Самостоятельная творческая практическая деятельность.

Тема : «Первые рукописные книги.

Предметно – декоративная аппликация «Закладка для книги»»

Цель :  формировать представление об истории возникновения первых рукописных книг, их структурой и художественным оформлением ,

- познакомить обучающихся с разновидностями шрифтов;

- воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность, образное мышление.

Учебно – познавательная деятельность (формирование новых знаний)

«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством…», - сказал М.Горький. Книга давно стала нашей чудесной обыденностью. А какой сложный и многотрудный путь в своём развитии прошла книга за тысячи лет.

 До изобретения книгопечатания книги писали от руки, и потому они назывались рукописными. Рукописная книга пришла на Русь в конце X века вместе с принятием христианства и жила долгие века.

Киевские князья покровительствовали книжному делу. Большим ценителем книги был Ярослав Мудрый. В летописи об этом сказано: «Великий князь Ярослав к книгам прилежал, читая их ночью и днём, и собрал много переписчиков, которым и поручил переводить книги с греческого языка на славянское письмо». В Софийском соборе он основал первую на Руси крупнейшую библиотеку, в которой собирались и переписывались книги. Князь приказывал хранить их как зеницу ока. Потерю книги он считал большим бедствием. Их в первую очередь старались спасти от пожаров и набегов. Старые русские книги были совсем не похожи на современные. Бумаги в древности не было. А что служило материалом для книг до её появления?

От XI века сохранилось больше двадцати книг на берестяной коре из разных старорусских городов. Скромные берестяные листы через многие века донесли до нас живую речь народа, его жизнь и быт. Для письма выбирались самые нижние, чистые и тонкие слои бересты. Из неё аккуратно вырезали молочно-белые листы. Их специально обрабатывали: подчищали изнутри, обрезали края, распаривали и они становились ещё крепче и эластичнее. Буквы на таких листах прорезали на внутренней стороне остро отточенным с одного конца металлическим или костяным стерженьком, который назывался «писало». Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказывался на наружной стороне.

При раскопках древнего Новгорода археологи часто находили деревянные дощечки, одна сторона которых была покрыта воском, а на другой – вырезаны все буквы алфавита. Это были книги из воска. По своему виду они очень похожи на обычные, только «листы» были деревянными: у простолюдинов – из простых пород, у состоятельных – из красного дерева, у богатых – из слоновой кости. «Страницы» такой книги в середине выстругивались, а образовавшееся углубление заливали воском. По воску писали стилем – металлической палочкой, один конец которой был заострён, а другой выкован в виде лопаточки. Острым концом писали, а лопаточкой заглаживали воск, когда допускали ошибку.

Книга в привычном для нас облике появилась с изобретением пергамента. Киевская Русь хорошо знала рукописные пергаментные книги.Они делались из очень ценного материала – пергамента, который получали из кожи телят и ягнят (по имени города Пергам в Малой Азии, откуда она вывозилась). Но пергамент был очень дорог, редок, его не хватало даже для переписки богослужебных книг. Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят и ягнят. Поэтому книги стоили дорого и ценились очень высоко, как настоящие сокровища. В старом русском сборнике поучений сказано: «Книги, как глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные жемчужины». Тот, кто имел несколько книг, считался очень богатым человеком.

Позже материалом для книг стала служить бумага. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить её лишь в XVI – XVII веках.

Переписывание книг считалось важным и богоугодным делом, поэтому им занимались писцы-монахи. Из писцов до нас дошло имя только одного – дьякона Григория. Переписывание книг приравнивалось к молитве и расценивалось как «сражение с дьяволом с помощью пера и чернил».

Наиболее известная книгописная палата находилась в Троице – Сергиевом монастыре. В монастырской рукописной мастерской царила строжайшая дисциплина, монахи трудились усердно. Стоило переписчику отвлечься и сделать ошибку, как его тут же ожидало суровое наказание: отбить три тысячи поклонов.

Переписка книг была делом сложным. Все строчки в ней были ровные, примерно одинаковой длины, для чего лист заранее расчерчивался свинцовым карандашом, оставлявшим едва заметный след. Текст писался одним шрифтом, чётко и красиво. Переписчики-монахи старательно выводили каждую букву.

Писали книги птичьим пером, его конец особо срезался и затачивался специальным ножичком – перочинным. Писали чернилами, которые делали сами, стараясь, чтобы они вышли «добрыми». Краски, которыми рисовали заглавные буквы, орнамент делались на яичном желтке с добавлением натуральных красителей, поэтому до сегодняшнего дня они не утратили яркости.

Первую букву каждого абзаца рисовали особенно тщательно. Ей придавали иногда очень затейливый вид. Заглавные буквы писались с помощью кисточки киноварью - красной краской (отсюда выражение «писать с красной строки»). Иногда эти буквы и узорчатые украшения в начале книги писались золотом. Также книги украшались великолепными цветными иллюстрациями-миниатюрами.

Переписка книг была делом длительным. Обычно переписывали по полторы – две страницы в день. Чтобы переписать всю книгу, требовалось от трёх месяцев до года. Переписчики радовались окончанию своего тяжёлого труда. «Как радуется мореплаватель, причалив к тихой пристани, или странник, возвратившийся на родину, так радуется списавший книгу, дойдя до конца», - читаем мы в некоторых старинных рукописях. Переписчик беспокоился за судьбу своего детища. Он хотел, чтобы с книгой обращались любовно, берегли её. Поэтому в конце книги переписчик предостерегал тех, кто не будет бережно обращаться с книгой: «Горе тому, кто черкает у книг по полям: на том свете бесы исчеркают ему лицо железом».

Потом переписанные листы соединяли в тетради, сшивали и переплетали или, как раньше говорили, «одевали». Переплёт обычно делали из досок и обтягивали его кожей или красивыми тканями: парчой, бархатом или атласом. С тех времён сохранились в русском языке выражения: «прочесть книгу от доски до доски», «написано пером – не вырубишь топором». Чтобы книга была долговечнее и имела дорогой вид, переплёт книги украшали золотыми или серебряными уголками, иногда даже драгоценными камнями или узорными пластинами. Книга запиралась красивыми металлическими застёжками и замками. Не книга, а настоящая шкатулка с драгоценностями! В целом хорошая книга представляла собой настоящее произведение искусства. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Так, самым ценным сокровищем Софийского собора было собрание рукописных книг.

Первые книги были божественные: евангелия и псалтыри. Первой известной русской книгой является так называемое «Остромирово евангелие». Остромирово потому, что писалось по заказу новгородского посадника Остромира. Книга богато и искусно украшена иллюстрациями-миниатюрами. Композиции окружены широкими рамками с растительным и геометрическим орнаментом.

Рукописная книга прочно вошла в общественную и культурную жизнь народа. Благодаря ей широкое распространение в различных слоях общества получила грамотность. Источником мудрости, светом дивным – вот как издавна называли книгу на Руси! И относились к книгам в старину очень бережно. На них иногда встречаются такие надписи: «Эту книгу ни продать, ни отдать нельзя». Или такая: «Кто похитит сию книгу, да будет тому в нынешнем веке и в будущем вечная мука».

Самостоятельная творческая практическая деятельность.

Постановка практической задачи : изготовление предметно – декоративной аппликации «Закладка для книг».

Фото – примеры:

   

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!