Этапы развития личности в процессе социализации



Вопрос о этапах социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послеродовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен, со счетов при выявлении факторов этого процесса.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка". Отсюда следует психологический тезис необходимости специальной организации учения школьника как его учебной деятельности. Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и всё наше общество.

Институты социализации.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как ВУЗ. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Социальные установки

 

Одной из основных социально-психологических характеристик личности являются ее социальные установки. Социальная установка (social attitude — англ.) определяется как устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и событиям, происходящим в обществе.

 

Если в связи с другими аспектами личности возникают определенные сомнения по поводу того, являются ли они собственно социально-психологическими, то по отношению к социальным установкам такого вопроса не возникает. Все специалисты сходятся во мнении, что изучение социальных установок представляет собой именно социально-психологический подход к пониманию личности.

 

Несмотря на существование единого определения социальной установки как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам, термин "социальная установка" имеет в психологии несколько различных, отличающихся своими особенностями значений. В своем исходном, первоначальном значении термин attitude, от которого и произошло название социальной установки, на русский язык переводится словами "пригодность" или "соответствие". Следовательно, под социальной установкой первоначально понималась готовность человека к решению какой-либо задачи.

 

 

Объектами социальной установки (или тем, к чему она как внутреннее устойчивое состояние человека относится) могут быть сам человек, окружающие его люди, группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. п. Так называемая социальная установка выступает как важный элемент социально-психологической характеристики личности, как способ объяснения ее поведения в обществе.

 

В процессе дальнейшего употребления термина "социальная установка" его значение изменилось. В социальной психологии под социальной установкой стали понимать устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо. Внимательное изучение социальной установки показало, что она представляет собой сложное явление, которое не только можно отнести к разряду психических состояний, но и рассматривать как психологическое свойство личности. Как состояние, социальная установка выражает собой готовность человека к определенным социальным действиям, а как свойство — внутренне характеризует человека как личность.

 

 

В 1942 году М. Смит предложил и описал трехкомпонентную структуру социальной установки, выделив в ней когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты.

 

Когнитивный компонент социальной установки включает в себя знания человека об объекте, к которому относится его социальная установка- Аффективный компонент содержит эмоции, переживаемые человеком в связи с данным объектом. Наконец, поведенческий компонент социальной установки включает в себя реальные (действительно совершаемые человеком) или потенциальные (те, которые он готов совершить) действия в отношении соответствующего объекта.

 

В структуре одной и той же социальной установки названные выше ее компоненты могут быть как согласованными, так и рассогласованными. Согласованными называют такие социальные установки, в которых их составляющие не противоречат друг другу. Например, согласованной будет считаться такая социальная установка, которая содержит позитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и положительные действия в отношении объекта установки. Несогласованной, или рассогласованной, будет считаться социальная установка, в которой, например, отрицательная информация об объекте сочетается с положительным к нему отношением и нейтральными действиями в отношении его.

Согласованная социальная установка по отношению к человеку вызывает последовательные (непротиворечивые), положительные или отрицательные действия по отношению к нему. Рассогласованная социальная установка, напротив, порождает противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные (противоречивые) действия по отношению к человеку.

Считается, что исследования социальных установок в социальной психологии прошли через три этапа. Первый этап относится к началу XX века (первые три десятилетия), когда было введено в научный оборот понятие социальной установки и ученые приступили как к теоретическим, так и к экспериментальным исследованиям социальных установок.

Эти исследования были стимулированы применением еще в годы Первой мировой войны средств так называемой "психологической войны", то есть пропаганды и агитации для оказания психологического воздействия на противника и на население воюющих друг с другом стран. Эти воздействия были направлены на формирование и изменение социальных установок противника.

В годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, и в первые годы после ее завершения соответствующие исследования практически не проводились (были свернуты), С конца 50-х годов (второй этап) они возобновились и не прекращаются до сих пор.

Если до начала последней четверти XX века социальные установки были в основном предметом научного изучения или же касались только пропаганды и агитации, то сейчас социальными установками интересуются во многих прикладных областях социальной психологии, например в тех, которые связаны с рекламой. Такое применение научных знаний о социальных установках представляет третий, современный, этап их исследования.

В ходе изучения социальных установок были выделены и описаны три основные функции, которые они выполняют в обществе.

1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что установки (если они верные) позволяют человеку оперативно Получать знания о социальных объектах до того, как эти объекты будут познаны. Познавательная функция социальной установки реализуется через се когнитивную составляющую.

2. Выразительная. Эта функция проявляется в том, что социальные установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом. Данная функция в основном реализуется через эмоциональный компонент социальной установки.

3. Приспособительная. Эта функция состоит в том, что социальные установки, если они соответствуют реальному состоянию общества (социальной группы) и существующим в нем отношениям, позволяют индивиду адаптироваться в соответствующем обществе (в данной социальной группе). Соответствующая функция социальной установки реализуется в основном через сс поведенческий компонент.

