Что делает шутку смешной. Строение шутки.



Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры

«Межпоселенческая Клубная Система»

Канского района

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Как играть в КВН»

Для начинающих руководителей команд КВН

Канского района

Автор-составитель: Д.Р. Мохов

Художественный руководитель

Филиала № 11 «Анцирский Дом культуры»  МБУК «МКС»

Канский район, 2019 год

Почему все играют в КВН?

Никто из вас, наверное, не задумывался, почему же все играют в КВН. По стране около 2000 команд, которые играют в различных лигах, и КВН никому не надоедает, а, наоборот, становится все более интересным, дает людям то, чего они хотят. КВН – наиболее доступный вид творчества для молодежи на сегодняшний день.

Все это довольно закономерно.

Во-первых, в КВНе каждый найдет приложение своих сил.

Во-вторых, КВН не стоит на месте. Если в 60-х он был один, то в 80-х другой, а сейчас совсем непохожий ни на 60-ые, ни на 80-ые. КВН актуален.

В третьих, это викторина, соревнование. Но, если в спорте вопрос стоит: «кто сильнее?», то в КВНе – «кто умнее?».

Структура команды КВН

Команда КВН – как единый организм, в котором должны быть все жизненно важные органы. Каждый знает свое дело, и каждый находится на своем месте. Желательно, чтобы в команде присутствовали все творческие профессии. Режиссер, актер, певец, танцор, музыкант, администратор, рабочий сцепы и т д. Если это есть в вашей команде, то вам повезло, а если нет, то необходимо воспитывать своих: бездарных людей не бывает.

Разграничение полномочий – очень сложный и ответственный шаг к созданию хорошей работящей и дружной команды. Излишней демократии в КВН не должно быть (речь идет про заявления такого плана: «В нашей крутой команде нет капитана. Мы вместе все решаем»). В общем-то, хорошо, что у вас такая дружная команда, но вспомните ваши репетиции, когда дело доходит до спора, и трудно выбрать одно правильное решение. В команде должен быть человек, которому большинство доверяет, которого все слушают, желательно с чувством юмора, неглупый, умеющий выслушать и принять верное решение.

В команде должна быть авторская группа, которая большей своей частью должна сочинять, творить, придумывать. По количеству она может быть сколь угодно большая или же не менее 5-и человек.

Лицо команды делают актеры. Лучшие в команде актеры должны стоять в линейке. Актерская группа, которая ждет своих шибко умных авторов и рвется в бои (репетировать и соответственно играть). Актеры могут совмещать авторскую работу, а уж в процессе репетиции просто обязаны высказывать свое мнение (главное не подраться и не обидеть тонкую и ранимую душу авторов). В актерской группе желательно иметь главного персонажа, т. е. человека, на котором отыгрываются репризы. Актерам лучше себя немного недооценивать, принимать критику. А главное играть, не быть столбиком на сцене, который сказал свои слова и ждет следующих. Надо отыгрывать, жить.

Музыкальная группа – это люди, которые умеют и могут сочинять, подпевать, подыгрывать песни (желательно, чтобы в песнях были шутки). Музыкальная группа после выбранной концепции выступления собирается и начинает работать. Клавишник в идеале должен быть в команде обязательно, так как это очень удобно, иногда необходимо поднять темп, вовремя среагировать. Это бывает трудно сделать из-за пульта, который находится в зале. Еще совет: попытайтесь забыть о существовании кассет хотя бы на выступлении. XXI век уже. Все играют на MD, край CD.

Администраторская группа должна заниматься всем, что связано с нормальной деятельностью команды (без таких людей бывает трудно) – люди творческие так беспомощны!

Режиссер, как и капитан, должен быть суров, и знать свое дело. Но по возможности он не должен быть театральным режиссером, т. к. в КВН немного другие законы, а которых далее. Но если он настоящий КВНщик в душе, то вам повезло. Лучше всего режиссер из бывших КВНщиков.

Имидж команды – музыка, одежда. Должен быть простой, яркий не повторяющейся, запоминающийся, должен не мешать. Имидж команды очень необходимая вещь, имидж может помочь команде, а может и навредить. Яркие примеры использования имиджа команда «Гусар», «Джентльмены», «». Не путать имидж со стилем игры, пример стиля «Питер», «Уральские пельмени».

Не все шутки, которые могут себе позволить шутить мужские команды скажет женщина. Женская команда станет хорошей КВНовской командой в том случае, если начнет думать по-мужски (что трудно) и не боятся быть некрасивой на сцене. Женщина КВНнщица должна быть на порядок выше как актер, чем мужчина КВНщик.

Основы КВН

В основе КВНа лежат четыре составляющие, те то из чего зарождался КВН: Капустники – пародии, агитбригада – линейка. СТЭМ – театр максимального представления и викторина.

КВН – театр максимального представления. В этом театре декорации крайне условны. Декорация должна работать, оправдать себя. В КВНе актер всегда остается актером, кого бы он ни изображал.

