В.А. Шретер фасад Мариинского театра



План - конспект урока

Практиканта Либрехт Анастасии Юрьевны

по уч. Предмету история изобразительного искусства в классе ДХШ при НГХУ

Методист Котова Галина Юрьевна

Преподаватель Малых Елена Игоревна

Дата проведения 01.12.2020г.

Тема урока «Русское искусство второй половины 19 века. Скульптура. Архитектура»

Тип урока сообщение нового материала

Цель «Создание условий для художественно - эстетического развития обучающихся ДХШ как субъектов творческой и познавательной активности».

Задачи:

Образовательная:

формировать представление об искусстве России 2 половины 19 века; сформировать представление об Архитектуре на примере К. А. Тона, В. А. Шретера, А. А. Парланда, и скульптуре на примере М. М. Антокольского, Е. А. Лансере, Л. Р. Обера;

 создать условия для усвоения знаний основных понятий кризис классицизма, историзм, рациональная архитектура, историческая скульптура, анималистический жанр в скульптуре;

формировать умение выражать к изобразительному искусству свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

применять навыки анализа творческих направлений и отдельных произведений архитектуры и скульптуры.

Воспитательная:

создать условия д ля воспитания ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым, воспитания эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия на примере архитектуры эклектики, «исторической скульптуры» и анималистической скульптуры второй половины 19 века.

Развивающая:

создать условия для развития умения классифицировать факты, делать обобщения, выводы; обогащать и усложнять словарный запас и смысловые функции речи в ходе решения образовательных задач.

Задание для обучающихся ДХШ: атрибуция по теме урока.

Основные понятия, термины классицизм, историзм, рациональная архитектура, эклектика, анималистка

Формы работы на уроке фронтальная

Методы:

Словесные рассказ, объяснение, беседа, опрос

Наглядные иллюстрация, демонстрация (видео)

Практические практическая работа

Средства обучения:

Зрительный ряд презентация к уроку «Архитектура и Скульптура второй половины 19 века в России»

Литературный ряд: М. Лопыревский цитата из «Речи о достоинстве зданий»

Материалы и оборудование

Для преподавателя:

план-конспект, презентация, ТСО.

Для обучающегося:

тетрадь, ручка, ПК .

Планируемый результат:

Предметный:

Д ать представление об архитектуре и скульптуре второй половины 19 века. Обеспечить усвоение новых понятий, отличительных признаков архитектуры и скульптуры данной эпохи.

 Личностный:

формирование уважительного и доброжелательного отношения к родной культуре.

Метапредметный:

умение применять полученные на уроке знания о архитектуре и скульптуре в таких дисциплинах как «Рисунок», «Живопись», «Дизайн», «Станковая композиция», «Скульптура».

Эскиз доски


Этапы урока

1. Организационный этап (2 мин)

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин)

3. Этап повторения пройденного материала (1 мин)

4. Этап сообщения нового материала (19 мин)

5.Этап  закрепления новой полученной информации.(4 мин)

6. Подведение итогов урока (2 мин)

7. Сообщение домашнего задания (1мин)

Ход урока

1.Здраствуйте ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок  Истории искусств. С собой на урок у вас должна быть тетрадь и ручка. Отметим присутствующих.

2.Тема нашего урока: «Русское искусство второй половины 19 века. Скульптура. Архитектура»

Задача на урок: в презентации будет та информация, которую вы должны продублировать к себе в тетрадь.

3.Но сначала давайте повторим, что вы проходили на прошлом занятие.

-Какая тема была того урока? (Русское искусство второй половины 19 века. Батальный жанр.)

-На примере, какого художника вы изучали батальный жанр? (В.В. Верещагин)

-Какую лучше всего вы запомнили серию картин и назовите и одну из самых известных картин? («Туркменская серия» либо «Индийская серия», «Апофеоз войны») Вы все молодцы, хорошо усвоили прошлый материал.

4.Сначала запишите тему урока «Русское искусство второй половины 19 века. Скульптура. Архитектура» и не забудьте дату.

.Кризис классицизма. Классицизм – это большой исторический стиль, возвращение к античному зодчеству, считавшемуся эталоном строгости, гармонии, монументальности и наряду с тем лаконичности. Зданиям в стиле классицизма присуща четкость форм и регулярность планировки. Кризис классицизма отразил  изменения в умонастроениях современников из-за событий в политической жизни России. Идеи классицизма вытесняются официозной идеологической программой, основная задача которой - сохранить существующий самодержавно-крепостнический строй. Классицизм превращается в набор консервативных художественных догм. Начинается новый период в истории русского зодчества, в котором нашли отражение и изменения в социально-экономическом базисе и в общественной надстройке, и новые архитектурные задачи, и новые идейно-художественные тенденции. Этот процесс отхода архитектуры от классицизма происходил в 30-40-х годах XIX века не только в России, но и во многих других странах - он приобрел поистине глобальный характер.

