Религиозные организации. Типы религиозных организаций

Религиоведение: предметная область, разделы, специфика.

1.1 Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания — философские, теологические, исторические, психологические и другие — накапливались в течение веков.

 Основная трудность в определении предмета религиоведения заключается в многозначности самого понятия «религия», которое насчитывает более 250 определений. При этом этимология термина до сих пор остается спорной. 1.Первое значение  от religio (лат.) –«святыня», благочестие. А первое значение слова religiōsē (лат.) – добросовестно, по совести.

2. religare (лат.) — быть соединённым с Богом, religare — воссоединять,

 восстановливать разорванную связи между человеком и Богом…

В самой общей форме можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, она есть одна из сфер духовной жизни общества, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства.

 Религия —необходимо возникающий компонент жизнедеятельсти человека и общества, форма отражения действительности, общественная подсистема и феномен культуры. Религия понимается как свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира, а также совокупность обрядов , культовых действий и организаций.                                                                         Надо понимать, что все имеющиеся определения носят абстрактный характер, тогда как на самом деле, исторически существуют конкретные религии, «религии вообще» не было и нет. Главная задача понять: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей.       

    Предметом религиоведения является сущность, генезис, структура и функции религии; её гносеологические, социальные и психологические предпосылки (теоретическое религиоведение), а также история возникновения и эволюция отдельных религий, мировых и национальных (историческое религиоведение). Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Религиоведение как наука не ставит своей задачей доказательство или опровержение существования бога, исследование “священного”, или трансцендентного.( трансцендентное - потустороннее , выходящее за пределы чувственного опыта)                                                      А. Н. Красников:«Основной принцип религиоведения – это принцип исключения трансцендентного.Никогда религиовед не будет говорить, существует ли Бог, существует ли божественный промысел, существует ли бессмертие. Эти вопросы научными средствами не доказываются.»  

Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, “священное”, бог или боги, научное знание о религии само по себе оно не является ни религиозным, ни антирелигиозным.

Религия — явление сложное, многообразное. Поэтому религиеведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитие религиеведения в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов,  исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе. Научное исследование религии опирается на большой эмпирический материал, собирает и накапливает фактические данные о различных культах и верованиях.

 

1.2 Основные подходы к объяснению религии — теологический, философский, научный.

 

Существует три базовые мировоззренческие позиции в отношении к религии (а следовательно, и к ее исследованию) — теологическая, философская и научная.      Теология, или богословие (от греч. teos — бог и logos — учение, буквально — учение о боге.                  

Основы христианской «теологии религии» были заложены Аврелием Августином: религия есть связь человека с Богом, установленная Богом; ее сущность раскрывается человеку только в Откровении Бога, и, следовательно, только человек, исповедующий истинную веру, может составить представление о том, что есть религия, тогда как для внерелигиозного сознания она недоступна.            

Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию "изнутри", строя объяснения на основе соответствующего религиозного опыта. Таким образом религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом “встречи с богом”. Известный православный  богослов и священнослужитель Александр Меня в книге «История религии» М., 1994,пишет: «Встреча с Богом происходит в жизни каждого человека. И религиозный опыт человека есть опыт универсальный всечеловеческий. Разница лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, осознает ли ее человек или проходит мимо» (Там же, С. 16). Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869 - 1937) полагал, что религия - это "переживание святого", ее предметом является нуминозное (лат. numen - божественная воля, власть, сила божества) сила, исходящая от Божества. Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины. Конечная цель богословско-теологического подхода — защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждого конкретного человека и человечества в целом.                                                               

Подход к объяснению феномена религии “извне”, не предполагающий заранее принятие ее истинности, возникает первоначально тогда, когда начинает развиваться философия. Возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтверждения обоснованности их истинности. Философия видит религию как целостность, связанную единым принципом, частями которой являются различные религии, вероисповедания, секты и т.д.  Пантеизм, деизм, атеизм - основные концепты.