Основой основ КВНа является шутка, реприза. КВН - это искусство репризы.

Шутка в КВНе может принимать различные формы - это и костюм, и танец, и песня и т. п., но самая сильная шутка и поныне остается литературная шутка. Она сильнее, гибче и перешутит все остальные репризы.

По законам жанра и следуя психологии человека, шутка должна произноситься каждые 11 секунд. Каждые 11 секунд человеку нужен толчок. Хотя раньше это время составляло более длительный период. Чем дальше, тем короче будет этот промежуток. Поэтому костюм, танец, движение и т. п. будет работать 11 секунд и если не будет дальше никакого развития, то зритель теряет внимание. Шутки пишутся разными способами наиболее правильный, проверенный годами является штурм. Команде штурмовать желательно каждый день, если есть возможность утром и вечером (для того чтобы накапливался банк шуток, пригодятся обязательно) по 50-60 минут не больше (больше у вас крышу снесет). Происходит это следующим образом. Перед штурмом желательно выбрать концепцию выступлений. В комнате, где собирается авторская группа для штурма нельзя разговаривать и всячески отвлекать. Каждому раздается листок, ручка, засекается время и через 10 минут листочек передается по кругу (ну, конечно же, не пустой, а с написанным заходом, смешной, парадоксальной ситуацией или с готовой репризой, короче мысли, которые навеялись). Следующий, кому передался листок, продолжает или развевает тему, или пишет новую и т. д. Когда время вышло, все листочки собираются, и тот, кто умеет читать громко с выражением, лучше с оценкой зачитывает. Что-то должно обязательно получиться или, по крайней мере, явные наметки на шутку.

Что делает шутку смешной. Строение шутки.

подача

Шутка отбивка

добивка

Основа смешного – парадокс. Самый простой парадокс в КВНе – это перевертыш. Сопоставление несопоставимого. Парадокс хорошо, но не слишком глубокий. Зритель ленивый.

- Шутка должна быть актуальной, т. е. близкой для человека, для зала, (реклама, ТВ, политика).

- Новизна умозаключения. (Ход)

Чем актуальнее будет шутка, тем ход имеет небольшое значение и наоборот.

Теория глобальной пошлости.

В КВНе существует такое понятие как глобальная пошлость, понятие не актуальности. Человек, рассказывающий старые анекдоты – пошляк.

Теория трёх смехов.

Подача - смех, отбивка - смех, добивка - смех.

Смешная подача:

-парадоксальная ситуация

-украшение ситуации (смешное название, пародия, повторение)

-эвритмичность (ритм во фразе) для воспринимаемости и запоминаемости.

Эвритмичность и эффоничность

Каждое слово в репризе должно быть выверено.

Не нужно перегружать репризы, т. е. выкинуть из неё всё лишнее. Последнее слово за режиссёром.

Важен лексический ряд, он помогает команде (Джентльмены, Гусары)

Важна драматургизация шутки (Сивохо). Подача один, отбивка другой и т. п. Прямая речь.

Всё это относится и не только к текстовой репризе.

У шутки должен быть второй план (думаешь об одном, говоришь другое).

Оценка шутки.

То, что будет смешно в курилке, не будет смешно в кабинете, там это будет пошло.

Нужно представить, как пойдет эта шутка в зале. Будет ли разноплановому зрителю интересна шутка команды пожарников об их пусть даже смешных пожарных тонкостях работы. Нет!

Любое Хи-Хи во время отбора шуток после Штурма дает право шутке на существование. Надо выбрать в команде оценщика, который может почувствовать шутку.

Музыка в КВН

Музыка в КВН играет огромную роль и главное научиться использовать это. Закон – не можешь петь – не пой.

Раньше в КВН особенно не обращали на качество исполнения песен Сейчас этого делать нельзя. Это просто вежливость по отношению к зрителям. В КВН запрещены плюсовки. Допускается исполнение песен с подпевкой (главное актеру хорошо разевать рот, а лучше знать слова). Очень важна подпевка и подтанцовка – это психологический фактор, очень трудно удержать зал одному человеку. Избегайте сольных номеров! Но подтанцовка должна быть не тупая, а смешная, КВНовская, отдельный спектаклик.

Важен стиль используемой музыки, к вопросу стиля команды. «Новые Армяне»- техно, рэп; ХАИ - рок-н-рол, Одесса «Шерлок Холмс» узнаваемые.

Песни должны быть шлягерами у всех на ушах.

Финальная песня (не обязательная грустно-филосовская «КАК МЫ ЛЮБИМ КВН А-А-АА»).

Вставочная песня в приветствие (может быть музыкальный номер, дурка).

Быстренькая веселенькая песня на выход (может быть музыкальный номер, дурка).

Муз. отбивка.

Фон помогает линейке быть в одном темпо-ритме. Остановка фона в шутке используется как отбивка.

Нельзя использовать 20 разных фонов, если это бестолково. Изменился фон, что-то должно произойти и в тексте.

