ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОНАЯ РАБОТА



Министерство образования республики коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

Колледж имени И.А. Куратова»

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

По дисциплине

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

 


Сыктывкар ♦ СГПК ♦ 2014


ББК 85.31я2

УДК 78

С 48

Печатается по решению научно-методического совета Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова

 

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО
предметно-цикловой комиссией преподавателей музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального образования редакционно-издательским советом ГПОУ «СГПК»
Протокол № 4 от «28» ноября 2013 г. Протокол № 1 от «22» сентября 2014 г.
Председатель комиссии _______________________ Е.Ю. Уточкина Председатель совета ___________________М.П. Герасимова

 

Рецензент Минина Л.Б., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова

 

 

С 48 Словарь терминов по дисциплине «Музыкальная грамота» [Текст] / сост. Жукова Н.А. – Сыктывкар: ГПОУ  «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова», 2014. – 20 с.

 

 

Пособие адресовано студентам музыкального отделения педагогического колледжа. Словарь позволяет студенту самостоятельно работать с теоретическим материалом – как в течение изучения предмета и начальном освоении элементов музыкального языка, так и в дальнейшем обучении.

 

ББК 85.31я2

 

© Жукова Н.А., 2014
© Предметно-цикловая комиссия преподавателей музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального образования ,   2014
© ГПОУ «СГПК», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Таблица терминов

Термины по темам:

5 6
1. Нотное письмо: звуковысотность; музыкальное время. 7
2. Лад. 9
3. Интервалы. 13
4. Аккорды. 14

Литература

17

Приложения

18

Пояснительная записка

Данный Словарь составлен на основе справочно-энциклопедической литературы с целью закрепления базы («фундамента»), которую призвана создать дисциплина «Музыкальная грамота» в системе обучения студентов на музыкальном отделении. Ограниченный срок изучения дисциплины (I семестр 1 курса), интенсивный процесс формирования определенного количества понятийных ключевых знаний, практических умений и навыков (для большинства студентов совершенно новых) обусловили появление Словаря, позволяющего студенту самостоятельно работать с теоретическим материалом – как в течении изучения предмета и начальном освоении элементов музыкального языка, так и в дальнейшем обучении.

Некоторые задачи, которые позволяет решить данный Словарь преподавателю музыкальной грамоты, студентам и всем заинтересованным лицам:

· запись определений терминов на уроке – многие понятия, которые должны быть продиктованы «под запись» часто не могут быть даны преподавателем музыкальной грамоты в развернутом виде. Словарь содержит также и целый ряд понятий, появление которых на самом уроке было возможно только в устной форме или не затрагивалось;

· проблема единства и точности расшифровки ключевых музыкальных терминов преподавателями разных музыкальных дисциплин;

· приучение студентов 1 курса к самостоятельной поисковой работе;

· доступность информации для широкого круга студентов и преподавателей.

Специальным подчеркиванием в объяснении выделяются сведения, в кратком виде отражающие суть понятия. При кратких объяснениях подчеркивание отсутствует. Словарь содержит основные сведения из областей музыкальной науки и практики, необходимые для начального освоения элементов музыкального языка.


1. НОТНОЕ ПИСЬМО 2. ЛАД
  Альтерация   Лад
  Высота звука   Гамма
  Динамика   Гармонический мажор
  Длительность   Гармонический минор
  Доля   Главные ступени лада
  Знаки альтерации   Доминанта
  Знаки увеличения длительностей   Мажор
  Ключ   Минор
  Лига   Мелодический мажор
  Метр   Мелодический минор
  Нотный стан   Натуральный вид лада
  Октава   Натуральный мажор
  Основные ступени   Натуральный минор
  Пауза   Неустойчивые ступени
  Полутон   Устойчивые ступени
  Производные ступени   Разрешение
  Простые размеры   Субдоминанта
  Размер такта   Тетрахорд
  Регистр   Тональность
  Ритм   Тоника
  Строй   Параллельные тональности
  Такт   Функция ступени лада
  Тембр   Вид лада
  Темп   Одноименные тональности
  Тон   Кварто-квинтовый круг
  Точка    
  Энгармонизм    
3. ИНТЕРВАЛЫ 4. АККОРДЫ
  Интервал   Аккорд
  Диссонанс   Вид аккорда
  Консонанс   Терцовый принцип строения
  Обращение интервала   Гармония
  Основание и вершина интервала   Трезвучие
  Простые интервалы   Обращения трезвучия:
  Составные интервалы   Секстаккорд
  Ступеневая величина интервала   Квартсекстаккорд
  Тоновая величина интервала   Септаккорд
  Качество интервала   Обращения септаккорда:
  Тритон   Квинтсекстаккорд
      Терцквартаккорд
      Секундаккорд
       

