GORSHKOVA  Galina Fyodorovna, doctor of architecture, professor of the chair of architectural design



УДК 72.01

Г. Ф. ГОРШКОВА, д-р архитектуры, проф. каф. архитектурного проектирования

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Россия, 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65. Тел.: (831) 430-54-92; факс: (831) 430-17-83; эл. почта: arch@nngasu.ru

Ключевые слова: человек и жизненное пространство; вертикальная система архитектурного пространства

_______________________________________________________________________________

На графической модели структуры проекционного пространства показана иерархическая система взаимосвязанности человека и архитектуры в обустройстве жизненного пространства. Вертикальная направленность в построении тела самого человека отражается в объективно-субъективном влиянии пространственной иерархии на построение зданий и помещений.

__________________________________________________________________________

 

Человек и архитектурное пространство находятся в объективно-субъективных отношениях между собой. Форма тела человека подчиняется структурному построению вдоль вертикали как доминантной направленности трёхмерного жизненного пространства на Земле. Вертикаль изначально определяет смысловую иерархию человеческого существа, как это принято в современном бытийном сознании человечества, «по образу и подобию», «от земного – к небесному».

    В теории архитектуры многими авторами признается, что «вертикаль – основная ось человеческого тела. Вертикаль является основным внешним признаком человека, который отличает его с точки зрения его внешнего вида от животных» [1, с.27]. Исторически уже осознано, что вертикально стоящий камень – менгир – осмысливается произведением природы, с другой  стороны, творчество человека в менгире состоит в том, что человек, выбранный им в природе камень, поставил вертикально. Этот момент, по мнению историка архитектуры, является решающим, ибо «понять смысл вертикальной композиции менгира – значит объяснить менгир как архитектурно-художественный образ» [там же].

В архитектуре человек, уже по своему образу и подобию,  создает свою новую идеальную природу. Утверждается, что в идеальном архитектурном объекте «должен быть цельный организм, где каждая часть лежит в наиболее удобном месте из всех возможных мест! Как в организме человека»[2, с.189]. При этом «вертикаль в архитектуре необходима для расширения кругозора. Она поможет все мелкие детали работы наблюдать с высоты – они станут виднее и понятнее» [там же, с.190].

    Синтез идеальности и материальности предопределяется природной двойственностью земного пространства: это место соединения двух вертикальных потоков - информационных и энергетических, в пересечении которых осуществляется актуализация и материализация всех жизненных процессов. Современные знания и представления позволяют совместить естественнонаучные и геометрические сведения о феномене жизненного пространства и описать структурную модель [3] архитектурного пространства графическим языком как объективную, т.е. проявленную в свете, проекцию идеального мира в мир материальный.  

 Тело человека исторически служило ему инструментом измерения освоенного пространства. Время и человек особенно заметно взаимодействуют в моменты, когда качественно изменяется пространственное осознание и восприятие человеком самого себя. Как показывает историческая память, эти временные изменения синхронно закрепляются в графических рисунках изображений человека. Так, например, поиски гармонизированного построения человеческого тела были выработаны и закреплены в каноне рисунка, зафиксированного в анналах [4, с.15] Санкт-Петербургской Академии художеств, созданной в XVIII веке в России. Они дают возможность наглядно увидеть общие закономерности гармонизации в структурном построения тела человека и его индивидуального трёхмерного пространства в их единстве и целостности.  

Включение человеческой фигуры в геометрическую модель проекционного пространства (рис.1), иллюстрирует иерархическую объективно-субъективную согласованность формообразования человека и его жизненного пространства вдоль вертикальной оси, неразрывность их пространственного взаимодействия. Чертёжная проекция, как изображение пространственной фигуры на плоскости, фиксирует вертикальное распределение белого света на частные горизонтальные цветные уровни. Наряду с перпендикулярными прямолинейными связями при пересечении горизонтальных и вертикальных линий в структурной проекции участвуют окружности, символизирующие небесные сферы, усложняющие геометрическую определенность трёхмерного пространства. При этом цветные уровни (в диапазоне от фиолетового до красного), охватывая верхнюю часть тела, составляют экзистенциальную, т.е. внутреннюю, т.е. содержательную часть, связанную с бытийным существованием человека. Все вместе они активируют верхнюю часть построения, в которой происходит работа человеческого сознания, связанная с внутренним переживанием жизненного пространства. Нижняя часть пространства обеспечивает механику движения и перемещения тела.