Отбивка – акцент на шутке. Не надо стесняться Тык-дымов, она заполняет паузу, в которой можно перевести дух. Или же паузу, где мог бы быть смех (как вы думали). Первый и последний музыкальный номер в музыкалке должен быть сильным.

Песня должен быть обязательно шлягер. Песня строится по принципу перевертыша. Текст должен обязательно с шутками. Все песни должны быть темповые и ритмичные. Медленную в оригинале песню можно спеть и быстро. При сочинении необходимо соблюдать размер строки и рифмы. В КВНе нельзя использовать повтор в песне.

Вступительный музыкальный номер в приветствии должен заявлять имидж и стиль. Песня должна быть вводом в игровую ситуацию. Но он не должен быть слишком смачным т. к. зритель не будет вдумываться.

Вставной музыкальный номер, в приветствии без него в принципе невозможно, он подхлестывает темп. Приветствие лучше начать с песни, можно без нее, но зал будет не готов. Она должна быть короткой.

Приветствие

Приветствие – самый первый конкурс. Его суть кроется в самом названии. То есть команда должна за время визитки открыть зрителям 3 вопроса: кто они…, откуда он…, и зачем они… (естественно смешно). Первый смех на визитке должен быть через 15-30 сек; иначе начало конкурса «завалено» и для того чтобы «поднять» выступление потребуется много сил (порой это происходит аж на домашке). В приветствии помимо реприз (текстовых шуток) нужно использовать «визуалки», «музыкальные тычки», и различные «мульки». Так же в этом конкурсе желательно использовать блоковые шутки (блок рекламы, блок новостей, музыкальный блок). Конец приветствия выглядит следующим образом:

очень смешная шутка, смешная шутка в тему «Приветствия»

финал (песня, танец)

Внимание!!! Текст финальных песен не должен содержать следующих фраз:

куплет: «Мы еще молодая команда.

Но мы так любим КВН.

О, КВН, я люблю тебя

КВН услышь меня, я люблю тебя»

припев: «О КВН, КВН, ты мой КВН,

КВН, КВН, КВН»

Разминка

Стихотворная – это плохо. Нужно стремиться к чистоте вопроса. Не слишком замороченный. Желательно на свой вопрос иметь 2 ответа.

В разминке есть правила игры. Она идет 30 секунд. Первые 10 секунд все молчат, думают. 5 секунд говорят версии. 10 секунд диспетчер выбирает, формулирует версию, выдает актеру, 5 секунд актер обязательно повторяет ответ, идет отвечать. В обсуждении нельзя выдавать пошлость. Всех сразу заклинит на нее.

В кругу должен быть человек, который не может думать - кукушка который следит с часами за временем. Резиночник, у которого на руках домашние заготовки ответов не больше 10, главное чтобы он в них разбирался.

Должны быть запасные вопросы т. к. противник может лупануть ваш вопрос или ответ.

Музыкальный конкурс

Музыкальный конкурс, как и домашнее задание в отличие от приветствия пишется по законам драматургии, т. е. вступление, завязка, кульминация и развязка. Главное чтобы тексты состояли из шуток и тексты между песен – тоже убойные репризы. Четкая линия выступления. М. К. может быть пьеса или концерт, блочная пьеса, дивертисмент, мюзикл.

Пьеса по фильмам. На основе перевертыша. Но фильм должен быть культовым, известным.

Еще есть, синхробуффонада – это когда используются музыкальные куски из разных песен. Куски должны быть очень короткими и явными смысловыми перевертышами. Если все затянуть потеряется, энергетика нет живого голоса. Должен быть четкий «видеоряд» что-то должно происходить.

Домашнее задание

Есть два варианта Д. З.: европейский и китайский вариант.

Европейский - сюжет общий

Китайский - самодостаточные блоки.

Чтобы хорошо сыграть Д. З нужно:

Удачно выбрать сюжет, знакомый или простой. Киношный перевертыш, сказка и т. д. Блоки увязать легко и просто не нужно заморочек. Блок должен быть смешным.

Д. З. – это объяснение ситуации, конфликт, развязка, философская мысль. Но философия не должна быть сопливой, должен быть стеб.

В Д. З. должно быть все, на что вы способны, мини СТЭМ, музыка, стихи, текст и т. д. Все блоки выжимаются до минимума, лучше меньше да лучше.

Связь блоков:

–Ведущий

–Путешествие главного героя

А сюжет подразумевает ситуацию без героя и ведущего.

Самое лучшее время продолжительности Д. З. 10 мин.

В финальной песне тоже должны быть шутки.

Капитанский конкурс

Играется следующим образом. Дается тематическое задание по принципу визитки. Пишется монолог, т. е. тема, образ, репризы. Не нужно придумывать истории они всегда проигрывают. И по нему задаются соперниками вопросы. Вопросы и ответы готовить как на разминку.

Капитан не должен делать все сам. Капитан должен быть актер и автор, причем засвеченный актер. Капитан должен внимательно слушать соперника. Искать и подбирать зацепку для своей заготовки (резинке).

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!