МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ И ГЕНЕЗИС ГЕНДЕРНОЙ СИСТЕМЫ ВО ВЬЕТНАМЕ

SEXUALITY, ATTITUDE TO IT AND THE GENESIS OF THE GENDER SYSTEM IN VIETNAM

Кудрявцева Дарья Алексеевна

Студент 2 курса КФУ ИМО

lorenzo . merk .31@gmail . com

Аннотация

Работа посвящена изучению исторического развития сексуальности во Вьетнаме с древнейших времен по настоящее время. Рассматриваются роли уксорилокальности и вирилокальности в развитии семейных отношений во вьетнамском обществе. Основное внимание уделено вьетнамской гендерной системе и изменениям, происходившим в ней на протяжении истории. Подробно рассказано о преобразованиях в социальном положении женщин внутри этой гендерной системы, так как именно они кажутся более динамичными по сравнению с преобразованиями в социальном положении мужчин. Значительное внимание уделено разнице развития сексуальности в высших и низших слоях общества в дореволюционный период и разнице развития сексуальности в городе и деревне после принятия курса обновления. Противопоставляются строгие нормы неоконфуцианства и традиционные вьетнамские обычаи. Подчеркивается более высокое социальное положение вьетнамских женщин относительно китайских. Основными критериями для характеристики сексуальности вьетнамского общества в тот или иной период служат отношение вьетнамцев к половой активности, романтическим и добрачным отношениям, наличие определенных свобод в поведении у того или иного пола, наличие санкций, карающих за те или иные формы проявления сексуальности. Ставятся проблемы проституции, гомосексуальности, распространения ЗППП и осведомленности населения о них.

Ключевые слова: сексуальность, неоконфуцианство, уксорилокальность, вирилокальность, Вьетнам, вьетнамское общество, гендерная система

Abstract

The work is devoted to the study of the historical development of sexuality in Vietnam from ancient times to the present. The role of uxorilocality and virilocality in the development of family relations in Vietnamese society is considered. The main focus is on the Vietnamese gender system and the changes that have taken place in it throughout history. It is described in detail about the transformations in the social position of women within this gender system, since they seem to be more dynamic in comparison with the transformations in the social position of men. Considerable attention is paid to the difference in the development of sexuality in the upper and lower strata of society in the pre-revolutionary period and the difference in the development of sexuality in the city and village after the adoption of the renewal course. The strict norms of neo-Confucianism and traditional Vietnamese customs are opposed. The higher social status of Vietnamese women relatively to Chinese women is emphasized. The main criteria for characterizing the sexuality of Vietnamese society at one time or another are the attitude of the Vietnamese to sexual activity, romantic and premarital relationships, the presence of certain freedoms in behavior for one sex or another, the presence of sanctions punishing certain forms of sexuality. Problems of prostitution, homosexuality, spread of STDs and public awareness of them are raised.

Key words: sexuality, Neo-Confucianism, uxorilocality, virilocality, Vietnam, Vietnamese society, gender system

Для цитирования: Кудрявцева Д.А. Сексуальность, отношение к ней и генезис гендерной системы во Вьетнаме. Современные востоковедческие исследования. 2021;

For citation: Kudryavtseva D.A. Sexuality, attitide to it and the genesis of the gender system in Vietnam. Modern oriental studies. 2021;

ВВЕДЕНИЕ

Сексуальность – это совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. World Health Organization определяет сексуальность как центральный аспект человеческого существования на протяжении всей жизни человека. Существуют два подхода к пониманию человеческой сексуальности: биологический детерминизм и культурный детерминизм. Биологический детерминизм рассматривает сексуальность как сугубо биологическое явление, половые различия в обществе имеют природную основу. Приверженцы культурного детерминизма утверждают, что сексуальность формируется под влиянием социальных процессов. Так, представители разных культур проявляют ее неодинаково. Автор данной работы придерживается мнения, что на становление сексуальности влияние оказывают и биологические, и социальные факторы, превалируя одни над другими в разные исторические периоды. В данной работе автор с упором на гендерную систему показывает, как менялась сексуальность вьетнамского общества, подвергаясь влиянию сначала в основном природных, а затем социальных факторов в ходе истории.

Определенные характеристики развития общества в тот или иной исторический период обеспечивают потребность общества в изменении социального положения полов относительно друг друга. Возникает необходимость в применении понятий уксорилокальность ( норма брачного поселения, при которой молодые живут там, где до этого постоянно жила невеста), вирилокальность (супруги селятся там, где раньше жил муж), матрилинейность (счёт происхождения и наследования по материнской линии). Для культуры Дальнего Востока характерны патрилинейность и патрилокальность, для культуры ЮВА – матрилинейность и матрилокальность. Вьетнам в этом плане представляет особый интерес, так как является государством, культура которого соединила элементы культур Дальнего Востока и ЮВА. При этом факт сохранения относительно либерального отношения к проявлению сексуальности и более высокого социального положения женщин свидетельствует о доминировании Юго-Восточных тенденций развития культуры, независимом от китайского давления развитии Вьетнама и может служить аргументом в споре об успехе или провале попыток Китая насадить свою культуру.