Взаимодействие цветовых уровней по вертикали в многоэтажном здании создает иную комбинацию функционального содержания каждого из помещений. Здесь следует проследить понятийную последовательность на протяжении архитектурной истории в постановке вопроса: что есть здание?  

    Теоретику и практику эпохи Возрождения Альберти принадлежат слова, что здание «есть своего рода тело,которое, как и другие тела, состоит из очертаний и материи, причем первые создаются умом, а вторая берется из природы. Для первых нужны ум и мысль, для второй — подготовка и выбор» [5, с. 258]. Прагматичный XXвек определил зданиекак постройку с внутренними помещениями,предназначенное для жилья, культурно-бытовых или производственных целей. В различной учебной литературе здания рассматривались как объекты архитектуры и градостроительства, предназначенные для осуществления в них многообразных жизненных процессов, и они реализуют свое назначение в эффективности этих процессов.

Таким образом, наблюдается постоянное во времени переосмысление роли и места архитектурного объекта, называемого зданием или сооружением. Теперь для определения здания все чаще применяется расширенное понятие – объект архитектурно-пространственной среды, созданной человеком для своей жизнедеятельности. Этот объект организован как многосложная пространственная система, в которой соучаствуют человек и его вертикальная направленность в освоении пространства. Такую органическую взаимосвязанность человека и архитектурного пространства можно наблюдать на примере здания (рис.2) общественного назначения, ориентированного на функцию творческой деятельности в области высшего образования. Здесь вертикальная последовательность внешне стандартных помещений обнаруживает закономерность распределения функциональных отношений между частями пространства учебного корпуса во внутреннем построении в целом относительно верха и низа (см. ниже таблицу).    

Таблица

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА

№ этажа Процессуальное содержание этажного уровня  Функциональное распределение многоэтажного пространства
10 Сферы духа и пространственного сознания Технический этаж
9 Осознание земного пространства Кафедра архитектурного проектирования Кафедра дизайна архитектурной среды
8 Знание и выражение мыслеобразов Кафедра промышленного дизайна Кафедра рисунка и живописи
7 Равновесие логики и эмоций   Кафедра истории архитектуры и основ архитектурного проектирования
6 Гармонизация силы и направленности желания Кафедра дизайн-проектирования и изобразительных искусств
5 Подсознательная сила формообразования земли Кафедра ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства
4 Регистрация и консервация информации Деканат ФАиД  
3 Кодирование и согласование пространственной информации и логики Кафедра информатизации, геодезии и кадастра
2 Синхронизация и рефлексия событийной логики Выставочный зал, конференц-зал
1 Актуальное распределение силы движения Вестибюль

 

В прошлом веке появились исследовательские работы [6] не только архитекторов в по­граничной области между психологией и проектировани­ем, чтобы ответить на основной вопрос – как проектировать пространство, какой должна быть среда обитания человека. Здесь можно сослаться на высказывание  известного политического и государственного деятеля У. Черчилля: «Вначале мы формируем на­ши здания, а затем наши зда­ния формируют нас» [там же, с.182].

В современной методологической разработке профессионального сознания архитектора подчеркивается, что «человеческий фактор», включенный в архитектурный объект, выступает для исследователя особым «живым инструментом» измерения объекта, то есть пространства, и себя самого, и деятельности, в которую он включен как элемент объекта [7, с.70]. Особый вклад архитектурной деятельности состоит в управлении человеческим пространственным поведением, в организации и упорядочении процессов жизнедеятельности людей, одухотворении жизненных функций человека.  Поэтому пространство как центральная проблема архитектуры, рассматривается через движение человека и его деятельность в пространственной среде, которая может возвеличивать и подавлять, успокаивать и волновать, радовать и огорчать. Художественная сторона интерьера помещения, как изолированного пространства, «проявляет себя, прежде всего, во взаимодействии архитектуры и духовного мира человека» [8, с.180].

