимых стран. Отсюда - утрата революционности пролетариатом Запада. Но ведь об этом же, о подкупе буржуазией империалистических держав своего пролетариата – писал и Ленин!
Как уже отмечалось, все успешные социалистические (точнее, коммунистические) революции ХХ века произошли в странах, где абсолютное большинство населения составляло общинное крестьянство. Китай, Индонезия, Корея, страны Индокитая, Куба, последние десятилетия – другие страны Латинской Америки – Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа… Да, это были революции социалистические, антикапиталистические - но социалистические (антикапиталистические) они не потому, что в этих странах капитализм исчерпал свои производительные возможности и возникли экономические предпосылки для перехода к социализму (этого явно не было), а потому, что народы этих стран – крестьянских стран, отвергли «путь на Запад», путь интеграции в «глобальный рынок» мирового империализма (в качестве сырьевого придатка), попытавшись отстоять свой путь – путь коллективистской цивилизации, цивилизации-семьи, основанной на общинных ценностях.
Борьба между буржуазией и пролетариатом Запада идет всего лишь за более выгодные условия купли-продажи рабочей силы. Наемный работник стран «золотого миллиарда» прекрасно уживается с капитализмом: относительно высокий уровень его жизни поддерживается за счет эксплуатации стран «третьего мира» («неэквивалентного обмена» и прочих механизмов грабежа бывших колоний).
Для крестьян-общинников развитие капитализма – смерть. Причем для значительной их части – смерть в прямом смысле слова, для остальных – пауперизация, тотальное обнищание; именно поэтому во всех крестьянских наказах 1917 года (на основании которых был составлен «Декрет о Земле») имеет место требование ЗАПРЕТА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, а в 67% - ЗАПРЕТА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА В ДЕРЕВНЕ. Разве эти требования – не самое яркое проявление КОММУНИСТИЧЕСКОГО мироощущения основной массы российского крестьянства?
Таким образом, мы можем, вопреки традиционной марксистской схеме, утверждать, что коммуни-стическая революция есть явление не столько формацион-ное, сколько цивили-зационное – и побеждает она в странах, коллективистских по типу цивилизации, в странах, основой социального организма которых является ОБЩИНА. Ударная сила такой революции – общинное крестьянство и рабочий класс, непосредственно из этого крестьянства вышедший, а потому и оставшийся носителем общинных – т.е. коммунистических ценностей (рабочему классу в масштабах всей страны проще самоорганизоваться). Коммунистическая революция в странах, где капиталистические отношения только начинают развиваться – проявление «реванша культуры», выражающегося в массовом сопротивлении попыткам наиболее прозападной части общества (т.е. представителей инородной для данного общества классовой структуры) повернуть страну на иной цивилизационный путь, путь индивидуалистической цивилизации, притом – в варианте отнюдь не полноценного (развитого), но периферийного (зависимого) капитализма. Социализм советского или близкого ему типа является естествен-ной фазой развития коллективистского общества, тогда как капитализм неизбежно ведет к его регрессу (что мы и наблюдаем на примере постперестроечной России) и, в итоге, к социальной деградации и распаду.
В свою очередь, в тех странах, где сложился индивидуалистический тип социальности, успешная социалистическая (коммунистическая) революция представляется невозможной, опять-таки в связи с характерными особенностями индивидуалистической цивилизации. Капитализм представляет собой закономерную фазу его развития индивидуалистического общества, а попытки его преодолеть, слепив из людей-атомов, конкурирующих на рынке рабочей силы индивидов некое подобие «общества-семьи», приводят лишь к национал-социализму – фашизму в различных его вариациях.
Соответственно, социалистическая революция в ОБЩЕСТВЕ индивидуалистического типа невоз-можна – по крайней мере, в обозримой исторической перспективе.
------------------------------------
= актуальное =
Александр Жилин
КОНЕЦ ПОСТ-СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ
Антирусская революция на Украине день ото дня наращивает обороты. Процесс зашёл уже столь далеко, что практически всем ясно: к прежней постсоветской Украине, зыбкой, невнятной и постоянно метущейся, возврата нет. Шов, едва-едва скрепляющий две чуждых друг другу этнокультурных плиты, лопнул, разойдясь по всей протяжённости. И теперь, скорее всего, уже окончательно. Даже если сейчас и удастся на короткое время притупить остроту конфликта, к прежнему своему состоянию страна всё равно не вернётся.