Понятие сексуальности и половые ценности, сформировавшиеся в период с 1945 по 1975, несмотря на крупные изменения, произошедшие после принятия курса обновления, все еще не изжили себя. Иными словами, во Вьетнаме сосуществуют строгие социалистические нормы и подходы к сексуальности и современные, относительно гораздо более либеральные нормы половой деятельности. Такая ситуация порождает следующую проблему: общество, получив определенное количество сексуальных свобод, не способно пользоваться ими разумно за неимением прошлого опыта и надлежащих знаний. Увеличивается распространенность заболеваний ИППП, наблюдается бум абортов. Вьетнамское общество еще не готово полностью принять или понять некоторые феномены общественной сексуальности, например, феномен ЛГБТ+. Поэтому существует необходимость проведения исследований на соответствующие тематики для понимания современного вьетнамского общества и того, как с ним работать.

По тематике данного исследования написаны такие работы, как «Renovating Masculinity. Urban Men's Experinces and Emergent Masculinity Models in Doi Moi Vietnam» Филипа Мартина, «Matrilineal Societies in Southest Asia: Examples from Highland Vietnam» Нила Олсена, «Being Special for Somebody: Urban Sexualities in Contemporary Vietnam» за авторством Tine Gammeltoft, «Bilaterial social pattern and the status of women in traditional Vietnam» Инсуна Ю.

Цель исследования – рассмотрение генезиса сексуальности во Вьетнаме на протяжении его истории, а также описание сопряженных с данной тематикой реалий, играющих значимую роль для исторического развития вьетнамского общества вплоть по настоящее время. Научная новизна работы заключается в выборе темы, так как до сих пор в российском вьетнамоведении заметен острый недостаток работ подобной тематики. Сами вьетнамские ученые отмечают относительно слабую развитость социальных наук во Вьетнаме, что способствует минимальному росту количества исследований на данную тему. Выводы данного исследования могут быть использованы в качестве аргументов в спорах о китайском и западном влиянии на Вьетнам, а также при организации проектов по работе с населением. В результате выявлена динамика отношения вьетнамцев к половой активности, к романтическим отношениям, динамика положения женщин в обществе, а также кратко рассмотрены проблемы проституции, ЗППП и гомосексуальности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для составления общей канвы истории были проанализированы и сопоставлены работы зарубежных исследователей и на их основе сделаны и логически связаны самостоятельные выводы. Автор также прибегает к визуальному анализу археологических памятников.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследование полового поведения в прошлом во Вьетнаме осложнено нехваткой материалов в виде историографических документов. Это объясняется влиянием буддизма и конфуцианства, которые считали данную тему недостойной внимания. По этой причине изучение сексуальности во Вьетнаме в прошлом возможно только благодаря анализу фольклора, ритуалов и этнографических материалов.

Археологические памятники, обычаи и ритуалы

С древних времен вьетнамцы воспринимали половую активность как естественную часть жизни, выполняющую важную функцию продолжения рода, выступающую в гармонии с вселенной и не вызывающую стыда и стеснения. Этому служат свидетельством сосуд Dao Thinh бронзового века и бронзовый барабан Ngoc Lu, изображающие пары в момент совершения полового акта наравне с сюжетами из обыденной бытовой жизни.

Бронзовый сосуд Dao Thinh, Национальный музей истории, Ханой

 

Проводились ритуалы, фестивали, игры, включавшие в себя действия сексуального характера или полностью состоявшие из них. Вплоть до 1945 некоторые деревни поклонялись богу No Nuong, в котором No подразумевал мужской половой орган, а Nuong – женский. Ежегодно старейшины деревень совершали жертвоприношения. В течение процессии глава деревни и его помощник ритмично ударяли друг о друга No и Nuong. В конце мероприятия молодые парни и девушки разбивались по парам, чтобы весь последующий год им сопутствовала удача. В деревне Tu, провинция Vinh Phu, один из местных богов представлен в форме гениталии. В местах проживания чамов, чья культура испытала сильное влияние со стороны Индии, сохраняется культ поклонения Линга и Йони, символам божественной производящей силы. Линга и Йони выступают как неотъемлемая часть танцев Мо, Инь Ян и  фестиваля Dong Ky. После проведения ритуала, в котором Линга вводится в Йони трижды, его участники начинают толкать друг друга для достижения «прелестной одержимости» и обретения удачи. В некоторых регионах Vinh Phu сохраняется обычай, когда во время толкания участники ритуала хватают друг друга за гениталии. Данный ритуал выступал в роли гадания: если в руке человека оказывался мужской половой орган, у этого человека должен родиться сын, если женский половой орган – дочь.

