СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ



План лекции

1. Предпосылки формирования социологии молодежи как самостоятельной отрасли знания.

2. Этапы становления и развития социологии молодежи в России.

3. Систематизация подходов к изучению молодежи по В.Т. Лисовскому.

4. Подходы западных исследователей к проблеме молодежи.

5.Современные концепции социологии молодежи.

 

1.

 

Потребность в социологическом осмыслении молодежных проблем обычно возникает в кризисные периоды: безработица, потребление наркотиков, политический экстремизм и пр. Причем теоретическое осмысление понятия «молодежь» зачастую остается в стороне, поэтому СМ больше связана с социальной практикой, чем с теорией.

Выделение «социологии молодежи» в отдельную отрасль мировой социологии относится ко времени «молодежной революции» 1960-х гг., когда социальная потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания к молодежным проблемам. В центре интереса исследователей - конфликт поколений и роль молодежи в социальных изменениях.

Позднее (в 1970—80-е гг.), с изменением ситуации на рынках труда и появлением многочисленного поколения с высоким уровнем образования акценты в исследованиях молодежи переместились в сторону социально-экономических проблем: образование как система подготовки последующих поколений, политический выбор молодежи, молодежь на рынке труда, молодежная субкультура и молодежное потребление.

    Для советской социологии было типично упрощенное представления о молодежи как об объекте социального контроля и воспитания со стороны государственных институтов. Закономерный процесс социологического углубления в объект исследования был затруднен историко-социальными обстоятельствами.

В постсоветский период ситуация изменилась: в настоящее время в отечественной СМ превалирует восприятие молодежи как социального субъекта, активно преобразующего реальность. По понятным причинам, большее внимание в социологии молодежи (особенно в 1990-х гг.) занимает исследование различных форм девиантного поведения молодежи: наркомании, проституции, экстремизма. Также в фокусе внимания современных социологов находятся социально-экономические проблемы молодежи: безработица, положение на рынке труда, образование, браки, деторождении.

 

2.

В российской социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник на рубеже XIX-XX веков, что связано с развитием капиталистических отношений в России, кризисом традиционной семейной социализации, развитием системы массового профессионального образования.

П.А. Сорокин в работе «Кризис современной семьи» в 1916 г . писал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских воспитательных и учебных учреждений отнимает функцию первого воспитателя и «скульптора» у семьи, даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. Замена семейного воспитания и обучения профессиональным имеет, по мнению Питирима Сорокина, свои позитивные стороны, так как должна привести к усилению степени «социализированности» молодого поколения, пропитыванию его общественными мотивами и интересами, большей просвещенности.

Одновременно в публикациях того времени начала появляться проблематика студенческой и учащейся молодежи, особенное внимание уделялось проблемам быта и материального положения русского студенчества. Появлялись публикации по тяжелому положению рабочих-подростков на производстве и в бытовой сфере, по их правовой незащищенности и уязвимости по сравнению с более старшими возрастными группами.

Всплеск интереса к молодежи в 1920-е гг. был связан с практической управленческой деятельностью партийных, советских и общественных организаций и имел четко выраженную прикладную ориентацию. Во многих работах того периода наибольшее внимание уделялось проблемам труда, идеологического воспитания молодежи и ее отношения к власти, на фоне дискуссий о моральном облике нового поколения («стакан воды»), коллективной ответственности за каждого человека, о самоубийствах среди молодежи.

Следующий всплеск интереса к молодежи приходится на середину 1930-х гг. Связан он был с тем, что во взрослую жизнь вступало первое поколение, выросшее в советских условиях, и его социальный облик был аргументом в доказательстве достижений нового строя. Молодежь рассматривалась как объект социалистического воспитания Ее социальные характеристики «подгонялись» под политические идеалы партии и определялись степенью приближения к поставленным целям: политической активностью и участием в процессе социалистического строительства.

Помимо четко выраженной политической ориентации, показательно внимание к образовательному уровню послереволюционной молодежи, что было связано с преобразованием начальных школ в неполные средние школы, средних школ в десятилетки (1932—1933), появлением новых каналов образования (школы фабрично-заводского ученичества, школы для взрослых, рабфаки, курсы технической подготовки работающей молодежи), более широким приемом пролетарской молодежи в высшие учебные заведения.