Кадры возведённых в центре города баррикад, маршевых колонн бандеровских боевиков и заживо горящих бойцов “Беркута” будит в русской душе самые мрачные, тягостные воспоминания из начала 90-х. Двадцать с лишним лет назад во многих столицах союзных республик тогда ещё единой страны почти вот так же орудовали озверелые погромщики из числа местных сепаратистов-шовинистов, которым рукоплескал не только Запад, но и вся отечественная либеральная интеллигенция (она и сегодня рукоплещет западенским мятежникам). А представители власти, что союзной, что местной, вели себя ничуть не менее трусливо и предательски, чем ведёт себя в эти решающие дни президент Украины Виктор Янукович вкупе со своей командой.
Что ожидало русских людей на отпавших от союзного центра окраинах после победы радикально националистических сил, лишний раз напоминать не хочется. Прибалтийский апартеид оказался для многих из них ещё относительно лёгким исходом. А вот беснования радикалов в Душанбе, Грозном или Кишинёве, происходившие при преступном попустительстве властей в Москве, привели к реальным войнам, этническим чисткам и потокам крови. Этнотеррор, который когда-то испытали на себе жители тех краёв, в ближайшей перспективе угрожает теперь русским и русскоговорящим жителям Украины. Отточенный бандеровский тризубец занесли над их головами.
Судя по репортажам с мест событий, ситуация выглядит ещё серьёзнее, чем оценивают её многие эксперты и политологи. Вот, например, нам сообщают, что правые боевики захватывают в западных областях администрации и выкидывают их глав из кабинетов на улицу, тут же приступая к формированию собственных органов власти, признающих не киевское правительство, а самозваную Народную раду. Это же очень важный нюанс! Это вам уже не “цветная” революция с её постмодернистскими карнавальными кривляньями – это революция в её традиционном понимании. Это означает, что мятежники желают свергнуть не просто Януковича и его ближайшее окружение, но желают снести до основания всю систему власти, сложившуюся на Украине в постсоветские годы. И отстроить вместо неё свою. “Цветные” революционеры на их месте никого бы заставлять подписывать заявления об отставке, приставив нож к горлу, не стали – им было бы достаточно, чтобы региональный чиновник просто заявил об их поддержке, “примкнул к восставшему народу”. Но правым радикалам (и, главное, их иностранным кураторам) этого сегодня мало. Им нужен не перезапуск “оранжевой” программы – им нужна полностью переустроенная страна.
Известие о том, что во Львове боевики приступили к открытому созданию вооружённых формирований – так называемой Национальной гвардии – в российских СМИ большого резонанса не вызвало. Печально. Видимо, за многие годы господства в нашей политической жизни всевозможных подделок, разводок и имитаций значительная часть российского общества всё ещё не воспринимает мятеж на Украине как серьёзнейшую угрозу не только живущим там русским, но и самой России. Думает по инерции, что всё там происходит как бы понарошку, что “кланы подерутся и договорятся”.
Сильно сомневаюсь. Захваты областных центров, создание собственных органов власти и вооружённых отрядов – это совсем даже не шутки и затеваться “понарошку”, просто чтобы попугать Януковича, никак не могут. Действия мятежников давно говорят сами за себя. Запрет Партии регионов и КПУ на западе Украины – это только первый шаг в цепи реальных преследований, уготованных правыми боевиками “клятым москалям”.
В подобных условиях гражданская война между неистовствующим Западом и по-прежнему вяло и нехотя отбрыкивающимся Юго-Востоком была бы ещё не самым худшим исходом. Именно так, я вполне отдаю отчёт своим словам: острое противостояние и даже вооружённый конфликт в такой ситуации лучше, чем продолжение победоносного шествия по Украине новоявленных “солдат группы “Центр”. В прямом столкновении можно победить или хотя бы отбиться, отбросив бандеровцев как можно дальше на Запад. Такое прямое столкновение с неизбежностью поставит судьбоносный вопрос перед Россией, как бы её правительство и президент не увиливали от ответа на него под предлогом сочинской Олимпиады. Его исход во многом будет определяющим для исторической судьбы Донбасса, Новороссии и Крыма, исторической судьбы всей нашей страны. Победа сулит русским по обе стороны границы воссоединение, то есть, первый шаг к дальнейшей русской ирреденте. А это – одна из важнейших для нас сегодня стратегических целей.
