Всеединство выступает в различных аспектах:



Русская философия: основные направления и особенности развития.

ПЛАН

1. Особенности и этапы русской философии.

2. Становление русской философии (XI-XVII вв.).

3. Философия XVIII века. Русское Просвещение.

4. Философия XIX века – славянофилы и западники.

5. Философия русского космизма

6. Русская религиозная философия

7.Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

1.

    Главная особенность русской философии заключается в том, что она развивалась независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма и пр. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем.

Характерные черты русской философии:

· сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

· специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется цензурой);

· целостность, стремление охватить комплекс проблем;

· частое обращение к проблемам морали и нравственности;

· конкретность;

· широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Предмет русской философии составляли:

· проблема человека, его морали и нравственности;

· космизм (восприятие космоса как целостного единого организма);

· проблема выбора исторического пути развития – между Востоком и Западом (проблема только русской философии);

· проблемы власти, государства, социальной справедливости, общества, будущего.

Основные этапы русской философии:

1. Становление русской философии в XI-XVII в.в.

2. Русская философия XVIII первой четверти XIX в.в.

3. Русская философия XIX – начала XX в.в.

 

2.

    Русская философия возникла в Киевской Руси в XI веке и была тесно связана с Крещением Руси и развитием письменности. Идеи античной, византийской, древнеболгарской философии смешались с языческим мировоззрением славян.

    В допетровское время в мышлении господствует греческая ортодоксальная церковь (православие). Русь взаимодействует с Востоком т.к. условия ига и постоянные нашествия Запада на русские земли блокировали взаимодействие с Западом. В этом и специфичность, и ограниченность развития общественно-политической мысли.

    Иустин «О правовой вере», «Изборник» (1073) популяризует и анализирует христианство, обращая внимание на то, что тело человека, как и весь мир «сложено есть от огня, и от воздуха, и от воды же, и от земли» (сходство с античностью (нат. период)), земная жизнь подчинена божественному началу.

    Илларион («Слово о законе и благодати») размышляет о предназначении русского народа, выдвигает свою теорию о включенности русской земли в процесс творения Божьего «света», Ветхий и Новый заветы несут закон и благодать.

    Владимир Мономах  («Поучение» - этический кодекс поведения) анализирует проблемы добра и зла, наставляет потомков – живите в согласии с Богом, это поможет побеждать дьявола и своих врагов, «покаянием, слезами и милостынею», «страх Божий имейте превыше всего», «лжи остерегайся, пьянства и блуда – от того душа погибает и тело».

    Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме») поднимает проблемы разума, познания.

    Филипп Пустынник («Плач») затрагивает вопросы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

    Сергей Радонежский(XIV) философ-богослов, его идеалы – сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.

    В начале XVI века монах Филофей изложил в послании Василию III свою теорию «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима (Рим и Константинополь) пали, третий стоит, а четвёртому не бывать. Это означало преемственность христианства по линии Рим – Константинополь – Москва. Россия объявляется центром православия, а светская власть её оплотом.

    Максим Грек (1475-1556) албанский грек приглашен Василием III в 1518 году. выдвинул идею «Святой Руси», подчёркивал священную миссию царской власти (царь подобен Богу). Поучал о справедливости, нравственности и её ответственности перед народом. Ратовал за отмену монастырской собственности, роскоши, праздности и стяжательства.

    Никон (патриарх) выступал за реформу обрядов и возвышение Церкви (Церковь выше светской власти – подобна солнцу, власть царя – луне, отраженный свет). В своей сути отстаивает историческую трезвость и осторожность.

    Аввакум (протопоп) проповедовал старообрядчество, сохранение идеи «Святой Руси», поднимает знамя борьбы против крепостничества и самодержавия, защищает старую веру. Заточен в Пустозерске в земляную тюрьму, после написания книги «Житие», по царскому указу был заживо сожжен.

    Юрий Крижанич (1618-1683) выступал против схоластики (католицизма) и её распространения в русской теологии, в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

- высказывал надежду на московского царя в деле объединения славян;

- призывал власть проявить заботу о народе («не королевство для королей, а короли для королевства созданы»).

- философия несёт «мирское знание», освобождает от церкви (секуляризация), распространял идеи западноевропейской науки, в том числе теорию Н. Коперника (гелиоцентризм).

3.

    Русская философия как наука и философское творчество начинается на основе петровских преобразований, с проникновением философии Западной Европы.

    Пропагандистами научного знания и философии Нового времени в России стали А.Д. Кантемир (1708-1744) – дипломат, сатирик, В.Н. Татищев (1686-1750) – историк, сподвижник Петра I, М.В. Ломоносов (1711-1765) – ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, сторонник материалистической традиции. Атомистическая («корпускулярная») теория строения вещества, закон сохранения материи и движения – его вклад в русскую философию. Ломоносов – деист. С одной стороны, он допускал наличие Бога-творца, но с другой, лишал его сверхъестественной силы и возможностей. В философии уделял большую роль этике.

