Мирное население Панджаба все чаще и чаще должно было браться за оружие, чтобы отстаивать от врагов свои дома, и свои поля, и скот, свои города и храмы.



Религиоведение как наука

Религиоведение как относительно самостоятельная наука складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания -философские, теологические, исторические, психологические и др. - накапливались в течение столетий. С этим связано содержание, строение и структура религиоведения.

Ныне его предметом являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религия изучается на уровне общества, групп и личности.

Главное в светском религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта, которые оказывают помощь конкретным наукам (литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и др.), когда они рассматривают религию со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, обществе, мире. И здесь религиоведение опирается на наследие философской мысли, историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, научное объяснение религии. Успехи антропологии, медицины, психологии, педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и т. д. служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем.

Однако, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому аспекту, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические, семиотические, лингвистические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Различают теоретическое и историческое религиоведение; первое разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта и т.д., второе создает диахронное и синхронное изображение его. Теоретическое соотносят также и с эмпирическим: в этом случае подчеркивается, что теоретическое раскрывает сущность, глубинные закономерности, а эмпирическое имеет дело с явлениями религии.

Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае религия рассматривается изнутри, ее изучение непосредственно связано с религиозными интересами. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии извне, стремятся дистанцировать себя от какой бы то ни было конфессии.

2. Методы и подходы к изучению религии

3. Остановимся кратко на методологических подходах к изучению религий. Исторически выделилось несколько подобных подходов. Теологический подход — религия рассматривается как явление метафизической реальности. Суть теологической (богословской) концепции религии сводится к самообнаружению Бога в мире и связи человека с ним. В рамках этой концепции существование Бога и/или других сверхъестественных существ постулируется. Философско-теологическая концепция религии по своей сути мало чем отличается от теологической, однако эта суть вуалируется более сложными терминологией и аргументацией. Понятие Бог заменяется понятиями Трансцендентное, Абсолют, Абсолютная идея, Универсальная воля и др. Эти понятия могут наполняться пантеистическим и деистическим содержанием, но так или иначе духовное начало объявляется причиной существования и развития мира, а также причиной существования религии. Несмотря на мировоззренческую общность этих концепций религии, между ними существует и некоторое различие. Если теологическая концепция апеллирует прежде всего к Священному Писанию и Священному Преданию, то философско- теологическая стремится использовать современные представления о религии, опирается на знания, которыми располагает человечество на том или ином этапе своего развития; она менее догматична, более восприимчива к нововведениям. Исторический подход — религия изучается как конкретный исторический феномен, связанный с временем и местом своего существования и стоящий в одном ряду с другими идеологическими формами, присущими данному обществу, такими как философия, политика, культура и т. д. Психологический подход — религия рассматривается как одно из проявлений, а иногда следствие психической жизни личности или общества. В рамках этого подхода предпринимается попытка вывести законы существования религиозных систем из законов функционирования психики. Из наиболее известных ученых, которые изучали религию с точки зрения психологии, можно назвать З. Фрейда [263-266] и К. Г. Юнга [292-300]. Социологический подход — религия изучается как социальный феномен [221]. Наиболее выдающимися представителями этого 15 направления были Э. Дюркгейм [66] и М. Вебер [24], первый из которых выдвинул концепцию об обожествлении обществом самого себя в религии, а второй развил теорию влияния религии на социальные и экономические отношения. Натуралистический подход к изучению религии уходит своими корнями в глубокую древность и имеет достаточно много вариантов. Главный из них сводится к тому, что все религии возникли из неумения человека объяснить грозные силы природы, которые вызывали у него страх. Пожалуй, впервые в явной форме данная концепция была сформулирована Демокритом [35], а затем она неоднократно воспроизводилась в истории человеческой мысли. Позднее, в конце 18 в. появляется астрально-мифологическая трактовка религии, основателями которой считаются французские исследователи Вольней и Дюпюи. Согласно этой концепции боги всех религий, а также мифологические и эпические герои являются олицетворениями тех или иных астрономических объектов, прежде всего звезд, созвездий, солнца, планет и т. п. [35]. У этой концепции есть и современные сторонники. Данный подход интересен с исторической точки зрения, однако абсолютно бесполезен для описания современных религиозных явлений. Современный человек, создающий современные религии, живет, прежде всего, в социальном пространстве, которое и оказывает основное влияние на формирование новых религиозных идей. Отличительной чертой исследований религии и сопутствующих ей феноменов на современном этапе развития науки можно считать все возрастающий плюрализм методологических подходов к изучению религии. Так, в рамках традиционно сложившихся религиоведческих дисциплин, уже упомянутых выше (философия, история, социология, психология, феноменология религии), постоянно возникают новые подходы к изучению религии и субдисциплины. Например, в рамках феноменологии религии сейчас выделяют дескриптивную феноменологию религии (Г. Виденгрен), типологическую феноменологию религии (М. Элиаде), интерпретативную феноменологию религии (К. Ю. Блеекер), неофеноменологию религии (Ж. Ваарденбург). Кроме того, во второй половине XX в. возникают новые и достаточно экзотические дисциплины, такие, например, как экология религии (О. Хульткрантц) [89]. Специфика объекта данного исследования предопределяет выбор психологического подхода в качестве основной методологии исследования