Поражение Юго-Востока в украинском противостоянии (и того хуже – капитуляция без сопротивления) рисует нам картины одну мрачнее другой. Дело даже не в утрате “геополитических сфер влияния” (хотя и они важны) – дело заключается в перспективе крупнейшего за всю постсоветскую историю поражения России и русского мира (который существует поверх всяких беловежских границ), чреватого не только витком при теснений “омоскаленных” по всей Украине, но и этническими чистками и откровенным террором. Благодушие в украинском вопросе совершенно неуместно. Сербы в дни Олимпийских игр в Сараево, наверное, тоже не предполагали, что совсем скоро их ожидает изгнание и резня. Однако то, что накануне воспринималось бы большинством как бред одержимых манией преследования, через несколько лет становилось жуткой реальностью. Пусть сегодня на Украине все те, кто не подпадает под бандеровские критерии национальной и гражданской первосортности, задумаются очень серьёзно. А уж про то, как в подобном случае радостно оживятся все антироссийские силы внутри самой РФ, я даже не говорю – достаточно послушать “Эхо Москвы” или прочесть очередное обращение кавказского бандподполья к русскому населению. Война против всей небандеровской части Украины уже начата, и выбор перед ней стоит сегодня один: капитулировать либо принять бой. Чем скорее она решится на отпор, тем меньше будет потерь и жертв.
Но кто конкретно может остановить натиск правых радикалов?
С Виктором Януковичем, продолжающим номинально сохранять президентский пост, всё понятно. Никаких иных чувств, кроме бесконечного отвращения, этот деятель вызывать уже не может.
С большей частью его приближённых тоже. Премьер-министр Николай Азаров, конечно, не бог весть какой боец, но хотя бы - единственный человек из числа высших руководителей страны, прямо называвший происходящее государственным переворотом – 28 января подал в отставку. И не мог не подать в такой ситуации, как и любой уважающий себя политик. Ведь, по сути, право решать судьбу своего ближайшего соратника и второго лица в стране господин Янукович откровенно предоставил не народным депутатам из Верховной Рады и даже не выступающих в роли переговорщиков предводителям уличных толп, а самим толпам с Грушевского и Майдана. Циничные заявления Арсения Яценюка о том, что его ответ на президентское предложение будет зависеть от мнения Майдана, иначе как глумлением над демократическими процедурами не назовёшь. Фактически он даёт понять, что снимают и назначают правительство на Украине теперь не глава государства и даже не депутаты Верховной Рады (законные народные представители, между прочим), а несколько тысяч никем на это не уполномоченных площадных горлопанов и уличных погромщиков. Которых враждебные России и русской Украине СМИ лживо отождествляют со всем народом.
Готовы ли по-настоящему вступить в борьбу с бандеровскими мятежниками начальники силовых ведомств, руководители органов власти на Юго-Востоке страны и члены Партии регионов?
Совершенно очевидно, что в подавляющем своём большинстве нет. Министр обороны самоустранился, большинство глав регионов вне Галиции мямлят и выжидают, партийцы-регионалы трусят и разбегаются. Невозможно поверить в то, что они вдруг наберутся мужества. Тот, кто действительно готов бороться в подобной критической ситуации, начинает это делать незамедлительно и изо всех сил, а не выступает с бесконечными и пустопорожними увещеваниями. Да и не наивно ли ожидать от вороватых и бесконечно циничных постсоветских чинуш воли к сопротивлению? В отличие от них бандеровские боевики, как к ним не относись, имеют в сердце подлинные идеалы (хоть и бесконечно враждебные нам). Восточноукраинские же “хозяйственники” и управленцы – лишь личный коммерческий интерес.
Всё это в равной мере относится и к представителям олигархических групп Востока, которые устами подконтрольных миллиардеру Ринату Ахметову бизнес-структур уже высказали свою позицию – позицию непротивленческую и, в целом, вполне лояльную мятежникам.
