Анализ стихотворения З. Гиппиус «Нелюбовь»

Выдрак Оксаны

Анализ стихотворения З Гиппиус «Нелюбовь».

Кортко о символизме, представителях и школах.

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.

Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Для произведений символизма характерно формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности.

Слово «символизм» происходит от греческого symbolon, что переводится как «знак, символ». Этот термин впервые употребил французский поэт Жан Мореас в одноименном манифесте «Le Symbolisme», в котором сформулировал основные принципы нового направления и определил значение главных понятий символизма — образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними».

Особенности символизма:

1) Центральным понятием эстетической системы символизма является символ (от греческого Symbolon – условный знак) – образ, вмещающий в себя бесконечное множество смыслов.

2) Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу.

3) Стихи символистов отличаются музыкальностью, так как они считали музыку праосновой жизни и искусства. Музыкальность стихов достигается благодаря частому использованию ассонансов, аллитераций, повторов.

4) Господствует идея двоемирия: миру земному, реальному противопоставляется мир запредельный «реальнейший», вечный. Согласно учению В.С. Соловьева, земной мир является лишь тенью, отблеском высшего, невидимого мира. Как и романтикам, символистам свойственна тоска по идеалу и неприятие несовершенного мира.

5) Поэзия символистов подчеркнуто сосредоточена на внутреннем мире лирического героя, на его многогранных переживаниях связанных с трагическим состоянием мира, с таинственной связью человека и вечности, с пророческими предощущениями вселенского обновления. Поэт-символист понимается как связующее звено между земным и небесным, поэтому его прозрения и откровения понимаются по выражению Валерия Брюсова, как «мистические ключи тайн», позволяющие читателю представить себе иные миры.

6) Слово в произведениях символизма многозначно, что отражено в формуле N+1, то есть ко множеству значений, которыми обладает слово, всегда можно добавить еще одно значение.

Представители русских писателей и поэтов-символистов:

1)К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);

2)В. Я. Брюсов (1873 — 1924);

3)Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);

4)И. Ф. Анненский (1855 — 1909);

5)А. А. Блок (1880 — 1921);

6)А. Белый (1880 — 1934).

 

Старшие символисты (ещё их называют "декаденты") — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:

1)Д. Мережковский;

2)З. Гиппиус;

3)К. Бальмонт;

4)В. Брюсов;

5)Ф. Сологуб;

6)А. Добролюбов;

7)Н. Минский;

Младшие символисты ("младосимволисты") — младшее поколение символистов начала XX века.

1)А. Блок;

2)А. Белый;

3)С. Соловьёв;

4)Вяч. Ив. Иванов;

5)И. Анненский;

6)Ю. Балтрушайтис.

 

Представители петербургской школы (Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, З. Н. Гиппиус, Андрей Белый, А. Блок) основывались на религиозно-мистических поисках, воплощенных в художественном творчестве. Их интересовал поиск связей между религией и творчеством, церковью и интеллигенцией, что привело к утверждению «нового религиозного сознания», основанного на уничтожении разрыва между верой и жизнью. И значит символ они брали из Священного писания.

Особенности Петербургского кружка:

1) Опирается на русскую философию Владимира Соловьева (Страшный мир чужд, хладен, темный – это все наш земной мир, а мир, который Там – блаженный, чистый, светлый. Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.) → Отсюда 2 темы в поэзии символистов: тема страшного мира, ощущения близкого конца этого страшного мира, он же приходящий и тема ожидания нового откровения и поклонение Вечной Женственности.

2) Опирается на христианскую мистику.

3) Символ берется только в религиозном значении, т.е. из Священного писания. («Девушка пела в церковном хоре…» - церковь, белые ступени, голос льющийся, купол церкви – Блок).

4) Символизм – категория мировоззренческая, т.е это мировоззрение.

Московская школа (В. Брюсов, К. Бальмонт, Юргис Балтрушайтис), возглавляемая В. Я. Брюсовым, популяризировала традиции европейского символизма в русской поэзии. Критически относясь к мистической сущности символа.

1)Утверждали необходимость формального совершенствования стихосложения, создание энергичных, жизнеутверждающих произведений.