4. Научный метод, в отличие от теологического, пытается исследовать религию, не предполагая заранее существования “высшего начала”, “священного”, попытаться ответить на вопрос, почему возникают религии, что значат они в истории мира, в какой мере основы тех или иных религиозных верований отвечают критериям истинного знания.

5. 3. Структура и функции религии

6. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

7. Другие определения религии:

8. одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[2].

9. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[3].

10. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Религия, в отличие от науки, оперирует такими категориями, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

11. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживается профессиональными священнослужителями.

12. Структура религии

13. В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

14. религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

15. религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

16. религиозные отношения (культовые, внекультовые),

17. религиозные организации.

18. Основные функции (роли) религии

19. Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

20. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

21. Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

22. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

23. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

24. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

25. Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

26. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило[источник?] распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

27. По мнению Курцвейл Рэймон «основная роль религии — это рационализация смерти, т.е осознание трагедии смерти как

хорошее явление».

 

4. Предпосылки возникновения религии

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социалные, гносеологические и психологические.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.
В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.
Гносеологические причины — это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.
Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

5. Первые религиозные верования.

По словам Ф. Энгельса, «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20. М.3 1961, с. 328). В курсе не приводятся эти слова, однако они определяют весь характер изучения древних религий.

Возникновение религиозных верований имеет в своей основе страх первобытных людей перед грозными и непонятными явлениями природы. Вместе с тем возникновение религии около 30 тыс. лет назад (а не в более ранний период) связано с формированием «человека разумного», который делает первые попытки объяснить причины важных для него природных явлений. Поиски этих причин при низком уровне общественного сознания привели к появлению религии

Понятие религия формируется на основе более частных понятий «религиозные верования» и «религиозный культ», который включает в себя различные обрядовые действия. Однако самый термин «культ» в курсе не применяется.

Понятие о религии. Под религиозными верованиями понимается вера в сверхъестественные силы, будто бы управляющие жизнью людей и природой Верующие считали, что эти силы. наделены сознанием и волей, что они находятся в постоянном взаимодействии с человеком, враждебны или милостивы к нему. Причем люди якобы могут влиять на сверхъестественные силы, добиваться с помощью обрядов и соблюдения различных запретов здоровья, благополучия, права на «загробную жизнь».

Курс знакомит с обрядами, при помощи которых древние люди «воздействовали» на сверхъестественные силы: «заколдовывание» первобытными охотниками зверей. поклонение статуям богов жертвоприношения прославление богов молитвы богу Нила, Христу

Во всех религиозных учениях благополучие человека в земной и «загробной жизни» в большей или меньшей степени зависело от его поведения. Важнейшим был запрет нарушать волю богов, установленный ими порядок жизни. Строгое соблюдение этого запрета «обеспечивало» египтянам посмертную жизнь в царстве Осириса (§ 11, п. 3), христианам вечное блаженство в раю (§ 56, п. 2; § 57, п. 2). И наоборот, нарушение данного запрета, - согласно религиозным верованиям, влекло за собой суровое наказание (гибель «души» на суде Осириса - § И, п. 3; месть богов Прометею - § 27, п. 3-4; христианский ад - § 56, п. 2).