Михаил Осипович Лопыревский молодой московский архитектор говорил: «[здания] которые не представляют совершенно никакого назначения либо обманывают в оном, ибо, взирая на здание, вы не узнаете, общественное оно или частное, судебное ли строение или торговое…».

Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный XIX веку «дух практицизма», выразившийся в комплексе новых функциональных задач. Здания становились все более разнообразными по назначению, больше внимания уделялось функциональной стороне построек, их удобству и комфортабельности, гигиеничности, освещению и вентиляции помещений. И при этом нередко оказывалось, что между требованиями утилитарного характера и стремлением создать фасад, отвечающий канонам классицизма, возникало определенное противоречие. В архитектуре позднего классицизма фасады все более явно превращались в архитектурную декорацию.

Историзм. Историзм (нем. Historismus) — направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, мастера которого стремились к воспроизведению духа и формы исторических стилей. Архитекторы попробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое не творческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры. Эклектика - это смешение, сочетание различных стилей, форм и методов.

В то время облик городов стремительно менялся. Нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву... В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно. Впечатление безвкусицы сглажено временем: сейчас внешний вид таких сооружений несёт отпечаток старины, а их эклектизм воспринимается как своеобразие.

 Рациональная архитектура. Рационализм – стиль в архитектуре, характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Первое систематическое научное изложение новой творческой концепции «рациональной архитектуры» дал видный петербургский архитектор-педагог середины XIX века инженер Аполлинарий Каэтанович Красовский (1816–1875). Сущность идей: наибольшее число наших потребности Красовский объединил в две основные категории: «первая заключает в себе потребности утилитарные (польза), вторая — потребности эстетические (красота)». Отметив, что оба рода требований обычно сочетаются, Красовский вместе с тем указал, что, например, в культовых сооружениях преобладает элемент эстетический, а при постройке обыкновенного городского дома — элемент утилитарный. Красовский дает ответ на центральный вопрос теории архитектуры: «Лозунг наш — преобразование полезного в изящное», первенствующее значение он придал «полезному». Обобщая основные положения своей концепции «рациональной архитектуры», Красовский пришел к очень важному выводу о том, что прогресс строительной техники, появление новых строительных материалов и конструкций должны оказать определяющее воздействие на развитие новых архитектурных форм, и в конечном итоге — и на формирование нового архитектурного стиля - модерн. Он был убежден, что благодаря железу появиться новый стиль. Новаторская «железостеклянная архитектура» выступала как одно из самых важных достижений современности.

Развитие капитализма в России после реформы 1861 года так же отразилось на архитектуре. Рост производительных сил, расширение торговли и промышленности не только привили к усовершенствованию старых и появлению новых типов сооружений вокзалов, пассажей, крытых рынков, доходных домов, новых по характеру больниц и школ. В этом процессе значительную роль сыграла русская буржуазия, выступавшая как основной заказчик . Несмотря на широкий размах строительства, архитектура того времени справедливо расценивается в художественном отношении как архитектура упадка.

 К. Тон Храм Христа Спасителя (Москва)

(видео)

Строительство по проекту Константина Тона началось в 1839 году и завершилось лишь в 1881-ом.

В.А. Шретер фасад Мариинского театра

Был перестроен В. А. Шретером Мариинский театр, предпринимались попытки усовершенствования Петербургского Большого театра. В поисках новых декоративных форм и композиционных приемов архитекторы постепенно отошли от приемов первой половине XIX века. Приемы насыщения фасадов декоративными элементами самых различных стилей, найденные в те годы, в свою очередь стали традиционными в последующие десятилетия и надолго сохранились в строительстве театральных сооружений конца XIX - начала ХX веков.  Появились театры с «классически-ренессансными» или «барочными» фасадами. Они страдали однообразием, но их планировка значительно различалась.

А.А. Парланд Храм Воскресения на крови (Петербург)

С начала 1880-ых годов проводился конкурс на проект храма. Заказ получил А. А. Парланд, использовавший в своем проекте искаженные мотивы древнерусского Зодчества, почерпнутые в таких разных по характеру памятниках, как церкви Ярославля и собор Василия Блаженного в Москве. Грубые пропорции, сухость и измельченность архитектурных форм, темно-коричневый облицовочный кирпич глазированные пятна яркой расцветки обнаруживают всю нарочитость таких заимствований. Если снаружи собор в известной мере повторяет живописную ассиметричную композицию древних прототипов, то внутри он представляет собой своего рода обширную базилику-зал, а это, естественно, противоречит избранной «хоромной» композиции, подчеркивая эклектичность псевдорусского стиля.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!