Материально-духовные виды культуры

Понятие культуры

В наши дни существует более полутысячи определений. Культура при этом рассматривается с самых разных точек зрения.

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura. Для римлян противоположностью понятия «cultura» было понятие «natura» (природа).

Первоначально слово «культура» обозначало «возделывание земли, обработка сада, уход за растениями», т. е. земледелие. Понятие «cultura» в отличие от понятия «natura» (природа) означает «созданное», «внеприродное». Культура не существует вне человека. Объектом воздействия может стать и сам человек. Есть свои представления о культуре и на Востоке. В китайской культуре со времен Конфуция полагали, что есть качество, свойственное особо благородным людям – «жэнь» (человеколюбие), без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Европе долгое время понятие «культура» требовало пояснения: agri cultura – обработка земли, jurus cultura – выработка законов и правил поведения, cultura literare – выработка правил письменности и т. д. Только в XVII в. немецкий юрист Пуфендорф употребил это понятие как самостоятельный научный термин.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать, что слово «культура» имеет три основных значения: 1) возделывание, обработка, творчество; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание.

В широком смысле слова под культурой понимаются все достижения человечества, все, созданное человеком. Культура предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир. Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Функции культуры

Важнейшие функции культуры:

1. Адаптивная (функция социализации). Все культурные завоевания адаптируют человека в обществе, мире. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают его с окружающей действительностью. Культура есть социальная память человечества.

2. Познавательная (гносеологическая). Каждая вещь, созданная человеком, есть определенное знание.

3. Коммуникативная. Общение между поколениями, народами, временами. Культура сохраняет формы и способы общения и передачи информации.

4. Регулятивная (нормативная). Культура несет нормативы, выработанные человечеством, которые касаются всех сфер существования человека в мире.

5. Гуманистическая. Главным объектом и субъектом любой культуры является человек.

6. Семиотическая (знаковая). Культура – определенная знаковая система. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

7. Ценностная (аксиологическая). Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности.

8. Воспитательно-творческая. Культура – та среда, которая сама по себе обладает мощным воспитательным эффектом, создавая новые ценности, знания, нормы и правила.

9. Компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, психологической разрядкой.

Структура культуры

Культуру можно структурировать по разным принципам. Один из них был найден в XVIII–XIX вв. Гердером и братьями Гримм. Они определили по сказкам, преданиям особенности каждого народа. Можно рассматривать разные типы культуры, базирующиеся на религиозной, художественной, политической, социально-экономической основе, культуру классифицируют в зависимости от этническо-территориальных признаков.

Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида: материальную и духовную культуры.

Материальная (культура производства, техника, культура быта, физическая культура)

Духовная культура (интеллектуальная, нравственная, художественная, наука, религия)

Материально-духовная (экономическая, политическая, правовая, экологическая, эстетическая).

 

2. Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида: материальную и духовную культуры.

Материальная культура

Материальная культура – это мир вещей, созданных или преобразованных человеком.

Наиболее важный элемент в материальной культуре – культурапроизводства, поскольку именно она определяет качество жизни. В системе материального производства развились и утвердились три главных его составляющих: техническое оснащение, процесс труда и результаты труда. Каждая из составляющих есть показатель уровня культуры. Появляется двойная связь: человек создает орудия труда, а орудие труда совершенствует человека. Эргономика (научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации условий труда).

Специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эффективность любой деятельности находится на пересечении знания, умения и желания.

Управленческая культура. Управленческая деятельность сегодня заключается в упорядочении различных сложных связей в обществе в целом.

В системе культуры производства мы сталкиваемся с профессиональной культурой человека.

Культура быта – это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и отношение к ней. Она включает и организацию этой среды, и отношение внутри этой среды. Мы узнаем о жизни того или иного социального сословия, народа по предметам быта. К материальной культуре относится и культура отношения к своему телу: физическая культура. Это не только соревнования или успехи в том или ином виде спорта. Физическое здоровье не всегда выступает показателем общей культуры. Были, есть люди с физическими недостатками, но своим интеллектом, творчеством облагородившие мир.

Духовная культура

Духовная культура – это мир идей, знаний, научных открытий, религиозных верований, художественных образов, воплощенных в разных видах искусства. Создание духовной культуры – это свойство человеческой личности. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука, религия.

Интеллектуальная культура

Необходимо различать два понятия: сознание и интеллект. Сознание – это особый способ отражения мира в виде оценок, эмоций, понятий, суждений, умозаключений, образов, возникших на основе ощущений. Интеллект (лат. «intellectus» – познание, понимание, разум, ум, рассудок), интеллектуальная культура – это культура мышления, речи. Разум – творческая, активная способность мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей. Культура мышления предполагает умение сопоставлять друг с другом различные формы действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать, вскрывать сущность явлений. Знаменитая фраза «Я знаю, что ничего не знаю» принадлежит Сократу.

Культура речи – слова употребляются не только для построения речи, но прежде всего для построения мысли. К слову сказать, словарный запас А. С. Пушкина составлял 21 тыс. слов, словарный запас современного человека составляет 5–6 тыс. слов.

Нравственная культура

Мораль – вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Мораль имеет характерные черты:

1) выработанные представления о добре и зле, долге, совести, справедливости, воплощенных в неписаных нормах и правилах;

2) реальные поступки людей;

3) этикет.