В 1940 – 1950 – х гг. исследования в области социологии молодежи практически не проводились.

В 1960-х гг. на волне политической оттепели в советской социологии исследования молодежи возродились, были созданы многочисленные социологические группы при обкомах и горкомах комсомола, изучавших общественное мнение молодежи по «актуальным проблемам» современности. Первая такая группа возникла при ЦК ВЛКСМ в декабре 1964 г. и первоначально состояла из трех человек: В.Васильева, А.Кулагина и В.Чупрова. Интерес к молодежной проблематике со стороны государства направлялся потребностью удержать молодое поколение в рамках социалистических идеалов. В те годы появилось множество работ, посвященных молодежному бунту на Западе. Такие исследования широко приветствовались, так как решали задачу, как избежать подобных явлений в Советском Союзе

Сложность развития этой отрасли в те годы заключалась в том, что в идеологии государства и социальной практике продолжало господствовать отношение к молодежи лишь как к объекту воспитания, формирования личности «молодого строителя социализма», «подрастающего поколения». Функция молодежного возраста рассматривалась как усвоение норм и ценностей, господствующих в обществе Молодежная субкультура и молодежные движения трактовались как формы девиантного поведения.

Идеология государства по отношению к молодежи как объекту социального воздействия выразилась и в социальном заказе зарождающейся социологии: исследовать проблемы коммунистического воспитания молодежи. Именно так и определялась в Постановлении Президиума Академии наук СССР в 1968 г. одна из задач созданного Института конкретных социальных исследований.

Суть дальнейшего развития социологии молодежи состояла в том, что одна часть социологов восприняла идеологический заказ, и поэтому большая масса конкретных социальных исследований молодежи развивалась как однотипные эмпирические исследования по проблемам коммунистического воспитания. С другой стороны, наметилась тенденция активного противостояния этому социальному заказу и развития исследований, направленных на изучение молодежи как субъекта общественной жизни, и, прежде всего, изучение интересов самой молодежи.

 «Комсомольские» исследованиямолодежи были ориентированы на проблематику идеологического воспитания. В Высшей комсомольской школе был создан научно-исследовательский центр, который систематически проводил опросы среди молодежи исключительно по проблемам нравственности и коммунистического воспитания. Социологами из ВКШ при ЦК ВЛКСМ были выпущены типовые методики изучения социально-политической и трудовой активности, идейно-политического уровня молодежи. Центром осуществлены крупномасштабные исследования «Моральные ориентации и формирование активной жизненной позиции молодежи», «Формирование достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства» и др.

Другое направление исследований ориентировалось на объективный анализ молодежной проблематики в рамках концепций «баланса» социализации (интеграции поколения) и индивидуализации (автономии, инновации по отношению к социальному целому). Это направление составило реальную основу для становления социологии молодежи как особой дисциплинарной отрасли. Здесь выделялось несколько школ: новосибирская (В.Н. Шубкин), свердловская (Ф.Р. Филиппов. М.Н. Руткевич и в дальнейшем Л.Я. Рубина), ленинградская (В.Т. Лисовский. С.Н. Иконникова, А.В. Лисовский) и эстонская школа (М Титма).

Новосибирская школа.

Исследование направленное на изучение жизненных планов молодежи - «Проект 17—17», «Проект 17—25». Изучение массовых ориентации в ситуации выбора профессии. Разработка проблемы жизненных планов выпускников школ в сравнении с возможностями их реализации.

Проект «Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе», осуществленный по единой методике еще в четырех восточноевропейских странах: Чехословакии, Болгарии, Венгрии и Польше. Основной содержательный вывод: несоответствие между потребностями рынка труда и потенциалом самой молодежи, сложившимся в процессе образовательной подготовки, т.е. противоречие между рынком труда и немобильной системой образования, формирующей завышенные ожидания молодых людей.

Термины: «выбор профессии», «престиж профессии», «потребности общества в кадрах», «профессиональные ожидания» — вошли в социологию благодаря публикациям В.Н. Шубкина. Он явился также родоначальником методики долговременных исследований молодежи, где информация об одних и тех же индивидах собиралась через определенные промежутки времени, что позволяло фиксировать временные изменения в профессиональной карьере.