По мере усложнения религиозных обрядов выделяются люди, которые руководят молитвами, жертвоприношениями и другими священнодействиями. Представление о служителях культа создается путем формирования понятий «жрецы», «священники», «епископы».

Под жрецами понимаются люди, называвшие себя «служителями богов» (стр. 52). Согласно верованиям, жрецы обладают особой таинственной силой, благодаря которой могут воздействовать на богов, беседовать с ними, узнавать их волю. Жрецы играли роль «посредников» между богами и людьми. Это обеспечивало им высокое общественное положение.

На древнем Востоке жрецы распоряжались значительными богатствами и принадлежали к господствующему классу, они нередко становились крупными чиновниками. Отдельные представители жречества занимались астрономией, математикой, медициной и обладали по тем временам большими знаниями. Роль жречества раскрывается при изучении Египта (§ 11, п. 4-5), Вавилонии (§ 17, п. 5), Индии (§ 19, п. 1). В античных обществах (Греция, Рим) роль жрецов менее заметна и в курсе не отражена.

Священники и епископы упоминаются при изучении христианства. Первые определяются как руководители отдельных христианских общин, вторые как руководители общин целой области (стр. 228). Те и другие уже в IV в. были богаты и занимались ростовщичеством (§ 57, п. 2). Они утверждали, что наделены святостью (т. е. той же чудодейственной силой, которой «обладали» языческие жрецы), благодаря чему могут обеспечить верующим вечное блаженство в раю.

6. Национальные религии. Индуизм, джайнизм и сикхизм

 

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки обычно возводят ко времени существования протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-IIIтыс. до новой эры. При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен, протягивая в современность традиции архаической культуры, зародившиеся на заре истории. Такого длительного, непрерывного и полнокровного существования не имела, пожалуй, ни одна другая религия.

В Индии имеются многочисленные верования и религии, но тем не менее она была и остается страной индуизма по преимуществу. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

Адепты индуизма составляют около 80 % населения Индии. Последователи индуизма живут также и в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: в Непале, Пакистане, Бангла-Деш, Шри Ланке, Индонезии, ЮАР и в др. местах. По числу приверженцев, а их насчитывается около 700 млн., индуизм является одной из самых распространенных религий мира. К концу нынешнего столетия он перешагнул национальные границы и стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий.

Как религиозный феномен индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия "индуизм" и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия.

Эти трудности объяснимы: за несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как всеобъемлющий синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины, теологических воззрений и систем психофизиологических тренингов. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, поведенческую, юридически-правовую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер. В этом смысле он является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом, ориентированным на разные социальные статусы и возрастные стадии.

Сложнейшая религиозная система индуизма гибко сочетает в себе самые, казалось бы, противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью постоянно порождать новые школы и течения. Вся эта необозримая пестрота существует в единых общих рамках, что и позволяет говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с едиными мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности, индуизм всегда оставался исключительно стабильным.

Джайнизм


В джайнизме, возникшем в VI в. до н.э., речь идет о существовании бесконечного множества индивидуальных душ, которые могут достигнуть совершенства и гармонии, не теряя свое индивидуальное сознание и не растворяясь в Абсолюте. Здесь внутренняя гармония связывалась с преодолением зависимости от всех внешних вещей. Тот, кто обрел гармонию, с безразличием относится и к удовольствиям, и к страданиям. Уточним, к своим страданиям, но никак не к страданиям других живых существ. Ведь джайнизм – это религия уважения ко всем формам жизни, доведенное до логического конца (если не сказать, абсурда).

Так, например, главный принцип джайнизма, ахимса – воздержание от нанесения вреда всему живому, питал смертельный страх как-нибудь случайно не повредить чьей-либо жизни (даже малейшей мошки, червячка, бактерии). «Мир наполнен творениями, которых нельзя видеть глазом...Когда мы двигаем нашими веками, части телец этих творений ломаются и отпадают» – говорится в «Махабхарате». Поэтому некоторые джайнисты при ходьбе подметали перед собой землю и пили фильтрованную воду.

