Записать в творческую тетрадь.

11.02.

Тема .  Античная художественная культура: Древняя Греция и Древний Рим.

План лекции:

– истоки античного искусства в крито-микенской культуре;

– архитектура Древней Греции и Древнего Рима;

– античная скульптура.

 

Термин «античность» (от лат. antiquus – древний) появился в сочинениях итальянских гуманистов XV в. для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима. В истории Средиземноморья ей предшествовал расцвет цивилизаций островов и побережья Эгейского моря, получивший название крито-микенской эпохи.

 

«Золотой век» человечества греки (в частности Платон) связывали с загадочной Атлантидой, исчезнувшей под водой (миф о Всемирном потопе). Некоторые ученые отождествляют Атлантиду с островом Крит. Согласно греческой мифологии именно сюда Зевс в облике белого быка привез финикийскую царевну Европу, которая родила царя Крита – Миноса (отсюда – минойская цивилизация).

 

Кносский дворец, или Лабиринт (вспомните миф о Тесее и Минотавре), найденный оксфордским археологом Артуром Эвансом в начале ХХ в., строился в начале 2 тыс. до н.э. В центре его свободной конструкции – двор, вытянутый с севера на юг и окруженный различными помещениями на 1,2,3 этажах: в западной части в основном кладовые и мастерские, в восточной – колонный зал, парадные и жилые комнаты, святилища, бани и т.д. Деревянные колонны на каменных базах расширяются кверху. Освещение шло по лестничным пролетам через световые колодцы.

 

 

 Основное украшение дворца – фрески (роспись по сырой штукатурке). Грифоны (львы с орлиными головами) изображены среди стеблей папируса на красном фоне стены с волнистыми белыми линиями.

Задание для самостоятельной работы: рассмотрите фрески Кносского дворца на НМ. Сравните «Парижанку» и «Дам в голубом» с изображением женщин в живописи государств Древнего Востока.

 

Около 1700 г. до н.э. на Крите произошло землетрясение, а в XV в. до н.э. его захватили ахейцы (главные города – Микены и Тиринф). Согласно «Илиаде» Гомера Микены – город Агамемнона, совершившего знаменитый поход на Трою. Его местонахождение было обнаружено немецким археологом Генрихом Шлиманом в XIX в.

В отличие от Крита Микены и Тиринф защищали крепостные стены из огромных грубо отесанных глыб («циклопическая» кладка). Львиные ворота у входа в Микенскую крепость можно сравнить с Львиными воротами хеттов, которым ахейцы нанесли сокрушительный удар в XIII в. до н.э. На возвышении (акрополь) находился царский дворец простой и строгой планировки: в центре – парадное помещение (мегарон) с очагом и отверстием для дыма, наружный портик с двумя колоннами выходил на юг.

Круг гробниц обносился двойным рядом вертикально поставленных плит (кромлех). «Шахтовые» прямоугольные захоронения в скалах с XVI в. до н.э. сменяют «купольные» гробницы (толосы), врезанные в холм («Сокровищница Атрея»). Золотая «маска Агамемнона» свидетельствует об обряде захоронения, близком древнеегипетскому. Фреска из дворца в Тиринфе, изображающая женщину с колосьями, напоминает фрески Кносского дворца. Критскую вазопись с органическими морскими формами сменяют в микенской культуре условные стилизованные узоры, подчиненные орнаментальному ритму.

 

Задание: рассмотрите на НМ все упоминаемые в тексте лекции памятники крито-микенской эпохи. Сравните культуру Крита с Микенами и Тиринфом.