Самым лучшим образом нормы человеческой морали, нравственности изложены в Библии.

Художественная культура

Искусство началось с ритуальных танцев, с росписей на стенах пещер, с игрищ. Искусство, соединяя в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективный взгляд на него человека, становится особой формой знания, способного воссоздать целостную картину мира. В искусстве отражаются ценности и идеалы своего времени. Важное понятие в искусстве – художественный образ. Художественное произведение – это целостность, в которой все элементы находятся во взаимосвязи.

Религия как явление культуры

Основой религии становится поиск смысла.

Среди факторов возникновения религии определяют: а) зависимость человека от внешнего мира; б) зависимость каждого человека от существующих общественных отношений; в) психологические факторы, связанные с отдельным человеком и обществом в целом.

В религии взаимосвязаны три элемента: культ, вера, ритуалы. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам, конфуцианство).

Наука как явление культуры

Чаще всего появление науки датируют VI в. до н. э., когда в Древней Греции произошло разделение между умственным и физическим трудом. Наука – сфера теоретического знания, хотя и выросла из практической необходимости. Наука выработала различные методы познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, идеализация, формализация.

Материально-духовные виды культуры

Есть такие виды культуры, которые объединяют в себе и материальную культуру, и духовную.

Экономическая культура, в которую входит знание общих законов экономического развития общества.

Политическая культура

Политическая культура проявляется и в том, как отражаются политические явления в сознании масс и каждого отдельного человека, каким образом представляет человек свое место в политических процессах.

Правовая культура связана нормами права, созданными в том или ином обществе. Правовые нормы впервые были сведены в систему вавилонским царем Хаммурапи.

Экологическая культура несет в себе проблемы взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, она рассматривает различные формы влияния на нее производственной деятельности и результат этого влияния на человека – его здоровье, генофонд, психическое и умственное развитие.

Эстетическая культура пронизывает практически все сферы деятельности человека. Человек действует не только по законам пользы, но и по законам красоты.

* * *

Между этими видами существует и связь, и различия. Материальная культура имеет тенденцию морального и физического старения. Духовная культура обладает формой долговечности: ее истинные ценности не подвержены старению.

 

3. Понятия «культура» и «цивилизация» часто воспринимаются как тождественные. В них действительно есть много общего, но вместе с тем существуют и заметные различия.

Термин «цивилизация» возник в XVIII в. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. По другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями. Особое значение этот термин приобрел в Европе в эпоху Просвещения, когда цивилизацией называли такое государственное устройство, которое было основано на разумности, справедливости, религиозной терпимости.

Руссо приходит к мысли, что человек как «естественное» существо обладает всеми возможностями для труда во благо самого себя. Но государство становится между возможностями человека и результатами его деятельности. Государство враждебно человеку. Культура, существующая в обществе, по мнению Руссо, отчуждает человека. Отчужденной культурой становится каждый ее элемент: разум, который не возвышает душу, а утомляет ее, материальная среда, мораль, право.

Концепция А. Тойнби.

(Основная суть: между цивилизацией и культурой нет противоречий. Цивилизация – естественный ход развития человечества. Основной труд – «Постижение истории»).

Арнольд Тойнби – английский историк, философ, социолог, дипломат. Единой истории человечества не существует, а есть лишь история отдельных своеобразных цивилизаций. Географические условия имеют существенное значение в создании облика цивилизации. А. Тойнби указывает на 4 остановившиеся в своем развитии цивилизации – эскимосскую, момадическую, оттоманскую, спартанскую. Механизм рождения цивилизаций сформулирован как механизм «вызова» и «ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической и природной ситуации. До настоящего времени сохранилось лишь 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская, западная. Они не обречены, если объединятся в одну мировую цивилизацию на основе единой мировой религии будущего – Вселенской религии, которая должна возникнуть в результате объединения существующих мировых религий.

Концепция Н. Бердяева.

(Основная суть: культура – это то, что имеет отношение к духу. Цивилизация губительна для культуры. Основные работы: «Смысл творчества», «Воля к жизни и воля к культуре», «Кризис искусства», «Человек и машина»).

Николай Бердяев – русский философ, публицист. Выступал за возрождение православной духовной культуры в противовес бездуховной машинной цивилизации. По Бердяеву, когда рождается напряженная воля к жизни, к наслаждению ею, господству над ней, тогда возникает смерть культуры. Цивилизация по природе технична. Цивилизация, в противоположность культуре, не религиозна, в ней побеждает прагматический разум. Цивилизации нужны не символические, а реалистические достижения жизни, не подобия и знаки, а сама реальная жизнь. Она технична. В ней техника торжествует над духом. Победоносное вхождение машин в человеческую жизнь явилось началом эры цивилизации.

По Бердяеву Культура – явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация – явление общее и повторяющееся. Культура имеет душу, цивилизация – лишь орудия.

 

4. Понятия «культура» и «цивилизация» часто воспринимаются как тождественные. В них действительно есть много общего, но вместе с тем существуют и заметные различия.

