Театр и музыкальная школа в г.Грязовце в 1920-е годы
Межрегиональная конференция «Мы живём Победами»
Тема исследовательской работы:
Культура уездного города в 20-е годы XX века
Работу выполнила:
Москвина Анастасия Романовна
ученица 10 класса
МБОУ Грязовецкого муниципального района
Вологодской области
«Средняя школа № 2 г. Грязовца»
Руководитель:
Коновалова Елена Паисьевна
учитель обществознания
МБОУ Грязовецкого муниципального района
Вологодской области
«Средняя школа № 2 г. Грязовца»
Чащина Марина Валентиновна
Грязовец
2021
Содержание работы:
1. Введение
2. Основная часть:
1) Образовательная политика государства (всеобуч) и развитие библиотечного дела в г. Грязовце в 1920-е годы
2) Театр и музыкальная школа в г. Грязовце в 1920-е годы
3) Грязовецкая организация краеведения и музей местного края в 1920-е годы
4) Студия живописи, художественный музей и общество фотолюбителей в Грязовце в 1920-е годы
3. Заключение
4. Приложения
Введение
Двадцатые годы прошлого столетия вошли в историю нашей страны как период бурного развития культуры. Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.
В одной из своих последних статей В.И.Ленин назвал культурный скачок, который должна была свершить России, чтобы догнать развитые страны, «культурной революцией».
|
|
1920-е годы в культурной жизни страны – время неустойчивое, противоречивое: резкое падение влияния церкви, культурная революция, развитие образования, создание пролетарской культуры, образование нового слоя интеллигенции, борьба с религиозной пропагандой, культурный обмен с Западом, приезды деятелей культуры в Россию. Страна наполнена идеями, сосуществуют различные стили и направления. Это время небывалой активности общественной деятельности. Нашло ли всё это отражение в культурной жизни уездного города?
Объект исследования – культурное пространство уездного города в 1920-е годы, предмет – «культурные гнёзда» г. Грязовца в 1920-е годы.
Цель работы: отражение событий культурной жизни страны в культурном пространстве уездного города.
Задачи работы:
1. Выявить источники по истории культуры г. Грязовца в 1920-е годы.
2. Выявить «культурные гнёзда» в уездном городе в 1920-е годы;
3. Выделить особенности их деятельности;
4. Дать оценку масштабам и значению развития культуры в уездном городе в 1920-е годы.
Источниковую базу исследования составили: материалы Государственного архива Вологодской области, воспоминания, документы личного происхождения, фотодокументы. Основными методами исследования стали: анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие.
|
|
Основная часть
Образовательная политика государства (всеобуч) и развитие библиотечного дела в г. Грязовце в 1920-е годы
Одним из центральных направлений политики государства в области культуры была работа по ликвидации неграмотности. Накануне 1917 г. три четверти взрослого населения были неграмотными. С конца 1918 г. началась реорганизации школы. Была создана единая трудовая школа из двух ступеней (5 и 4 года). Плата за обучение была отменена. В то же время была создана комиссия по ликвидации неграмотности. В 1923 г. появилось общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединили городские шефские организации, призванные помогать в подъёме культуры в стране. Школ по ликвидации неграмотности было открыто 40, количество учащихся составляло 791 человек, из которых окончили школу 249[1].
Часть ликвидаторов в летнее время привлекалась к работе на детских площадках. В УОНО (Уездный отдел Народного Образования) шли потоком образцы анкет и инструкции. В инструкциях учреждениях указывалось на то, что нужно изъять из советской трудовой школы церковное пение и уделить внимание народной культуре. В 1920-е гг. писатели и художники начали проявлять большой интерес к народному творчеству, фольклору, костюмам, музыке, обычаям, языку. На это обращалось боль внимание в комплексных экспедициях ГОК (Грязовецкого общества краеведов). Из отчёта внешкольного п/о Грязовецкого Управления Народного Образования о работе за время с 1 января по 1 июня 1920 г.: «В связи с проведением в жизнь декрета Советского Народного Комиссариата от 26.12.1919 г. приступлено было к обязательному обучению взрослых на всей территории уезда. В марте месяце в городе Грязовце было устроено 12 дневных курсов для подготовки работников по ликвидации неграмотности»[2]. Здесь же в отчёте отмечается, что 60 человек обучавшихся обучились 42, к работе приступили 26 человек. К работе были подключены школьные преподаватели, работа их идёт более успешно, чем у остальных ликвидаторов.
|
|
Школы для неграмотных начали функционировать с 15 апреля 1920 г. В Грязовце со 2 апреля занятия проводились вечерами с 18.00 по 4 часа. Следует заметить, что по данным отчёта, учащиеся шли на занятия по принуждению.