 

Периодизация древнегреческой культуры начинается с «гомеровского» периода («темные века» – XI-XVIII вв. до н.э.), когда складывается греческая мифология и появляются поэмы Гомера. Вершину пантеона составили 12 олимпийских богов: Зевс (римск. Юпитер), Гера (Юнона), Посейдон (Нептун), Деметра (Церера), Аид (Плутон), которого заменила Афродита (Венера), Гестия (Веста), которую в Греции сменил Дионис (Вакх), Афина (Минерва), Аполлон, Артемида (Диана), Арес (Марс), Гермес (Меркурий), Гефест (Вулкан). Отец первых шести богов – титан Крон – Хронос (Сатурн) в Греции обозначал время (жизнь-смерть), а в Риме бог времени – двуликий Янус (день – ночь). Всех чудовищ и титанов родили земля Гея и небо Уран (в Египте противоположные половые обозначения: земля – Геб, а небо – Нут). 

Греческая архаика (VII-VI вв. до н.э.) отличается развитием росписи сосудов от геометрического стиля к ковровому под влияние Древнего Востока, а затем к преимущественному изображению человека в чернофигурных (Эксекий «Ахилл и Аякс играют в кости») и краснофигурных (Евфимид и Евфроний) композициях. Среди самых распространенных форм посуды – амфора (сосуд для хранения вина), килик (для смешивания вина с водой) и кратер (чаша с двумя ручками на тонкой ножке).

 

Задание: рассмотрите на НМ примеры чернофигурной и краснофигурной вазописи. Чем они отличаются?

В период греческой классики (V-IV вв. до н.э.) складывается идеальная скульптурная форма, а эллинизм (конец IV-I вв. до н.э.) отмечен влиянием древневосточных культур в результате завоеваний Александра Македонского.

     

Периодизацию древнеримской культуры начинают с этрусков (VII-IV вв. до н.э.), которые многое заимствовали у греков. На Капитолийском холме стоял несохранившийся храм трем богам (римские Юпитер, Юнона и Минерва) и бронзовая статуя волчицы, вскормившей основателей Рима – двух братьев-близнецов.

В культуре Древнего Рима отразилось скорее аналитическое, чем художественное мировосприятие, и акцент делался не на искусство (как в Греции), а на политику. С этим связано и обозначение периодов: Республика (IV-I вв. до н.э.) и Империя (I-IV вв. н.э.).

 

Архитектура античности – ордерная (от лат. ordo – ряд, разряд; нем. оrder и франц. оrdre – порядок, приказ). Основной элемент конструкции – колонна, на которую опирается антаблемент. В греческой архитектуре три основных ордера: дорический (строгий, «мужской»), простая капитель которого состоит из круглого в плане эхина и квадратной абаки; ионический (изящный, «женский») с волютами на капители; более поздний (V в. до н.э.) - коринфский (пышный, декоративный) с капителью из стилизованных листьев аканта. Основная форма греческого храма – периптер, прямоугольное в плане сооружение, окруженное колоннами по периметру; внутри – целла, помещение для статуи божества. Невысокая двускатная крыша образует на фасаде треугольник – фронтон, украшенный скульптурой.

Самый знаменитый греческий храм дорического ордера – Парфенон (8 колонн по ширине и 17 по длине, архитекторы Иктин и Калликрат).

 

 

Кроме него в ансамбль Афинского Акрополя (V в. до н.э.) входят дорический храм на входе (Пропилеи, архитектор Мнесикл) и два ионических – храм Афины-Ники (маленький перед входом, архитектор Калликрат) и Эрехтейон с кариатидами вместо колонн.

Задание: на НМ внимательно рассмотреть изображение каждого храма в ансамбле Афинского Акрополя. Определить тип ордера.

 

В Древнем Риме по греческому образцу возводились храмы на Римском Форуме, посвященные Сатурну, а также Кастору и Поллуксу. На Бычьем Рынке сохранились прямоугольный храм ионического ордера, посвященный богине Вилирис, и Круглый храм с колоннами коринфского ордера. Самый знаменитый римский храм «всех богов» – Пантеон императора Адриана (120-125 гг. н.э., архитектор Аполлодор из Дамаска). Он имеет круглую в плане форму с круглым отверстием в верхней части купола, а на входе – прямоугольный портик с коринфской колоннадой и треугольным фронтоном.