ТЕМА 1. НОТНОЕ ПИСЬМО

 

1 Свойства музыкального звука – высота, длительность, тембр, громкость (динамика).
2 Регистр (лат. registrum – список, перечень) – группа звуков, обладающая общим характером звучания. Участок диапазона певческого голоса или инструмента, объединяющий звуки единой окраски (тембра). Весь музыкальный диапазон можно разделить на три основных регистра: низкий, средний, высокий.
3 Тембр [от фр. timbre – колокольчик, метка, марка] – окраска звука, свойство каждого инструмента и голоса. Характеристика тембра часто содержит эпитеты – «легкий», «серебристый», «густой», «звонкий» и т.д. Тембр зависит от количества, высоты и силы обертонов (призвуков) звука. Колорит звуку придают входящие в его состав частичные тоны (обертоны) или гармоники.
4 Динамика – степень громкости (сила) звучания голоса или инструмента. В музыкальной практике громкость обозначается специальными терминами, различные уровни силы звучания называются динамическими оттенками.
5 Элементы нотного письма – нотный стан (нотоносец из 5 линеек, нумерующихся снизу вверх), ключи, ноты, штили.
6 Ноты (лат. nota – знак) – закрашенные и не закрашенные кружки со штилями или без них – для обозначения высоты и длительностей звуков.
7 Ключ – знак, закрепляющий за каждой линейкой нотного стана определенную высоту. С помощью ключа точно определяется местонахождение ноты. Исторически названия и графические написания ключей произошли от буквенной нотации. Основными являются два ключа: Соль (скрипичный) и Фа (басовый).
8 Основные ступени – звуки семиступенного звукоряда (соответствующие белым клавишам фортепиано), обозначающиеся по слоговой (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или буквенной системе. Названия ступеней употребляются как для обозначения абсолютной высоты звуков, так и для относительной.
9 Октава (лат.– «восьмая») – расстояние (интервал) между двумя звуками, равный восьми ступеням; расстояние между двумя соседними звуками одного названия, но разной высоты, вмещающее в себя 8 ступеней.
10 Звукоряд–октава – звукоряд из восьми ступеней, в котором нижний (первый) и верхний (восьмой) звуки – это ступени одного названия. Каждый звукоряд, находящийся в определенном регистре, имеет свое название: субконтроктава – контроктава – большая – малая – первая – вторая – третья – четвертая. Октавы можно обозначить с помощью буквенной или слоговой системы, а также цифр или черточек, расположенных снизу или сверху слога.
11 Строй – система организации музыкальных звуков по высоте, выраженная в соотношении частот и колебаний. Существует понятия равномерно-темперированный строй и нетемперированный строй (темперация – лат. temperare – приводить в порядок). Фортепиано и клавишные инструменты относятся к инструментам с равномерно-темперированным строем, при котором октава делится на 12 равных частей (полутонов). В условиях нетемперированного строя звучание не имеет закрепленной раз и навсегда высоты за звуком, звук может иметь отклонения от акустически точной высоты.
12 Полутон – наименьше расстояние (интервал) между звуками (клавишами) в условиях равномерно-темперированного строя (см. Строй).  
13 Тон – расстояние между ступенями (клавишами), равное сумме двух полутонов.
14 Альтерацияповышение или понижение основной ступени на полутон или тон. Знаки альтерации - знаки, указывающие на повышение или понижение основной ступени. Всего таких знаков пять (диез, бемоль – повышают и понижают звук на полутон, бекар – возвращение к основному звуку; дубль-диез и дубль-бемоль – изменение звука на тон).
15 Производные ступени – ступени, названия которых образуются от повышения или понижения основных. На фортепиано производные ступени соответствуют, как правило, черным клавишам.
16 Энгармонизм – высотное равенство различных по написанию звуков или клавиш. Звуки, равные по высоте, но различные по названию, называются энгармонически равными.