Подобные игры и ритуалы проводятся в деревне Nga провинции Hа Bac как часть поклонения богине Linh Son My Nuong. Либеральное отношение к половой активности также выражается в проведении таких фестивалей, как Xoan Song в провинции Vinh Phu, фестиваль песнопений коммуны Quang Lam и фестиваль в деревне Quang Lam в провинции Ha Bac.

 

С принятием конфуцианства как официальной идеологии вьетнамское общество ощутило естественную необходимость в поисках компромисса между древними обычаями и строгой этикой конфуцианства. Некоторые традиции подверглись модификации. Например, в 19 веке император Tu Duc из ревностной преданности канонам конфуцианства был вынужден наложить запрет на ритуал, проводимый в честь полового сношения бога Dung и богини Da, которые также являлись братом и сестрой. Однако, как только в деревнях начались эпидемии болезней, данный ритуал был восстановлен с учетом того момента, что после имитации полового акта куклами, изображавших Dung и Da, куклам отрывали головы, а их тела окропляли петушиной кровью и отправляли в плаванье по Красной реке.

 

Гендерная система с древности по 1945г.

 

Вьетнамские историки обычно склонны считать, что вьетнамское общество было преимущественно матрилинейным в эпоху неолита, а затем постепенно стало патрилинейным в эпоху бронзы. Тем не менее, есть основания полагать, что матрилинейность полностью не исчезла из вьетнамского общества. Существует также теория, которая рассматривает систему родства в традиционном вьетнамском обществе как двустороннюю, с равным распределением власти и влияния между полами. Например, разделение 100 сыновей между отцом и матерью в мифах происхождения Вьетнама, по-видимому, отражает двустороннюю семейную систему. Некоторые ученые также утверждают, что система родства во вьетнамском обществе Ле (1428-1788) все еще сохраняла двусторонние аспекты, хотя в основном она была патрилинейной. 

В течение истории мужчины приобретали более высокое социальное положение относительно женщин из-за большей роли, которую они играли в производстве. Историки добавляют, что наследование престола мужчиной было отражением мужского превосходства в обществе Ван Ланга. Фактически же, власть женщин была тесно связана с легитимностью вьетнамских правителей почти на протяжении всей вьетнамской истории. Независимо от того, трансформировалось ли древнее вьетнамское общество из матриархата в патриархат с возвышением Ван Ланга, несомненно, что двусторонний социальный образец поддерживал высокий социальный статус женщин. Вьетнамским женщинам, в отличие от китайских, разрешалось покидать дома выбирать себе мужа и вступать в брак без разрешения родителей. Вьетнамская практика перешла от уксорилокальности к вирилокальности, поскольку общество начало ориентироваться на мужчин в связи с растущим развитием сельского хозяйства. Распространение вирилокальности также стало результатом политики Китая. Тем не менее, уксорилокальность долгое время оставалась глубоко укоренившимися феноменом во вьетнамском обществе. Ле Тхань Тонг (1460–1497) запретил обычай, по которому жених жил в доме родителей невесты в течение трех лет, считая это противоречащим конфуцианской этике. Неясно, в какой степени был соблюден этот указ. Традиция уксорилокальности была более распространена в южной части страны, где влияние конфуцианства было слабым.

Тем не менее, нельзя отрицать, что со временем вирилокальность стала более распространенной, чем уксорилокальность. Но это изменение не повлияло на относительно высокое положение женщин и их отношения с семьей. Хвалебные изображения и поклонение восставшим женщинам (сестры Trung, Trieu Au и т.д.), должно быть, помогали женщинам поддерживать свой высокий статус даже в ориентированном на мужчин обществе. Муж не имел права наследовать имущество своей жены. Жена также не имела права наследовать права своего мужа. Если один из супругов умирал и у пары не было детей, имущество умершего, включая половину нового имущества, приобретенного во время брака, возвращалось его или ее родителям для его или ее культа. Это говорит о том, что женщины не были включены в семью своего мужа через брак и что они поддерживали тесные отношения со своей родной семьей. Близкие отношения женщин с их родителями, должно быть, сыграли важную роль в поддержании высокого положения женщины. Когда женщина была недовольна своей семейной жизнью, она могла без труда попросить о разводе. Следовательно, женщины не были обязаны  быть покорными, и они могли настаивать на своем мнении. Если их муж отказывался от развода, они возвращались домой без его согласия. Это может свидетельствовать о финансовой независимости женщин. Более того, если их муж не заботился о них должным образом, закон позволял им обращаться в органы власти. В случае развода женщина может забрать свое имущество и половину совместного имущества, нажитого в браке. Кроме того, она имела достаточно власти над детьми. Вьетнамцы предпочитали детей мужского пола женскому, но последние никогда не исключались из наследства. Женская преемственность практиковалась настолько широко, что в Кодексе Ле провозглашалось, что, если родители не могли произвести на свет детей мужского пола, старшая дочь имела право на землю для отправления культа предков.

