Юрий Яковлев «Балерина политотдела»



 «Зрители замерли. Не дышат. На глазах у женщин – слёзы. Не лёгкое дело смотреть, как танцуют блокадные дети. А они, медработники, лучше других понимают, каких усилий и боли стоит этот танец. Танцуют, танцуют! Помнят все движения. Только нет лёгкости. Да в бою и не может быть лёгкости! Вадик так разошёлся, что сделал глубокий выпад: натянул поводья. Молодец! А неделю тому назад мы везли его на санях с блокадным диагнозом: утратил интерес к жизни. Хорошо, хорошо, Вадик! Я уже не думаю, а произношу вслух. Может быть, даже кричу: “Хорошо, Вадик! Теперь хватит, поднимайся!” А подняться он не может – нет сил, упал на колено… остановилась тачанка, припала на одно колесо. Кони уронили головы. Ранило возницу. А дядя Паша ещё играл по инерции. Потом баян умолк. Зал был тих. Словно не было в нём зрителей. Никто не хлопал, никто не переговаривался. Только беззвучные парки от дыхания…

И тогда встал полковой комиссар, одёрнул гимнастёрку, поднялся на сцену, где ребята помогали встать Вадику.

– Запрещаю продолжать концерт, – глуховатым голосом сказал он. – Всех танцоров – в госпиталь».

Честно говоря, редко встречаются такие книги. Такие, где честный, откровенный разговор, психологическая точность образов, глубокие и важные мысли выражены таким великолепным в своей ясности и точности языком. Это когда нет второго дна, но есть глубина. Когда совпадают идея и жизненная достоверность. Когда светло и горько одновременно.

«Балерину политотдела» написал тот же Юрий Яковлев. И она тоже о Блокаде. Но это совсем-совсем другая книга. Она о танце как судьбе и призвании. О войне и подвиге, совершённом потому, что по-другому человек просто не мог. Книга о первой любви, о трепетном и целомудренном отношении к девушке, о памяти, преодолевающей время. Балерина политотдела – это шестнадцатилетняя Тамара. Её и ещё пятерых ребят вывезли из блокадного Ленинграда для того, чтобы они, танцевальный коллектив, давали концерты на фронте. По этой повести в 1980 году снят фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Режиссер Наум Бирман. Сюжет повести и фильма основан на реальных событиях – создании Аркадием Обрантом Фронтового молодёжного ансамбля. Ленинград, конец первой блокадной зимы 1941-42 года. Борис Корбут (его прототип – Аркадий Обрант), до войны работавший балетмейстером во Дворце пионеров, приезжает в город с заданием политотдела – собрать танцевальную группу для агитвзвода. Взрослых танцоров он не находит, но на улице сталкивается с одним из своих бывших учеников. Тогда Корбут разыскивает других оставшихся в живых участников ансамбля. Представляете, блокадные дети! Они с трудом могли двигаться, у всех дистрофия, часть уже потеряла интерес к жизни. А тут – танцы! Зачем? Почему? Какие танцы, когда рядом ходит смерть? Вот это-то и важно, что смерть ходит рядом. Танец – это жизнь, это молодость и красота. Это возможность отдохнуть от войны прямо на войне, забыться, вдохнуть мирной жизни. Репетиции мучительны, но уже вскоре подростки дают первый концерт перед бойцами, вернувшимися с передовой. Бойцы, замерев и не дыша, смотрели выступления ребят. А те плясали, чуть окрепнув – на фронтовых разбитых дорогах, в полутёмных землянках, даже в жерле огромной заводской печи.

«Балерина политотдела» – это книга, которая показывает и доказывает: война меняет людей. Война не проходит бесследно, она саднит раной в сердце, и ничего уже нельзя с этим сделать, и не отмотать назад. Да, маленьких танцоров из Ленинграда подкормили, но блокадный метроном всегда будет стучать в них. «Нет больше Тамары Самсоновой, – говорит героиня книги. – Я уже совсем другая… блокадная девчонка». Однако время меняет многое. Балерина Тамара Самсонова танцует везде. Рядом с немецкими позициями, на самых опасных участках фронта, чуть ли не под обстрелами. Сначала она просто рвалась воевать, потом поняла, что должна танцевать для бойцов. И она танцует. Для неё это не увлечение и не развлечение – это дело жизни, нужное людям, за которое можно и жизнь отдать. А когда её, тяжко раненую, привозят в госпиталь (а он, по стечению обстоятельств, находится именно во Дворце пионеров), Корбут умоляет хирурга не ампутировать ногу. А потом Тамара танцует.