Свердловская школа. Молодежные проблемы рассматривались сквозь призму воспроизводства социальной структуры советского общества и межпоколенных социальных перемещений. Эмпирической базой этого направления были проекты «Высшая школа» (1973—1974) и международное сравнительное исследование по проблемам воздействия высшего образования на социальную структуру общества (1977—1978). Система образования рассматривалась как фактор социальной мобильности. В центре внимания оказались три составляющие общественного развития: общественные потребности, система образования и молодежь и возможные противоречия между ними. В результате появилось новое направление социологии молодежи — социальные проблемы студенчества. Эту тематику в Свердловске продолжила Л.Я. Рубина, в Харькове — Е.А. Якуба и др. В настоящее время проблемы студенчества изучаются почти во всех вузовских центрах страны.

Ф.Р.Филиппов также занимался изучением межпоколенной мобильности. На основе выборочных единовременных обследований ЦСУ СССР проанализированы изменения в социальной структуре за счет вступления в трудовую жизнь нескольких возрастных когорт (вступивших в трудовую жизнь в конце 40-х, в 50—60-х и в середине 70-х гг.). Заслуга Ф.Р. Филиппова — введение в социологический анализ поколений исторического фона, что позволило проанализировать своеобразие и уникальность жизненного опыта отдельного поколения. Филиппов предпринял попытку подорвать непререкаемую идею преемственности (повторяемости) поколений и рассмотреть их в «диалектике преемственности и новизны», обусловленных социально-историческими особенностями их становления. Эта идея различий между поколениями и опровержение концепции преемственности были позже в полной мере осуществлены в книге «Советский простой человек» под редакцией Ю.А. Левады.

Эстонская школа . Микк Титма.Перенес уже в середине 1980-хгг. на российскую почву методы американской традиции лонгитюдных исследований. М.Титма делал основной акцент на региональных особенностях жизненного пути поколения в рамках разных национально-территориальных общностей, различающихся по характеру культур и уровню экономического развития регионов. Основное внимание в его работах уделялось изменениям в объективном социальном статусе когорт в процессе профессионального и жизненного самоопределения.

Первый лонгитюдный проект — выпускники средних школ Эстонии, родившиеся в 1948 г., — был начат в 1966 г. Он послужил базой для проведения общесоюзного «генетического» исследования возрастной когорты 1965—1967 гг. рождения — «Пути поколения», которое начато в 1982 г. Основная стратегия — долговременное отслеживание изменений в социальном положении и характеристиках когорты от 17 лет (окончание среднего учебного заведения) до 30 лет (приобретение стабильного социального статуса). Были обнаружены значительные региональные особенности, которые в принципе исключали возможность применения каких-то усредненных моделей социального становления когорты в «развитом социалистическом обществе».

Уникальность проекта состояла в том, что по времени он совпал с началом перестройки в середине 80-х гг., что позволило собрать банк социологической информации не только о закономерностях процесса социального взросления, но и о влиянии социальных изменений на жизненный путь когорты.

Ленинградская школа В. Т. Лисовскогопредставленная исследованиями, начатыми В.Т. Лисовским в 1964 г. в социологической лаборатории при НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Их основное направление было связано с социализацией и становлением личности молодого человека. На базе эмпирического материала построены типы жизнедеятельности студенческой молодежи.

В рамках ленинградской школы начинал свою деятельность и И.С. Кон, занимавшийся психологией юношеского возраста и широко развитым на Западе направлением — субкультурой молодежи. Его работы оказали существенное влияние на развитие социологии молодежи. Исследования Кона по психологии юношеского возраста позволили уточнить специфику юности как особой фазы жизненного цикла и понять ее отличия от других возрастов. Он восполнил пробел в области социологического представления о самосознании личности, юношеской идентификации, возрастных кризисах, юношеском общении и юношеской субкультуре.

 

3

 

    В. Лисовский выделял три исследовательских подхода в социологии молодежи: *

    научный (подход ученых, изучающих молодежь в ее становлении и развитии),

    критически-осуждающий или негативистский (подход социологов),

    восторженно-оптимистический (идеализация и захваливание молодежи).