17 Ритм (греч. rythmos – мерное течение) – организация звуков и пауз по их длительностям. Ритм проявляется в любой последовательности звуков (ритмический рисунок – последовательность из каких-либо длительностей). .
18 Длительности – выраженное в ритмических единицах время, в течение которого совершаются колебания звучащего тела.. Каждая длительность соизмеряется относительно другой, их временное ощущение зависит темпа. Длительности образуются путем основного (четного) или особого (нечетного) деления. Четное деление – принцип деления каждой длительности на два и т.д.
19  Пауза – остановка (перерыв в звучании), которая остается органической частью целого. Паузы записываются специальными знаками, соответствующими определенной длительности нот. Паузой может быть выражена любая длительность.
20 Знаки увеличения длительностей.
20.1 лига – знак, объединяющий соседние звуки одной высоты в один по звучанию и продлевающий первый из группы на соответствующую длительность последующего звука.
20.2 2) точка – удлиняет ноту наполовину (точку можно поставить и вместо лиги).
20.3 3) фермата – удлиняет ноту на неопределенное время, но чаще это еще половина от записанной длительности.
21 Метр (широкое значение)– система (мера) организации ритма. На основе метра развивается ритмический рисунок. Метр как мера ритма имеет две основы: а) равномерный отсчет какими-либо единицами (длительностями); б) соотношение ударного и безударного времени.
22  Пульс – равномерное чередование каких-либо длительностей (долей). Доля – единица музыкального пульса.
23  Метр равномерное чередование долей с акцентом (сильные доли) и без акцента (слабые доли). В музыке (как и стихосложении) существуют две основных разновидности метра – двухдольный и трехдольный. В современной музыкальной нотации метр (метрическая основа) выражается в тактовой системе.
24  Такт (лат. tactus – прикосновение, воздействие) – повторяющаяся часть метра от одного акцента до следующего. Отрезок времени, заключенный между соседними сильными долями (Алексеев–Мясоедов, 42). Такт – расстояние от одной сильной доли до следующей. Такты обозначаются вертикальными чертами (тактовая черта).    
25 Затакт – начало произведения со слабой метрической доли. Затакт может соответствовать различной величине – и половине от такта, и одной мелкой длительности, и почти всему такту.
26 Размервыражение долей метра определенной длительностью. Цифровой показатель размера складывается из обозначения количества метрических долей (верхняя цифра) и продолжительности каждой доли (нижняя цифра). Размер – количество долей определенной длительности, образующих такт. Размер представляет конкретизацию метра, связывает его с определенной длительностью долей. Метрическая основа в размерах может быть одинаковой, а продолжительность долей разной. Размеры подразделяются на простые, сложные однородные и сложные смешанные, переменные.
27 Простые размеры – размеры, которые содержат только одну сильную долю. Метрическая ячейка одна и может быть 2-х дольная или 3-х дольная. Виды простых размеров: 2/2, 2/4, 2/8, 2/16; 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
28 Сложные однородные размеры – слияние простых однородных метров, поэтому сильных долей несколько (их количество зависит от суммы размеров). Виды: четырех, шести, девяти и двенадцати дольные.
29 Группировка длительностей – объединение длительностей внутри такта соответственно тактовому размеру. В простых размерах количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счетных долей (то есть в двухдольном размере может быть две группы). Существуют свои особенности группировки в инструментальной и вокальной музыке, сложных однородных и сложных смешанных размерах.
30 Тактирование – показ долей такта движением руки по определенной схеме.  