«Полковой комиссар подошёл к ней ближе и прикрепил орден к отвороту серого халата. – Не вешай нос, девочка, – доверительно сказал он. – Ты ещё станцуешь! – Я ещё станцую, – отозвалась Тамара. – Хотите сейчас станцую? И не успел удивлённый комиссар ответить, как за его спиной раздался перебор баяна. Это дядя Паша, как добрый призрак, возник в дверях палаты, приглашая свою маленькую подругу к танцу. И Тамара начала танцевать. Нет, она не поднялась с постели, потому что чудес не бывает. Но в руках у неё появился бубен, загремел, затрепетал, взлетел над головой, рассыпая весёлый перезвон. Ноги девушки были неподвижны – танцевали руки, плечи, волосы, глаза. Её лицо преобразилось, и на нём отразился отблеск новой жизни. Руки разлетались по сторонам, взмывали вверх и тихо приземлялись на одеяло. И столько было в них птичьей лёгкости, и так прекрасен был их полёт, что мы, находившиеся в палате, забыли, что девочка танцует, сидя на койке». «И жить нам было суждено», – всё время повторяет Тамара. Сразу вспоминается фраза из знаменитой песни Булата Окуджавы: «Нас ждёт огонь смертельный, и всё ж бессилен он».

 В этом удивительная сила небольшой повести Юрия Яковлева. В жизни, преодолевающей всё. И в любви – к каждому солдату, к своему ближнему. Ведь именно из любви к ним Тамара танцевала под огнём. Танцевала так, что даже немцы не решились поднять в этот момент оружие.

Я думаю, призвание этих произведений: показать, какими удивительными, стойкими, великодушными и милосердными могут быть люди, что они могут преодолеть, вытерпеть. И всё это наш самый верный ориентир на пути к пониманию Великой Отечественной войны и Победы.

Использованные источники:

Герман, Ю. П. Вот как это было [Текст] : [повесть: 6+ ] /Ю.П. Герман; худож. Фадеева О.А. - Москва : Речь, 2016. - 79 с. : ил.

Дубровин, Виктор Борисович. Мальчишки в сорок первом [Текст] : [повесть : 6+] / В.Б. Дубровин; Рис. В. Вальцефера. - [2-е изд.]. - Ленинград : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1973. - 128 с. : ил.

Карасёва, Вера Евгеньевна. Кирюшка [Текст] : [рассказы : 6+] / Вера Карасёва ; рис. Абрама Резниченко. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 61, [2] с. : ил.; 24 см. - (Серия "Как это было").

Минаева, Марина. Три важных книги о блокаде Ленинграда / М. Минаева // Православие [сайт]. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/121959.html/ - (Дата обращения 20.01.2021).

Фильмы о блокаде Ленинграда //Люблю читать книги [группа в ВК]. – Режим доступа: https://vk.com/feed?q=%23ЛЧ_блокада&section=search&w=wall-131141049_73534.

Э. Фонякова. Хлеб той зимы [Текст] : [повесть : 6+] / Элла Фонякова ; иллюстрации Людмилы Пипченко. - Санкт-Петербург : Речь ; Москва : Речь, 2017. - 221, [2] с. : ил.; 24 см. - (Серия: Вот как это было).

Яковлев, Юрий Яковлевич (1922-1995.). Девочки с Васильевского острова [Текст] : [рассказ : Для мл. шк. возраста] / Юрий Яковлев ; Рис. С. Острова. - Москва : Малыш, 1978. - [16] с. : цв. ил.; 28 см.

Яковлев, Юрий Яковлевич (детский писатель ; 1922-1996). Балерина политотдела [Текст] : [Текст] : [повесть : для стар. шк. возраста] / Юрий Яковлев ; рис. В. Вольского. - Москва : Детская литература, 1977.

Материал подготовила библиотекарь Вякшенерской сельской библиотеки – филиал № 12 С. Пермякова


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!