    Причем непосредственное отношение к социологической теории имеет именно первый подход.

 

4

 

    Открытие феномена подростковостиприписывается американскому психологу Стэнли Холлу. Холл определял подростковость как психологический период, который наступает с началом полового созревания и которому сопутствует духовная перестройка юной личности. Источники этой перестройки связаны с половым взрослением.

    Весьма популярна в ХХ в. на Западе была концепция поколения.Под поколениемпонималась социальная группа, представители одного периода жизненного цикла, объединенные общим социальным опытом. Согласно этой концепции, в модернизирующихся обществах, каждое поколение отличается как от своих предков, так и от будущих потомков. Группы, объединенные возрастом, помогают поддержанию стабильности социальной системы.

    Понятие поколениеассоциируется, в первую очередь, с работами К. Маннгейма. С помощью понятия «поколенческое сознание» Маннгейм подчеркивал, что социальные изменения не только отражаются в действиях молодых людей, но и производятся ими, различные сегменты поколения (поколенческие формации) могут по-разному переживать одни и те же конкретные исторические проблемы. Поколения в трактовке Мангейма - это социальные группы, которые идентифицируются самими ее участниками как принадлежность к общему для них движению истории и которые формируются через разделяемые схожие обстоятельства. Он наделял молодежь особенным поколенческим сознанием, полагая, что есть особый исторический закон поколенческого конфликта. Непреодолимая сила идей и символов, с помощью которых новое поколение определяет свою идентичность, содержит в себе категорическое отрицании старого идеологического «набора», характеризовавшего предшествующее поколение.

    Еще одной популярной теорией того периода является концепция «молодежной культуры», развивающаяся в рамках одной из фундаментальных теорий XX века – функционализма. Эта концепция оказала наибольшее влияние на расцвет молодежных теорий, наступивший вслед за «пробуждением и появлением» самой молодежи (и молодежной проблемы) в возрождавшихся после Второй мировой войны городах Европы и Северной Америки.

    Понятие «молодежная культура» впервые употребляется Т. Парсонсом. Молодежная культура – это пространство, в котором молодые люди способны чувствовать себя самими собой, быть независимыми, тогда как в семье или школе они лишены реальных полномочий. В традиционных (доиндустриальных) обществах семья полностью выполняла все жизненно важные функции: экономическую, репродуктивную и культурную. Внутри семьи такие институты, как образование, материальное производство первичный уход за ребенком и его воспитание были объединены. В современных индустриальных обществах семья начинает терять традиционные функции образования и профессионализации. Продление школьного образования способствует отдалению молодых людей от семьи, одновременно сегрегируя их во взрослом мире «работы и политики». Затягивающаяся промежуточная позиция молодежи способствует локализации групп сверстников, функция которых заключается в посредничестве между традиционными (семейными) и современными (индустриальными) ценностями. Молодежная культура становится пространством, где формируются модели эмоциональной независимости, безопасности и приватности территории.

    Шмуэль Эйзенштадт, развивая идеи Т. Парсонса, обращает внимание, на процесс передачи ценностей от одного поколения к другому. Чтобы стать взрослыми, дети должны быть социализированы, что означает усвоение моральных кодов и соответствующих им правил того общества, в котором они растут. В примитивных обществах большой разницы между ценностями, передающимися от поколения к поколению, не существовало, период взросления был практически беспроблемным. Знания и взрослые навыки приобретались «естественным путем», а переход во взрослость был ритуалом, связанным с наступлением половой зрелости и сопровождавшимся различными церемониями инициации. Молодежи, как некоей сконструированной и поддерживаемой обществом группы, отличавшейся как от детей, так и от взрослых, не существовало. Индустриальные общества развили систему формальных обучающих институтов, отвечающих за контроль над переходным возрастом: школы, колледжи, клубы, социальные программы, медиа-проекты, с помощью которых взрослые учат молодых людей правилам «нормальной частной» жизни, готовят их стать правильными семьянинами и родителями, законопослушными гражданами, домовладельцами, собственниками, работниками и т.п. Существующие молодежные институты «продвигаются» взрослыми. Таким образом, молодежь остается маргинальной в сфере распределения властных полномочий. Молодые люди внутри молодежных культур стремятся к обретению стабильности и чувства собственного достоинства, чтобы компенсировать реальное безвластие. Молодежная культура обеспечивает ясный набор ценностей, позиций и поведенческих норм, которым нужно следовать чтобы идентифицироваться с группой. Серьезным вкладом в развитие молодежного конструкта стало появление понятия «групп сверстников». «Равными» Ш. Эйзенштадт называл группы, отношения внутри которых отличаются дружбой, верностью (преданностью) и взаимными обязательствами. Группы сверстников управляют движением от частных ценностей к общим: из мира, в котором решения принимаются со ссылкой на родительский авторитет и семейные традиции, в мир, где выборы опираются на принципы рациональности. Такие группы поддерживают первые шаги молодых людей вне семьи, знакомят их с другими возможными путями в жизни, помогают социальной идентификации.

