Скончался М.И.Глинка в Берлине в возрасте 52 лет. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.



Как складывалась судьба русской музыки XVIII веке?

Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, вспомним, что данная эпоха ассоциируется с именем Петра I.

Реформы Петра I способствовали развитию музыкального искусства по образцам Западной Европы. В России работали известные итальянские композиторы. Начали осваиваться жанры

оперы - театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра,

камерной музыки - музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов - инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон;

появляются крепостные оркестры.

В XVIII веке Дмитрий Степанович Бортнянский и Максим Сазонтович Березовский создают уникальный жанр хорового концерта.

Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки. Впоследствии он становится светским.

Можно ли считать, что в России в XVIII веке существовала национальная музыкальная школа?

Нет. Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура - Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное - получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя, а с другой - русский фольклор. Музыкальный фольклор явился основой всех национальных музыкальных школ: композиторы обрабатывали народные песни и отражали музыкальную культуру народа в своем творчестве, но в России самобытная национальная музыка еще не была обработана для исполнения симфоническим оркестром.

СЛАЙД 2.

Принципиально новый этап развития русской музыки связан с творчеством М. И. Глинки – основоположника национальной музыкальной классики.

Сегодня в конце урока мы должны ответить на ключевой вопрос:Почему М. И. Глинку называют «отцом русской музыки»?

Не важно, в какое время живет человек, достаточно большое влияние на дальнейшую его судьбу оказывает среда, в которой он воспитывается и растет.

СЛАЙД 3-5.

М.И.Глинка родился в Смоленской губернии в усадьбе отца – селе Новоспасском в 1804 году.

СЛАЙД 6-8.

В Петербургском пансион, где учился М.Глинка, он познакомился с А.С.Пушкиным. Их дружба продлилась до самой смерти Пушкина. Круг друзей и знакомых этих двух русских гениев был общий, пересекались жизненные пути. И оба боготворили Моцарта! М. И. Глинка создал десять романсов на стихи А. С. Пушкина и каждый — лучшее творение.

Давайте вспомним, что такое романс?

Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе.

Предлагаю послушать романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина. Свой романс Глинка посвятил Екатерине Ермолаевне Керн, дочери воспетой Пушкиным Анны Петровны Керн.

М.И. Глинка говорил: «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Аранжировка – это переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.

 

СЛАЙД 9-10-11.

И, конечно, М.И.Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы.После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Глинка меняет свой музыкальный стиль. Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Именно в России происходит новый этап в творчестве- создание оперы по мотивам жизни крестьянина Ивана Сусанина(1836г). Ее первый показ на сцене заканчивается триумфом. Впервые в истории русской оперы Глинка построил музыкальную композицию на непрерывном музыкальном развитии без диалогов. Он насытил оперу массовыми хоровыми сценами, дал яркие характеристики героев и русского быта.

 

СЛАЙД 12-13-14-

Опера «Руслан и Людмила (1842г.) стала образцом сказочно-эпической оперы. Новизна оперы состояла:

1 В наличии сказочного сюжета;

2 В неторопливом повествовании с отступлениями от сюжета;

3. Разработка особых выразительных средств в музыке для фантастических персонажей - Черномора, волшебницы Наины, говорящей Головы.

СЛАЙД 15-16.

Народные мелодии стали основой его симфонического творчества. С «Камаринской» начинается рождение русской симфонической музыки. Камаринская – русская народная плясовая песня , пляска под эту песню.

1848 год. Композитор уехал на проживание в Варшаву. Тоскуя по родным краям, Глинка начал вспоминать народные мотивы. Неожиданно он нашел сильную схожесть двух известных русских народных песен «Из-за гор, гор, высоких гор», которую обычно исполняют на свадебных гуляниях, и плясовой «Камаринской». Изначально задумывалось небольшое фортепианное произведение. Но воображение композитора разыгралось не на шутку, и получилась довольно интересная оркестровая пьеса.

Послушайте «Камаринскую». 

 

СЛАЙД 17-18-19

Длительный процесс развития камерной вокальной музыки Глинка подытожил в жанре романса. Глинка создавал вокальные мелодии, отличающиеся пластичностью и красотой. В его романсах всегда гармонично сочетаются музыка и текст.

СЛАЙД 20.

Скончался М.И.Глинка в Берлине в возрасте 52 лет. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

СЛАЙД 21-22-23.

Значение творчества М.И.Глинки:

1.Создал первую русскую национальную оперу.

2. Стоял у истоков композиторской и вокальной школы России.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!