Термин «цивилизация» возник в XVIII в. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. По другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями. Особое значение этот термин приобрел в Европе в эпоху Просвещения, когда цивилизацией называли такое государственное устройство, которое было основано на разумности, справедливости, религиозной терпимости.

Руссо приходит к мысли, что человек как «естественное» существо обладает всеми возможностями для труда во благо самого себя. Но государство становится между возможностями человека и результатами его деятельности. Государство враждебно человеку. Культура, существующая в обществе, по мнению Руссо, отчуждает человека. Отчужденной культурой становится каждый ее элемент: разум, который не возвышает душу, а утомляет ее, материальная среда, мораль, право.

Концепция О. Шпенглера.

(Основная суть: история носит дискретный характер. Противопоставлял понятия «культура» и «жизнь». Основные работы: «Закат Европы», «Человек и техника»).

Освальд Шпенглер – немецкий философ и культуролог. Утверждал, что не существует поступательного развития культуры, а есть лишь круговорот локальных культур. Жизненный цикл каждой культуры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью. Выделял 8 типов культуры, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западноевропейская, культура народов майя. В особый тип выделил «русско-сибирскую» культуру.

Понимал культуру как организм, который проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти. Мертвая культура и есть цивилизация. Для каждого организма отмерен свой жизненный срок, который складывается из трех этапов: 1) наиболее длительный, подготовительный период. Это первоначальное состояние хаоса, период детства, накопления сил; 2) фаза собственно культуры, период интенсивного творчества: создаются все духовные ценности; 3) период упадка, эпоха цивилизаций: духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера падает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается.

Весь период жизни каждой культуры определяется Шпенглером приблизительно в 1000 лет. Стадия цивилизации продолжается 200–300 лет. Переход культуры в цивилизации произошел для западного мира в XIX в.

Концепция Х. Ортеги-и-Гассета (испанский философ, культуролог. «Восстание масс»).

Отвергал идеи Шпенглера. Рассматривал идею преемственности цивилизаций. Кризис, охвативший Европу в конце 19 века, не означал заката. Он свидетельствовал о начале нового развития. Кризис культуры и цивилизации видел в наступлении массовой культуры. «Массовый человек», по Гассету, лишён индивидуальности, духовности, нравственности. Безликая масса превращается в разрушителя культуры…

Элитное общество, «которое должно отличаться интеллектуальным и нравственным совершенством, исторической инициативой, способностью выполнить общенациональные и общечеловеческие задачи». Возрождение цивилизации – дело элиты.

 

5.

Эпоха первобытности длилась с 2 млн. лет до н. э. до 1 тыс. до н. э. По найденным орудиям труда археологи делят эпоху первобытности на каменный век (свыше 2 млн. – IV тыс. до н. э.), медный век (IV–II тыс. до н. э.), бронзовый век (конец II – начало I тыс. до н. э.), железный век (начало I тыс. до н. э.). Каменный век состоит из палеолита (древнекаменный век), мезолита (среднекаменный век), неолита (новокаменный век).

Можно выделить четыре фактора, связанных с возникновением культуры: 1) Появление орудий труда. Орудия труда способствовали развитию сознания. Это, в свою очередь, способствовало развитию речи, появлению новых способов организации труда; 2) Установление табу. Первые запреты связаны с орудиями труда. Появился запрет на убийство. Следующее табу касалось регуляции отношений между полами. 3) Возникновение захоронений. В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток – запад. Человека после смерти окружали предметами, которые были у него при жизни.

Погребения делятся на два основных вида: погребения грунтовые, без надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения - погребение в гробницах, сооруженных из больших камней – дольменов, менгиров. Иногда встречаются кромлехи (круглые камни).Эти культовые сооружения располагались в виде круга. СТОУНХЭНДЖ.

 

Концепция Л. Гумилева.

(Основная суть: всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил космоса. Занимался вопросами этносов, этногенеза. Основные работы: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России: очерки этнической истории», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации».)

История культуры – это история народов и их творений, история достижений человеческого духа и история великих разрушений. Культуры зарождались, расцветали и погибали, но ни одна культура не исчезла бесследно. Каждая погибшая культура давала ростки нового.

Возникновение культуры связано с появлением человечества. Лев Гумилев – историк, географ, этнолог, философ, представитель русского космизма. Он представлял, что всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил космоса. Основная категория его концепции – этнос. Считал, что возникновение новых этносов обусловлено космическими энергетическими (пассионарными) толчками, порождающими «пассионариев». Все этносы проходят несколько стадий развития: возникновение и подъем, фаза наибольшей этнической активности, фаза рассеивания пассионарной энергии, ее кристаллизация в памятниках культуры; фаза жизни этноса по инерции и фаза деградации этноса. Любая культура генетически связана с другими культурами. Жизненный цикл этноса составляет примерно 1200–1500 лет, за которые он развивает свою культурную традицию. Затем появляются новые пассионарии и возникает новый этнос. Гумилев представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

 

 

7. Возникновение захоронений. От древнейших эпох – нижнего и среднего палеолита – захоронений не сохранилось. В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток – запад. Умершие не исключались из человеческого общества, их связь с живыми сохранялась. Человека после смерти окружали предметами, которые были у него при жизни.