Определённый оптимизм на фоне этого торжества глупости, малодушия и пораженчества вызывают лишь решительные заявления депутатов Верховного Совета Крыма. Вдвойне отрадно, что вслед за ними уже последовали первые дела: на патрулирование улиц Севастополя вышли добровольческие народные дружины, деятельность правой партии “Свобода” (легального крыла правых мятежников) на территории Крымской республики запрещена, немногочисленным сторонникам западенцев публично надавали пинков. Хочется верить, что решимость жителей Крыма не допустить бандеровского шабаша на своей земле будет крепнуть, а сам Крым станет прочным оплотом русских сил, готовых к борьбе, и послужит вдохновляющим примером всем нестойким и колеблющимся.
--------------------------------
= к юбилею =
Павел Петухов
С. Г. КАРА-МУРЗА И
РУССКИЙ КОММУНИЗМ
23 января исполнилось 75 лет видному мыслителю современности Сергею Георгиевичу Кара-Мурзе. Его книги и статьи, посвящённые разоблачению мифов, внедрённых в общественное сознание пришедшими к власти либералами, и рациональному разбору истории Советской цивилизации, стали важнейшим явлением интеллектуальной жизни последних двух десятилетий. Фактически его уже сейчас можно считать живым классиком русской политической и социальной мысли. Наиболее известны такие крупные работы С.Г. Кара-Мурзы, как «Манипуляция сознанием» и «Советская цивилизация».
Идеи Кара-Мурзы начали входить в общественное сознание в 90-е годы, когда политическая ситуация в России способствовала объединению левых и патриотических сил в противостоянии разрушительным либеральным реформам – это и создание ФНС в 1992 году, и защита Белого дома в 1993-м, и формирование широкой патриотической коалиции вокруг кандидатуры Г.А. Зюганова в 1996-м (из которой вырос НПСР). Естественно, такое объединение требовало и создания идеологической доктрины, органично соединяющей левые и патриотические (цивилизационные) ценности.
Таких попыток, более или менее удачных, было несколько, но наибольшую известность получили достаточно маргинальные проекты Э.В. Лимонова (Национал-большевистская партия) и А.Г. Дугина (сначала – идеолог НБП, затем – теоретик евразийства). Специфика как самих личностей этих идеологов, так и их систем взглядов, которые представляют собой эклектическое соединение самых разных идей, привела к тому, что эти проекты не получили широкого распространения и не стали крупными явлениями общественной и интеллектуальной жизни. Лево-патриотические проекты в конечном итоге остались лишь механическим смешением, их теоретическая основа не была разработана. А после прихода к власти Путина и временной стабилизации нынешней политической системы эти проекты, созданные в надежде на быстрое крушение либерально-западнического режима и приход к власти коалиции патриотических сил, постепенно пришли в упадок. В настоящее время предпринимаются попытки их воссоздать на новой основе (пример – Всероссийское созидательное движение «Русский лад»).
Направление же политической мысли, во главе которого встал С.Г. Кара-Мурза, оформилось как раз на рубеже 1990-2000-х годов (когда вышли две его главные работы, упомянутые выше) и, таким образом, не успело включиться в объединительные процессы 90-х гг. и стать их идейной основой. В «путинскую» эпоху оно нашло своё место лишь в чисто интеллектуальной области, оказывая воздействие на сознание патриотической части интеллигенции (через издаваемые книги и интернет-сайты), но не на реальную политическую ситуацию.
Это осложняется и тем, что оппоненты, которые не в состоянии противопоставить аргументации Кара-Мурзы и его сторонников убедительные доводы, пытаются просто замолчать его идеи, сделать вид, что их не существует. В этом заинтересованы как «леваки», отрицающие цивилизационный подход, так и их якобы противники – «антисоветские патриоты», которые отрицают тот факт, что Советская цивилизация являлась естественным продолжением и развитием на более высоком этапе тех тенденций, которые были заложены в Русской цивилизации задолго до появления большевиков. Фактически оба этих идейных течения занимаются идейным обслуживанием существующей власти, разобщая потенциально опасные для неё левые и патриотические силы и мешая им объединиться. Но, так или иначе, русская общественная мысль «после Кара-Мурзы» уже не может быть такой же, какой была «до».