В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о религии, о судьбах интеллигенции, крестьянства и рабочего класса. Оживилась деятельность по созданию научных философско-исторических обществ, активизировалось общественное движение по созданию научных, творческих объединений, кружков. В Грязовецком уезде действовало 56 кружков. Кружки создавались при предприятиях, учреждениях, школах и т.д. Инструктирующий персонал вёл культурно-просветительскую работу, ставя в основу работы привлечение живых сил из среды населения[3].
|
|
На мероприятия зачастую не хватало денег, и кроме того на издательскую деятельность, поэтому было принято положение о налоге в размере 1 рубль с каждого гражданина на уездные культурно-просветительские нужды.
Из протокола собрания членов правления культурно-просветительского кружка служащих и рабочих ст. Грязовец от 15 декабря 1920г. видна будничная жизнь. Это организационные вопросы кружка, планирование культурно-просветительской деятельности: вечера, дежурство членов при читальне, расклейка плакатов, анкет, подготовка инвентаря и помещения для выступления артистов. На повестку дня выносились и хозяйственные вопросы: отопление комнат артистов (перенос железной печи), заготовка дров, решение проблемы отопления помещения клуба[4].
Ведущая роль в просветительской работе отводилась библиотекам, избам-читальням. Выдержка из архивных документов: «В настоящее время идёт спешная организация изб-читален, сеть которых расширена до каждой деревни»[5]. В адрес заведующего изб-читален направлялись газеты и литература. Целью данной деятельности является становление широкой непосредственной связи с самим населением, привлечение его к активной культурно-просветительской деятельности[6].
В начале 1920-х гг. в Грязовце работала «по нормальному типу налаженная» одна библиотека с количеством книг 4626, читателей в месяц 180[7]. На 1 января 1920 г. «неорганизованных домов» (домов, где были библиотеки) – 3 специальных здания, частных домов и 10 политических домов. О литературных чтениях (вечерах) в доме Масловых сохранились воспоминания в их семье. Здесь бывали Багрицкий, Пестюхин, Жаров[8].
Театр и музыкальная школа в г.Грязовце в 1920-е годы
На 1920-е годы приходится расцвет театральной деятельности. Театр играл не только развлекательную, но и просветительскую роль, прививая новые взгляды на жизнь, ставя философско-этические вопросы, являясь мощным рупором новой власти. Театр заставлять зрителей думать и размышлять. «Не умеют читать, пусть видят!»- позиция, которая способствовала подъёму, как профессионального театра, так и любительского. На это время приходится сосуществование разных стилей, направлений, течений: реализм МХАТА и Станиславского и новый театр Мейерхольда, отменявший старые формы театра.
Подвижники театральные инструкторы едут в провинцию создавать любительские труппы с целью просвещения и обучения. В 1919 г. в Грязовец приезжает ученик Станиславского А.В.Бадаев и создаёт великолепный театр. Любительские театры не подчиняются законам коммерции. Именно здесь находят воплощение смелые и наиболее современные художественные новации.
При музыкальной школе был организован хор для взрослых – Всероссийский хор и детский хор.
О создании театра А. Бадаев пишет в своём письме-воспоминаниях краеведам г. Грязовца 1919-1923 гг. Бадаевский театр – это, пожалуй, наивысший расцвет театральной деятельности в Грязовце. Театр возник на базе музыкальной школы, в которой работали энтузиасты своего дела, высокопрофессиональные люди по музыке и вокалу. Это отмчает в своём письме и Бадаев. В музыкальной школе был открыт класс-студия драматического искусства. Студия работала по новой системе только что появившейся в МХАТЕ, основоположником которой являлся Станиславский.
Любительский театр, преодолевая невероятные трудности (отсутствие помещения, костюмов, грима, декораций, финансирования), удалось создать театр, который оценили не только горожане, но и профессионалы. Каждая постановка театра становилась событием. Об этом писали местные и областные газеты. Хорошую игру грязовецкого театра отмечали в российском журнале «Театр». Л.П. Сухаревская говорила о том, что театр Бадаева определил и её будущее, она стала актрисой[9].
Из воспоминаний Никольской О.Н., заслуженного учителя РСФСР: «В 1920-е годы в Грязовце существовало театральное здание, но было оно неказистое, что-то вроде сарая, а театральная труппа была превосходная…Я отлично помню, как играли они «На дне» М.Горького. Я много раз на больших столичных сценах смотрела этот спектакль и нахожу, что в Грязовце он исполнялся нисколько не хуже. Все спектакли я посещала, и в моём духовном развитии они сыграли немаловажную роль»[10].
В уезде имели распространение и передвижные театры. В Грязовец приезжали со спектаклями артисты МХАТА, Мариинского театра. В Государственном архиве Вологодской области сохранилась афиша спектакля «У моря» Энгеля, поставленного в Грязовце[11].
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!