Погребения делятся на два основных вида: погребения грунтовые, без надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения – погребение в гробницах, сооруженных из больших камней – дольменов (стол, камень), менгиров (длинный камень). Иногда встречаются кромлехи (круглый камень). Эти культовые сооружения располагались в виде круга.

В период, когда степень зависимости людей от природы была высока, развивалась такая форма архаического мышления, как анимизм – одушевление природы. Человек отождествляет себя с природой. Древние считали одушевленными все предметы, явления природы. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих мир. Все духи вызывались с помощью определенных ритуалов. Одно из частных проявлений анимизма – фетишизм (амулет, идол, талисман). Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетиш, по мнению древних, был вместилищем души. Разновидностью фетиша были идолы, когда предмету придавался какой-нибудь внешний образ, чем-то напоминающий человека.

Следующим шагом в развитии архаического сознания становится антропопатизм (antropos – человек, pater – отец) – представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром лежит в основе тотемизма («его род»).

Важной стадией архаического сознания становится персонификация сил природы, которые начинают выступать как боги. 

Архаическое сознание, образное и эмоциональное, воспринимало мир как целостную, неразделимую систему, в нем не разделялись внутренние и внешние элементы.

 

8. Культура Шумера

Шумеры оказались под влиянием семитского города Аккад. Аккадский царь Саргон, создавший первую в истории человечества армию, в которой было более 5000 воинов, объединил под своей властью всю Месопотамию. Значение аккадского периода в истории Шумер было настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Краткий расцвет Шумеро-Аккадского царства (II–I тыс. до н. э.) принес миру новые элементы цивилизации: появилась денежная единица из серебра – сикль. Вместе с установлением товарно-денежных отношений появилось долговое рабство и первые законы. Возникает суд. Государство было с централизованной властью, поля жрецов и царей обрабатывались рабами.

Основу экономики Шумера составляли земледелие и скотоводство. В Шумерах была развита металлургия, изготавливались бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н. э. вступили в железный век. В производстве посуды применялся гончарный круг. Успешно развиваются ткацкое, камнерезное, кузнечное ремесла. Между шумерскими городами и другими странами – Египтом, Ираном, Индией – развивается торговля. Шумеры изобрели свое письмо. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н. э. финикийцами, она составила основу письма почти всех современных алфавитов.

Шумер представлял собой систему городов-государств, во главе каждого стоял покровитель, приравненный к Богу. Шумеры одушевляли силы природы, за которыми стояло отдельное божество – неба (Ан), земли (Энлиль), воды (Энки). Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Некоторые мифы шумеров – о сотворении мира, о всемирном потопе – оказали сильное влияние на мифологию других народов.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. Все сооружения сооружались не из камня, а из кирпича. В строительстве широко использовались арки и своды. Храмы воздвигались в честь богов, украшались рельефами. В Шумере сложился особый тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую башню, прямоугольную в основании. На верхней площадке зиккурата находилось «жилище бога». Большое развитие в Шумере получила скульптура. Верующий ставил сделанную по его заказу статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. В аккадский период скульптура становится более реалистической, Известным открытием в области шумерской литературы стал «Эпос о Гильгамеше». За кратким расцветом Шумерско-Аккадского государства наступила пора упадка. Во II тысячелетии до н. э. при царе Хаммурапи начал возвеличиваться Вавилон.

 

9. Культура Вавилонии

История Вавилонии делится на древнюю (II тыс. до н. э.) и новую (середина I тыс. до н. э.). Самым большим достижением вавилонской культуры стали законы Хаммурапи – выдающийся памятник древневосточной правовой мысли. 282 статьи охватывают почти все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Законы Хаммурапи, обладающие несомненными литературными достоинствами. Законы выражали основы морали, господствующей в обществе.

Новая Вавилония достигла своего расцвета при царе Навуходоносоре. При Навуходоносоре были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Деревья в садах были 4 м в окружности и 16,5 м в высоту. Сады покоились на каменных колоннах, к которым на высоту 100 м была подведена система питания и орошения.

Не менее известным памятником является Вавилонская башня – ступенчатое сооружение высотой 91 м, имевшее квадратное основание. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат, который, как известно, упоминается в Библии.

Особого расцвета достигли в Вавилонии астрономия и математика. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Звездочеты подарили астрологию и гороскопы.

 

 

10. Культура Ассирии

Ассирия – возникла в III тысячелетии до н. э. Оказавшись на перекрестке караванных путей, своего могущества она достигла благодаря торговле. Укрепление Ассирии произошло при правителе Тиглатпаласаре, создавшем сильную армию. Это государство за сравнительно небольшой отрезок времени прошло путь от примитивного общества до империи.

При царе Ашшурбанипале достигает расцвета градостроительство. Наиболее значительным архитектурным памятником стал дворец Ашшурбанипала в Ниневии. Широкую известность приобрели ассирийские рельефы, украшавшие дворцы, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события. Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. В Ниневии находилась самая большая библиотека древности, в которой было 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека была самой большой на Ближнем Востоке. В табличках были записаны мифы, некоторые из них были прочитаны лишь в наше время.

 

 

11. Древние мифы Месопотамии

На основе древнейших мифов Междуречья впоследствии возникали мифы, легенды, сказания у других народов древности, с ними перекликаются библейские истории. Как известно, жители этой территории поклонялись разным богам, связанным с природными явлениями: боги неба, земли, воды, луны, солнца, других небесных светил, боги различных стихий. В Двуречье каждая община имела свое божество.