Особая часть пространственной психологии - энвироника - была в свое время определена как научное направление, изучающее связи между человеческим поведением и физической средой [9]. При этом признано, что люди не просто реагируют на окружающую их среду, а взаимодействуют с ней. Такая связь имеет три ясно различимых аспекта: 1) окружающая среда налагает определенные ограничения на человеческое поведение; 2) окружающая среда оказывает отчетливое и широкое влияние на поведение людей и далее на их личность; 3) окружающая среда способна вызывать аффективные реакции на определенные свойства окружающей среды - реакции приближения либо избегания, приспособительное поведение.

О современной архитектуре всё чаще принято говорить не только в терминах внешнего, т.е. визуального, воздействия пространственной среды на человека. Однако наиболее ощутимое, но менее заметное воздействие на людей лежит в сфере организации архитектурного пространства как некой невидимой «пустоты», «вместилища» [10, с.58]. Это положение требуется для  обеспечения комфорта и оптимизации процессов жизнедеятельности человека в этом вместилище.

Самым распространенным видом пространственного вместилища является жилище человека. Как признано в исследованиях по психологии жизненного пространства, в жилище мы раскрываем свое Я, оно является продолжением наших интересов, поддерживая нашу индивидуальность и непо­вторимость. Как некое изолированное место, предназначенное для бытия, жилая среда предполагает четкие, зафиксированные внешние пространственные границы. В свою очередь, жилые помещения своими размерами и пропорциями отражают актуальные нормативы и стандарты – функциональные и социальные, которые соответствуют общественным потребностям.

При построении структуры жилого пространства в прошлом веке установился определенный социальный конформизм, социальная униформа, как средства, символизирующие порядок в отношениях человека с миром. Были разработаны рациональные площади и унифицированные размеры жилых комнат, совмещающие как потребительское качество индивидуальной жилой среды, так и общепринятые параметры строительных технологий. Так, например, размеры и пропорции жилых комнат в многоквартирных домах в итоге зафиксировали 3-метровую высоту этажа и геометрические конфигурации ( в планах, разрезах) в пределах от 1-го до 2-х квадратов. Такая распространенная параметрическая формула жилого помещения позволяет более внимательно рассмотреть вопрос: как и насколько эти геометрические параметры помещения и индивидуального пространства человека взаимосвязаны между собой.  Для рассмотрения вопроса используется профильная проекция стандартной жилой комнаты. Будучи вписанной в модельную проекцию структурированного пространства, профильная конфигурация комнаты в одном масштабе с фигурой человека, объясняет программу их пространственного согласования (рис.3).

Понятие «проекция» согласуется по исходному значению с латинским языком как изобразительная фигура на плоскости (чертежная линия, рисунок, очертание предметов), она отражает пространственные формы на плоскости. С информационной точки зрения графическая проекция как разъяснение, изложение представляет совокупность каких-либо сведений, знаний о пространстве. Таким образом, можно считать, что представленная геометрическая модель структурированного пространства есть проекция виртуального мира в мир материальный для проявления, оформления и овеществления содержательной информации.

Прочтение графической информации, изложенной в рисунке 3, позволяет увидеть три варианта объективного взаимодействия между собственным пространством человека (ПЧ) и пространством жилого помещения (ПП). Все три варианта иллюстрируют, во-первых, зависимость параметров каждого линейно очерченного контура помещения от его местоположения относительно вертикальной оси проекционного пространства. Во-вторых, в каждом из вариантов можно проследить, какие именно высотные уровни жилого помещения и уровни личного пространства человека совпадают и, следовательно, активно взаимодействуют. Особое значение придается уровню пространственного подсознания (розовый цвет), на котором происходит качественное пересечение двух пространственных систем объективно-субъективного взаимодействия человека и помещения.