ТЕМА 2. ЛАД

1 Лад [ит. modo – род, лад, строй; лат. modus – мера, масштаб, вид, способ; от греч. гармония – связь, порядок, согласие; строй, лад] — система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками (В. Шатковский); система взаимосвязанных звуков, объединенных тоникой (Красинская – Уткин). Основной звук или аккорд, к которому устремляется и в который разрешается все музыкальное развитие, носит название тоника. Среди многочисленных ладов распространены мажор и минор. Лад с определенной тоникой, имеющий свои постоянные знаки альтерации, образует тональность.
2 Мажор [ит. maggiore – бòльший] – музыкальный лад, опирающийся на большое (мажорное) трезвучие как на устойчивый аккорд. В сочетании с буквенным обозначением тональности слово мажор заменяется словом dur (лат. durum – твердый). В мажорном ладу чаще пишется музыка светлого, радостного, бодрого характера, так здесь больше светлых «красок». Разновидностями мажора а) натуральный, б) гармонический, в) мелодический.
3 Минор [ит. minore – мèньший]– музыкальный лад, опирающийся на малое (минорное) трезвучие как на устойчивый аккорд. В сочетании с буквенным обозначением тональности слово минор заменяется словом moll (лат. mollis – мягкий). В минорном ладу чаще пишется музыка более грустного, печального характера и нередко драматического, чем в мажоре, так здесь больше темных «красок». Разновидностями минора являются а) натуральный, б) гармонический, в) мелодический.
4 Натуральный вид лада — разновидность мажора и минора, в которой нет измененных по высоте ступеней посредством случайных знаков альтерации.
5 Свойства ступеней лада – свойства, обусловленные внутриладовыми тяготениями ступеней. См. Устойчивые ступени, Неустойчивые ступени.
6 Тоника самая устойчивая ступень лада, к которой тяготеют все остальные звуки, обозначается римской цифрой I или буквой Т (рус. или лат.). С тоникой прежде всего связывают понятие покоя, устойчивости, тоника способна завершить музыкальное движение (большинство музыкальных произведений завершается звуком тоники, тоническим трезвучием). В узком смысле понятие «тоника» – просто I ступень лада или тоническое трезвучие мажора и минора, а в широком – основная тональность в произведении.
7 Тоническое трезвучиетрезвучие, построенное от I ступени (тоники) мажорной или минорной тональности. Тоническое трезвучие включает в себя все устойчивые ступени лада – I, III и V; обозначается как Т53.
8 Устойчивые ступени ладаступени (звуки), которые не требуют продолжения и создают ощущение покоя. В мажоре и миноре это I, III и V ступени (I – тоника – основная устойчивая ступень, III и V – относительно устойчивые).Устойчивость или неустойчивость присущи не самим отдельным звукам, а определенным ступеням лада.
9 Неустойчивые ступени ладаступени (звуки), которые требуют разрешения и создают ощущение незавершенности. В мажоре и миноре это II, IV, VI и VII ступени. Неустойчивые ступени тяготеют в ближайшие устойчивые.
10 Разрешение – 1. Переход диссонирующего звука в консонирующий ходом на секунду вниз или вверх. 2. Переход неустойчивой ступени лада в ближайшую устойчивую (например, VI ступени в V или VII в I).
11 Функция ступени лада [от лат. functio – деятельность и ит. funzione – значение, роль] – роль ступени в системе лада. В системе мажора и минора существуют следующие функции ступеней, присваеваемые и построенным от них трезвучиям: а) главные – I, IV и V (см. Главные функции лада), б) вводные – II (верхний или нисходящий вводный тон) и VII (нижний или восходящий вводный тон), в) медианты (от лат. media – средняя) – III (верхняя медианта) и VI (нижняя медианта) ступени. Главные функции имеют буквенное обозначение – в мажоре обозначаются заглавными буквами (T, S, D), в миноре – прописными (t, s, d): dominare (D, d) sub      (S, s) tonus   (T , t)
12 Главные функции ладаТоника, Субдоминанта, Доминанта (T S D), являющиеся ладовыми функциями октавного гармонического лада. Наличие доминантовых и субдоминантовых отношений характеризует мажоро-минорную ладогармоническую систему. Тоника – абсолютный центр и главная опора лада, точка отсчета функциональных отношений. Доминанта и субдоминанта – квинта вверх (V ступень) и квинта вниз (IV ступень) от основного тона (I ступени, тоники). Главные функции лада выражаются как в виде тонов (ступеней), так и созвучий (аккордов).
13 Субдоминанта – IV ступень лада мажора или минора. Функция субдоминанты - неустойчивость и противоречие главенству тоники.
14 Доминанта – V ступень лада мажора и минора. Функция доминанты – неустойчивость, остро направленная и тяготеющая в тонику.
15 Гаммазвукоряд лада в пределах октавы; мелодическое последование всех ступеней лада вверх или вниз; расположение ступеней лада в определенном порядке от тоники до тоники. В мажорной и минорной гамме натурального, гармонического и мелодического видов восемь звуков, но семь ступеней, обозначаемых римскими цифрами. Существуют также гаммы из 5 звуков (пентатоника), 6 (целотонная), 7 (диатонические лады), 12 (хроматическая) – соответственного строения. Термин «гамма» произошел от названия греческой буквы γ («гамма»), которой в средние века обозначали самый низкий из употреблявшихся тогда звуков (G [гэ]– звук соль большой октавы).