Деизм (от латинского слова Deus - Бог) – это философское учение, в котором Бог признается творцом мира, но, создав этот мир и вложив в него определенные законы, Бог после этого совершенно не вмешивается в дела этого мира. Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение во Франции эпохи Просвещения (Декарт, Вольтер). Деизм утверждает, что со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысел о нем. Человек поэтому абсолютно автономен. Ему не требуется никакого общения с Богом, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств и т. д. То есть религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается ненужной и даже бессмысленной. Излишней и вредной, естественно, является и Церковь (Вольтер: «Раздави гадину!»)

    ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все и teos - бог)

— учение, отождествляющее Бога и Вселенную, Космос, Природу; идея, отрицающая существование надприродной божественной личности и признающая существование безличного Духа, тождественного некоему космическому Разуму. Пантеизм отрицает свободу воли человека. Он, как и деизм, не дает основания для живых, личных отношений человека к Богу, поэтому религия в нем по существу становится невозможной. В древнегреческой философии принципы пантеизма были сформулированы Ксенофаном (конец 6 - начало 5 веков до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. В Новое время - Спиноза: «Deus sive Natura» (Бог, или Природа)

АТЕИЗМ (от греч. а — частица отрицания и theos - бог, букв. — безбожие) - система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. Атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии, но раскрывает специфику и сущность религ. отражения действительности, материалистически объясняет причины возникновения религ. веры и способы ее преодоления.     

В Древней Греции с наибольшей полнотой атеизм был развит в учении Эпикура (342—271 до н. э.), который полагал что причиной веры в богов являются страх и бессилие людей.  

Французские философы просветители XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций видели в религии заблуждение, порождение невежества или сознательный обман. В развитии атеизма видную роль сыграл немецкий философ Л. Фейербах (1804—1872 гг.). Вне природы и человека, как считал Л. Фейербах, нет ничего. Бог — создание человеческой фантазии. Богу человек приписывает свои черты, он их как бы проецирует вовне, “отчуждает” от себя и переносит на “небо”. И чем больше он приписывает Богу, тем больше опустошает себя.

Философия религии К.Маркса является одной из высших форм развития научного атеизма. Одна из отличительных особенностей марксистского понимания состоит в том, религия как социальное явление имеет историческую природу А это значит, что она является порождением не вечных, а преходящих социальных условий. Основу этих условий составляет система присвоения чужого труда, и как следствие — социальное неравенство общества, социальные антагонизмы, классовая борьба. Религия формируется как ответ на ситуацию несвободы человека и потребности в преодолении господствующих над ним сил. Центральную роль в учении Маркса, так же как до него у Л. Фейербаха, а впоследствии у 3. Фрейда, играл тезис о компенсационной роли религии. Религия — это “сердце бессердечного мира”: страдания и лишения человека в “этом мире” не напрасны, за них он будет вознагражден в будущей жизни, он должен относиться к ним как к испытанию и принимать со смирением.

Признание исторической природы религии означало также признание ее временного, преходящего характера. Религия как проявление несвободы человека исторически изживает себя в той мере, в какой развивается свобода и самостоятельность человека. По мнению К Маркса и Ф. Энгельса, возможно создание таких общественных отношений, когда человек перейдет из «царства необходимости» в «царство свободы». Этот тип общественных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс называли коммунистическим. Установление коммунистических отношений, по их мнению, означает естественное отмирание религии. Таким образом раскрытие земной основы, социальной природы религии означало для К. Маркса и Ф. Энгельса не призыв к ликвидации и насильственное навязывание атеизма, а требование ликвидации тех условий, которые мешают человеку в полной мере реализовать себя, и создание таких условий, в которых человек выступал бы как свободный, самодеятельный субъект познания, деятельности и общения. Религия представляет собой не только социальное, но и психологическое явление.

Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную дисциплину к концу XIX в. в первую очередь благодаря работам американца У. Джемса и немца В. Вундта, а затем и 3. Фрейда. Основная посылка психологии религии состоит в том, что источник религии находится не в окружающем человека мире, а в самом человеке, в его внутреннем мире, и не в интеллектуальной, а в эмоционально-волевой сфере. У. Джемс (1842—1910) в качестве важнейшей формы проявления религии предлагает рассматривать «религиозный опыт». Религиозный опыт, по Джемсу, коренится в глубинах психики конкретного человека. Он присущ всем людям независимо от их национальной принадлежности и вероисповедения. Однако этим опытом люди обладают в различной степени. Одни из них исключительно восприимчивы к присутствию в своей душе божества, проявляют большие способности мистически слиться с ним (религиозные гении), другие менее одарены такой способностью (обычные верующие), а третьи — совсем глухи, не слышат в себе «голос божествам (неверующие).                                                                                                      По Джемсу, религиозный опыт в принципе одинаков у всех верующих — буддистов, христиан, мусульман. Но тогда встает вопрос: каким же образом появляются религиозные вероисповедания, религиозные конфессии? И здесь У. Джемс обращается к воздействию социальной реальности. Он полагает, что в зависимости от конкретных условий социального бытия людей, определяемых местом рождения, особенностями воспитания и т д., человек становится либо буддистом, либо католиком, либо мусульманином. Однако социальные проявления, по мнению Джемса, вторичны и малосущественны для религиозной жизни индивида. Решающее значение имеют непосредственные чувства и переживания. Отсюда вытекает и концепция У. Джемса о терапевтической функции религии. У. Джемс утверждал, что религия содержит в себе определенные психологические механизмы, благотворно действующие на людей. Она обладает чудесной властью самые невыносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое и прочное счастье.

3. Фрейд (1856—1939). В своих работах он устанавливает связь между религией и бессознательными субъективными впечатлениями, желаниями личности. Среди этих стремлений, возникающих первоначально в форме бессознательного намерения или желания, главную роль играет сексуальный инстинкт. Социальные нормы вынуждены ограничивать произвол индивида, вводить его поведение в определенные границы, иначе невозможна совместная жизнь людей, культура. Подавление мощных природных стремлений социальными нормами, по мнению Фрейда, и порождает религию. Религия — это способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, той узды, которая сдерживает его агрессивные природные инстинкты. Подавление инстинктивных влечений, по Фрейду, приводит к расстройству психики человека — неврозу И религия рассматривается Фрейдом как одна из разновидностей невроза — коллективный невроз.                             

Научный подход к исследованию религии предусматривает применение принципов научного мировоззрения: объективности, причинности (научного детерминизма), рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности, беспристрастности и т.д., а также четкое определение базы источников и методологии (совокупности средств и методов исследований).Предпосылкой развития науки о религии стало убеждение в том, что религию можно и нужно изучать как некоторую человеческую реальность, доступную эмпирическому исследованию и теоретическому анализу, т. е. было преодолено традиционное представление о религии как сфере духовной деятельности человека, принципиально недоступной для рационального объяснения, “иррациональной”, “сверхразумной”. Развитие научного религиеведения подтвердило, что подобно явлениям природы и истории в целом, подобно морали или искусству религия поддается научному объяснению.                                            Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким- либо признакам. Феноменологический метод включает совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов. Герменевтический предполагает использование приемов истолкования сакральных текстов, сочинений религиозных авторитетов прошлого.                                                                     Наиболее плодотворным методом иследования представляется структурно-функциональный анализ, расматривающий религию как сложную систему и направленный на раскрытие принципов взаимосвязи элементов системы, их строения и функционирования.

        

1.3.Религия как система.

Системный подход к анализу религии позволяет наиболее полно представить механизмы, формирующие различные стороны религии, показать, что религия — не есть случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Религия необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования. Религия оказывает активное влияние как на экономику, так и на различные области духовной сферы — политику, право, мораль, искусство, философию и др.