У народов Междуречья существует миф о создании мира. Первоначально все то, что составляло самые различные явления природы, было объединено в единую гору, которая плавала в океане. Океан – праматерь всего сущего. Она произвела из себя самой Ан (небо) и Ки (низ), поселив их раздельно: Ан – на вершину горы, Ки – у подножия. Ан и Ки стали мужем и женой и произвели на свет детей: Энлиль – бог воздуха и еще 7 стихий, без которых не было бы ни света, ни тепла, ни влаги, ни процветания. Затем гору разделили на две части, разорвав ее. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо в виде свода, а Энлиль опустил часть горы вниз – появилась земля.

Отголоском древнейших легенд стал миф о всемирном потопе. Бог воздуха Энлиль, возмущенный людской мелочностью и суетой, решил уничтожить людей. Он насылает на людей потоп, который длится семь дней и ночей. Гибнут все, кроме Атрахасиса, предупрежденного другим богом – Энки. Атрахасис строит ладью, на которую погружает семью, ремесленников и животных: так должна сохраниться жизнь.

 

 

12. Религиозно-мифические верования Древнего Египта

Древнеегипетская мифология не похожа ни на одну другую, в ней много неясного, непонятного, неоднозначного.

У египтян по-разному изображались одни и те же боги: одного и того же бога они показывали то в виде животного, то в виде человека со звериной или птичьей головой. В разных городах богов называли по-разному, а у некоторых имена менялись в течение суток. Ра, Атум, Хепри были тремя разновидностями одного и того же бога солнца. Это было главное божество, которое еще называли Амон-Ра. Пирамида представляла собой одновременно и путь на небеса, и солнечный луч. Египтяне представляли свою землю в виде треугольного камня, плавающего в большом океане.

В древнеегипетской мифологии были божества для обозначения «абстрактных» понятий – «воля», «разум», «энергия», «вечность». Египтяне могли по-разному относиться к одному и тому же богу. Весь Египет почитал доброго бога Осириса и одновременно его убийцу – бога зла Сета.

Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. В связи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.

Египтяне были первым народом, которые предложили миру великую идею – бесконечность жизни. После смерти, по верованию египтян, начиналась новая жизнь, где человек обретает состояние единства и нераздельности с богом. Это могло осуществляться после суда Осириса, через который проходил всякий попавший в загробный мир. Перед судом покойный как бы обращался с речью, рассказывая о своих грехах. Заупокойными признаниями расписывались стены пирамид, а затем была составлена «Книга мертвых» – свиток папируса, в котором насчитывалось 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги.

Сакральным смыслом наделялись дикие и домашние животные, птицы, насекомые, рыбы. Амулеты в виде скарабея служили магическим средством защиты.

В верованиях древних египтян воплотилась идея слияния с природой, со всем живым, приятия раз и навсегда заведенного мудрого порядка, подчинения этому порядку, невозможность и нежелание менять узаконенные основы жизни.

 

13.

Важной, значимой чертой в истории мировой культуры, впервые проявившейся в Древнем Египте, был гуманизм. Древние египтяне смогли выработать высокие принципы нравственного поведения человека – «маат». Богиня Маат воплощала особое качество мира, запечатленное в таких понятиях, как «порядок», «истина», «справедливость», «добродетель». По установленному порядку, все люди были равны. Человека определяло имя его родителей и титул, соответствующий месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом. Правила маат предписывали имущим помогать неимущим, они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине. Человек должен был подчиняться законам, кроме того, он должен был уметь быть счастливым.

Развитие науки в Древнем Египте

Одним из величайших научных достижений гения древних египтян было мумифицирование, которое невозможно представить без достижений в области химии, физики, медицины. Древние египтяне умели делать точные математические расчеты, открыв десятичную систему исчисления. Достижением древнеегипетской культуры являются открытия в области астрономии. В процессе астрономических наблюдений они смогли создать карту звездного неба, рассчитать циклически повторяющиеся затмения солнца. Государственное делопроизводство обусловило развитие письменности.

Искусство Древнего Египта

Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности: мифы, сказки, басни, философские диалоги, гимны, молитвы, лирическая поэзия. Скульптура, рельефы, росписи были подчинены прагматичным целям. Великолепные произведения служили не для красоты, а для того, чтобы быть погребенными в пирамидах, гробницах, где они могли бы быть полезными для умерших. Этой же цели служила настенная живопись. Во всех предметах обихода обнаруживается удивительная пластичность, правильное соблюдение пропорций.

В скульптурных портретах нет ничего лишнего, все второстепенные детали устранены. Два начала – наблюдение натуры и правильность целого – столь уравновешены, что живые лица предстают в своей отрешенности от бытия, погруженности в вечность.

Они во всем следовали канонам, которые предполагали соблюдение четкости всех изобразительных элементов. Их метод был ближе к картографии, чем к живописи. Шедевром древнеегипетского искусства считается изображение царицы Нефертити (скульптор Тутмес) – воплощение человеческой красоты и одухотворенности.