В начале 19 века правители династии Нгуен стали уделять больше внимания конфуцианской семейной морали, ориентированной на мужчин. Следовательно, патрилинейная тенденция стала более очевидной, а двусторонний социальный паттерн ослаб. Тем не менее, традиционное вьетнамское общество нельзя было назвать находящимся под строгим контролем конфуцианской морали; нельзя также сказать, что положение женщин было таким же низким, как в Китае. В отличие от кодекса законов, традиционные обычаи по-прежнему уважали права женщин на собственность и требовали их согласия при продаже семейной собственности.

Родители в знатных, конфуцианских семьях предпочитали отдавать дочерей замуж по достижению ими пубертатного возраста (в среднем 12 лет на 19 век), чтобы уберечь их от половых связей до брака, так как женская девственность считалась главным критерием при заключении брака. Деревня же переживала ряд противоречивых явлений. С одной стороны люди более низкого социального статуса сохраняли более либеральное отношение к половой активности, сохраняди обычаи и ритуалы, подобные описанным ранее, а в то же время были вынуждены подвергать некоторые традиции изменениям. Хуат Тху Хонг пишет, что в прошлом женщину, нарушившую супружескую верность, брили налысо, а беременную незамужнюю женщину отправляли дрейфовать по реке. Предположительно, что ответом на это стало появление в фольклоре сюжетов, призванных защитить таких женщин. Это были сюжеты, по которым женщина, вступив в следы животных, чудовищ или услышах их рев, оказывалась беременна и рожала талантливого ребенка с великой судьбой. Женщины в фольклоре делали смелые заявления, объявляя, что «умная женщина беременна без мужа, простушка – беременна в браке», «целомудренная женщина еле достойна поклонения» и т.д.. В свою очередь, когда конфуцианство требовало от мужчин, чтобы те сдерживали свои плотские желания, вьетнамцы отвечали, что «в этом мире мужчина не может отказать себе только в трех вещах: в крепком алкоголе, в жирном козле и в юных девушках». Хуат Тху Хонг указывает, что, согласно исследованию Vũ Thị Phụng, с 19 века женщины в деревне были исключены из общественной жизни, должны были служить и подчиняться мужу. Муж имел право публично оскорблять или даже убить жену, если подозревал ее в измене. Половые отношения до брака не допускались, тайные ухаживания считались признаком распущенности. В это же время Инсун Ю свидетельствует о наличии гораздо больших свобод у женщин низкого социального статуса.

Вопреки народной культуре, официальная культура старалась поддерживать строгие взгляды конфуцианства на половое поведение и женское целомудрие. Все литературные произведения периода феодализма во Вьетнаме описывают женщину как робкую и застенчивую пленницу своих покоев. Конфуцианство как официальная идеология диктовало особые правила поведения для мужчин и женщин. Согласно этой философско-этической системе, мужчины должны были заботиться о своих женах и быть с ними справедливы, женщины же должны были слушаться своих мужей, быть им верны и хранить девственность до брака. Неограниченные физические контакты между двумя полами запрещались. Идеальный мужчина по конфуцианству представлял из себя человека, который неустанно совершенствовался через самодисциплину и познание. В обществе он выступал в роли хозяина, завоевателя, правителя или учителя. Чтобы утвердить свой успех в обществе, он мог иметь несколько жен и бросать их, как  его интерес к ним угасал. Жизнь женщины находилась под полным контролем мужа и его семьи. Поскольку неоконфуцианство основывалось на понятии гармонии во вселенной, женщина ставилась в дополняющую, пассивную роль по отношению к мужчине. Вся ее жизнь должна была быть посвящена подчинению и услужению сначала отцу, затем мужу и, после смерти последнего, сыну. Существовало понятие о Четырех добродетелях, обязательных к исполнению женщинами. Согласно им, женщина должна была быть хорошей хозяйкой, быть физически привлекательна для мужа, но не для других мужчин, быть кроткой, послушной и пассивной.

По нормам конфуцианства половые отношения считались потенциальным источником всех социальных зол. Отсюда женщина тоже рассматривалась как источник социальных зол по причине того, что могла вызвать в мужчине половое влечение. При этом женская ценность главным образом состояла из ее верности и невинности. Неоконфуцианство содержало в себе идеи и учения, по которым женская неприкосновенность ценилась выше ее жизни даже в случае изнасилования. Теоретически целомудрие девушки было важным критерием отбора, но так или иначе в этот период добрачные отношения имели место быть. Об этом свидетельствует история любви молодой пары, упомянутая в исследовании деревни в дельте Красной реки Hy Van Luong [1992]. В этой истории девушка после связи с молодым человеком в последствие выходит замуж за другого юношу без каких-либо препятствий.

