Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь
Ян Ван Эйк работал при дворе герцога Бургундского - это было благоприятное и хлебное место для художников, поэтов и музыкантов эпохи Возрождения. Чаще всего мы представляем себе сухого человека в тюрбане, пристально смотрящего на нас. «Портрет человека в красном тюрбане» некоторые исследователи считают автопортретом художника. Действительно, изображенный на картине мужчина сидит так, словно разглядывает себя в стоящем перед ним зеркале. В верхней части подлинной рамы картины написаны слова «Als ich can», что в переводе с фламандского означает: «Как умею». Фраза вполне могла быть девизом Яна ван Эйка, так как она встречается еще на трех дошедших до нас работ художника (в том числе на портрете его жены) и трех копиях, сделанных с его утраченных произведений.
Ян Ван Эйк. Портрет человека в Красном тюрбане
Для кратких хрестоматий и справочников подходит фраза "Ян ван Эйк изобрел масляную живопись", но мы рассмотрим то, что он сделал, внимательнее. Масляными красками пользовались и ранее, например, ими раскрашивали статуи. К сожалению, они долго сохли. Ян ван Эйк усовершенствовал существующую технологию. Теперь масло сохло быстро, в результате чего позволяло свободнее работать кистью и не зависеть от того, просох ли предыдущий красочный слой. Картины стали выглядеть ярче, теперь они "вбирали" свет, как бы светились изнутри. Когда говорят, что он "просто" усовершенствовал, с оттенком "всего лишь", это вызывает недоумение. Ян ван Эйк практически как Прометей, принес людям возможность импрессионизма и Тернера.
|
|
Старые мастера, про которых практически ничего не известно (сейчас сомневаются даже в том, существовал ли его брат Хуберт), воспринимаются как каменные статуи соборов. И с этим ничего нельзя поделать- объемным образ делают страсти, остроумные фразы и глупости.
Одно из самых узнаваемых полотен "Портрет четы Арнольфини". Вряд ли возможно толкование, которое удовлетворит всех. Действительно, странно предположить, что в культуре, где интеллектуалы так любят играть с расшифровкой метафор, погасшая свеча над женской фигурой может быть изображена просто так. В висящем на стене зеркале отражаются два входящих человека. Похоже, один из них – сам живописец, что подкрепляется изящной надписью между зеркалом и люстрой: «Johannes van eyck fuit hic» или «Ян ван Эйк был здесь». Таким образом создаётся ощущение присутствия художника и его свидетельствования. Под люстрой с правой стороны деревянная статуэтка святой Маргариты, покровительницы рожениц. Она изображена побеждающей дракона ереси на спинке кровати – рядом с головой женщины. Некоторые учёные по ряду признаков предполагают, что молодая дама на портрете на самом деле умерла в родах за год до написания картины или во время работы над ней. Хотя эта версия весьма сомнительна. Также жизнеспособна версия, что это автопортрет художника с женой. Симпатичная собачка добавляет милоты вне зависимости от того, что символизирует супружескую верность. Такое в истории живописи мы увидим неоднократно.
|
|
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини.
Питер Брейгель Старший
Родился между 1525 и 1530 годами, в деревне Брейгель, близ Бреды, по другим сведениям, в самой Бреде (ныне Нидерланды), умер в 1569 году в Брюсселе.
Питер Брейгель Старший был прекрасным художником, графиком и рисовальщиком. Он имел прозвище «крестьянский» или «мужицкий». Происхождение этого грубоватого прозвища точно неизвестно, но большой талант всегда выше всяких прозвищ. Питер Брейгель Старший очень многое привнес в мировую живопись, но, пожалуй, самым главным его нововведением является народная тема. У Брейгеля мы видим лица людей, среди которых жил художник, которых он наблюдал каждый день. Картины Питера Брейгеля Старшего, как и картины Босха, очень поучительны. Брейгель обличает человечество, показывает его недостатки, но он никогда не смотрит на человека свысока. Он ощущал себя одним из тех людей, которых изображал на своих картинах.
|
|
Брейгель - это художник, который теряет в иллюстрациях почти все. В книгах его картины кажутся плоскими, лишенными воздуха. В действительности это крупные полотна с глубиной пространства, детальной проработкой и богатым цветом, который фотография съедает. Брейгель работал на ценителя. Его картины покупали для того, чтобы рассматривать детали современной фламандской жизни. Оптика, предложенная мастером, и дорогие краски превращали будни в притчи. Что бы на них не происходило, мы всегда чуть сверху. Это взгляд Бога на мир.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!