Не менее значительным достижением египетской культуры является знаменитый Александрийский маяк – первый в истории человечества – высотой в 128 м (высота сорокаэтажного здания).

14.

Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона стали знаменитые египетские пирамиды. Пирамиды были у других народов, например, у майа. Но только в Египте пирамиды служили усыпальницами фараонов, будучи символом власти и государственного устройства. Пирамида для египтян – образ жизни и смерти. Пирамида – одно из самых первых сооружений заупокойного культа.

Первым осуществил строительство пирамиды зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера (который объединил Верхний и Нижний Египет). Первая пирамида имела высоту 60 м.

Все государственное устройство Египта напоминало пирамиду: вверху – фараон – «большой бог», чуть ниже – верховный жрец, который одновременно был и верховным судьей, и главным администратором в стране. Следующую ступень занимали другие жрецы, посредники между людьми и богами. Высокое место отводилось писцам, зодчим, художникам. Во времена Древнего царства появляется и другая должность – инженер, человек, который был способен рассчитать и организовать строительство. У подножия государственной пирамиды располагались ремесленники, торговцы, крестьяне. Еще ниже – рабы.

Самая большая – пирамида Хеопса. Ее высота – 146 м, сложена из 2,3 млн блоков по 2,5–3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с пирамидами находится гигантский сфинкс (57 м длиной) в образе льва с портретной головой фараона. Наклонные стороны пирамиды символизируют лучи солнца, стороны света. Строительство продолжалось около 20 лет. Вход в пирамиду находился с северной стороны, был обращен к Полярной Звезде. Внутри гробницы ветвятся и расходятся многочисленные коридоры. Всего было построено 80 пирамид. До сих пор они хранят много тайн и загадок и являют символ всего Востока.

16.

Культура Древней Индии существовала с середины III тысячелетия до н. э. до VI в. н. э. Современное название «Индия» возникло лишь в XIX в.

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый – это время хараппской цивилизации (2500–1800 гг. до н. э.), второй – арийский – охватывает всю последующую индийскую историю. Хараппская цивилизация имела главные центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро около р. Инд. Здесь была своя письменность, язык, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. После заката Хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но, поселившись на индийской земле, стали земледельцами и скотоводами. Арии были неспокойным народом. Они соблюдали немногие табу, имели приверженность к хмельным напиткам. Любили музыку, играли на флейте, лютне, арфе под аккомпанемент барабанов. Увлекались азартными играми. Племенами правили вожди, которые носили титул «раджа» («король»). Арии рассматривали вождя как военачальника, он не считался божественным лицом и не исполнял религиозных функций.

Социальная структура Индии

Индийскую культуру нельзя понять без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия-варны.

Первый высший социальный слой индийского общества – брахманы (правители), далее кшатрии (военные) и вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Низшая варна – шудры – первоначально включала в себе аборигенов, чей цвет кожи отличался от более светлых ариев. Шудры – это рабы, военнопленные. Четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более 2 тысяч).

Каждая из каст регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений (считался законным только брак в пределах единой группы).

Основой социальной структуры древнеиндийского общества была семья. Семья всегда представляла в Индии большое сообщество, где не только родители и дети, но и дядья, двоюродные братья и сестры, племянники все были тесно связаны друг с другом. Они жили все вместе и часто вместе владели имуществом рода. Каждый мужчина должен был пройти четыре ступени своего существования. Сначала это ученик брахмана, набирающийся мудрости. Затем юноша должен был жениться, стать домохозяином. После рождения сына он мог стать лесным отшельником, размышляющим о смысле жизни. Так поступали легендарные основатели буддизма и джайнизма. Период отшельничества заканчивался возвращением умудренного старца к семье. Достижение цели невозможно без освобождения от суеты. Высшей ценностью становится нирвана – успокоение дхарм, слияние с вечностью.

17.

Самобытность древнеиндийской культуры заключается в многообразии религиозно-философских учений. С приходом ариев в Индии главным источником сведений являются созданные ими Веды. Веды составляют четыре части: 1) Ригведа (религиозные гимны); 2) Самаведа (песнопения); 3) Яджурведа (жертвенные формулы); 4) Атхарваведа (магические заклинания). Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии, науки. Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них был ведизм. Для него характерно многобожие. Главным среди божеств был Индра – бог грозы, воин, покровитель ариев. За ним следуют: Варуна – бог неба и космоса; Сурья – бог солнца; Вишну – олицетворяющий круговращение солнца; Агни – бог огня.

На новом этапе (I тысячелетие до н. э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Именно брахманизм внес существенный вклад в разделение общества на касты, именно он акцентировал внимание на переселении душ. Потом в брахманизме выдвинулась неортодоксальная религия – джайнизм, который сделал явственный акцент на этику, на нравственные нормы поведения человека.

В середине I тысячелетия до н. э.) брахманизм переходит в индуизм, который явился самой распространенной религией Индии, охватывая более 80 % верующих. Основу индуизма составляет вера в триединого бога: Брахму, Вишну, Шиву. Эти божества представляют космические силы творения (Брахма), сохранения (Вишну) и уничтожения (Шива).

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» («господня песня»). Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ, происходящем в соответствии с законом воздаяния за все содеянное в жизни.