С середины XIX века до начала XX века западная культура, в основном, французская, начала оказывать влияние на крупные городские территории Вьетнама, хотя ее распространение было ограничено. Новые идеи и стиль жизни были переняты только небольшими социальными группами: интеллектуалами, государственными служащими, учеными, торговцами. Более того, даже внутри этих социальных групп французское влияние было поверхностным, без колебания глубинных аспектов конфуцианской и вьетнамской культуры. На жизнь большинства же крестьян в сельской местности французская культура не оказала никакого влияния.

 

Тем не менее, французское влияние сыграло важную роль в понижении влияния конфуцианства. Впервые широкому кругу вьетнамцев стали доступны работы западных авторов (Дюма, Гюго, Руссо, т.д.), что привнесло свои тенденции в развитие вьетнамской литературы. Вьетнамские авторы принялись критиковать браки по договоренности и строгость конфуцианских норм, их все больше волнует важность свободной от социальных рамок любви. Благодаря этому ряд зажиточных семей впервые позволил своим детям самостоятельно выбрать себе супругов, однако говорить, насколько широко распространился в то время данный феномен, сложно. В это же время французы не проявляли понимания и уважения по отношению к праву на собственность женщин более низких социальных слоев и рассматривали его как пережиток прошлого.

 

Гендерная система при социализме и в военное время (1945-1975)

 

В новой социальной ситуации изменение представлений о половых отношениях происходит уникальным образом. Отвергаются старые представления о различиях между мужчинами и женщинами, институт брака по договоренности и феномен абсолютной власти главы семьи. Первая конституция ДРВ провозглашала гендерное равноправие. Право детей свободно выбирать супругов было официально признано на законодательном уровне в 1959г.. Это вывело брак из под строгого контроля родителей. Однако данный закон не мог изменить бытовое восприятие вьетнамцами сексуальности. Половые отношения все еще считались допустимыми внутри брака только в целях репродукции. Основное внимание людей было направлено на строительство и оборону государства, поэтому отдельные любовные потребности игнорировались. Романтические идеи и идеи индивидуализма в литературе подвергались критике, воспевалось принесение в жертву личных чувств ради общего блага. Общей темой литературы было сдерживание естественных желаний ради долга перед великим делом. Персонажи никогда не решались зайти слишком далеко в своих отношениях, самые интимные моменты описаны через робкие поцелуи в щеку. Люди в целом испытывали меньше дискомфорта в вопросах сексуальности и проявлении симпатии, однако в обществе личные чувства критиковали как неприемлемые.

 

Попытка обеспечения равенства полов была осуществлена жестким догматическим способом, через устранение гендерных различий. Женщины должны были выполнять мужскую работу и носить мужскую одежду. За ношение макияжа и западных причесок женщину могли посчитать за представителя ленивого, беззаботного эксплуататорского класса. Все западное считалось источником распущенности. Интерес женщин к моде рассматривался как «сексуальная провокация», низменная и присущая животным. Под красотой понимались чистота, простота и здоровье. Стильных мужчин также не уважали. Представителям полиции позволялось разрезать брюки граждан, если те оказывались недостаточно широкими. Предпочтение в моде отдавалось военной форме.

 

На смену образу идеального конфуцианца, строгого приверженца Трех правил и Пяти постоянств, пришел образ солдата - совершенного человека, готового пожертвовать своей жизнью ради целей нации и революции. Для женщин же добродетель теперь выражалась в терпеливом и верном ожидании возвращения мужей и обеспечении нужд и потребностей всей семьи. Пропаганда широко использовала образ женщины с ружьем на плече, вспахивающей рисовое поле. Военные песни, стихи и прочие произведения уподобляли отношения пары союзу товарищей, дружбе солдат на поле боя или в тылу, объединенных готовностью отдать жизнь ради страны и нации.

 

 Несмотря на то, что общество боролось за свободную любовь, внебрачные половые отношения считались серьезным преступлением. Уличенные в них люди необратимо теряли свое социальное положение и достоинство в глазах других, санкции против них включали понижение в должности, исключение из партии, отправка в родное село. Мужчинам после обнаружения их участия в «незаконных» отношениях было проще вернуться к относительно нормальной жизни в сельской местности, чем женщинам. Первые все еще могли жениться или вернуться в семью, женщины же считались уже «ни на что не годными».

 

Не существовало понятия любви ради любви, любовь всегда была связана с революционным делом, с любовью к родине и к социализму и таким образом была идеализирована. Конфуцианский лозунг «Мужчины и женщины не должны иметь физического контакта» по-прежнему был стандартом в любви; парам не полагалось держаться за руки, целоваться или обниматься в общественных местах. Личные отношения также контролировались молодежными организациями (Лига Молодежи), которые наравне с родителями могли давать согласие на потенциальные отношения пары или воспрепятствовать им. При посещении молодым человеком дома девушки, последняя должна была сидеть в своей комнате, пока юноша общался с ее родителями. В ходе этого общения родители первым делом обращали внимание на семейное происхождение молодого человека. Если его родственники проявляли трусость на поле боя или его предкам до 1945г. принадлежали земельные участки, то мальчику отказывали. Если же мальчик был членом Коммунистической партии Вьетнама, его считали «идеальным» кандидатом для девушки, независимо от его характера. Члены партии должны были сообщить о своем намерении начать встречаться с кем-то в местное партийное подразделение, так как партия хотела убедиться, что ее члены общаются с «квалифицированными» людьми. В случае неявки в подразделение члена партии исключали.

