Языческая культура древних славян



Языческая культура древних славян

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. Так же древние славяне очень почитали души предков, думая что они находятся где-то в среднем небе «аере» - «Ирье» и очевидно, содействуют всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся потомкам. Когда в дни поминовения предков их приглашали на праздничную трапезу, то «деды» представлялись летающими по воздуху.Готовые же продукты - каша и хлеб испокон веков были ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношения таким божествам плодородия, как рожаницы. Существовали специальные виды каши, имевшие только ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен). Языческая культура древних славян. Варилась кутья в горшке и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол или относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших. Имелись дома мертвых, как место общения с благожелательными предками. В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам.Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хо-тя некоторые из них и очень похожи друг на друга.Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.

Хозяйство древних славян

Земледельческое хозяйство древних славян очень мало походило на современное. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались -«серпень», «вресень» (от слова «врещи» -молотить).Такой способ обработки земли назывался подсечным и был распространен в северных районах, где было много леса. Языческая культура древних славян. На юге, где леса не было, применяли другой способ - перелог. При этом выбранный участок земли распахивали и засевали, а на следующий год пахали уже на новом месте.Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием древних славян было бортничество - собирание меда диких пчел.Но главным занятием для древних славян всегда оставалось земледелие. Вот почему в славянских названиях месяцев, которые до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других языках, дошел до нашего времени календарь основных земледельческих работ.

17.культура русского средневековья

Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие "средневековая русская культура" включает в себя создание и накопление духовных и материальных ценностей в России IX - первой половины XVII вв.: с объединения князем Олегом всего пути "из варяг в греки" от Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза восточно-славянских и неславянских племен до царствования Алексея Михайловича Романова, при котором укрепилась самодержавная Россия.

Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая культура сформировалась под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразила его во всех своих главных феноменах. Самобытность Русского средневековья определяется тремя главными факторами: этническими, национальными особенностями развития древней (дохристианской) восточно-славянской культуры; своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды, ее геополитическим положением между Востоком и Западом; принятием христианства из Византии.

Русская культура XIV-XVII веков, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествовавшего периода. История немало сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация. Однако стоящая за такими поисками посылка, трактующая отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна. Русская средневековая культура в силу особенностей своего формирования была не просто региональным вариантом европейской культуры. Это была другая культура, основывающаяся на православии.

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.

В историко-культурном процессе XII - XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов). Второй период (вторая половина XIV - XV века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, не подвергшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.

После исторической победы на Куликовом поле (1380 г) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси.

20.культура советского периода

Следует уяснить, что культура советского периода и советская культура не являются идентичными понятиями. В культуре советского периода можно выделить: официальную советскую, социалистическую культуру, «теневую», культуру инакомыслия и культуру «подполья» (самиздат и т.д.). Советская культура поддерживала социалистический режим, установившийся в стране.

Остальные – были к нему в оппозиции. Следует отметить, что с укреплением советского строя, установлением власти одной партии – КПСС, только в сфере культуры сохранилась возможность, хотя и завуалировано, высказать взгляды, противоречащие коммунистической доктрине.

Истоки социалистической культуры уходят в период I российской революции. Именно тогда В.И. Ленин заложил ее теоретические основы. Они сводились к следующему:

1) утверждению, что в каждой национальной культуре есть социально-демократические и буржуазно-черносотенно клерикальные элементы;

2) рассмотрению культуры в утилитарно-практических целях, то есть как средство решения политических задач;

3) провозглашению в статье «Партийная организация и партийная литература» принципа партийности литературы, а следовательно, и всей культуры в целом, что привело в дальнейшем к селекции культуры, к отбиранию и поощрению только того, что совпадало с целью коммунистического строительства.

