Суть теории – модным теориям о «равенстве» и «свободе» противопоставить понимание особенностей русской государственности и идентичности

Николай I 1825 – 1855 гг.

Внутренняя политика

Воцарение Николая I сопровождалось смутой, кровавыми событиями и это навсегда запечатлелось в его памяти: «Никто не в состоянии понять ту жгучую боль, которую я испытываю и буду испытывать всю жизнь при вспоминании об этом дне»

 - Император считал, что самодержавная, «Богом данная» власть царя – необходимая форма правления в России

- Николай I никогда не испытывал влечения к европейским теориям социального устройства жизни, терпеть не мог «всякие там конституции и парламенты» которые, нарушали законный принцип коронованных правителей

- Николая Павловича с детства отличала предельная аккуратность и педантизм в исполнении норм и правил. При исполнении закона император ни для кого не делал исключений.

 

Преобразования в государственном управлении

Николай I и его советники сделали из событий 14 декабря 1825 года важный вывод: надо многое изменить во внутренней политике и организации власти, упрочить основы власти. Исключить подобные декабрьским антиправительственные выступления. Большую роль в управлении играла:

 

1826 год – Создано Третье отделение Собственной Его Величества Канцелярии в ведении которого были сосредоточены функции ряда министерств (юстиции, внутренних дел, просвещения). Осуществляло высший полицейский надзор и ведало организацией борьбы с антиправительственным движением отдельных лиц и различных групп.

1833 году – «Свод законов Российской империи». В период с1825 по 1833 года М.М.Сперанским завершена работа по кодификации (систематизация) законодательства

Финансовая реформа (министр финансов, граф Е.Ф.Контарин) – за короткий срок было накоплено большие государственные запасы драгоценных металлов, что позволило установить твердое соотношение рублей (бумажных к серебряному: 3руб 50 коп / 1 руб). Старые (еще со времен Екатерины) ассигнации изымались и заменялись кредитными билетами

 

Крестьянский вопрос

       Проблема:

- если предоставить полную гражданскую свободу крестьянам (юридическую независимость), но не дать им земли, то рушится вся система социально экономических отношений.

- насильственно отнять землю у помещиков значило нарушить незыблемый государственный принцип неприкосновенности частной собственности

- выкупить землю у владельцев, а затем передать крестьянам, государство не имело возможности т.к. для этого требовались огромные средства

- у самих крестьян денег на выкуп земли нет и нет даже предпосылок для их появления

1837г. создано Министерство государственных имуществ. Министерство занималось также государственными крестьянами (около 8 млн. человек). Возглавил министерство Киселев П.Д.

Государственные крестьяне.

- вместо барщины вводился оброк, величина которого устанавливалась исходя из доходности хозяйства

- получили право на самоуправление (могли выбирать из своей среды доверенных лиц старост и сотников для решения текущих вопросов)

- Министерство во главе с графом Киселевым наметило программу распространения просвещения. За счет государства строились сельские школы, велись работы по благоустройству местности, открывались ветеринарные лечебницы.

Г. Закон об обязанных крестьянах.

- землевладелец мог ликвидировать крепостные отношения, через приобретение крестьянином земли (крестьянин наделялся землей и за это помещик получал определенный оброк (продуктами или деньгами)

- запрет на продажу крестьян отдельно от семьи

 

Теория официальной народности

Еще графом Уваровым С.С. было сформировано идеологическое обоснование существующего общественного строя – т.н. «теория официальной народности», впоследствии ненавистниками Российского государства названная реакционной. На самом деле некой стройной системы обобщенных положений не существовало. В 1834 году в циркуляре попечителям (начальникам) учебных округов министр высказал пожелание, что подрастающее поколение следует обучать в духе православия, самодержавия и народности.

ПРАВОСЛАВИЯ – присущая русскому народу исконная приверженность христианству, без любви к вере предков народ погибнет

САМОДЕРЖАВИЯ – единственно возможная форма государственного устройства России и условие ее политического существования

НАРОДНОСТИ – исторически сложившийся добровольный союз верховной власти и общества

Суть теории – модным теориям о «равенстве» и «свободе» противопоставить понимание особенностей русской государственности и идентичности


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!