К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ «ОНТОЛОГИЯ»



К семинару)

Современной науке известны следующие структурные уровни материи:

1. Уровень неживой природы (элементарные частицы, атомы, молекулы) состоит из объектов микромира, макро- и мегамира.

2. Уровень живой природы (биологический) включает следующие подуровни: макромолекул (ДНК, РНК, белки), клеточный, микроорганический (одноклеточные организмы), органы и ткани организма в целом, популяционный (например, стая волков), биоценозный (совокупность популяций), биосферный (глобальная система жизни).

3. Уровень социальной деятельности включает индивидов, коллективы, группы, государства, человечество в целом, ноосферу.

2.

Первая классификация была предложена Ф.Энгельсом в середине XIX в. и включает пять форм движения материи:

механическую (перемещение в пространстве макротел),

физическую (движение молекул),

химическую (движение атомов),

биологическую (формы существования белковых тел)

и социальную.

Эта концепция не может не устаревать в силу постоянного прогресса научного знания. Так, в рамках физического движения различают на сегодняшний день движение элементарных частиц, внутриатомные, ядерные, молекулярные, электромагнитные процессы. В рамках химической формы: неорганические реакции, процессы образования органических веществ, элементоорганические процессы и т.д. Однако классификация Энгельса имеет непреходящую ценность, поскольку вытекает из принципов диалектического материализма.

Принципы построения данной классификации используются и в современной научной картине мире, конечно, с дополнением и уточнением. Это пять основных принципов:

1) Принцип развития. Субординация форм движения непосредственно совпадает с реальным процессом эволюции материальных систем от простого к сложному, от низшего к высшему.

2) Принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем.

3) Принцип генетической и структурной обусловленности высших форм низшими. Каждая высшая форма движения порождается более простой, является естественным продуктом ее развития. Вместе с тем высшая форма сохраняет в себе низшую в снятом виде.

4) Принцип несводимости высших форм к низшим. В методологическом плане это означает, что невозможно познать сущность более высокой формы движения только посредством изучения закономерностей функционирования низшей формы, на основе которой возникла первая. Например, сущность жизни нельзя понять только через изучение тех химических процессов, посредством которых осуществляются процессы жизнедеятельности. Жизнь проявляет себя в таких типах взаимодействия, которые специфичны только для биологической формы движения.

5) Принцип связи каждой формы движения с определенной группой наук. Это позволяет выявлять закономерности, специфичные для этой формы движения, и те материальные носители, с которыми эта форма движения связана.

В советской философии наиболее целостная классификация форм движения была предложена Б.М. Кедровым, который выделил ряд новых видов и подвидов форм движения материи. Все формы движения он разделили на частные и общие. Частными называются такие, которые связаны с одним строго определенным материальным носителем, или субстратом. Обычно это указывается в названии наук, изучающих соответствующие формы движения и их носители (ядерная физика, молекулярная физика, органическая химия и т.д.). Общими формами движения мы называем такие, пишет Кедров, которые не имеют отдельного, специфического для каждой из них материального носителя, но которые связаны с определенными системами различного рода материальных образований. Все общие формы движения, а также изучающие их науки (механика, квантовая механика, термодинамика, кибернетика), имеют общую черту: они учитывают лишь тип взаимосвязи и взаимодействия между элементами, общий для той или иной группы систем.

3.

Теория синергетики была создана бельгийским ученым Ильей Романовичем Пригожиным (род. В 1917 г.). Долгое время в науке преобладало представление о том, что процессы самоорганизации присущи только живым системам. Что же касается неживых, то, согласно второму закону термодинамики, они могли эволюционировать лишь в сторону хаоса и беспорядка. Но тогда становится непонятным, откуда появились живые системы, способные к самоорганизации и почему физические законы не применимы к живым телам, состоящим из тех же молекул и атомов? Синергетика – это теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы. Сложнодинамические самоорганизующиеся системы (например, отдельная живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив, машина-автомат, машина-робот) способны при изменении внешних или внутренних условий их функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта. Самоорганизующиеся системы приобретают присущие им свойства или функции без какого бы то ни было вмешательства извне. Примерами могут служить деление клеток в биологии или рост снежинок. Можно выделить три основные характеристики процесса самоорганизации: гомеостаз, информация, обратная связь. Гомеостаз – это стремление живой системы сохранить стабильность своей организации, рода, популяции. Информация – это отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала. Механизм обратной связи – это реакция системы на внешнее воздействие, определяющий изменение состояния данной системы.

