Материя, космос бесконечны и вечны – нет и не может быть начала у мира.

Тема 1 Понятие атеизма и его историческая эволюция

1. Понятие атеизма.

2. Возникновение атеизма.

3. Атеизм в Средние века. Эпоха Возрождения

 

 

Понятие атеизма

 

Слово «атеист» греческого происхождения, в переводе означает «безбожник».

Атеист – это человек, отрицающий существование Бога, или, иначе говоря, утверждающий, что Бога нет.

Атеизм бывает пассивным и деятельным.

Пассивный атеист – убежденный в том, что Бог – это выдумка людей, но никому не навязывающий свою точку зрения. Пример – современные жители Эстонии, до 70% которых считают себя атеистами.

Деятельный, активный атеист – агрессивно и воинственно защищающий свои убеждения, и старающийся всех обратить в свою веру. Пример – Владимир Ильич Ленин, создатель книг «О воинствующем материализме», «Материализм и эмпириокритицизм», или Емельян Михайлович Ярославский, при рождении Мине́й Изра́илевич Губельма́н, редактор журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», председатель «Союза воинствующих безбожников».

Можно выделить также ложного атеиста – человека, определяющего себя как атеиста, но по сути своих убеждений атеистом не являющегося. Пример – немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Атеиста следует отличать от агностика и антиклерикала. Большинство признающих себя в наши дни атеистами являются по своим убеждениям агностиками или антиклерикалами.

Агностик – человек, утверждающий, что не может утверждать, что Бог существует; честно признающий, что не знает, есть Бог или нет.

Антиклерикал – отрицательно оценивающий деятельность церковной организации и института священства.

При этом к примеру антиклерикал может вполне считать себя верующим человеком. Пример – Вольтер, Жан-Жак Руссо.

Следует выделить также человека нерелигиозного – не интересующегося религиозной верой; по своей психологии и складу характера не думающего над религиозными вопросами; не способного жить религиозной жизнью, подчиняя себя Высшей воле. К таким людям сам себя причислял Фридрих Ницше.

От нерелигиозного человека следует отличать ещё некультового человека – человека, отказывающегося соблюдать религиозные обычаи, не посещающего храмы и церковные службы, не отмечающего религиозные праздники.

Есть еще категория неконфессиональных людей – не признающих своей принадлежности ни к одной из религиозных конфессий – религиозных объединений, и межконфессиональных личностей – не определившихся и находящихся в стадии осмысления своей принадлежности к определенной религиозной организации; в одинаковой степени признающих свою принадлежность к нескольким религиозным организациям; свободно переходящим из одной религиозной организации в другую. К такой группе принадлежал Жан-Жак Руссо, легко перешедший из протестантов в католики – а затем – из католиков снова в протестанты. К группе православных протестантов следует отнести известного профессора Московской Духовной Академии Алексей Ильича Осипова – с истинно баптистским запалом отвергающего многие традиции в православии: монашество («в наши дни нет истинных монахов»), паломничество («вы ничего не приобретете в своих бесконечных паломничествах»), ад и вечные муки («в конечном итоге спасутся все – в этом подлинное учение Отцов Церкви»). Практика показывает, что такого рода религиозная неопределенность или религиозное безразличие всегда ведёт, если не в оригинальных мыслителях, то у их последователей и учеников, к прямому атеизму.

Можно выделить такжеатеистических идеалистов и материалистических верующих. К атеистическим идеалистам относился Артур Шопенгауэр, утверждавший, что материализм – это самое примитивное, грубое представление о жизни, которая навсегда для человеческого разума остаётся тайной, и при этом признающего религиозную веру детской сказкой, которую разделяют даже взрослые.


 

Возникновение атеизма

Вкратце учение Тита Лукреция Кара можно свести к следующим положениям:

1. Вера в Бога происходит от страха перед стихиями природы.

2. Душа человеческая материальна и можно назвать её конкретное вместилище в теле.

3. Плоды религии – всевозможные формы насилия над человеком: преступления и войны.

4. Религия не логична:

1) если боги блаженны, зачем им:

а) создавать людей;

б) требовать к себе поклонения;

2) из ничего ничего не рождается – что мы ежедневно имеем возможность наблюдать в природе: иначе люди сразу рождались бы взрослыми и плоды падали бы с неба;

материя, космос бесконечны и вечны – нет и не может быть начала у мира.

Бесконечность мира Лукреций доказывает весьма наглядно: если представить границу мира – то за нее можно будет протянуть руку и продолжить линию – и т.д. до бесконечности…


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!