16 Тетрахорд [от греч. tetra – четыре и chorde – струна] – четыре расположенные рядом ступени звукоряда; в мажорной и минорной гамме тетрахорды различают по местоположению – их два (нижний и верхний) и по схеме строения – четыре (мажорный, минорный нижний и минорный верхний, гармонический).
17 Верхний тетрахорд — четыре верхние ступени лада в звукоряде (гамме). В мажорной и минорной гаммах: V – VI – VII – I ступени.
18 Нижний тетрахорд четыре нижние ступени лада в звукоряде (гамме). В мажорной и минорной гаммах: I – II – III – IV ступени.
19 Вид лада — разновидность мажорного или минорного лада (например, гармонический минор – один из трех видов минора, или разновидность минора).
20 Ладовая альтерация — изменение высоты ступней лада на полутон. Как правило, это повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для усиления их тяготения в устойчивые. Ладовая альтерация обозначается не ключевыми, а случайными знаками. См. Знаки альтерации. Посредством ладовой альтерации в мажоре или миноре образуется ряд особых (хроматических) интервалов и альтерированных аккордов, а также ладовых разновидностей. См. Гармонический мажор, Гармонический минор, Мелодический мажор, Мелоди-ческий минор.
21 Натуральный мажор, или просто мажор — основная разновидность (вид) мажора и основание для других разновидностей. Звукоряд натурального мажора построен по формуле: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
22 Гармонический мажорразновидность мажора, который отличается от натурального пониженной VI ступенью (вследствие ладовой альтерации). Гармонический мажор распространен в музыке некоторых восточных народов, используется в профессиональной русской и европейской музыке (круг образов – «восточные», сказочно-волшебные, лирические). Звукоряд гармонического мажора построен по формуле: Тон – Тон – Полутон – Тон – Полутон – 1,5 тона – Полутон
23 Мелодический мажорразновидность мажора, который отличается от натурального пониженными VI и VII ступенями. Звукоряд мелодического мажора построен по формуле: Тон – Тон – Полутон – Тон – Полутон – Тон – Тон
24 Натуральный минор, или просто минор – основание всех разновидностей минора. Звукоряд натурального минора построен по формуле: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
25 Гармонический минор — разновидность минора, который отличается от натурального повышенной VII ступенью (вследствие ладовой альтерации). Из-за острого вводнотонового тяготения (‹VII – I) и яркости звучания гармонический минор получил широкое распространение – это практически основной вид минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.                                                                                      Звукоряд мелодического минора построен по формуле: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – 1,5 тона – Полутон
26 Мелодический минорразновидность минора, который отличается от натурального повышенными VI и VII ступенями. Свое название этот лад получил в связи с тем, что применяется главным образом в мелодических оборотах. В нисходящем движении мелодический минор обычно сменяется натуральным (знаки альтерации, соответственно, меняются на противоположные – см. пример ниже). Звукоряд мелодического минора построен по формуле: Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон
27 Тональностьвысотное положение [мажорного или минорного] лада. Тональности получают название от тоники и лада (До мажор, ля минор и т.д). Тональности различаются по ключевым знакам, поэтому группы тональностей таковы: а) без ключевых знаков, б) диезные, в) бемольные. Существует 30 употребительных тональностей (2 без ключевых знаков, 14 диезных и 14 бемольных). В эти группы входят все пары параллельных тональностей – 1 пара без ключевых знаков (До мажор – ля минор), 7 пар диезных и 7 пар бемольных – в соответствии с количеством ключевых знаков от 1 до 7.
28 Ключевые знакизнаки альтерации (диезы или бемоли), которые выставляются у ключа и действуют до конца или до перемены знаков. Сложился определенный порядок появления при ключе диезов и бемолей, которые появляются по чистым квинтам вверх или по чистым квартам вниз. Диезы появляются начиная с фа-диеза, а бемоли – с си-бемоля. Диезы: фа – до – соль – ре – ля – ми – си; Бемоли: си – ми – ля – ре – соль – до – фа;
29 Параллельные тональностидве разноладовые тональности (мажорная и минорная), натуральные разновидности лада которых имеют общий звукоряд и ключевые знаки, но различные тоники. Параллельные тональности отстоят на малую терцию друг от друга (мажорная тональность сверху от минорной и наоборот). Тоника параллельной тональности к мажору (то есть тоника минорной тональности) будет находиться на VI ступени звукоряда, а тоника параллельной тональности к минору – на III.
30 Одноименные тональности – мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику (До мажор-до минор и т.д.).
31 Кварто-квинтовый круг тональностей – двусторонняя замкнутая система расположения тональностей по квинтам и квартам. Впервые квинтовый круг был описан Иоганном Давидом Хайнихеном в 1728 году. В последовательности квинтового круга располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности отстоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (восходящий) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли.

