Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность?



Зачем творить добро?

Слайд 1. Название урока.

Вы узнаете:

- Как подражают Христу

- Чему радуются святые

Предварительная беседа

Слайд 2. Счастье – благо - благодарность.

На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем и как его достичь.

Какой синоним слову «счастье» в церковнославянском языке?

Благо. Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.

А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо» вы знаете?

В церковнославянском языке таких слов очень много. В русском языке  мы используем только некоторые из них. Благополучие, благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благолепие (прекрасно украшено), благонадежный, благонравный, благообразный, благословение, благосостояние, благоугождать (делать приятно), благоухать (издавать приятный запах), благочестивый (набожный, имеющий благие чувства) и др.

Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».

Слово «благодарить» состоит из двух частей. Благо – добро, добрые деяния, служащие счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение. Дар – приношение, почет.

 

Слайд 3. Творить - благодарить.

Когда человек делает добрые дела, он благо творит.  Помощь, подарок — это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью.  Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. с частью своего сердца – счастливым. Когда человек отвечает любовью – он благо дарит. Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым – сопричастным себе.

 

Слайд 4. Дыхание любви.

Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать.

Мы вдыхаем воздух в легкие (берем, получаем) и выдыхаем его (отдаем, возвращаем). Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е., чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и давать его. Иначе она погибнет.

Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка?

Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь. Вот так же и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела – дела любви.

 

Слайд 5. Благодарность.

Наши родители. Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия?

Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

 

Слайд 6. Свойства Божии.

Из «Закона Божия» прот. Серафима Слободского:

Одно из свойств Божиих – всеблагий. Т.е. Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Еще одно свойство Бога – вседовольный. Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, - полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным.

 

Слайд 7. Благодарность – врата радости.

Бог есть Любовь и соединиться с Богом можно только через любовь. Любить же способна только здоровая душа. Болезнь души  - это гордость. Если человек гордо думает, что это он сам такой замечательный, и не испытывает ни к кому благодарности, то сердце его перед Богом закрыто.  Когда же человек понимает, что все добро идет от Бога и благодарен Ему и ближним, его сердце открывается. Благодарность рождает смирение в душе, т.е. исцеляет ее. Это дает душе возможность соединиться с Богом и войти в Жизнь Вечную.  Помните первую Заповедь Блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Вот поэтому Бог, желая нашего духовного здоровья, желает и нашей благодарности.

Должны ли мы стремиться к благодарности за свои добрые дела?

Добрые дела – дела любви – это самоотдача. Желать благодарности, как выражение ответной любви мы можем. А вот стремление к благодарности, желание похвалы, награды за свои якобы заслуги – это признак гордости, путь к самовозвеличиванию. И если мы обижаемся, когда нас не благодарят – наше сердце закрывается. Если же мы не держим в сердце зла, то за неблагодарных благодарит Бог.

↓4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете? (дети отвечают)

Слушаем притчу о подлинной благодарности

Слайд 8. Притча.

Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.

Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

– Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...

 

Анализ притчи

Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность?

Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь.  Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра.

 

Слайд 9. Благодарность.

Родители часто помогают вам переходить через опасную дорогу. Какой будет от вас подлинная благодарность им за это?

 Истинной благодарностью родителям за эту помощь будет, если и вы сами будете помогать переходить дорогу слабым.

 

Слайд 11. Фоновый. Крест-икона, Урал, начало XVIII в.

Все люди согласны с «золотым правилом этики» - «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистами. Сегодня мы рассмотрим только две из них.

1. Первая из них - благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…

Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Анализ текста

↓3. Почему христиане благодарны Христу?

Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей. И если даже благодарность к человеку привносит в сердце покой и радость, то представьте себе, какое блаженство дает благодарность Богу. Человек никогда и нигде не сможет найти себе истинную радость в жизни, как только в Боге.

 

↓Почему такая благодарность Иисусу Христу особенно побуждает их христиан к совершению добра?

Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками Своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.

 

Слушаем текст

↓ВРЕЗКА. Андреевский флаг

Слайд 12. Распятие апостолов Петра и Андрея.

Фреска «Распятие апостола Петра». Монастырь Дечаны, Сербия, XIV век.

Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы.

Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города.

 Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».

Слушаем стихотворение

Слайд 14. Змитрович Г.В. Взгляд Христа на мир.

 

Бог на земле – не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике…

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать –

Должны решать мы ежедневно сами.

(Геннадий Иванов)

Слайд 15. Друг познается в беде.

Да, потому что Господь Иисус Христос заповедал нам любить ближнего. Нарушая Христову заповедь, мы предаем тем самым Самого Христа.

 

Самостоятельное чтение второй части текста

Слайд 16. Фон.

2. Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился «духовный опыт». У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра.

Может быть, в жизни человека было лишь несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно: от чего предостерегают заповеди, и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча:

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привел своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил этот мешок: он не знал цену алмазам и золоту и решил, что его просто хотят заставить таскать тяжести.

В этой притче золото – это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы непривлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом этой внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а, значит, и жизни по заповедям. Поэтому христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Анализ текста

Слайд 17. Благодать.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!