Важно отметить, что джайнисты считали, что всякое, даже самое малейшее и незначительное живое существо потенциально, пройдя почти бесконечную цепь перерождений и воплощений в различных формах, – от стихий, растений и животных, до человека, – может стать богом. Ведь бог – это только высшее, благороднейшее и полнейшее проявление сил, заложенных в скрытом состоянии в человеческой душе. Таковы джайнистские святые (архаты), которые преодолели все недостатки и достигли совершенства. Их души вступили в состояние нирваны. В джайнизме она понимается как блаженство и покой. Такой святой свободен от действий и желаний, бесстрастен и умиротворен. Его состояние полной гармонии связано с прекращением цепи перерождений и сбрасыванием оков материального тела.

Конечно, чтобы стать архатом, нужно было быть сначала монахом-аскетом, порвавшим со всеми привязанностями мира. Что же оставалось простому мирянину? В практической жизни обычного человека, который хочет обрести гармонию и совершенство, нужно было соблюдать двенадцать «ограниченных обетов» и избегать определенных профессий. Нельзя было заниматься земледелием, поскольку, вспахивая почву, можно причинить вред животным и растениям, не говоря уже о самой земле; ремеслом, потому что металл на наковальне кузнеца и дерево на верстаке столяра испытывают нестерпимую боль. Но можно было торговать, заниматься ростовщичеством, стать банкиром, так как эти профессии «безопасны» для окружающей природы.

Умнейшим человеком своей эпохи был основоположник сикхизма Гуру Нанак, родившийся в 1469 году. Его детство и юность протекали в Панджабе, в том Панджабе, на который волна за волной обрушивались завоеватели.

Население Панджаба той эпохи было самым разным. Потомственные воины Западной Индии — раджапуты, жившие и в самом Панджабе и укрывавшиеся в северных горах от вражеских армий, строили порты и храмы и противопоставляли исламу яркую приверженность к индуизму и кастам. Потомки доарийского темнокожего населения Панджаба верили в собственных древних богов и несли крест своего полурабского положения, который взвалили на их плечи еще арийские завоеватели.

На землях северного Инда селились племена воинственных афганцев-патанов, приверженцев ислама, а на землях южного — племена мусульман-белуджей. Вдоль русл рек и в предгорьях кочевали со своими стадами племена скотоводов-гуджаров, тоже поклонявшихся своим собственным богам. А на плодородных землях центрального Панджаба селились джаты — земледельцы и ремесленники, мигом превращавшиеся в воинов, когда в их земли вторгались полчища врагов.

Панджаб лежал на границе с миром ислама, здесь был стык двух вер, двух культур. Феодальные правители стран, простиравшихся за западными и северными горами, испокон веков смотрели на Панджаб как на желанную добычу и еще задолго до ислама разоряли его земли бесчисленными набегами. Когда же арабы донесли зеленое знамя пророка до Ирана, Афганистана и Средней Азии, тогда у правителей этих стран появилось оправдание любых вторжений и захватов. Слова их священного писания звали вперед и снимали любую вину, открывая перед ними путь к превращению из солдат-наемников в солдат-фанатиков.

 
Гуру Нанак

Мирное население Панджаба все чаще и чаще должно было браться за оружие, чтобы отстаивать от врагов свои дома, и свои поля, и скот, свои города и храмы.


Но не было равенства и не было единства в этих войсках. Кастовые барьеры были неодолимы, племенные и религиозные различия мешали понимать друг друга.

Люди неоднократно делали попытки сблизиться, найти синтез, сплав идеологий, который помог бы им соединить свои силы, который снял бы с их жизни проклятие кастового неравенства. И не только по Пенджабу— по всей Индии тогда перекатывались волны движения бхакти, мощного движения за право на полноценную жизнь, движения против высших каст, захвативших земли, имущество, право на обучение, на законодательство, на богослужение. На гребнях этих волн время от времени поднимались проповедники равенства, призывавшие всех соединиться в вере в единого бога и в безграничной любви к этому богу.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!