В этой статье невозможно разобрать весь огромный пласт проблем, поднимаемых в работах С.Г. Кара-Мурзы. Сосредоточимся лишь на некоторых гранях его мысли.
В 2013 г. вышла относительно небольшая по объёму книга Кара-Мурзы «Русский коммунизм: теория, практика, задачи», ставшая своего рода квинтэссенцией написанного им ранее на эту тему. С моей точки зрения, знакомство с этой книгой обязательно для каждого, кто считает себя сторонником коммунистических идей или просто стремится к адекватной оценке советского опыта.
Главная мысль, которой посвящена книга – это традиционный характер советского общества, возникшего из глубин русской крестьянской цивилизации в её соединении с социалистической мыслью революционной интеллигенции (прежде всего марксистской, но также и народнической). Советская цивилизация вызревала постепенно, начиная, как минимум, со второй половины 19 века (формальный рубеж – крестьянская реформа 1861 года, заменившая помещичью власть над крестьянами общинным самоуправлением). Крестьянство выступило как «класс для себя» в ходе революции 1905-1907 гг., когда субъектом революции стал не просто сельский пролетариат или бедняки, а крестьянская община как таковая, что и подтолкнуло правительство Столыпина к попытке разрушить общину (как «революционный» и «социалистический» институт). Но реформа лишь усугубила ситуацию.
В настоящее время в соз нание общества внедрён «столыпинский миф» о выдающемся политическом деятеле, который пришёл, чтобы укрепить государство, предотвратить революцию, и обязательно добился бы своей цели, если бы его не убили некие тёмные силы. Обязательно цитируется его фраза: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». И другая: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!» (как будто не задача главы правительства обеспечивать этот покой, его надо у кого-то просить). Удивительно, что не только либералы, но и часть «правых патриотов» восприняли этот миф и стали возносить Столыпина. Впрочем, такой представитель православно-патриотической мысли, как Вадим Кожинов (кстати, его идеи вообще тесно связаны с идеями Кара-Мурзы), отдавая дань уважения Столыпину, пытался одновременно принизить его роль в проведении аграрной реформы.
Парадокс в том, что именно меры, предпринятые Столыпиным, и обострили противоречия, приведя к «великим потрясениям». Одна из книг С.Г. Кара-Мурзы так и называется – «Столыпин – отец русской революции». В этом названии есть некоторый полемический перехлёст, поскольку революция вызревала и без Столыпина, да и началась до его прихода к власти, в 1905 году. Но то, что его аграрная реформа существенно ускорила и подтолкнула революцию, не вызывает сомнений. Это связано с самой задачей реформы – разрушением русской крестьянской общины с выделением из неё класса сельских хозяев – фермеров – и превращением остальных крестьян в безземельных батраков. Эта задача выполнена не была: из общины выделилось лишь 10% дворов, но и этого хватило для обострения социальных противоречий. Не помогла и переселенческая политика, так как средств на обустройство переселенцев в Сибирь не хватало, многие из них вернулись в свои уезды, только уже без земли и нищими. Всё это создавало взрывоопасный потенциал.
Промышленность, которая развивалась в стране под контролем западного капитала, не могла вобрать все рабочие руки, появившиеся в результате демографического взрыва. Её рост отставал от роста населения. В сельском же хозяйстве, ориентированном на экспорт («недоедим, но вывезем»), произошло сокращение продукции животноводства и поголовья скота – то есть в целом русское сельское хозяйство архаизировалось. Таким образом, реформа привела к ещё большей интеграции России в мировую капиталистическую систему в подчинённом положении. Ставка Столыпина на «сильных» в противовес «слабым и пьяным», даже если оставить в стороне моральную сторону вопроса (здесь против Столыпина выступил весь цвет русской культуры – от экономистов-народников до Льва Толстого), не оправдалась чисто экономически. Проигравших от реформы оказалось гораздо больше, чем выигравших, и это не могло не подлить масла в огонь революции.
Но наряду с крестьянской общинной революцией назревала и другая, поддержанная Западом – революция буржуазная, которая стремилась разбить устаревшую оболочку самодержавной монархии, отдав власть отечественной крупной буржуазии и стоящей за ней капиталистической элите западных стран. Эти революции были противоположно направлены и несовместимы одна с другой. И заслуга большевиков в том, что они, в отличие от «ортодоксальных марксистов» – меньшевиков – поддержали именно национальную крестьянскую революцию и смогли направить её в созидательное русло, выдвинув лозунг «союза рабочих и крестьян».