 

5

 

В последнее время в современной России активизировались дискуссии на тему «проблем молодежи», «молодежных ценностей», «будущего молодежи» и т.д. Интерес к молодежи как социальной группе неслучаен и проявляется со стороны не только научных исследователей, но и органов власти, политических движений. Хотя очевидна парадоксальность общего подхода к проблемам молодежи: в настоящее время молодежь как единая социальная группа отсутствует, что еще было возможным в советское время. В наши же дни молодежь как единое целое объединяют, возможно, только возрастные рамки. Все остальные явления только усиливают современные диспропорции: различные социально-экономические, имущественные возможности, несопоставимые стартовые условия, политические интересы, серьезные региональные различия — все это скорее приводит к классовому расслоению, затрудняя использование обобщенных подходов к изучению молодежи как социальной группы.

По мнению многих исследователей, происходит переворот от монопарадигмального подхода, существовавшего в советское время (когда молодежь рассматривалась как объект воспитания, воздействия, группа переходного возраста) к целостному подходу, рассматривающему весь круг связей молодежи в обществе.

Современные подходы, теоретические и эмпирические исследования основаны на двух взглядах на молодежь. Во-первых, изучение молодежи как субъекта общественных отношений с учетом общественной трансформации во взаимосвязи и взаимообусловленности. Во-вторых, изучение собственного жизненного мира молодежи в качестве индивидуальной и групповой конструкции.

Наиболее актуальными среди современных концепций молодежи являются следующие: концепции гражданской идентификации, социализационной нормы, социальной интеграции, управления конфликтами в молодежной среде.

Концепция гражданской идентификации.Идентификация - это как субъектно-объектный, сознательно осуществляемый процесс приобщения к себе подобным, уподобление кому-то/чему-то. В случае гражданской идентификации происходит приобщение молодежи к государству, уподобление гражданам страны. При реализации данной концепции чрезвычайно важно разделять гражданскую и этническую идентификации молодежи. Учитывая многонациональность России одновременно с тотальным количественным превосходством русской национальности, разделение гражданского и этнического подхода просто необходимо.

Концепция социализационной нормы. (А.И. Ковалева) Социализационная норма — это «результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. На индивидуальном уровне указанная норма — это многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению».

Концепция социальной интеграции молодежибыла предложена известным российским социологом Ю.А. Зубок. Основной объект изучения — это процесс социализации и интеграции молодежи преимущественно на рынке труда. Ключевые проблемы, на которые предлагается обратить внимание — это слабая социальная защищенность молодежи, изменение социально-профессионального статуса, проблемы занятости молодежи (имеется в виду низкий уровень ценности молодых специалистов), социальное исключение молодежи (в силу таких форм девиации как алкоголизм, наркомания и т.д.).

Концепция управления конфликтами в молодежной среде(Черкасова Т.В.)интересна прежде всего в социальной и воспитательной работе. В условиях трансформации российского общества неразрешенные конфликты в молодежной среде значительно усиливают социальную напряженность в обществе. При использовании данной концепции очень важна правильная оценка связей молодежи как субъекта отношений с другими социальными группами в обществе. И подход в данном случае должен быть комплексным.

Помимо основных концепций, интересны также и частные подходы к социальному изучению молодежи.