 

 

ТЕМА 3. ИНТЕРВАЛЫ

1 Интервал – расстояние между двумя разными или одинаковыми звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки в интервале называются: основание (нижний звук) и вершина (верхний звук). Интервалы различают по количеству ступеней и качеству.
2 Расположение звуков в интервале – способ взаимодействия между звуками интервала. – гармоническое (одновременное взятие звуков); – мелодическое (последовательное).
3 Ступеневая величина интервала – количество ступеней в интервале. Интервалы обозначаются латинскими порядковыми числительными, соответствующими количеству ступеней между основанием и вершиной интервала.
4 Тоновая величина – количество тонов и полутонов. Тоновая величина указывает на качество интервала, определенный его вид.
5 Качество интерваларазновидность интервала, зависящая от его тоновой величины; иначе – качественная сторона интервала. Качество интервала (вид) определяется понятиями чистый (ч.), малый (м.), большой (б.), увеличенный (ув.), уменьшенный (ум.) и некоторыми другими (менее распространенными).
6 Простые интервалы – интервалы, в которых количество ступеней не превышает восьми. К простым интервалам относятся: Прима – первая (обозначается цифрой 1);             Секунда – вторая (обозначается цифрой 2);             Терция – третья (обозначается цифрой 3);              Кварта – четвертая (обозначается цифрой 4);        Квинта – пятая (обозначается цифрой 5);                Секста – шестая (обозначается цифрой 6);             Септима – седьмая (обозначается цифрой 7);          Октава – восьмая (обозначается цифрой 8);
7 Составные интервалы – интервалы, составленные из чистой октавы в сумме с каким-либо простым интервалом. К составным интервалам относятся: Нона         – 9 (секунда через октаву) Децима     – 10 (терция через октаву) Ундецима – 11 (кварта через октаву) Дуодецима – 12 (квинта через октаву) Терцдецима – 13 (секста через октаву) Квартдецима – 14 (септима через октаву) Квинтдецима – 15 (октава через октаву)
8  Обращение интервала – перенос основания на октаву вверх или вершины на октаву вниз. Способы обращения:    1. Основание на октаву вверх. 2. Вершина на октаву вниз.  
9 Консонанс [лат. consonans – согласно звучащий] – благозвучие, слитное звучащее созвучие, в котором образующие его звуки взаимно дополняют друг друга (сливаются в стройное звучание). Из простых интервалов к консонансам относятся чистые прима, кварта, квинта и октава, большие и малые терции и сексты. Существует практика подразделения консонансов на группы: а) весьма совершенные (чистые прима и октава), б) совершенные (чистые квинта и кварта), в) несовершенные (терции и сексты). В то же время, чистая кварта не всегда относилась к консонансам.
10 Диссонанс [лат. dissonans – разногласящий, разнозвучащий] — неблагозвучие, неслитное созвучие, в котором образующие его звуки создают резкое звучание. Из простых интервалов к диссонансам относятся большие и малые секунды, септимы и ноны, тритон (увеличенная кварта и уменьшенная квинта). Диссонанс является сильным средством музыкальной выразительности, вызывающим представление напряжения, боли, страдания. Эмоционально-образным противопоставлением диссонанса является консонанс, поэтому существует правило перехода (разрешения) диссонанса в консонанс.
11 Тритон – интервал, состоящий из трех тонов. В зависимости от ступеневой величины, название тритона обозначается как ув.4 или ум.5 (увеличенная кварта и уменьшенная квинта). На слух тритоны не различаются. Как диссонанс требуют разрешения.