Значительный вклад в исследования процесса формирования и изменения социальных установок внес американский ученый К. Ховланд. Он показал, что на социальные установки людей оказывают влияние три группы факторов, связанные соответственно с источником информации, направленной на изменение социальных установок, содержанием информации и аудиторией, которой эта информация адресована.

 

От источника информации сформирование и изменение социальных установок может зависеть следующим образом.

 

1. При положительном отношении людей к источнику информации их социальные установки изменяются больше, чем при нейтральном отношении.

2. При отрицательном отношении к источнику информации социальные установки людей могут измениться противоположным ожидаемому образом (эффект бумеранга).

3. Если источник информации воспринимается людьми как свой (между ним и людьми не существует социально-психологической дистанции или она сравнительно небольшая), то такой источник в состоянии оказать большее влияние на социальные установки людей.

4. Тот источник информации, который людьми воспринимается как чужой (между ним и людьми существует большая социально-психологическая дистанция), не способен оказать существенного воздействия на их социальные установки.

От содержания и порядка поступления информации процесс формирования и изменения социальных установок людей может зависеть следующим образом.

1. Та информация, которая поступает к людям первой по порядку, способна больше повлиять на социальные установки, чем информация, воспринимаемая второй или следующей по порядку (соответствующее явление получило название "эффект первичности"). Это происходит при следующих условиях:

а) люди получают соответствующую информацию непрерывным потоком;

б) она поступает к ним в течение времени, когда у людей начинает наблюдаться физическая и психологическая усталость от ее восприятия (отключение внимания, утрата интереса к ней и т. п.).

2. Информация, которая поступает к людям второй или следующей по порядку, больше воздействует на социальные установки при таких обстоятельствах:

а) ее люди получают частями, с большими интервалами времени между ними;

б) эта информация поступает к людям в течение очень длительного времени, и они в конце концов забывают то, что услышали вначале.

3. Если до получения информации людям дается аргументированное предупреждение о том, что ей нельзя доверять, или если воздействующую информацию они получают заранее, хоть и в небольшом объеме (явление прививки), то люди становятся уже невосприимчивыми к соответствующей информации, когда она поступает к ним в полном объеме, и нс изменяют свои социальные установки.

4. Если предупреждение о недоверии к источнику информации запаздывает и люди его получают уже в то время, когда процесс восприятия информация начался или закончился, то такое предупреждение уже никак не влияет на формирование и изменение социальных установок.

5. В большинстве случаев сложная и противоречивая информация хуже влияет на социальные установки, чем простая и непротиворечивая. Например, если людям представляются две разные точки зрения по одному и тому же вопросу, в которых непосвященному человеку трудно разобраться, то они, скорее всего, не изменят свои социальные установки в ответ на данную информацию. Если же людям предлагается только одна простая и ясная точка зрения, а вторая просто не упоминается, то они, скорее всего, примут предлагаемую им точку зрения, несмотря на то что знают о существовании прямо противоположной ей.

От особенностей аудитории восприятие и оценка информации (формирование и изменение социальных установок) может зависеть следующим образом.

1. Люди, заранее положительно настроенные по отношению к источнику информации, примут его точку зрения даже в том случае, если она недостаточно логична непоследовательна и слабо аргументирована.

2. Люди, заранее настроенные по отношению к источнику информации отрицательно, скорее всего, не примут его точку зрения даже в том случае, если она убедительна, последовательна и логична.

3. Люди, имеющие высокий уровень интеллекта, образования и культуры, больше реагируют на разумные доводы, чем на эмоции.

4. Люди с низким уровнем интеллекта, образования и культуры, напротив, с большей готовностью реагируют на эмоции, чем на разумные доводы.

Социальные стереотипы и установки

Когда социальные установки долгое время устойчивы и закрыты от влияния нового опыта, то они трансформируются в стереотипы и предрассудки. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к любому объекту.

Социальным стереотипом считается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события, явления и т.п. Стереотипы — это общие мнения о распределении тex или иных черт в группах людей. Например, «Уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин», «Политики — лгуны» Итальянцы эмоциональные».

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше се члены оперируют стереотипами.

Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания. Основные свойства стереотипов:

  • они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;
  • в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;
  • стереотип обладает выраженной конкретностью

Стереотипы бывают:

  • позитивные;
  • негативные;
  • нейтральные;
  • чрезмерно обобщенные;
  • чрезмерно упрощенные;
  • точные;
  • приблизительные.

Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным водном случае, в другом может оказаться ложным и, следовательно, неэффективным при ориентации субъекта в окружающем мире.

Основные приемы выявления стереотипов:

— обнаружение устойчивых тем разговоров, например, среди знакомых;

— проведение опросов, интервью, анкетирования;

— метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;

— метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Восприятие, классификация и оценка социальных объектов или событий распространением их характеристик, высказанных какой-либо социальной группой на основе определенных представлений (стереотипов) носит название стереотипизация.

