Воспитание правового сознания, правовой культуры – неотъемлемый процесс правового воспитания.



Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. 

Любые проявления так называемого «беспредела», т.е. игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

   Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.

В сознании великих мыслителей человечества исторически вызревала и находила выражение идея о мудрости, свободе и достоинстве человека. Замечательные мысли и суждения оставили нам Платон, Аристотель, мыслители более позднего времени. Платон утверждал: «Мудрому не нужен закон – у него есть разум», что следует толковать в связи с другими идеями мыслителя о лучшем устройстве государства, в котором правят философы, мудрейшие люди, разрабатывающие справедливые законы. Р. Ф. Рабле в философском романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», описывая уклад жизни членов Телемской обители, отмечал, что «вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению», а устав обители состоял из одного правила: «Делай, что хочешь». Конечно, в этом правиле получила выражение идея просвещенного индивидуализма.

  Рабле пишет о том, какие причины определяют свободный выбор поведения телемитов, подчеркивает, что этих свободных людей, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовётся у них честью.

  Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан.

  В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит своё завершение в правовой активности личности, в её правовой культуре.

   Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе в ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убеждённости в том, что он найдёт у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

  Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодёжь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

    Формой общественного сознания, отражающего моральные отношения, которые проникают во все сферы жизни общества, является мораль. Моральное сознание – это система норм, принципов, ценностей, идеалов, регулирующих отношения людей друг к другу, к семье, народу, обществу. Эти нормы, принципы, ценности, идеалы сложились в ходе истории развития цивилизации, они развиваются и наполняются новым содержанием в современный период жизни человечества, готовящегося к вступлению в двадцать первый век.

   Моральное сознание – особый способ социальной регуляции, который имеет некоторые общие черты с правовой регуляцией, но в то же время имеет существенные отличия от права. Мораль представляет собой «противоречиво-напряжённое соотношение понятий сущего и должного».

    Мораль как форма общественного сознания и вид общественных отношений стимулирует утверждение и развитие достоинства человека, его стремление к содержательной и счастливой жизни.

    В регулировании общественных отношений мораль взаимодействует с правом. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учётом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

  Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определённых жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

   История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

  Отличие норм права от морали проявляется в характере гарантий выполнения этих норм. Требования права и морали выполняются большинством людей сознательно, добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычки человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», - утверждал Цицерон. Различия между правом и моралью проявляются и в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего преступление. Но с юридической точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определённого поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призваны укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, справедливым и законным интересам личности, общества и государства. Рис (1.3)

 

4. Содержание и особенности правового воспитания в органах внутренних дел.

     Особенность правового воспитания в органах внутренних дел в том, что работа проводится с законопослушными гражданами, с ранее судимыми, с осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, а также с привлечёнными к административной ответственности. При этом работник полиции должен хорошо владеть своей профессией, предъявляются высокие требования к его деловым и моральным качествам, он должен хорошо знать право, другие социальные нормы, которые регулируют его служебную деятельность. Добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость – неотъемлемые его качества. В служебной деятельности работники полиции сталкиваются со многими и весьма разными людьми. Они разбирают дела, в которых переплелись часто противоречивые интересы различных по своему характеру, социальному положению граждан.
хорошее знание психологии человека, общей социальной психологии. Он должен быть знатоком в области человековедения.                        Большие душевные силы, такт, понимание возрастных особенностей человека необходимы сотруднику отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. На учёт в это отделение ставятся подростки, совершившие какие-либо противоправные действия, но в силу своего возраста освобождённые от уголовной ответственности. Особую категорию составляют подростки, осужденные условно или с отсрочкой исполнения приговора. С ними и проводится определённая работа по правовому воспитанию, направленная на недопущение совершения повторных преступлений и правонарушений. В этой работе используются методы: убеждение, принуждение, наказание, внушение. Применение условного наказания или отсрочки исполнения приговора – это возможность оставить преступника на свободе, дать ему для исправления испытательный срок. Если в период условного осуждения или отсрочки исполнения приговора подросток допускает такие нарушения как уклонение от работы или учёбы, злоупотребление спиртными напитками, неявка на регистрацию в отделение (если такая обязанность была на него возложена судом), совершает незначительные правонарушения, то с ним помимо профилактических бесед инспектором по делам несовершеннолетних, проводятся беседы руководством райотдела и выносится официальное предостережение. Если же и после такого предостережения подросток не стал на путь исправления, а продолжает совершать противоправные действия, то в народный суд вносится представление органом внутренних дел на этого подростка, где указываются все его действия, предпринятые профилактические меры, и содержится просьба отменить отсрочку исполнения приговора и направить несовершеннолетнего в колонию. Но, как правило, такое случается не очень часто. Применение отсрочки исполнения приговора или условного осуждения в отношении несовершеннолетних оправдывает себя, значительная часть подростков не совершает в этот период и после снятия наказания повторных преступлений и правонарушений. К подросткам применяются принудительные меры воспитательного характера – это возложение обязанности извиниться перед человеком, которого подросток, например, оскорбил. Несовершеннолетнему правонарушителю может быть объявлен выговор или строгий выговор, сделано предупреждение, он может быть передан под наблюдение коллектива, в котором учится или работает, ему могут назначить общественного воспитателя, который будет контролировать поведение подростка. В исключительных случаях, в частности, когда другие, более мягкие меры не подействовали, подросток может быть направлен в специальное воспитательное учреждение для несовершеннолетних – спецшколу, спецпрофтехучилище. Право применять такие принудительные меры воспитательного характера предоставлено комиссии по делам несовершеннолетних, но они применяются по инициативе участковых инспекторов по делам несовершеннолетних. Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Составной частью правовой профилактики является криминалистическая, которая осуществляется органами следствия и дознания. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или  преступных организациях. Рис(1. 4)

Заключение

Изучая правовое воспитание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п. Правовое воспитание по моему одно из важных элементов в нашей жизни, по нашему воспитанию нас принимают и провожают, также по воспитанию, у людей о нас складываются впечатления хорошего человека или не очень. правовое воспитание Таким образом, работа в органах внутренних по правовому воспитанию -это сложная система применения различных средств и методов, направленных на установление порядков, отвечающих интересам людей. Правопорядок означает, что все нормы права строго соблюдаются всеми, правильно соблюдаются должностными лицами, государственными органами и организациями. Следовательно, правопорядок – результат точного соблюдения и осуществления норм права на практике, в жизни. Но так как всё ещё нарушаются нормы права, совершаются в обществе преступления, то органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью, будут и дальше совершенствовать методы работы по правовому воспитанию. Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень и очень велика и как было указано выше, оно является одним из способов борьбы с такими опасными явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики. Правовое воспитание может проводиться в различных формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

 

                   

 

Библиография

1.Аболшина Е.В. Правовое воспитание как условие реализации прав и свобод граждан // Конституция России: глобальное, национальное, региональное: международная научно-практическая конференция (2013, Волгоград). — Волгоград: Изд-во Волгогр. фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. — С. 85-87

2.Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. — М.: Юрист, 2014, № 3. — С. 25-27

3.Бабенко, А. Н.. Кравцов, Р. В. Проблемы правового воспитания в современной России: вузы МВД ; монография / А. Н. Бабенко, Р. В. Кравцов. — Иркутск : ВСИ МВД России, 2005. — 90 с

4.Байниязов Р. С. Философия правосознания: постановка проблемы / / Правоведение. — 2001. — №5. — С. 12-23.

 5.Богданова О. В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Самара, 2014. № 1 (21). С. 44-52.

6.Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2010, № 2 (8). — С. 8-15

7.Васильев А. А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. 2012. № 3. С. 11-14.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!