ТЕМА 4. АККОРДЫ

1 Гармония [от греч. harmonia (άρμονία) – связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность; в общем значении – согласованность между частями целого] — термин «Гармония» в музыке понимается очень широко и включает ряд значений: 1. Слаженность тонов (звуков) в едином звучании (то же, что нем. Harmonie – «благозвучие»); объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. 2. Научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая созвучия и их взаимосвязь(нем. Harmonielehre). 3. Название отдельных аккордов или созвучий при характеристике их выразительности (выражения «красивая», «воздушная», «прозрачная», «жесткая», «выразительная», «стройная», «поющая» и т.д.). Характер звучания аккорда-созвучия.
2 Аккорд [от ит. accordo – согласие] — основополагающее понятие многоголосия – созвучие из трех или более звуков (тонов) разной высоты, расположенных по определенному принципу. Чаще всегоэтопринцип терцовости (терцовый принцип). Тоны аккорда звуковысотно могут быть организованы вертикально (тогда мы воспринимаем аккорд как созвучие) или горизонтально (тогда мы воспринимаем аккорд как движение, последование звуков).
3 Вид аккордаопределенное название аккорда в зависимости от местоположения его нижнего звука и (или) интервального строения. Вид аккорда зависит от положения основного тона аккорда (такого звука аккорда, который в сжатом расположении находится внизу). Вид аккорда обозначается цифровым показателем. В системе аккордов терцового строения основными видами аккорда являются трезвучие (53), септаккорд (7), нонаккорд (9) и их обращения.
4 Терцовый принцип строения аккордапринцип расположения (строения) звуков внутри аккорда по терциям. Самый простой аккорд, построенный по терцовому принципу – трезвучие (53, состоит двух терций), далее следуют септаккорд (7, три терции), нонаккорд (9, четыре терции), ундецимаккорд (11, пять терций), терцдецимаккорд (13, шесть терций).  
5 Трезвучие – простой аккорд, начальный аккорд терцовой структуры. Трезвучие состоит из 3-х разных звуков, расположенных по терциям. Вид трезвучия зависит от сочетания терций в нем. Обозначение аккорда – 53 показывает: 5 (квинта) – интервал между крайними звуками аккорда, 3 (терция) – между двумя нижними звуками. Виды трезвучия – мажорное, минорное. Увеличенное, уменьшенное.
6 Секстаккорд – обращение трезвучия путем переноса основания на октаву вверх. Интервальный состав терция + кварта, между крайними звуками - секста. Обозначается цифрой 6. В зависимости от исходного трезвучия в составе секстаккорда может быть различное качество интервалов терции и кварты.
7 Квартсекстаккорд – обращение трезвучия путем переноса основания на октаву вниз. Интервальный состав кварта + терция, между крайними звуками - секста.Обозначается цифрами 64.В зависимости от исходного трезвучия в составе квартсекстаккорда может быть различное качество интервалов терции и кварты.
8 Септаккорд аккорд, состоящий из четырех звуков, распложенных по терциям (соответственно, в основе септаккорда – от основного тона – лежит трезвучие). Тоны септаккорда называются прима (1) – основной тон, терция (3) – терцовый тон, квинта (5) – квинтовый тон и септима (7) – септимовый тон. Септаккорд обозначается цифрой 7 – по названию интервала септима, образующейся между нижним и верхним звуком аккорда в сжатом его расположении. Септаккорды бывают трех основных видов – малый (трех разновидностей), большой (трех разновидностей) и уменьшенный (одной разновидности). Вид септаккорда зависит от качественной величины септимы (малой, большой или уменьшенной), а разновидность – от качества терций и их сочетания.
9 Обращение септаккорда – аккорд, получающийся при перемещении основного, затем терцового и квинтового тона септаккорда на октаву вверх или септимового, затем квинтового и терцового тонов на октаву вниз (См. Основной тон аккорда). Обращений септаккорда три: Квинтсекстаккорд (65) – первое обращение, результат переноса нижнего звука септаккорда на октаву вверх. Строение квинтсекстаккорда – терция + терция + секунда. Между нижним и третьим звуками в квинтсекстаккорда образуется квинта, а между крайними – секста, что и стало основой для названия аккорда. Терцквартаккорд (43) – второе обращение септаккорда, результат переноса нижнего звука квинтсекстаккорда или двух нижних звуков септаккорда на октаву вверх. Строение терцквартаккорда – терция + секунда + терция. Между двумя нижними звуками этого аккорда образуется терция, а между нижним и третьим снизу звуком – кварта, что и дало название обращению. Секундаккорд (2) – третье обращение септаккорда, его можно получить переносом нижнего звука терцквартаккорда на октаву вверх или верхнего звука септаккорда на октаву вниз.
10 Доминантсептаккорд  ( D 7)– септаккорд, который строится на V ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Обозначается D 7 или V 7. Доминантовый септаккорд имеет структуру малого мажорного септаккорда, что соответствует б.З + м.З + м.З (в основе лежит мажорное трезвучие + м.3, а крайние звуки образуют м.7). Ступени в составе D7: V– VII – II – IV. Как неустойчивый аккорд лада, D7 разрешается в неполное (без квинты) тоническое трезвучие с утроенной примой (I ступень). Доминантсептаккорд часто находится в конце произведений, в качестве предпоследнего аккорда перед заключительной тоникой. Доминантсептаккорд имеет три обращения, разрешение которых происходит также в тонические созвучия.
11  Доминантовый квинтсекстаккорд (D 65) – первое обращение доминантсептаккорда. Строится на VII ступени и состоит из:  м.З + м.З + 6.2. Аккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной примой.
12 Доминантовый терцквартаккорд (D 4з) – второе обращение доминантсептаккорда. D 4з строится на II ступени и состоит из  м.З + 6.2 + б.З. Аккорд разрешается в развернутое тоническое трезвучие (развернутым называется трезвучие или его обра­щение, состоящее из четырех звуков, с добавлением нижнего тука на октаву выше).
13 Доминантовый секундаккорд (D 2) – третье обращение доминантсептаккорда. D2 строится на IV ступени и состоит из 6.2 + б.3 + м.З. Аккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой (верхним звуком).