По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. И если в начале истории религия не является еще самостоятельной сферой, существуя в рамках синкретического мифологического комплекса, то затем, с развитем и совершенствованием человеческого общества, она все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, складывались связи этих элементов. Наиболее распространенная классификация эти элементов в структуре религии позволяет выделить: рел сознание, рел. действия и рел. организации.

Большинство религиоведов, считают, что «минимум» религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они, как правило, связывают религию с верой. Не случайно и в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек»

Вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же. Так означает ли это, что все люди религиозны? Вероятно, нет. По-видимому, помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная. Необходимо разобраться, что общего у этих двух разновидностей веры, иначе говоря, что представляет собой вера вообще и в чем состоит особенность религиозной веры.

Вера как составной момент акта волевого выбора, выражает утвердительную силу духа. Она необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных проблематичных ситуациях: при недостатке информации, отсутствии достаточных логических доказательств, при наличии сомнения и т. д. В этом смысле вера включена в общую систему человеческого познания, общения, деятельности, выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

В основе рел. сознания лежит вера в сверхъестественное, т.е. в реальное, объективное существование сверхъестественных существ («анимизм – минимум религии» Тейлор), веру в сверх связи (магия ,тотемизм), веру в св. свойства реальных объектов (фетишизм). Само понятие «сверхъестественное» явл-ся относителным и имеет значение лишь как противостоящее естественному, реальному. Свх. не подчиняется законам мат. мира и образует иную, высшую онтологическую реальность, область сакрального, святого, наделенного абсолютной моральной ценностью и смыслом. Эти два мира разделены и качественно противопоставлены др. другу. «Будьте совершенны, как совершенен отец ваш небесный»- эти слова, обращенные Христом к пастве, представляют новую модель поведения личности. (Ев.от Матфея,5:48)

Рел вера - слепая, бездоказательная вера в истинность соответствующих взглядов, догматов и текстов; в действительность событий, в их наступление, повторяемость, в причастность к ним; в религиозные авторитеты – отцов, пророков, святых. Религиозная вера претендует на знание Абсолютной Истины и готова отстаивать и защищать это знание. "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" ап.Павел.

2. Рел. вера предполагает эмоциональное отношение к сверх. – рел. чувства. Религиозная вера -  это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства. Такой подход к религии разделяют многие ее исследователи, но наиболее ярко он представлен у представителей психологии религии: У. Джемса, 3. Фрейда, К. Г. Юнга и др. Очевидно, что этот подход в явной или неявной форме предполагает признание факта существования особых религиозных переживаний, «религиозных чувств». Но в чем особенность религиозных чувств, чем они отличаются от других человеческих чувств? Отвечая на этот вопрос православный богослов А. Мень пишет: «Специфику религиозных переживаний нельзя свести ни к какой другой сфере человеческого духа: ни к нравственности, ни к эстетике, ни к какому-либо чувству, взятому в отдельности (например, страху, надежде и т. д.). Точнее всего его можно определить как чувство благоговения». (Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. С. 12). Чувство благоговения означает, по мнению православного мыслителя, благоговение перед Богом. Следовательно, особенность этого чувства определяется характером его направленности, а именно направленности на Бога. Сами же эмоциональные переживания верующих зависят и от индивидуальных особенностей каждого человека и от культуры, в рамках которой он получил воспитание, и от социальных условий, в которых он живет, и от вероисповедания, которому он принадлежит.

3. Убеждение в существовании особых двухсторонних отн-й между челком и объектом веры. Бог не только существует, но и может влиять на судьбу, он представленв виде личности, к-рому можно помолиться, дать обет, вымолить прощение…  

     В развитых религиозных системах религиоведы вычленяют, по крайне мере, два четко обозначенных уровня: обыденное религиозное сознание и теоретически-оформленное, концептуальное (понятийное) религиозное сознание. На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций. На этом уровне присутствует рациональный, эмоциональный и волевые элементы религиозной веры, но доминирующая роль принадлежит эмоционально-волевому элементу. Содержание сознания облачено в наглядно-образные формы. По характеру своего формирования оно в значительной мере носит индивидуально-личностный характер. Поэтому этот уровень нередко называют религиозной психологией.

       Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библии, Коране и т. д.), утверждено религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых, в их раз и навсегда установленном виде является непременным условием правоверия. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной отрасли религиозного знания — богословии или теологии, которая представляет собой целый набор теоретических и практических дисциплин: апологетику, догматику, пастырское богословие и т. д.

     Основная задача теологии — формировать ортодоксальные религиозные представления. Иначе говоря, теология — это инструмент разработки, защиты и пропаганды вероучения, которым оперируют религиозные организации, церковь. Отклонение от неукоснительного следования этому вероучению является ересью, богоотступничеством и подлежит осуждению и наказанию. Этот уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией.  

 

Религиозная деятельность является основным структурным элементом религии, придающим ей своеобразие и  отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — возделывание, уход, почитание). Религиозный культ есть форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Взгляды и представления, составляющие суть рел. сознания, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

 

 Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов. Обряд — это совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер. Символ — это вещь, которая представляет или напоминает о чем-то еще, знак чего- то другого. Значения символа неисчерпаемы и призваны эмоционально воздействовать на воспринимающего, "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. "Категория символа  указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного" (С.С. Аверинцев).

В обряде любое движение, жест, слово, все вещественные объекты наполнены определенными значениями, которые вне этой взаимосвязи, то есть за пределами знаково-символической ситуации перестают быть обрядовыми действиями. Поэтому смысл, значение и функцию обряда можно определить лишь в том случае, если будет расшифровано, переведено из знаково-символической в содержательную форму его значения, то есть выявлены образы, представления, идеи, которые он представляет.

Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий. Поэтому одни и те же, с точки зрения их естественного, материального содержания, культовые действия приобретают в различных религиозных системах принципиальное отличное идейно-символическое и образное содержание.

Религиозный культ базируется на вере в наличие между человеком и предметом его веры возможности установления определенных взаимоотношений. Но наиболее ярко эти отношения обнаруживаются в умилостивлительных действиях, начиная от примитивных форм жертвоприношения и кончая высоко духовными молитвами.

В христианстве, например, различают несколько типов молитв, в зависимости от того, какие чувства и стремления молящегося они выражают: восхваляющие, благодарственные, простительные и т. д. В развитых религиях культовые действия образуют сложную систему, включающую в себя длительные богослужения, совершения особых обрядов — таинств, поклонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое песнопение, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопреклонение, отбивание поклонов и т. д. В культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Значительную роль в культовой системе играет эстетическая сторона. Как правило, культовые действия происходят в специально построенных и оформленных культовых сооружениях. Архитектура храмов, их интерьер призваны мобилизовать религиозные чувства.

 

Религиозные организации. Типы религиозных организаций

На базе культовых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты — это исторически сложившаяся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

Постепенно начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа — жреческие корпорации. Жреческая корпорация — это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, становлением религии как самостоятельной формы духовной культуры. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт.

Исследователи религии выделяют три основных типа религиозных организаций: церковь, секту и деноминацию.

Церковь — это тип религиозной организации для которой зарактерна строгая  централизация и  сложная иерархия  отношений между священнослужителями и верующими. Задача церкви заключается выработке, сохранении и передачи религиозной информации, координации религиозной деятельности и контроле за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются:

- сравнительно небольшое количество последователей,

- добровольное постоянно контролируемое членство,

- стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни,

- претензия на исключительность установок и ценностей,

- убеждение в «избранничестве Божьем»,

- проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим,

- отсутствие деления на священнослужителей и мирян,

- провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. Здесь нет четких границ между церковью и сектой, уже сложившейся и утратившей былую оппозиционность. Отрицание “мира” сменяется принятием, секты перестают отличаться от церкви в своем отношении к миру, хотя в ряде других отношений они не подходят под понятие “церковь”. Такие промежуточные организации и получают название деноминация.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!