Прекрасное должно быть величаво

Раздумья учителя: образование по Пушкину

(раздумья учителя литературы)

Пушкин. Прописные истины

Сегодня, 10 февраля, только в 1837 году, в 14:45, не стало Пушкина,

За 2 дня до этого стрелявшегося близ Чёрной речки в Петербурге

На, как вышло смертельной для него, дуэли.

 

"Пушкин приходит к нам с детства, а МЫ ПРИХОДИМ К НЕМУ ТОЛЬКО С ГОДАМИ," - сказал А. Т. Твардовский.

Почему? Почему мы всё же приходим к нему и почему именно с годами? Что мы находим в Пушкине - в его творчестве и в его жизни? Видимо, те самые простые, "прописные" истины, о которых знаем с детства, но понимать и принимать которые начинаем гораздо позже, а выполнять... - учимся всю жизнь. Главное в этих истинах определил сам Поэт: "[И долго буду тем любезен я народу, что] ЧУВСТВА ДОБРЫЕ [я лирой пробуждал]" (А. С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 21 августа 1836).

Но сегодня, как и при жизни Поэта, есть ТОЛПА, которая "его бранит И плю/ет на алтарь, где [его] огонь горит, И в детской резвости колеблет [его] треножник" ("Поэту", 7 июля 1830)

Потому Ася Горская (Капитонова Надежда Анатольевна, (1937-2003)), уральский поэт, учитель, краевед, риторически спрашивала (конечно, тем самым специально актуализируя значимость явления ПУШКИН):

Нужен ли сегодня Пушкин

В детстве, юности и взрослости,
Если мы с тобой - игрушки

У воинствующей пошлости...

Если в вечности и бренности

Перепутаны все ценности...

Именно поэтому отвечаем: НУЖЕН.

И именно поэтому Владислав Ходасевич уже в 1921 году на заседании, посвященном 84-й годовщине смерти Пушкина (где Блок говорил о назначении поэта), предложил "...каким именем нам аукаться, как нам перекликаться в надвигающемся мраке. И мрак этот неизбежен, ибо что бы ни было - после больших извержений в воздухе еще долго носится черная пыль" (Речь "Колеблемый треножник" 1921). Всегда.

Спасение от этого "мрака" и "чёрной пыли" - не в суррогатно-китчевом, а в настоящем образовании, о котором Пушкин писал Николаю I (Записка «О народном воспитании» написана Пушкиным по прямому заданию Николая I, и притом для личного его сведения. Начата в Москве в октябре 1826 г., закончена Михайловском 15 ноября 1826 г.. Как свидетельствует запись в дневнике А. Н. Вульфа, относящаяся к 16 сентября 1827 г., Пушкин, говоря с ним «о недостатках нашего частного и общественного воспитания», сказал: «Я был в затруднении, когда Николай спросил мое мнение о сем предмете. Мне бы легко было написать то, чего хотели, но не надобно же пропускать такого случая, чтоб сделать добро): "...отсутствие воспитания есть корень всякого зла. ...Праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать ... своевольство мыслей, источник буйных страстей, ... пагубную роскошь полупознаний, ... порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия." (Записка "О народном воспитании",1826)

Царь, хотя и "прочёл с удовольствием", не согласился. Переживший потрясение от 14 декабря 1825 года, он утвердился во мнении, что только "нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственому и бесполезному". Так и Пушкин же против безнравственного просвещения - такого, которое рождает "ПОЛУпознание" и вытекающие из него "СВОЕВОЛЬСТВО мыслей" и "мечтательные КРАЙНОСТИ", что ведут сначала к "порче НРАВов" (читай: к БЕЗ-НРАВ-ственности) и далее - к ПОГИБЕЛИ. Потому ПОЛУпознание и безнравственно. Поэт мыслит масштабнее царя - а ведь они почти ровесники (Николай I старше Пушкина на неполных 3 года), - и царь признаёт за ним ум: "Сегодня я говорил с умнейшим человеком в России," - после первой же встречи с Поэтом скажет он. 