Стереотипизация служит механизмом взаимопонимания, классифицируя формы поведения, его причины и объясняя их отнесением к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям. Стереотипизация отражает схематичность и аффективную окрашенность подобного рода оценки действительности.

С психологической точки зрения стереотипизация — это процесс, когда сходные характеристики даются всем членам какой-то группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотипизация выполняет ряд функций, наиболее важные из которых — поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим стереотипы при:

      • дефиците времени
      • чрезмерной занятости;
      • усталости;
      • эмоциональном, возбуждении;
      • в слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия.

Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обед­ненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок — это со­циальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социаль­ные объекты в неадекватном виде [4].

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограничен­ность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности. Стереотипы полезны и необходи­мы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем оста­лись прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодей­ствия личности с действительностью.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевает­ся, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает пе только иска­женное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним.

К числу наиболее известных предрассудков относятся:

  • предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);
  • предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);
  • предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);
  • предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия).

Точкой отсчета для современных исследований предубеждений, их происхождения и методов ослабления является выход в 1954 году книги американского психолога Г. Олпорта «Природа предубеждения» [6]. Г. Олпорт рассматривал предубеждение как антипатию, основанную на искаженных и неверных обобщениях. Антипатия может проявляться в «нехороших мыслях» о других людях — членах определенных групп, в чувствах нелюбви, презрения, отвращения, а также в дискриминацион­ных и даже насильственных действиях против них [10].

За пятьдесят прошедших после выхода книги Г. Олпорта лет прове­дено много эмпирических исследований предубеждений, но и в наши дни психологи обычно выделяют три их компонента, соответствующие трем компонентам других социальных установок:

  • когнитивный — безосновательно враждебные представления о социальной группе;
  • аффективный — ненависть, отвращение, чувство брезгливости;
  • поведенческий — негативное поведение, направленное па членов социальной группы из-за членства в ней [6].

Предрассудок может нести и позитивную оценку объекта, быть не «против чего-то», а «в пользу чего-то» — предрассудком любви, напри­мер, к собственной группе. Но предубеждение «в пользу чего-либо» ско­рее можно определить как пристрастную позитивную социальную уста­новку [6].

При исследовании предубеждений наиболее важным является во­прос о причинах их возникновения. В работе Т. Г. Стефаненко [6] систе­матизированы причины возникновения предубеждений, выделенные представителями разных психологических школ. Первая причина связа­на с индивидуальными различиями, другими словами, есть люди, пред­расположенные к проявлению предубеждений в отношении других лю­дей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации. У человека, воспи­танного в семье, где царят жестоко регламентированные отношения ион ощущает крайнюю зависимость от родителей, часть агрессивности вы­плескивается на чужие группы.

Второй источник предубеждений — конкуренция между группами за ог­раниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

Третьим источником предубеждений может оказаться осознание ин­дивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения и оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.

Четвертый источник предубеждений — социальное научение. Пред­полагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родите­лей, друзей и других людей.

Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.

Хотя разные исследователи выделяют различные причины появле­ния предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характер­на множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономиче­ские факторы.

Согласно теории Г. Олпорта, поведенческий компонент предубежде­ния включает в себя пять форм, или стадий. Самая слабая форма проявле­ния предубеждения — вербальное выражение антипатии (неприязненные высказывания, оскорбления). Более интенсивная форма проявления предубеждения ведет к избеганию нелюбимой группы. На следующей ступени предубежденный человек предпринимает активные действия, стремясь к дискриминации членов такой группы — исключения их из не­которых сфер деятельности, лишения возможности обучения, опреде­ленных мест проживания и т. д. Агрессивные предубеждения следующе­го уровня проявляются в актах насилия — физических нападениях на членов определенной группы, осквернении их кладбищ и др. И наконец, крайняя форма предубеждений — истребление «чужих» (линчевания, погромы, гитлеровская программа геноцида) [10].

Следует помнить, что действия каждого уровня предубеждений об­легчают переход к уровню более интенсивному.

Как измерить предрассудки? Специалисты в области социальных наук выделяют такие методы изучения социальных установок, как оп­росные методы, проективные методы, эксперименты. Среди основных опросных методов классическими являются следующие: шкала равных интервалов Л. Терстоуна, шкала суммарных оценок Р. Лайкерта, шкалограммный анализ Л. Гуттмана, семантический дифференциал Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса.

Для ослабления предрассудков социальные психологи используют следующие механизмы:

  • осознание и признание предрассудков;
  • контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);

· специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод). Кооперативное учение, или кооперативное обучение — метод обучения учащихся, предполагающий сотрудничество учащихся в группах. При таком подходе учащиеся достигают успехов в учении, лишь взаимодействуя друг с другом. При использовании методов кооперативного учения учащиеся сталкиваются с необходимостью вербализации своих мыслей и аргументацией своих высказываний. Они учатся смотреть на поставленную проблему с других точек зрения, часто расходящихся с их собственными.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!