Известно, что общепринятые линейные параметры в планах стандартных жилых комнат, как правило, укладываются в отношения 1-2-х квадратов. Рассматривая те же комнаты (рис.3) в профильном сечении в отношении их длины (L) к высоте (H), получаем иллюстрацию трех случаев взаимодействия жилых помещений, влияния их пространства на личное пространство человека.

Рисунок 3а иллюстрирует жилую комнату с профильным отношением L/H=1. Экзистенциальная (цветная) шкала пространственного сознания человека совпадает с пространственной сферой помещения в диапазоне между желтым уровнем, управляющим пространственным сознанием, и голубым уровнем, управляющим матрицей пространственного движения. При этом подсознание жилого помещения совпадает, т.е. взаимодействует, и тем самым определяет логический уровень сознания человека.  

Рисунок 3б иллюстрирует профильные отношения в жилой комнате с L/H=1,5. Здесь, наоборот, уровень пространственной логики движения в помещении совпадает и взаимодействует с уровнем подсознания человека. При этом уровень сферы человеческого сознания связан с центром пространственного сознания жилого помещения, а человек своим познавательным уровнем связан с подсознанием этого помещения.

Рисунок 3в с профильным отношением  помещения L/H=2 показывает совместимость двух уровней: подсознания жилого помещения с духовной сферой земного пространства. При этом подсознательный уровень человека совмещен с рефлекторным уровнем пространственного движения.

Все выше рассмотренные иллюстрации могут служить доказательством логического правдоподобия, высказанного исследователями пространственной психологии: «История жилища показывает, что в самом начале человек стремился, укрывшись от внешнего мира, с одной стороны удержать с ним связь, а с другой — выстроить защиту от враждебных сил. Для него важно было находиться в контакте с силами, создающими позитивную энергию. Дом был как бы уже личным пространством, продолжением «Я», и это было началом слитности с природой, освобождения от синкретичности. Но, еще находясь во власти природы, человек выстраивал жилье по законам соответствия его представлениям о космогонии» [6, с.188].

Литература

1. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры. Т.1 / Н. И. Брунов. – М.: Центрополиграф, 2003. – С.27.

2. Буров, А. К. Андрей Константинович Буров : Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников / А. К. Буров ; сост., вступ. ст. и примеч. Р. Г. Буровой, О. И. Ржехиной. – М. : Искусство, 1990. – 297 с. : ил.

3. Горшкова, Г.Ф. Геометрическая структура архитектурного пространства / Г.Ф. Горшкова. – ННГАСУ, Н. Новгород, 2007. – 237 с. 

4. Учебный рисунок в Академии художеств : альбом / автор-сост. Д. А. Сафаралиева ; науч. ред. СССР Б. С. Угаров. – М.: Изобр. искусство, 1990. -159 с. : ил.

5. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1978. С. 258.- С. 258.

6. Штейнбах, Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства / Штейнбах, Х.Э., Еленский В.И. – СПб: Речь, 2004. - 239 с.

7. Савченко, М. Р. Архитектура как наука: методология прикладного исследования / М. Р. Савченко. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 320 с.

8. Новикова, Е. Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы / Е. Б. Новикова. – М. : Стройиздат, 1991. – 368 с. : ил.

9. Зоколей, С. В. Архитектурное проектирование, эксплуатация объектов, их связь с окружающей средой / С. В. Зоколей; пер. с англ. М. В. Никольского ; под ред. В. Г. Бердичевского, Б. Ю. Бранденбурга. – М. : Стройиздат, 1984. - 670 с. : ил.

10. Шубенков, М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / Шубенков М. В.: Учеб. Пособие. – «Архитектура-С», 2006. – 320 с., ил.

 

GORSHKOVA  Galina Fyodorovna, doctor of architecture, professor of the chair of architectural design

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!