Пушкину здесь 26 лет, и он знает, о чём говорит, так как на своём примере смог не только увидеть "гибельность" "недостатка твёрдых познаний" (в 1817 году окончил Лицей 26-ым из 29 учеников [1] и "заработал" радикальными строками и эпатажным поведением ссылку, и потом ещё одну (правда, за другое)), но и преодолеть этот недостаток: в 1826 году, по окончании ссылки, книги Пушкина - русские и иностранные - из Михайловского в Петербург вывозили в 24 ящиках на 12 подводах [2]; ещё в начале ссылки Пушкин поставил перед собой цель - "в просвещении стать с веком наравне" (см. "Чаадаеву", 1821) - и о Пушкине действительно писали как об одном из самых образованных людей его времени; в его кабинете на Мойке было 4,5 тысячи томов на 14 языках по разным областям знаний (сам Пушкин в той или иной мере владел 11-ью языками) - библиотека была рабочая: всеми книгами поэт пользовался [2].

Образовывая себя, Пушкин менялся.

Если в 1817 году, только что окончивший Лицей Пушкин пропагандирует:

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу...

("Вольность", декабрь 1817),

то в 1825-ом он готов встать "в ряды мятежников", скорее, только из дружеской солидарности: "Все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них," - скажет он царю в 1826, но добавит: "Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за это Небо".

В 1826-ом же году, размышляя о трагедии декабристов и о казни пятерых из них, напишет: "И я бы мог, как шут ви<сеть>..." (слово "шут" вымарает (видимо, из-за резкости), но своё отношение к революционности проявит).

В 1830-ом выскажется прямо:


Сначала эти заговоры...
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца
мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье
молодых умов,
Забавы взрослых шалунов...

("Евгений Онегин", 10 глава, XVII строфа).

"Безделье умов", "забавы шалунов" - то самое "своевольство мыслей" и "мечтательные крайности", которые были "сначала" и закончились затем "погибелью" - каторгой и виселицей... "Повешенные повешены. Но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна," - напишет Пушкин из Михайловского П. А. Вяземскому 14 августа 1826 года.

А в 1836-ом, за 3 месяца до кончины, Пушкин оставит потомкам завещание - помнить, что "лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений" ("Капитанская дочка", глава VI, 1836) - такова эволюция мировоззрения Поэта: от революционного цареубийства - до отказа от "всяких насильственных потрясений".

"В УЛУЧШЕНИИ НРАВОВ" состояло для Пушкина ОБРАЗОВАНИЕ и ВОСПИТАНИЕ. А царь хотел только послушания и прилежного и усердного служения... Что вышло из такого, царского, понимания образования и воспитания, очень хорошо показал Лев Толстой в рассказе "После бала", написанном по следам реального события, случившегося с его старшим братом.  

Что касается воспитания - то Пушкин в ноябре 1824 года в письме своему брату Льву прямо говорит о "недостатках" его, Пушкина, воспитания, которые называет "прокля/тыми" и изъяны от которых "вознаграждает" теперь в Михайловском ПРОСТЫМИ "сказками няни" Арины Родионовны (была бы у всех такая няня!).

ПРОСВЕЩЕНИЕ - настоящее, не-полупознание - и ВОСПИТАНИЕ для Пушкина одно и то же, иначе - безнравственность. "Отсутствие воспитания есть корень зла" - понятно. А что значит "пагубная роскошь полупознаний"? Слово "роскошь" употреблено здесь Поэтом в значении "обилие, множество, излишество, чрезмерность", вроде счётного слова; следовательно, "роскошь полупознаний" - это многочисленные невыученные уроки (знания ПОЛУ- и НЕДОпонятые и/или из которых НЕ извлечён общечеловеческий (воспитательный) смысл). И НАЧИНАЕШЬ ПОНИМАТЬ Пушкина: действительно, "роскошь полупознаний" пагубна и безнравственна.