Например, Ю. Зубок, В. Чупров рассматривают влияние общественных процессов на развитие молодежи в условиях неопределенности и риска в рамках «рискологической» парадигмы, основанной на концептуализации молодости как периода неопределенности, рассмотрении этих состояний в качестве специфических сущностных свойств молодежи. Ключевым звеном они выделяют понимание риска как явления, характеризующего условия жизнедеятельности, а также саму деятельность в ситуации перехода от неопределенности к определенности и наоборот.

Интересными выглядят подходы рассматривающие молодежь с точки зрения парадоксальности. В частности, Ю. Вишневский и В. Шапко считают, что молодежь вынуждена быть парадоксальной, так как происходит «процесс перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим <...> возникает потребность в идентификации с какой-то когортой, общностью <...> высокая конформность в отношении ценностей своей группы сочетается с критическим отношением к ценностям и нормам взрослых».

Известный исследователь проблем молодежи В. Луков предлагает использовать тезаурусный подход, определяя в рамках этой теории молодежь как социальную группу, которую составляют, во-первых, люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, во-вторых, распространенные в этой социальной группе тезаурусы, в-третьих, выражающий и отражающий их символический и предметный мир.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

    Характерно, что если в российской социологии молодежи основные концептуальные тенденции связаны с трансформацией общества под воздействием смены экономического и политического режима, то за рубежом на первое место ставятся концепции, изучающие молодежь через призму глобализации. Изучаются вопросы миграции, информационного поля молодежи, процесс ускоренного вступления молодежи во взрослую жизнь.

Концепция изучения предубеждений молодежиисследователей С. Кэйса и С. Фачс. Комплексное исследование в нескольких странах доказывает, что предубеждения молодежи формируются в основном не от частного отношения представителя молодежи, а от его образа жизни, социокультурных обстоятельств. В подобном ключе анализируются изменения статуса родителя, супруга, снижение их значимости для молодежи.

Концепция гражданской идентификациитакже активно развивается в зарубежных академических трудах. Основное направление в исследованиях в данном случае отводится политическому участию, активности молодежи. Именно в выражении политического участия в основном происходит гражданская идентификация молодежи. Причем некоторые социологические исследования отмечают тенденцию проявления «цифровых форм» гражданского участия молодежи, популяризации онлайн-сетей. Учитывая более развитое состояние гражданского общества за рубежом (по сравнению с нашей страной), особая роль отводится также и неофициальным движениям и объединениям молодежи. Кроме того, во многих странах налицо тенденция трансформации гражданской активности молодежи из «официального сектора» (зарегистрированные НКО, общественные организации и т.д.) в «неофициальный», в форме политического консьюмеризма.

Концепция молодежных культур, предлагаемая Н. Пфафф, содержит основной довод о том, что культурные стили, субкультуры оказывают прямое влияние на гражданскую и политическую идентификацию молодежи в обществе. По мнению исследователя, молодежные культуры служат агентами политических отношений и гражданских знаний для молодежи.

Анализируя последние концептуальные тенденции в исследовании молодежи, следует выделить следующее.

Во-первых, необходимо отметить разворот направленности социологии исследований с монопарадигмального подхода на комплексный, многосторонний концептуальный взгляд. Молодежь для современных ученых интересна прежде всего как полноценный участник общества с различными двусторонними связями, а не как объект воспитания, обучения, политического воздействия и т.д.

Во-вторых, при исследовании молодежи (особенно при изучении социальной интеграции, социализации) видна необходимость комплексного, междисциплинарного подхода. Например, характерно использование теории социального капитала в качестве ключевого ориентира при анализе интеграции молодежи в трудовую деятельность.

В-третьих, налицо высокий интерес к социальным явлениям, социализации с точки зрения процессов глобализации. Особо актуально эти вопросы присутствуют в зарубежных исследованиям социологии.

 

План семинарского занятия.

1. Социальные условия формирования социологии молодежи.

2. Этапы становления и развития социологии молодежи в России: Ленинградская школа, Московская школа, Ростовская школа, Уральская школа, Сибирская школа, Эстонская школа.

3. Систематизация подходов к изучению молодежи по В.Т. Лисовскому

4. Исследование молодежи в трудах западных ученых.

5.Современные концепции молодежи.

6. Современное состояние социологии молодежи: проблемы и перспективы развития.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 626; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!