 

Согласно исследованию Хуат Тху Хонг, в то время отмечается абсолютное отсутствие полового просвещения. Детям запрещалось читать многие из дореволюционных книг, в которых упоминались половые отношения; матери не информировали дочерей о менструации. Родители строго следили за отношениями их дочерей с мужчинами. Одно наличие молодого человека у девушки могло стать поводом для побоев и жестоких наказаний. Хуат Тху Хонг также отмечает, что вплоть до свадьбы женщины не имели никакого представления о половых отношениях, в то время как многим, но далеко не всем, мужчинам удавалось получить какую-то информацию по этой теме в разговорах с друзьями. Ограничение сексуальности привело к поиску в обществе способов неофициального доступа к материалам (книгам, журналам) по данной теме. Вопреки строгому контролю, добрачные половые отношения имели место быть, особенно в студенческой среде (санкцией по отношению к студентам было исключение из учебного заведения). 

 

Гендерная система в период обновления и после

Диверсификация экономики помогла ускорить производство и развитие общества, привлекая значительную рабочую силу и увеличивая как социальные, так и индивидуальные источники дохода. Возвращение к домашним хозяйствам в качестве основной экономической единицы стимулировало индивидуальный динамизм и творческий подход, что позволило многим увеличить свои доходы. Эти экономические изменения также привели к заметным изменениям в общественных отношениях. Свобода личности и положение женщин заметно улучшились благодаря возможностям увеличения доходов и экономической независимости. Родители постепенно теряют контроль над своими взрослыми детьми. Контакт с западной культурой - еще один важный фактор, ведущий к социальным и культурным изменениям. С конца 1990-х годов коммерческие товары, ориентированные на женщин, заполняют городские районы Вьетнама. Торговые центры и местные рынки начали продавать косметические продукты и иностранную одежду. Через конкурсы красоты и рост популярности соответствующих коммерческих продуктов выражение сексуальности становится частью общественной жизни. Вьетнамские женщины больше не чувствуют дискомфорта, когда следуют модным тенденциям. Происходит резкое увеличение печати модных журналов и журналов для женщин, ориентированных на разные экономические слои. С импортом косметических товаров также пришли иностранные взгляды на ценность женщин. До 1990-х годов красота вьетнамских женщин никогда не ассоциировалась с сексуальностью и, как правило, означала внутреннюю, а не просто физическую, красоту. Однако с середины 1990-х годов вторжение корейских фильмов в прайм-таймы вьетнамских телевизионных программ положило начало подавляющей тенденции следовать корейской моде и стилю макияжа (разноцветные волосы, темная помада, открытая одежда).

 Наиболее заметны изменения в половых отношениях. Быстро растет интерес к данной тематике, увеличивается количество статей на эту тему. Были рассмотрены многие вопросы, связанные с любовью и сексуальностью - добрачные половые отношения, супружеская измена, способы поддержания интимной жизни между мужем и женой, а также способы избежать домогательств. В книжных магазинах увеличивается число книг, авторы которых углубляются в тематику сексуальности. Признавая популярность этих книг, вьетнамские газеты и журналы также начали включать в свое содержание колонки о любви и отношениях. Стало допустимым проявление физической близости на публике. Происходит рост числа добрачных абортов (в Ханое и Хошимине незамужние женщины составляют 20-30% от общего числа абортов). Настоятельная директива о сокращении прироста населения смягчает политику в отношении абортов. Женщинам больше не нужно предъявлять удостоверение личности, и они могут скрывать свое настоящее имя, адрес, семейное положение и возраст. Кроме того, плата за аборт невысока.

Также растет число женщин, родивших раньше первых девяти месяцев после вступления в брак. Женщины по-прежнему склонны помещать половые отношения в семейный контекст, но, в отличие от женщин старшего возраста, молодые женщины подчеркивают важность чувства удовлетворенности подобными отношениями для обеспечения семейного счастья. Мужчины не ограничивают обсуждение половых отношений рамками брака, но подчеркивают важность наличия в подобных связях взаимопонимания. Молодые люди перестают относиться с пренебрежением к добрачным половым актам. Для многих молодых людей добрачный секс уже не редкость и играет важную роль в том, что значит любить. Однако с эмоциональной точки зрения многие мужчины все еще предпочитают жениться на девственницах.

Большие изменения также касаются и сельскохозяйственных районов Вьетнама, хотя происходят гораздо медленнее. В сельских районах Вьетнама традиционные учения о гендерных ролях и сексуальности все еще сохраняются. Молодые девушки во внегородской среде чаще находятся под строгим контролем родителей, однако при соблюдении определенной осторожности им все же удается нарушать строгие нормы.