Многие стихи Поэта содержат сожаление о времяпрепровождении, о котором позже Пушкин напишет: "И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слёзы лью...", так как видит в "безумстве гибельной свободы" свои (и не только) "утраченные годы"(см. "Воспоминание" и черновик к нему, 1828). Пушкин строго судит себя, и он честен с читателем. Лишь за 2 года до гибели он скажет: "Я возмужал среди печальных бурь, И дней моих поток, так долго мутный, Теперь утих.. ... и отразил небесную лазурь" Но тут же: "Надолго ли?.. а кажется, прошли...дни горьких искушений" ("Я возмужал среди печальных бурь", 1834). За полгода до гибели: "Напрасно я бегу к сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам..." (начало июля 1836), потому тут же - обращение за помощью к Богу: молитва Ефрема Сирина его, Пушкина, "падшего крепит неведомою силой" ("Отцы пустынники и жены непорочны...", 1836). О чём просит Поэт?

...Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи"

Вот они, пушкинские ценности, - те "прописные истины", к которым он стремился и которых, как считал, не мог достичь...

Пушкин всю жизнь очищался от грехов "воспитания", от заблуждений молодости, он всю жизнь был в пути - потому Гоголь и сказал о нём: "Пушкин - это русский человек в его РАЗВИТИИ..." ("Несколько слов о Пушкине", 1832). Пушкин умнел. И именно этот процесс интересен и поучителен (Святой Иоанн Златоуст говорит: “Надо смотреть не на то, как человек падает и грешит, а на то, как он поднимается и избавляется от греха”). Потому "первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть," - написал А. Н. Островский. И мы - благодаря Пушкину - умнеем.

Вот поэтому Пушкин НУЖЕН. И вчера, и сегодня, и всегда. Пушкина уже сравнили (наряду с "солнцем русской поэзии" (В. Ф. Одоевский, 1837)) и с чистой родниковой водой, и с хлебом насущным. Георгий Адамо/вич сказал: «Может быть, настоящее царство Пушкина ещё впереди, может быть, истинный пушкинский день ещё придет. Это очень большой вопрос и для всей русской культуры очень важный» (Из статьи «Пушкин». 6 мая 1962 г.)

Что касается ТОЛПЫ - тут ответил сам Пушкин: "Нравственное чувство, как и талант, даётся не всякому... Неуважение к именам, освященным славою... к несчастию, почитается у нас не только дозволенным, но еще и похвальным удальством", а ведь это есть "первый признак невежества (читай: та же "роскошь полупознаний" - Е. Б.) и слабомыслия" (А. С. Пушкин "Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной", 18 января 1836). Отсюда - мудрый совет Пушкина своей Музе и урок нам ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836):

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспОривай глупца

Пушкин нам нужен, он необходим, он "наше ВСЁ" (А. Григорьев, 1859), так как "...в нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в ...чистоте" (Н. В. Гоголь).

В. М. Шукшин сказал, что "нравственность есть правда" - Пушкин нравствен и правдив.

Разве можно не разделить его максимы:

1) о человеческом достоинстве, которое зиждется на любви к родовым корням семейным и отечественным ("Два чувства дивно близки нам..." и черновик, октябрь 1830):

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога самого́,
САМОСТОЯНЬЕ человека,
Залог величия его...

2) о значении Дома и о самоуважении как основе уважения других ("Из Роберта Саути" ("Ещё одной высокой, важной песни...", 1829):

[Пушкин обращается к пенатам - божествам домашним]

...вас любить не остывал я, боги...

И в долгие часы пустынной грусти

Томительно просилась отдохнуть

У вашего святого пепелища

Моя душа - там мир...

Они дают мне знать сердечну глубь,
В могуществе и немощах его,
Они меня ЛЮБИТЬ, лелеять учат...

И нас они науке первой учат -

ЧТИТЬ САМОГО СЕБЯ...

или (из статьи "Вольтер", 1836):

"Вольтер не имел самоуважения и [потому - Е. Б.] не чувствовал необходимости в уважении людей ... НЕЗАВИСИМОСТЬ и САМОУВАЖЕНИЕ одни могут нас возвысить над мелочами жизни и над бурями судьбы"

3) о любви к Дому ("Домовому", 1819):

[Пушкину здесь всего 19 лет!]

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!...

Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров...

4) о любви к природе и о влиянии её на него ("Осень", 1833):

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн...

5) о люби к творчеству ("Осень", 1833):

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут...