 

 

Круглую форму в античной архитектуре имели амфитеатры. На склонах Афинского Акрополя расположено сразу два амфитеатра, отражающих разные периоды древнегреческой истории и культуры: легендарный театр Диониса

 

 

и театр Герода Аттика (Одеон).

 

 

В Древнем Риме самые грандиозные амфитеатры предназначались для гладиаторских боев и других массовых зрелищ. В знаменитом Колизее, по преданию, были отданы на растерзание диким зверям первые христиане. Три яруса Колизея снаружи декорированы арками и пилястрами трех греческих ордеров.

 

Если в Древней Греции античный культ тела получил свое выражение в спортивных состязаниях во время Олимпийских игр (примечательно, что они проводились в святилищах), то в Древнем Риме он проявился в пиршествах, которые устраивались в Римских банях – термах (они были похожи на роскошные дворцы). В качестве водопровода использовались акведуки – арочные мосты.

В римской архитектуре особое значение приобретают триумфальныеарки и колонны. Самая знаменитая колонна находится на форуме Траяна, вся поверхность ее перевита спиралевидной лентой рельефа с изображением подвигов Траяна, а на вершине в настоящее время можно видеть не римского императора, а Св.Петра, указывающего рукой в направлении Ватикана. Самая большая триумфальная арка посвящена императору Константину, на ее декорирование были использованы фрагменты других памятников, что свидетельствовало об упадке Римской империи.

 

Задание: внимательно рассмотрите на НМ упомянутые в лекции памятники Древнего Рима. Обратите внимание на круглую арку, получившую распространение в культуре Древнего Рима. Сравните колонну Траяна с египетским обелиском и индийской стамбхой.

 

Гегель разделял историю культуры на три эпохи: символическую (Древний Восток, основной вид искусства – архитектура), классическую (Античность, основной вид искусства – скульптура), романтическую (Европа, основной вид искусства – живопись). Понимая условность любых схем, мы должны признать, что греческая классика отмечена прежде всего скульптурными шедеврами.

Уже в период греческой архаики в скульптуре обнаруживается тенденция к пропорциональности. Мраморные мужские и женские фигуры получили соответственно название «куросы» и «коры». Всем им присуща «архаическая улыбка». Статуя «Мосхофор» или «Несущий теленка» (ок. 570 г. до н.э.) сохранила следы смелой раскраски: теленок – синий, глаза человека – красные, борода – зеленая.

 

Задание: рассмотрите памятники греческой архаики, упомянутые в тексте лекции, сравните их с классической греческой скульптурой.

 

Бронзовые статуи скульпторов греческой классики V в. до н.э. Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор» или «Копьеносец»), известные нам только по римским мраморным копиям, изображают обнаженную фигуру спортсмена соответственно в движении и в покое. В теоретическом трактате Поликлет предложил идеальные пропорции человеческой фигуры: голова – седьмая часть, лицо и кисть руки – десятая, ступня – шестая.

 

 

Скульптор Фидий при Перикле создал скульптурный декор Парфенона, а также известные только в реконструкциях статуи Зевса (для храма в Олимпии) и Афины (для Парфенона), выполненные скульптором из золота и слоновой кости. На щите богини он оставил первый «автопортрет».

 

 

К IV в. до н.э. относятся мраморные скульптуры Праксителя («Гермес с младенцем Дионисом на руках») и Скопаса («Вакханка» или «Менада»).

 

 

В это же время были созданы бронзовые оригиналы мраморных копий «Геракл, борющийся со львом» Лисиппа и «Аполлон Бельведерский» Леохара.

 

 

Лисипп, будучи личным скульптором Александра Македонского, идеализировал его внешность в портретах.

Задание: рассмотрите на НМ примеры греческой классики, упомянутые в лекции. Сравните портрет Александра Македонского с изображением богов.

 

С эллинизмом связаны самые знаменитые мраморные статуи II в. до н.э.: «Венера Милосская» (Александр) и «Ника Самофракийская», которые находятся в Лувре.