Теория синергетики, созданная лауреатом Нобелевской премии И.Р. Пригожиным положила начало новому осмыслению действительности с точки зрения эволюционных процессов. Второй закон термодинамики, говорящий о том, что все сложное стремится к хаосу (энтропийный закон), не всесилен, ибо все системы имеют способность к изменению в направлении большей сложности. Вселенная бесконечно развивается к новым ступеням бытия. Данные синергетики таковы, что логически приводят к необходимости создания нового нетрадиционного миропонимания, имеющего много общего с трактовкой единства мира в восточной философии. Древние китайцы (даосы) мыслили синергетически. Все связано со всем: каждый цветок, каждый камень – это элементы мировой гармонии. Неосторожное вмешательство в процессы даже второстепенной важности могут привести к нарушению гармонии мира.

Новая наука биоэнергетика опирается на открытие торсионного взаимодействия в макромире, фиксирующего и передающего информацию без энергетических затрат. Торсионные поля (поля кручения) обладают способностью почти безэнергетически передавать информацию в любую часть Вселенной. Поэтому есть все основания считать, что эти поля ответственны за парапсихологические феномены.

 

4

По поводу второго вопроса (Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.) в истории философии существуют две концепции. Одна – субстанциональная, в рамках которой пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Исходя из этого, делается вывод о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Другая концепция – реляционная (лат. relatio – отношение), сторонники которой понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этих систем пространство и время не существуют. Допускается зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Какой из этих концепций отдать предпочтение? Естественнонаучная обоснованность каждой позволяет выделить два этапа в развитии естествознания и философии.

I этап (XVII-XIX вв.) опирался на ньютоновскую механику, которая принималась в то время за образец точной науки. Преимущество было на стороне субстанциональной концепции. Ее образцом считалась Эвклидова геометрия, описывающая реальные свойства физического пространства и времени. Пространство и время представлялись как формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний.

II этап начался в ХХ ст., когда была создана теория относительности А. Эйнштейна. Именно она заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанционального подхода. Философское значение теории относительности состоит в следующем:

а) исключение из науки понятия абсолютного (неизменного) пространства и времени;

б) выявление зависимости пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем. «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время», – писал А. Эйнштейн. Специальная теория относительности открыла эффект замедления времени в условиях, отличных от нашей жизни. Например, около гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедляться. Свойства пространства и времени могут меняться в зависимости от системы отсчета, скорости движения, от напряженности гравитационного поля;

в) отказ от субъективистских трактовок сущности пространства и времени.

Предложив решение данных вопросов, теория относительности поставила другие, и споры вокруг данной проблемы не исчезли.

Третий круг вопросов, как никакой другой, породил многочисленные точки зрения. Одни философы считали пространство и время объективными (в смысле независимыми от сознания человека и существующими вне его) характеристиками физического бытия, другие – чисто субъективными, характеризующими наш способ восприятия мира. Например, Р. Декарт (первая позиция) и И . Кант (вторая позиция). Были те, кто считал пространство объективным, а время субъективным (Августин Блаженный) и наоборот. Современная материалистическая философия придерживается мнения, что пространство и время это объективные характеристики бытия, присущие самим материальным системам и независящие от воли и желания познающего субъекта.

Для философского осмысления трудным и интересным оказывается вопрос о соотношении конечного и бесконечного. Время кончено и бесконечно. Что это означает? Конечность времени – это значит, что любой конкретный предмет или система существует конечный промежуток времени, т.е. ограниченно и является преходящим. Наше восприятие времени также конечно, ограничено. Бесконечность означает последовательность любых интервалов бытия в прошлом и будущем (столетий, тысячелетий и т.д.). Вечность присуща материи в целом. Конечность пространства – это выделенность любого объекта относительно другого, его замкнутость и относительное завершенность. Наше восприятие пространства ограничено возможностями органов чувств. Бесконечность пространства – это формы и типы взаимодействия материальных систем.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!