6) о любви к жизни, об осмысленности жизни ("О нет, мне жизнь не надоела ", 1836):

О нет, мне жизнь не надоела,

Я жить люблю, я жить хочу,

Душа не вовсе охладела,

Утратя молодость свою.

Еще хранятся наслажденья

Для любопытства моего,

Для милых снов воображенья,

Для чувств...

или ("Элегия", 1830):


Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье...

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...

или ("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы", 1830):

 

Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?..
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…

7) о любви ("На холмах Грузии лежит ночная мгла...". 1829):

 

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

8) о милосердии ("Герой", 1830):

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман...

Оставь герою СЕРДЦЕ! Что же
     Он будет без него? Тиран...

9) о красоте ("19 октября", 1825):
          

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво

 

10) о пошлости толпы (из письма Вяземскому, ноябрь 1825):

"Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? чорт с ними! слава богу, что потеряны... Оставь любопытство толпе и будь заодно с Гением.... Толпа жадно читает исповеди ... потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости, она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе..."

11) о любви к друзьям, к жизни, об оптимизме, о мудром отношении к смерти, о поддержке друзей (из письма П. А. Плетнёву, 22 июля 1831 года):

"Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.

 

Можно ещё выписывать и выписывать... А лучше - читать, всё, подряд...

Мудрый, солнечный Пушкин! Несмотря на трагизм жизни

 

12) о благородстве и мужестве (Пушкин резко отметил ногтем слова Наполеона на полях 54-ой страницы книги Барри О'Меара о Наполеоне, 1824) [3]:

"Это всегда была моя главнейшая мысль - человек должен проявить больше всего истинной храбрости и смелости в тех случаях, когда на него обрушивается клевета, и в условиях, когда его постигают несчастья. Это помогает ему избавиться от них"

13) И - пушкинское CREDO ("Из Пиндемонти", 5 июля 1836) - за 6 месяцев до ухода:

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова...

Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...

Так что Пушкин - не только НУЖЕН, он НЕОБХОДИМ, и мы к Пушкину - приходим. И слава Богу. Только хорошо бы, чтоб не с годами, а всё же пораньше.

Но почему всё-таки "с годами"? Ответил А. Белый: "Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту». (Из статьи «Брюсов», 1908)

Видимо, для того чтобы ПОНИМАТЬ Пушкина, нужен жизненный опыт и умение читать. В этом - научить школьников умению читать, благодаря чему приблизить их встречу с Поэтом и тем самым расширить границы их ви/дения жизни - я уверена, заключается первая задача уроков литературы в школе.

Спасибо тебе, Александр Сергеевич!

Спасибо, дорогой Пушкин!

________________________________________________________

­­­­­­­­­­

[1] - Н. Эйдельман. "Прекрасен наш союз..." - М.: Молодая гвардия, 1982, с.140

[2] - А. И. Гессен. Набережная Мойки, 12 - М.: Народная асвета, 1983, с.136, с. 140 (с. 134 - 143)

[3] - А. И. Гессен. Набережная Мойки, 12 - М.: Народная асвета, 1983, с.142

 

Список литературы

1. Гессен А. И. Набережная Мойки, 12. Последняя квартира А. С. Пушкина. Минск, 1986.

2. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Ленинград, 1983.
3. Красовский В. Е. А. С. Пушкин // Русская литература XIX-XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах. Том I. Русская литература XIX века. 12-е изд. МГУ, 2012, с. 620-175.

4. Непомнящий В. С. Лирика Пушкина как духовная биография. М., 2001.

5. Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. М., 2019.

6. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. М., 1981.
7. Скатов Н. Н. Пушкин. Русский гений / Сочинения в четырёх томах, том 1. Санкт-Петербург, 2001.

8. Ходасевич В. Ф. О Пушкине. Статьи. М., 2013.

9. Эйдельман Н. Я. "Прекрасен наш союз..." 2-е изд. М., 1982.

10. Эткинд Е. Г. Божественный глагол. Пушкин, прочитанный в России и во Франции. М., 1999.

 

 

10.02.2021 Богоявленская Е. В.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!