Как известно, меньшевики считали, что Россия для социалистической революции «не созрела» и должна пройти предварительный этап строительства развитого капиталистического общества. Как показывает Кара-Мурза, эти надежды, основанные на доктринёрском понимании марксизма, были несостоятельны. Капитализм – это «система-кентавр», в которой помимо развитого центра должна существовать и эксплуатируемая периферия, иначе вся система рушится. И Россия начала 20 века была частью этой периферии, такой же она стала после крушения Советского Союза и реставрации капитализма.
Евроцентризм, характерный для формационного подхода в его «чистом» виде, мешал понять это прозападной части русских революционеров. Как это ни кажется парадоксальным, именно цивилизационный подход позволяет видеть мир как единую систему, в которой в рамках эксплуататорского общества неминуемо возникает развитый центр и отсталая периферия, которая по определению не может «догнать» центр, если не выйдет за пределы самой этой системы. Именно это и произошло с Россией в результате революции 1917 г.: она «выпала» из мировой капиталистической системы и пошла по собственному пути, добившись на нём значительных успехов. Таким образом, антикапиталистическая революция в России (как и в любой стране «периферии») неизбежно носила также национально-освободительный характер. Это подтверждается и последующей практикой стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Что же касается Гражданской войны, то она трактуется Кара-Мурзой как «война Февраля с Октябрём». То есть друг другу противостояли не «старая Россия» и революционеры, а две противоположные друг другу, но всё же революционные силы, причём «белая» сторона представляла в значительной степени интересы своих западных «спонсоров». Так что преклонение перед «Белым движением», характерное для части наших «правых патриотов», не менее нелепо, чем почитание Столыпина.
После революции 1917 года крестьянская община была восстановлена и по «Декрету о земле» получила бывшие помещичьи земли, что привело к росту благосостояния крестьян. Её развитие продолжалось и в ходе НЭПа (недаром в основу его плана были положены предложения А.В. Чаянова – экономиста-народника, который предлагал опереться на общинное мелкокрестьянское хозяйство и развитие кооперации, хотя раздавались и предложения о своего рода «втором издании» столыпинской реформы с опорой на фермерство). Впоследствии община с её традициями коллективизма была трансформирована в колхоз – с коллективной не только собственностью, но и обработкой земли. Более того, она оказала огромное влияние и на городскую жизнь советского общества, положив основу трудовому коллективу промышленного предприятия – а это общность людей, объединённых не только общим трудом, но и бытом и культурой (для работников строились общие жилые комплексы, дома культуры, детские сады и т.д.)
По мнению Кара-Мурзы, различие между русским коммунизмом и западной социал-демократией – не только в степени «радикальности», как часто считают («за революцию» или «за эволюцию»). Эти различия – цивилизационные: коммунизм опирается на принципы традиционного общества (недаром он получил распространение в России и странах Азии) с его естественной общинной солидарностью между людьми, воспринимающими общество как «семью», а социал-демократия – на западное общество, состоящее из изолированных индивидов. Она выстраивает вторичную солидарность «сытых» (благодаря эксплуатации стран «Третьего мира»). Западная модель общества – не «семья», а «рынок», где ценность человека определяется тем, что он может предложить «покупателю».
Другая важная тема, рассматриваемая в работах С.Г. Кара-Мурзы, – это тема фашизма. Его происхождение прямо противоположно коммунизму: если второй родился в рамках традиционного общества в условиях его борьбы за независимость от мировой капиталистической системы, то первый является порождением либерализма, его «гипертрофированной» формой. В сложных условиях 20 века, столкнувшись с вызовом левой идеи, либерализм не мог не породить этого явления.
Но корни фашизма значительно глубже и восходят к идеологии социал-дарвинизма, которая, в свою очередь, берёт свои истоки из протестантского (точнее, кальвинистского) взгляда на мир, когда, в соответствии с доктриной Кальвина, люди изначально разделены на тех, кто предназначен к спасению, и тех, кому суждены вечные муки. Причём этот выбор Бога виден уже в земной жизни через материальное благополучие первых и нищету вторых. Эта доктрина стала необходима европейцам в ходе колониальных захватов, позволяя относиться к жителям порабощённых стран и континентов как к обречённым на гибель, но применялась также и к низшим классам собственного общества.