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1 Алексеев, Б., Мясоедов, А. Элементарная теория музыки: Учебное пособие [Текст] / Б.Алексеев, А. Мясоедов. – М: Музыка, 1986.- 240 с., нот.
2 Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки: учебное пособие [Текст] / В. Вахромеев. – М.: Музыка, 2009.-254 с.
3 Вахромеева, Т.А.Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст] / Т. Вахромеева. – М.: Музыка, 2009.-88 с.
4 Дадиомов, А.Е. Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для муз.школ и школ искусств [Текст] / А.Е.Дадиомов. – М.: Изд. В.Катанского, 2003. – 240 с.
5     6 Далматов, Н. А. Музыкальная грамота и сольфеджио. Ч.1 (первый, второй и третий годы обучения): учебник для музык. школ с пятилетним сроком обучения [Текст] /Н. А. Далматов. – М.: Советская Россия, 1962. –224 с. Должанский, А.Н. Краткий музыкальный словарь. Издание пятое. Серия «Мир культуры, истории и философии» [Текст] /А.Н. Должанский. – СПб.: «Лань», 2000. – 448 с. и вкладка.
7 Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки: Учебное пособие [Текст] / Л.Красинская, В.Уткин. – Изд. 3-е, перераб. и доп., М.: Музыка – 1983. – 300 с., ноты
8 Фридкин, Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: учебное пособие [Текст] /Г. Фридкин. – М.: Музыка, 2010.-296 с.

Приложение 1

Цели и задачи учебной дисциплины музыкальная грамота. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 

1.Определять различные элементы музыкального языка, опираясь на полученные знания.
2. Записывать и читать в скрипичном и басовом ключе нотные знаки.
3. Ориентироваться в длительностях нот и пауз, знаках увеличения длительностей (нота с точкой, лига).
4. Строить (письменно и устно) гаммы мажорных и минорных ладов трех видов, простые интервалы, аккорды.
5. Найти на фортепиано любую ступень звукоряда, играть на фортепиано гаммы, интервалы, аккорды.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

1. Основные элементы музыкального языка (музыкальной речи).
2. Значение понятий и элементов нотного письма по основным темам: Нотное письмо, Лад, Интервалы, Аккорды.
3. Строение мажорного и минорного лада, принципы обращения интервалов, названия и интервальный состав трезвучий, обращений мажорного и минорного трезвучий, малого мажорного септаккорда (D7)с обращениями.

 


Приложение 2

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОНАЯ РАБОТА

(1 этап)

 

Письменная работа включает в себя проверку усвоения содержания следующих изучаемых в курсе дисциплины тем:

 

НОТНОЕ ПИСЬМО.

Расположение нотосновных и производных (со знаками альтерации) ступеней на нотном стане (малая, первая и вторая октавы в скрипичном ключе; большая малая и первая октавы в басовом), в том числе на добавочных линейках.

Ритм, длительности, паузы: протяженность, соизмеряемость длительностей четного деления (со знаками увеличения и без них).

Такт, размер (2/4, 3/4, 4/4) – знать возможные ритмические группы в такте из разных по продолжительности длительностей. Расстановка тактовых черт в ритмической последовательности.

 

ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ.

Звукоряды трех видов лада мажора и минора (натуральный, гармонический и мелодический) – построение от основных и производных ступеней, определение по записи.

Функции и свойства ступеней лада.

Ключевые знаки; мажорные и минорные тональности до 3 ключевых знаков.

Параллельные тональности – нахождение тоники параллельной тональности от исходной мажорной или минорной.

 

ИНТЕРВАЛЫ.

 Простые малые, большие и чистые интервалы (от ч.1 до ч.8) – построение от основных и производных ступеней, определение по записи, обращение интервалов.

 

АККОРДЫ.

Мажорные и минорные аккорды (Б53 - Б6 - Б64, М53 - М6 - М64) - построение от основных и производных ступеней вверх, определение по записи, обращение (6 и 64 от трезвучия, трезвучие от 6 или 64).

Основные термины и понятия по всем темам.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!