На всем протяжении своего развития советская культура отличалась противоречивостью. Главными среди них были: противоречия между количеством и качеством, между реальностью и лозунгами, между научными открытиями мирового значения и запрещениями целых отраслей науки (генетики, кибернетики, социологии), между провозглашением общечеловеческих ценностей и принципом партийности литературы и искусства, поощрявшим классовую ненависть. Что касается художественной культуры, то в первые послеоктябрьские годы здесь господствовал авангардизм. Но он был не понятен ни народным массам, ни вождям революции, и поэтому был сделан выбор в пользу социалистического реализма. Теоретиком социалистического реализма выступил Н.И. Бухарин.

Его положения сводились к следующему: философской предпосылкой социалистического реализма является диалектический материализм; соцреализм от простого реализма отличается тем, что в центре внимания он ставит борьбу пролетариата и строительство социализма; соцреализм антииндивидуалистичен.

Следует обратить внимание, что отечественная культура в советское время не развивалась поступательно-прямолинейно. Отсюда ее можно разделить на несколько периодов.

Первый охватывает 20е годы XX столетия. Для него еще был характерен культурный плюрализм.
Второй – 30е – начало 50х годов. Его можно охарактеризовать как тоталитарный период. Основу тоталитарной культуры составляли культы вождя и героя, гигантомания, технократическое мышление.

Третий период – конец 50х – начало 60х гг. Его называют периодом «Оттепели», когда, с одной стороны появляется возможность свободного самовыражения культуры, с другой – сохраняются ее идеологические ограничения.
Четвертый период охватывает вторую половину 60х — начало 80х гг. Его можно рассматривать как период брежневского неосталинизма.

В заключение можно отметить, что культура советского периода была более близка к западной, чем культура дореволюционной России. Это проявилось как в возобладании технократического мышления, а отсюда – в падении духовности, которой всегда отличалась Россия от Запада, так и нивелировании и усреднении культуры, что выразилось, прежде всего, в языке, быте, одежде, манерах поведения.

РЕФОРМАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЫ

Начало Реформации связано с выступлением немец, священника М. Лютера (1483-1546), провозгласившего тезисы против индульгенций. В них утверждалось, что вера человека – это единственное общение человека с Богом, поэтому в мирской жизни человек свободен от влияния церкви. Тезисы были поддержаны высшими кругами Германии, а требования обновления церкви и секуляризация ее земель (отторжение или передача церковного имущества в светское владение) были одобрены крестьянами. Но лютеранство не нашло широкого распространения в силу его внутр. раздробленности, сопротивления Рима и поражения Германии в ходе Крестьян, войны.

Позиция Лютера состоит в тотальном отрицании: недоверии к возможностям человека спастись без божественного участия; уверенности в тщетности автономии разума как основы человеч. существования; в отрицании возможности спастись только с помощью знания, без веры. Только через «отчаяние» как осознание собственного бессилия человек проложит себе путь к спасению.

В Швейцарии зародились реформационные движения: цвинглианство и кальвинизм.

Цаинглианстеш – это протестантское учение, сформулированное Цвингли. Оно во всем опиралось на Святое Писание, послания апостола Павла и его учение об искуплении Христом первородного греха. Цвингли начинает проповедническую деятельность в 1519 г. и является сторонником идей, как признание Писания как единственного источника истины, что спасение обретается верой, а не деяниями, что судьба человека предопределена. Цвинглианство отстаивало респ. форму правления в церкви и в гос-ве. Но выступление против католицизма в открытом сражении окончилось крахом для цвинглианства.

Кальвинизм – это одно из основных течений реформации, разработанное Кальвином, кот. стал известен не только как противник католицизма, но и ,любых форм инакомыслия. Основными идеями кальвинизма становятся идеи «провидения» (продолжение акта создания, и оно распространяется на всех) и «предопределения» (вечный совет Бога, определяющий намерения человека). Бог не создает всех в равных условиях, но одних – для жизни, др. – для смерти. Успех кальвинизма был обусловлен респ. правлением и его защитой буржуазии. Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества – независимого индивида со свободой нравственного выбора и ответственного в своих суждениях.

 

4, 11, 12,14,16,18 – найти. И после 10 го расставь по порядку вопросы


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!