В VI в. до н. э. в Индии появляется буддизм. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). Основа учения буддизма – жизнь есть страдание. Отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь избавления от страданий. Высшее состояние – нирвана представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Основные заповеди буддизма: 1) не убивай; 2) не кради; 3) не лги; 4) соблюдай целомудрие; 5) не употребляй хмельных напитков.

В XVI в. из индуизма выделилась отдельная религия сикхизм, выступившая против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед богом.

Таким образом, в буддизме впервые в истории человечества судьба человека стала зависеть от него самого. Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых разных форм религии – фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. Некоторые животные связываются с божествами: корова – с Кришной, кобра – с Шивой, гусь – с Брахмой.

Древнеиндийская философия

В Древней Индии высокого уровня достигла философия.

Самой популярной является философская школа йоги, которую основал Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель – достижение нирваны. Средством выступают специальные физические и духовно-интеллектуальные упражнения.

Учение чарвака признавала основанием мира четыре субстанции – землю, воду, огонь и воздух. Чарвака – единственная школа в Индии, последовательно проповедовавшая теорию наслаждения.

Специфика духовной культуры Индии в том, что она стремилась к упорядочению мира, делая акцент на нравственном начале.

18.

Искусство Индии неразрывно связано с тремя религиями – индуизмом, буддизмом, джайнизмом. Особое место занимает литература. Самый древний литературный памятник – Веды. Не менее важным и значительным был другой вид искусства – архитектура. Многие сооружения не сохранились, поскольку основной строительный материал был дерево. Позже (III в. до н. э.) стали строить из камня. Удивительным образцом буддистского искусства стали пещерные храмы и ступы – сооружения в виде перевернутой чаши, напоминающей холм. Индийские мастера позже стали использовать мрамор, например, мавзолей Тадж-Махал (XVII в).

Приход в Индию в XII веке мусульман несколько изменил пространственные искусства. Скульптура оказалась неприемлемой, в украшении стен стал использовался орнамент, стены стали строгими и плоскими.

Индийское искусство невозможно представить без музыки, танца и театра, которые представляют собой единое целое. Творцом танца считается бог Шива.

 

19.

Основатель даосизма – мудрец Лао-цзы, живший в конце VII – начале VI в. до н. э. Прожил 160 лет. Основное понятие даосизма – дао - его переводят как «путь, дорога, средство, способ, говорить, вести за собой». Дао невидимо и вездесуще, оно неотделимо от мира. Главный принцип дао – ничего не менять во Вселенной. Все искусственное, связанное с суетой и повседневностью, считается лишним, мешающим осуществлению дао. Лао-цзы считал, что не надо гнаться за богатством, надо более всего ценить жизнь, природу и свое предназначение, которое каждый должен познать в этом мире. Лао-цзы утверждал равенство всех вещей, всех людей.

Основатель конфуцианства Кун-цзы (551–479 гг. до н. э.) избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, а отношения между людьми. Конфуций был из обедневшей аристократической семьи чиновников и военных. Он умер в возрасте 73 лет. Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. Дао Конфуция – моральная величина, моральный закон, путь долга, которому человек должен следовать в своих поступках. Для Конфуция познание самого себя – это самосовершенствование. Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни.

Более поздняя философская теория – легизм – касалась преимущественно политической сферы и искала пути обретения стабильности в обществе. Его создатель Шан Ян – главный министр Циньского царства, узаконивший право частной собственности и лишивший аристократию права наследования государственных постов. Легизм во многом был противоположен даосизму и конфуцианству. Легисты превыше всего ставили закон.

20.

Характерно бережном отношении к традициям, в котором новое возникает не путем ломки прошлого, а в процессе использования всех ценностей. Искусство в Китае становится способом проникновения в сущность вещей.

К началу новой эры была изобретена бумага, что привело к распространению литературы. Самую большую значимость имели древние книги. Иероглифическое письмо имеет одну особенность: оно несет не только смысловую нагрузку, но является одновременно художественным изображением. Здесь важно все: как двигалась рука мастера, какое состояние он передал в начертании иероглифов, какой образ несет в себе этот знак. Поэтому литература в Китае – это еще и изобразительное искусство.

Поэзия преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук. Китайская культура неповторима в изобразительном искусстве с его желанием передать временные изменения, с его прозрачными, почти незаметными переходами оттенков цвета. В китайском искусстве показывалась не статика, а действие. Главная особенность – недосказанность, незавершенность, дающая зрителям возможность включиться в творчество.

Невиданный подъем переживает архитектура. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая Китайская стена (длина – 6 тыс. км).

Для Китая искусство и искусство жизни – одно и тоже.

 

 

 

21.

Японцы живут в тесной связи с природой. У них никогда не было стремления, свойственного европейцам, подчинить себе природу. Такой подход во многом определил эстетическое отношение к миру вообще, проявление чувства прекрасного во всем.

Тонкое чувство природы породило древнейшую религию Японии – синто («путь богов»). Возникновение синтоизма связано с земледелием, его магией, в которой заложены действия, которые должны благоприятствовать получению урожая.

Синтоизм во многом близок мифологии. В этой религии утверждается, что в мире сначала царил хаос. Потом он упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало от женского.

Существует пять главных принципов синто:

1.Мир сам по себе хорош, совершенен.