 

                         

 

К шедеврам эллинизма также относятся «Лаокоон с сыновьями» (Агесандр, Полидор, Афанодор) в Ватикане и рельефный фриз Пергамского алтаря в Берлине, изображающий борьбу богов и гигантов. Скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями», созданная на сюжет одного из эпизодов «Одиссеи» Гомера, стала особенно знаменита благодаря программной статье немецкого писателя XVIII века Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».

 

Задание: на НМ рассмотрите фрагменты Пергамского Алтаря. Боги (Зевс, Афина) находятся вверху, а гиганты (Порфирион, Алкионей) – внизу. Сравните скульптуру эллинизма с греческой архаикой и классикой.

 

Римская скульптура – это копии греческих оригиналов и собственно римский скульптурный портрет. Последний известен не по именам скульпторов, а по узнаваемым изображениям полководцев и императоров, а также их жен. Первый римский император Октавиан Август изображался в тоге; в военных доспехах с маленьким Амуром у ног; в виде сидящего Юпитера с фигуркой Ники в руке.

Задание: Сравните на  наглядном материале разные изображения Октавиана Августа. По каким чертам лица его можно узнать в любом одеянии? Вспомните поэму Вергилия «Энеида» и объясните, почему у ног первого римского императора изображается Амур?

 

По портретам можно составить представление о разных характерах императоров: умному и практичному Веспасиану приписывается выражение «деньги не пахнут», а жестокий и подозрительный Каракалла убил родного брата и многих знатных римлян. Прическа свидетельствует о смене моды: короткая стрижка (Траян, ценивший военное искусство), кудрявые волосы и борода (Адриан, подражающий грекам), бритый череп («солдатский» император-варвар Максимин Фракиец). Уникальна конная статуя Марка Аврелия в Риме на площади Капитолия.

 

 

Задание: рассмотрите на НМ портреты римских императоров, сравните их с портретами греческих правителей и философов.

 

Живописный характер античного искусства проявился в раскраске и инкрустации статуй и ваз, в украшениях (инталии и камеи), в декоре домов (фрески и мозаика). Парадоксы истории и культуры приводят к тому, что в разрушенных в результате извержения вулкана Везувия Помпеях сохранился до наших дней не только внешний облик древнего римского города, но и живописное убранство внутренних помещений. 

 

Скульптурный портрет Константина (ок.285-337 гг. н.э.), римского императора с 306 г., поддерживающего христианство, отличают условность черт лица и огромные навыкате глаза. Это не случайно. Античной телесности христианство противопоставило дух (душу). В «Исповеди» Августина (IV в.) как особая проблема рассматривается бестелесная сущность божества: «если бы я мог представить себе бестелесную субстанцию».

 

В Александрии (греческая колония на территории Египта, находившаяся под властью Рима) найдены фаюмские портреты, созданные во II-III вв. н.э. (раннее христианство). Эти плоские цветные изображения на деревянных дощечках, вероятно, предназначенные для захоронений, носят переходный характер, в них можно усмотреть предпосылки иконописи. Юноша в золотом венце сравнивается с Адонисом, которому посвящался один из культов, распространенных в то время на территории Римской империи параллельно с христианством.

Записать в творческую тетрадь.

Античность- история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также стран и народов, культура которых развивалась по древнегреческим и древнеримским традициям.

 

 Д/З  Создать эскиз росписи вазы в традициях древнегреческих мастеров.

 

 


   


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий/ Сост. В.Л.Рабинович. М., 1992.

Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

Винкельман И.И. Об искусстве у греков// Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. М., 1996.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых/ Сост. Л.С.Ильинская. М., 1997.

Искусство Древней Греции. М., 1986.

Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. М., 1989.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1967.

Мережковский Дм. Рождение богов (Тутанкамон на Крите)// Мережковский Дм. Собр.соч. в 4 т. М., 1990. Т.4. С.261-368.

Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992.

Рабинович А.Б. Первые источники по истории раннего христианства. М., 1990.

Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. Малая история искусств.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. М., 1987.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Стоун И. Греческое сокровище. М., 1979.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!