Проблемы гомосексуальности, проституции и ВИЧ/СПИДа после 1990г.

Гомосексуальность в значительной степени игнорировалась вьетнамским обществом. До 1990г. гомосексуалы не рассматривались как люди в группе риска ВИЧ/СПИД. Общество в основном знакомо с явлением мужской гомосексуальности. Многие гомосексуальные мужчины вынуждены жениться и иметь детей, лишь некоторые из них остаются холостыми. Женская гомосексуальность остается почти неизвестной обществу. Согласно Хуат Тху Хонг, общество относится к женщинам, «выполняющую мужскую роль» в лесбийских отношениях, более сурово, нежели к мужчинам, «берущим на себя женскую роль». Общественное мнение также более терпимо к бисексуальным мужчинам, чем к женщинам, которые демонстрируют такое же поведение.

В 1992 году организация Save the Children / UK провела тематическое исследование в Хошимине для сбора базовой информации о социально-экономической ситуации и образе жизни групп высокого риска. В исследовании изучались мотивы и поведение трех групп высокого риска (мужчины и женщины, занимающиеся проституцией, гомосексуалы и потребители инъекционных наркотиков), включая их отношение к ВИЧ / СПИДу и другим заболеваниям, передаваемым половым путем (ЗППП), и их понимание методов безопасного полового акта. Большинство гомосексуалов, а также проститутки мужского и женского пола не использовали презервативы. Большинство проституток мало знали о том, как передаются ЗППП, и почти все фокус-группы очень мало знали о ВИЧ / СПИДе (Robert Bennoun, 1992). Отметим, что ситуация с распространением ВИЧ во Вьетнаме считается эпидемиологической.

Исследование проституции 1992 года, проведенного Центром исследований женщин и семьи, показало, что проститутками работают женщины любого возраста. Некоторые начали работать проститутками в 13 лет, а другие в 50 лет, и они продолжают работать. Бедность упоминается как одна из причин, по которым тысячи людей покидают свои родные деревни и бродят по городам в поисках работы, становясь дешевым источником для проституции. Лень, предпочтение «быстрой жизни», семейный конфликт и чувство безнадежности в отношении мужей или парней также являются причинами, по которым женщины попадают в проституцию.

Примерно только в одной трети случаев некоторые клиенты проституток проявляют инициативу в использовании презервативов. Около 10-30 %  клиентов не использовали презервативы, и поэтому проституткам приходится «угождать» им, чтобы им платили и не били. Отмечается, что с новыми клиентами большинство проституток предпочитают использование, однако при работе с постоянными клиентами многие обходятся без использования контрацепции. Нередко секс-работники проходят медицинское обследование только в случае обнаружения болезней [Khuat Thu Hong, 1997]. Наблюдается связь между распространенностью ВИЧ и молодым возрастом, отказом от использования презервативов, проституцией, высокой частотой половых контактов.

ВЫВОДЫ

До 1945г. сексуальность вьетнамского общества развивается по двум противоречащим путям: сохранение относительно либерального подхода к сексуальности с древних времен в низших слоях общества и ее строгое конфуцианское отрицание в высших общественных слоях. Конфуцианство диктовало первостепенность роли мужчины в обществе, крайнюю важность целомудренности и пассивности женщины, строго порицало до- и внебрачные отношения. В низших слоях общества население обладало большей половой свободой, пусть и претерпевало некое давление со стороны конфуцианства; женщина сохраняла относительно высокое социальное положение. Традиционное вьетнамское общество сохраняло характеристики двусторонней системы родства. Однако роль неоконфуцианских норм в некоторой степени падает с началом влияния французской культуры на верхи общества.

 

После революции все вьетнамское общество (и город, и деревня) развивается в русле единой тенденции воспитания касательно сексуальности: оно признает факт романтических отношений, но при этом считает их крайне постыдными, мешающими борьбе за нацию. Попытка установления гендерного равенства осуществляется за счет строгого ограничения поведения и равнения на мужчин, при этом женщины претерпевают гораздо больше ограничений. Отмечается крайне низкий уровень сексуальной просвещенности населения. До- и внебрачные отношения все так же считаются неприемлемыми. Возможность людей вступать в отношения также регулировалась официальными организациями. Таким образом, можно отметить усиление строгого подхода к сексуальности и отношениям по сравнению с предыдущим периодом.

 

С принятием курса обновления и диверсификацией экономики увеличиваются шансы женщин достичь финансовой независимости, их социальное положение улучшается. Личная жизнь детей выходит из-под контроля родителей. Проникновение западных реалий обеспечивает рост сексапильной рекламы и коммерческих товаров для женщин, популярность ценностей моды. Понятие красоты все чаще связывается с внешностью. Растет общественный интерес к теме половых отношений. Увеличивается частота абортов. Добрачные отношения уже не считаются чем-то постыдным; половой акт ассоциируется не только с зачатием детей, но и с любовью. Однако последствия процессов предыдущего периода все еще играют важную роль во вьетнамском обществе, что порождает ряд значительных проблем и некоторую неопределенность в обществе.