 2)Символизм является только искусством, причем высшей точкой в его развитии. Это высочайшая миссия, поэтому претендовать на статус религии для символизма бессмысленно и губительно.

3)Для представителей школа характерна европейская ориентация (философия Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, творчество французских символистов).

4)Ориентированы к светскости, к не религиозности. Все символы в светском значении. («Фиолетовые руки на оранжевой стене полусонно чертят звуки в звонкозвучной тишине» - Брюсов «Творчество»).

5) Считали, что любое слово может быть символом, Символ в светском значении - это игра слов.

 

Анализ стихотворения З. Гиппиус «Нелюбовь»

З. Гиппиус является одним из ярких представителей русского символизма. Она входит в петербургский кружок, которому свойственны, как указывает З. Минц в работе «Блок и русский символизм», упаднические мотивы, мистика и религиозность. Представители данного кружка брали символ из Священного писания, поэтому символика приобретала религиозное значение. Поэты также опирались на философию Владимира Соловьева.

 

Нелюбовь.

Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,
Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я древний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый,- открой, открой!

Держу я ставни, открыть не смею,
Держусь за ставни и страх таю.
Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний — любовь мою.

Смеется хаос, зовет безокий:
Умрешь в оковах,- порви, порви!
Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье — и в Нелюбви.

Охладевая, творю молитву,
Любви молитву едва творю…
Слабеют руки, кончаю битву,
Слабеют руки… Я отворю!

 

• К какому кружку символизма ( петербургскому или московскому) относится выбранный вами поэт?
• К какому тому, циклу стихов оно относится?
• Опорные слова –символы данного стихотворения ( цикла).
• Своеобразие лирического героя.
• Звукопись ( ассонанс, аллитерация).
• Версификациооный анализ: строфа, ритм, рифма, размер.

 

Выбранный мною поэт относится к петербургскому кружку. Данное стихотворение не относится ни к какому циклу.

В том стихотворении поэтесса обращается к своей давно прошедшей любви, которая ее не отпускает (ведь стихотворение носит название «Нелюбовь»). Она обращается к своей «нелюбви» - Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни, Как ветер черный, поешь: ты мой! Я древний хаос, я друг твой давний, Твой друг единый,- открой, открой!

При этом сравнивая свое обращение с ветром мокрым, ветром черным. Все стихотворение пронизано этой мыслью, об ушедшей любви, но по каким-то причинам она поэтессу еще не покинуло. Она все еще ее ждет «Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний — любовь мою.
И снова голос разума отвечает «Смеется хаос, зовет безокий: Умрешь в оковах,- порви, порви! Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье — и в Нелюбви.».
Лирический герой как бы сам себя убеждает в том, что счастье в свободе и в нелюбви, а не любви.

«Охладевая, творю молитву, Любви молитву едва творю…Слабеют руки, кончаю битву, Слабеют руки… Я отворю!» Из этого отрывка понятно, что лирический герой сдается, он заканчивает битву и отворяет свое сердце навстречу новой любви.

 

Версификациооный анализ: строфа, ритм, рифма, размер.

 

Нелюбовь.

Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни, (а)
Как ветер черный, поешь: ты мой!(б)
Я древний хаос, я друг твой давний,(а)
Твой друг единый,- открой, открой!(б)

Держу я ставни, открыть не смею,(а)
Держусь за ставни и страх таю.(б)
Храню, лелею, храню, жалею(а)
Мой луч последний — любовь мою.(б)

Смеется хаос, зовет безокий:(а)
Умрешь в оковах,- порви, порви!(б)
Ты знаешь счастье, ты одинокий,(а)
В свободе счастье — и в Нелюбви.(б)

Охладевая, творю молитву,(а)
Любви молитву едва творю…(б)
Слабеют руки, кончаю битву,(а)
Слабеют руки… Я отворю! (б)

Строфа четыре катрена (четверостишие). Рифма перекрестная с чередованием женской и мужской. Размер:

как ве/тер мо/крый, ты бье/шься в ста/вни

Как ве/тер че/рный, пое/шь: ты мо/й

Литература:

1)История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова [и др.]

2)Л. Гинсбург «О лирике»

3)Азадовский К., Лавров А. 3. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество // Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения. Проза. - Л., 1991.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!