Концепция «войны всех против всех», сформулированная Т. Гоббсом в 17 веке, легла в основу либеральной идеологии с её обожествлением конкуренции. Что же касается фашизма (в широком смысле), то он не отказался от этого принципа, а всего лишь перенёс его с индивидуального на групповой уровень. Конкурируют не индивиды, а целые народы и расы, и, естественно, одни из них, «высшие», побеждают, а «низшие» должны быть в лучшем случае порабощены, в худшем – стёрты с лица земли. Понятно, что в число «низших» в первую очередь попали славяне, которые – вот совпадение – как раз в это время вырвались из мировой капиталистической системы и стали строить свою независимую коммунистическую цивилизацию.
Таким образом, фашизм – явление, относящееся к западному обществу и только к нему. Это временное и искусственное сплочение атомизированных индивидов в интересах сохранения капиталистического строя.
Кара-Мурза чётко отделяет фашизм от национализма (вопреки либералам, которые в целях манипуляции смешивают эти два совершенно разных явления). «Национализм, – по его словам, – это особая точка зрения на все бытие, такой духовный аппарат, когда ты все видишь через призму судьбы своего народа, его прошлого и будущего, его интересов и идеалов, его достоинств и слабостей. Видишь с любовью и заботой, как к своей огромной родной семье. Когда большое число сограждан так же смотрят, народ собран и силен» («Кто такие русские»).
С этой точки зрения национализм не имеет ничего общего с различными формами шовинизма, утверждения неравенства между народами. Это отождествление своих личных интересов с интересами своего народа как целого, то есть именно та идея «общества-семьи», о которой уже шла речь. И, разумеется, национализм нисколько не противоречит коммунистической идее, скорее наоборот, подкрепляет её (недаром идёт речь о «советском национализме»). Это ещё одна причина, по которой концепции Кара-Мурзы могут стать связующим мостом между левыми и национал-патриотами.
Также немаловажно, что С.Г. Кара-Мурза, являясь атеистом (или, более вероятно, агностиком), при этом высоко оценивает роль религии (и «религиозного чувства») в жизни общества. Это позволяет объединиться в рядах его сторонников и верующим, и атеистам, что в наше время, когда эти группы пытаются искусственно противопоставить, особенно актуально.
В короткой статье сложно охарактеризовать все идеи С.Г. Кара-Мурзы и его значение для современного обществознания. Но я надеюсь, что она станет стимулом для читателей к самостоятельному изучению произведений этого автора, без знания которых нельзя понять реальность России 20 и 21 веков.
-------------------------------------
ТОВАРИЩИ!
БЕЗ ВАШЕЙ РЕГУЛЯРНОЙ ПОДДЕРЖКИ
БЮЛЛЕТЕНЬ
«ЗА СТАЛИНА!»
ВЫХОДИТЬ НЕ СМОЖЕТ!
Наш кошелек QIWI:
965-917-6587
Благодарим за помощь тт. Ш.Т.А. (Москва),
Асинкритова Г.П. (Тверь),
Скворцову В. П.
(Минеральные Воды)
------------------------------------------------------
Внимание!
Все номера бюллетеня до № 117 включительно и
документы «Сталинского блока Красноярья»
выложены на страничке
www . citizengrad . narod . ru / stalblok . htm ,
№ 118 и далее –
http://vk.com/id191520975
-------------------------------------------------------------
ВНИМАНИЮ НАШИХ
КОРРЕСПОНДЕНТОВ:
1. Не все публикуемые материалы отражают мнение редакции.
2. Материалы для публикации принимаются только в электронном виде (по электронной почте).
3. Поступившие в редакцию материалы не рецензируются и назад не возвращаются.
4. Врагам народа просьба не надрываться: пакостные отзывы о И. В. Сталине уничтожаются (стираются) без прочтения (автоматически).
--------------------------------------
Редактор: Гончаров Е. А.
Телефон редакции:
(391) 244-07-73.
Электронная почта:
genepotters@mail.ru
Тираж 999 экз.
-------------------------------------
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!