Тема 6. Философия нового времени. 16-18 века
КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Преподаватель: А.В. Часовникова
Семестр
Задание 2.
А. Заполнить таблицы по темам 5,6 и 7 (внести материал из конспекта в таблицу по образцу, как мы делали на занятиях)
Б. Подготовиться к интернет-тестированию по всему пройденному материалу. Повторить Введение и темы 1 - 7. Знать имена и учение философов от Древней Греции до классической немецкой философии XIX в. Тестирование будет после темы 9.
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
Темы 5 – 7
Тема 5. Философия средних веков. 476 г. – конец 15 века
Историю философии записываем в тетрадь в таблице:
Тема 5. Философия Средних веков.
№ вопроса | Философ | Основные идеи |
1. | Особенности философии средних веков. | |
2. | Аврелий Августин | Патристика |
3. | Фома Аквинский | Схоластика |
4. | Реалисты | Суть их спора с номиналистами |
5. | Номиналисты |
Вопрос 1. Особенности философии средних веков.
Средние века – это особый период в истории человеческой мысли. Особенность его состоит в том, что на первый план здесь выступают христианство и христианская идеология. В конце 4 века н.э. Римская империя разделилась на 2 части, и незадолго до этого христианство стало доминирующей христианской религией. В Средние века церковь обладала практически безграничной властью. Любые учения кроме богословия были запрещены. В 13 – 15 веках церковь вершила суд и приговаривала еретиков, то есть вольнодумцев, ученых и даже женщин, обвиненных в колдовстве, к смерти – сожжению на костре. Церковный суд назывался Инквизиция. В 11 – 12 веках рыцари-крестоносцы совершили поход на Ближний Восток и попытались отвоевать у арабских эмиров священный город Иерусалим. Церковь в Средние века держала всех в страхе и пролила много крови. Поэтому науки находились под строгим контролем церкви, а образование можно было получить фактически только в монастыре. Также церковь решала, какие книги печатать, а какие сжигать. Даже коронация государей была невозможна без одобрения Римского Папы.
|
|
Можно выделить 3 наиболее важных признака философии Средних веков:
а) теоцентризм.
Для средневековой философии характерной чертой является постановка Бога в центр картины мира. Это существенно отличает философию Средних веков от античной философии, для которой центром мира были природа, космос (космоцентризм). Средневековая философия тесно связана с христианством и называется богословием.
б) идея творения (креационизм).
Если в античности боги считались частью природы, то в Средние века Бог рассматривается как внеприродное начало. Фактически это означало постановку знака равенства между Богом и бытием. При этом мир рассматривался как творение Бога, а потому считалось, что он несёт на себе печать Бога, то есть печать совершенства. Это нашло отражение в средневековой формуле: «Бытие и благо обратимы». Дьявольское начало в средние века уподобляли небытию.
|
|
в) идея Откровения. Если высшим бытием обладает Бог, то познать его рациональным путём невозможно. По этой причине единственный путь познания Бога – это вера и откровение, т.е. знание, которое получают не путём логических рассуждений, а путём сверхъестественного получения знания через веру в Бога.
Вопрос 2. Аврелий Августин . (354 - 430 годы нашей эры). Один из Отцов Церкви. Основал направление христианского богословия – патристику.
1) О соотношении веры и разума: " Верую, чтобы знать". Вера имеет превосходство над разумом. Патристика - это христианская доктрина, которая отрицает все науки, кроме богословия.
2) Идея динамики человеческой истории. Аврелий Августин написал исторический труд " О Граде Божьем" - 22 книги, в которых разделил историю человечества на 7 эпох от Адама до 4 века, описал конец света и Страшный Суд. Человечество в процессе существования образует два Града – Земной (светская власть, царство греха) и Небесный (церковь). Августин доказывал превосходство духовной власти над светской.
|
|
Вопрос 3. Фома Аквинский (1225 – 1274) Труд " Сумма философии". Один из Отцов Церкви. Основал направление схоластика - объединение богословия с логикой Аристотеля для преподавания в университетах.
Фома Аквинский считал, что философия и религия не противоречат друг другу, а вместе идут к одной цели – познанию Бога, только разными способами.
Вопрос 4. Спор номиналистов и реалистов о природе общих понятий. Реалисты - священники, которые спорили с номиналистами о Святой Троице и природе общих понятий (универсалиях). Реалисты утверждали, что Святая Троица – единый Бог в трех ипостасях. Также они предлагали называть вещи своими именами (универсалиями). Представители реалистов - Аврелий Августин и Фома Аквинский.
Вопрос 5. Номиналисты: Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин - отрицали общие понятия и проиграли церковной спор о Святой Троице и универсалиях. Считали, что Святая Троица – три бога, а не один. Учение номиналистов было объявлено ересью и запрещено.
Тема 6. Философия нового времени. 16-18 века
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!