 

Вьетнамское население обладает крайне низкой осведомленностью о феномене ЛГБТ+, что объясняет традиционное неприятие вьетнамцами данной социальной группы в силу восприятия последней как противоестественной, чужой. Отмечается также низкая осведомленность касательно ЗППП, что обеспечивает накал эпидемиологической ситуации в стране. Рост проституции осуществляется за счет экономических и социальных факторов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Esther Horat. Rearranging Care, Reconfiguring Gender: Family and Household Business in Post-Đổi Mới Vietnam. 2017. 17 с.

2. Philip Martin. Renovating masculinity // Urban men’s experiencesand emergment masculinity models in Đối Mới Vietnam. Melbourne, 2013. 259 с.

3. Neil H. Olsen. Matrilineal Societies in Southest Asia: Examples from Highland Vietnam. 1976. C. 249-256.

4. Tine Gammeltoft. Being Special for Somebody: Urban Sexualities in Contemporary Vietnam. 2002. С. 476-492.

5. Steffanie Scott, Daniele Belanger, Nguyen Thi Van Anh, Khuat Thu Hong. Gender, Kinship and Agrarian Transitions in Vietnam. Ottawa, 2009. 30 с.

6. Insun Yu. Bilaterial social pattern and the status of women in traditional Vietnam. C. 215-231.

7. Sharon Ghuman, Vu Manh Loi, Vu Tuan Huy, John Knodel. Continuity and Change in Premarital Sex in Vietnam. 2006. С. 166-174

8. Matthijs Steur. Sexual Morals and Sexual Behavior in Vietnam // Vietnamese Socialism in Transition after Doi Moi: Changing Sexual Morals and Sexual Behavior. 2013. 39 с.

9. Quang-Anh Richard Tran. From Red Lights to Red Flags: A History of Gender in Colonial and Contemporary Vietnam. Berkeley, 2011. 116 с.

10. Being LGBT Young People in Vietnam: Life on the Streets and the Light through the Crack. A Summary of Research Findings. Ho Chi Minh, 2015. 36 с.

11. Khuat Thu Hong, Le Bach Duong, Nguyen Ngoc Huong. Easy to joke about, but hard to talk about: sexuality in contemporary Vietnam. 2009. 170 с.

12. Khuat Thu Hong. Study on Sexuality in Vietnam: The Known and Unknown Issues. Hanoi, 1998. 52 с.

BIBLIOGRATHIC REFERENCES

1. Esther Horat (2017). Rearranging Care, Reconfiguring Gender: Family and Household Business in Post-Đổi Mới Vietnam. 17 p.

2. Philip Martin (2013). Renovating masculinity // Urban men’s experiencesand emergment masculinity models in Đối Mới Vietnam. Melbourne. 259 p.

3. Neil H. Olsen (1976). Matrilineal Societies in Southest Asia: Examples from Highland Vietnam. pp. 249-256.

4. Tine Gammeltoft (2002). Being Special for Somebody: Urban Sexualities in Contemporary Vietnam. pp. 476-492.

5. Steffanie Scott, Daniele Belanger, Nguyen Thi Van Anh, Khuat Thu Hong (2009). Gender, Kinship and Agrarian Transitions in Vietnam. Ottawa. 30 p.

6. Insun Yu. Bilaterial social pattern and the status of women in traditional Vietnam. C. 215-231.

7. Sharon Ghuman, Vu Manh Loi, Vu Tuan Huy, John Knodel (2006). Continuity and Change in Premarital Sex in Vietnam. pp. 166-174

8. Matthijs Steur (2013). Sexual Morals and Sexual Behavior in Vietnam // Vietnamese Socialism in Transition after Doi Moi: Changing Sexual Morals and Sexual Behavior. 39 p.

9. Quang-Anh Richard Tran (2011). From Red Lights to Red Flags: A History of Gender in Colonial and Contemporary Vietnam. Berkeley. 116 p.

10. Being LGBT Young People in Vietnam: Life on the Streets and the Light through the Crack. A Summary of Research Findings (2015). Ho Chi Minh. 36 p.

11. Khuat Thu Hong, Le Bach Duong, Nguyen Ngoc Huong (2009). Easy to joke about, but hard to talk about: sexuality in contemporary Vietnam. 170 p.

12. Khuat Thu Hong (1998). Study on Sexuality in Vietnam: The Known and Unknown Issues. Hanoi. 52 p.

 

Information about Author

Second grade student Kudryavtseva Daria

Institution of International Relationships

Kazan Federal University

420015 , Kazan, Pushkina str., 1

Russia

lorenzo.merk. 31 @ gmail.com

Принята к публикации:

Submission Date:


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!