2.Вера в естественную силу жизни.

3.Представление о единстве природы и человека.

4.Признание многобожия.

5.Дух «нами» породил только японцев: синто может быть только у японцев, но японцы могут веровать и в других богов.

На синтоистском мировоззрении основываются многие обряды и праздники: праздник любования сакурой, снегом, горой Фудзи, луной.

На территории Японии широкое распространение получил буддизм, особенно такое явление, как дзен-буддизм – самоуглубление, в результате чего происходит озарение. На основе дзен появилась чайная церемония, икебана, искусство создания садов и парков.

Японская эстетика выделяет 4 типа прекрасного: саби, ваби, сибуй и югэн. Саби– красота естественного: трещины на посуде, шероховатости. Ваби – красота повседневного, обыденного. Сибуй – соединение естественности, функциональности и красоты. Югэн («внутренняя глубина, сокровенное»).

22.

В I тыс. до н. э. с возникновением сельскохозяйственного уклада жизни возникали и первые храмы. Вначале это были деревянные амбары для хранения урожая. В них устраивались торжества по случаю уборки урожая. При строительстве зданий японцы всегда обращали внимание на окружающий ландшафт. Японцы мало внимания уделяют внутреннему убранству помещений: все просто и естественно.

С приходом буддизма строятся пагоды монастыри. Появляются скульптуры, изображающие богов.

Высокого уровня развития достигла литература. Искусству Японии свойственен символизм. Символика, как правило, связана с природой. Каждое состояние мира поэт воспринимает как собственное состояние. Все подробности, замеченные поэтом, передают ощущение целостности мироздания, красоты и покоя.

Один из древнейших жанров японской поэзии – нерифмованные пятистишия.

Стихи писались иероглифами. Другой жанр – хокку, трехстишие.

Появляется особый жанр в прозе – дзуйхицу, что значит «писать, следуя кисти». Это означало писать легко, повинуясь движениям души.

В Х в. японская проза разделилась на мужскую и женскую. Мужчины, как правило, продолжали писать по-китайски, а женщины – на японском языке.

Особым видом поэтического творчества было изобразительное искусство. Тонкая техника, изысканная цветовая гамма, особое пространственное решение. Живопись поначалу носила декоративно-прикладной характер: росписи ширм, вееров, украшений домашнего быта.

Известен в мире японский национальный театр, который совмещает в себе поэзию, прозу, живопись. Театр возник из земледельческих мистерий, сопровождавших сезонные праздники. В XII в. представление было в виде пантомимы, текста, музыки, танцев. Это стало основой для возникновения нового театра. В XIV в. его создал драматург Каньами Киёцугу. Этот театр стал называться Но – «умение, мастерство». Действие идет в масках, некоторые из них являются традиционными: старец (ситэ), старуха, воин, молодая женщина, демонические существа. Действующим лицом был хор и музыканты: флейтист и три барабанщика. Декораций не было, все основывалось на внутренней силе актерской игры.

В XVII в. как чисто городское зрелище появился театр кабуки. Актеры выступали без масок, зато применялся грим, каждый элемент которого был символичен. Например, красные полосы на лице изображали гнев, резко поднятые брови – решительность. В театре кабуки рассказывалось о сильных страстях, в нем соединялись фарс и трагедия. Спектакли могли идти либо день, либо несколько дней.

 

 

15.

Библия — основное наследии древних евреев. К настоящему моменту Библию читают на всех континентах.

В Ветхом завете содержатся десять заповедей, которые, как говорит Библия, должны строго соблюдать все люди. Десять библейских заповедей стали основой древнееврейского закона. Четыре первые отражают отношение к Богу, шесть остальных — отношение к ближним. Вот они: не поклоняйся богам, не поминай имя Господа всуе. Помни о дне субботнем, почитай родителей. Не убий, не прелюбодействуй, не кради. Не свидетельствуй лживо о своем ближнем, не желай дома, жены или чего-либо иного ближнего своего. По легенде, заповеди хранились в Ковчеге Завета.

 Это обособленная культура. Великой она не была, хотя и оказала поистине великое воздействие на другие народы. Единственность в исповедании единого Бога предопределяла ее изоляцию, хотя и существенно различную в разные эпохи. Древнееврейская архитектура имеет месопотамские черты.

Чтобы понять культуру древних евреев, нужно вдуматься в их культ — культ Иерусалимского ветхозаветного соломонова храма. Он создавался как единственное место поклонения единому Богу. Условие это выполнено не было. После разделения царства на Израиль и Иудею израильтяне построили свой храм, а пару десятилетий назад археологи обнаружили, что в Израильском царстве было даже два храма, хотя это было нарушением первоначального замысла.

в Ханаане, начиная со II тыс. до н.э. начинает оформляться древнееврейская культура, письменные памятники которой создаются уже в рамках «нового» Древнего мира (с конца XIII в. до н.э.) на иврите - одном из ханаанейских языков. Эти памятники дошли до нас в составе библейского канона (ветхозаветные тексты) и стали базой для последующей раннехристианской литературы. Молодая в сравнении с окружавшими ее древними культурами еврейская культура впервые совершила окончательный и бесповоротный переход к монотеизму (Единобожию), что и составило ее главную уникальную черту в Древнем мире.

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!