    На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802) «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву», философское произведение «О человеке». Его кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. Человек, его сущность, место и роль в мире – центральная проблема, он основной стержень светской, секуляризованной общественной мысли – это и делало его первым русским философом, провозгласившим идею человечности.

 

4.

    В XIX веке Русская философия истории должна была, прежде всего, решить вопрос о смысле и значении реформ Петра, разрезавших русскую историю как бы на две части. На этой почве и произошло столкновение. Далее, встал вопрос: есть ли исторический путь России тот же, что и Западной Европы, т.е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь в ее отсталости, или у России особый путь и ее цивилизация принадлежит к другому типу?

    В зависимости от ответа на этот вопрос философы разделяются на славянофилов и западников.

    Философия славянофилов (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин)

Черты:

1) Философия тотальности, общинности.

2) Сторонники русского христианства.

3) Философия самодержавия (несколько демократизированного).

4) Сохранения крепостничества (облегченного через контроль за деятельностью крепостничества со стороны государства).

5) Объективная идеалистическая система. Основа бытия – логос – абсолют.

6) Сторонники религиозного образования.

7) Признание исключительности развития России и особый путь развития.

8) Общественную жизнь связывают с принципом соборности.

    Западничество (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев)

Черты:

1) Философия индивидуализма.

2) Критическое отношение к историческому опыту России, которая ничего не внесла в копилку цивилизации.

3) Атеизм. Осуждение религии и русской церкви.

4) Рационализм в понимании человека и общества. Основа бытия – рацио индивида.

5) Неприятие и активное осуждение монархии и крепостничества.

6) Пропаганда научного знания и требования просвещения народа.

5

    В конце XIX начале XX вв. возникает философия русского космизма, где на первый план выходят проблемы единства человека с космосом, которые нашли отражение в двух направлениях:

· мистико-теологическое (Н.В. Фёдоров, В.С. Соловьёв) – «единство всего сущего» (сходство с античным космоцентризмом)

· естественно-научное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

    Н.Ф. Фёдоров (1828-1903) «Философия общего дела». Основной вопрос его философии – найти смысл жизни, понять цель её и обустроить жизнь сообразно этой цели, на основе проекта, разработанного философией. Мир един. Бог, человек, природа взаимосвязаны, имеют единый мировой разум. Человечество должно победить смерть, по мере развития техники, нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. Такую возможность, по Фёдорову, нам дал Иисус Христос, (отказ всех людей от вражды, грубости, следование высшим идеалам морали – путь к решению всех проблем и всемирному счастью).

    К.Э. Циолковский (1857-1935) один из первых теоретиков освоения человеком космоса, живого, разумного, вечного и верил в возможность освоения околоземного пространства.

    В.И. Вернадский (1863-1945) учёный, внесший большой вклад в разработку проблем естествознания, развил учение о биосфере и ноосфере, выдвинул идею перехода биосферы в ноосферу (сферу разума), т.е. переход материального в идеальное.

    А.Л. Чижевский (1897-1964) основатель философской системы и космической биологии. По его теории, жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса (солнечная активность в максимуме и минимуме воздействует на социальные процессы, ход истории общества, за что был репрессирован).

6

 

Развивалась как альтернатива философии Запада с ее культом научного разума и техники. Источником русской религиозной философии явилось православие, а в центре ее внимания тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И.А. Ильин, В.В. Розанов, Л.И. Шестов)

Центральной фигурой русской религиозной философии XIX в. является Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.). «Чтения о Богочеловечестве», «Духовные основы жизни», «Оправдание добра», «Смысл любви». Создатель системы православной философии. Основные идеи «Всеединства» и «Богочеловечества».

Всеединство выступает в различных аспектах:

1) гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религиозное созерцание);

2) аксиологическом – как единство Истины, Красоты и Добра;

3) практическом – как единство общества, государства и церкви;

4) онтологическом – как единство Бога, человека и Космоса.

Онтологическое всеединство возможно с помощью Софии – Мудрости. Непрерывная динамика бытия предполагает активное начало мира, таким началом выступает Мировая душа. Однако она сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает Мировой душе импульс – Софию, которая и реализует идею всеединства.

Осуществление сущности человека как «живого всеединства» свершилось, по Соловьеву, в лице Христа. Цель истории – соединение человека с Богом, становление Богочеловечества. Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, стремления живых существ друг к другу, людей – к Богу. На деле любовь всегда означает творение Добра, это бескорыстное служение другим людям. Только человек как единственное сущее в этом мире, непосредственно причастное Абсолюту, может любовно содействовать раскрытию, высвобождению божественных потенций мира и тем самым утверждению в настоящем идеала будущего.

7

 

       Лев Николаевич Толстой (1829-1910 гг.) Основная тема его размышлений – смысл жизни, смерть и бессмертие, отчаяние и надежда, вера и неверие человека. Продолжением развития темы были отношения между человеком и обществом, религией и нравственностью, культурой и государством.

    Центральное понятие его философии – понятие жизни. «Бытие» для него – не философская абстракция, но само человеческое существование. Для мыслителя внутренняя жизнь человека является той единственной областью, изучая которую можно понять природу социальности. Нравственное преображение человечества начинается в сердце отдельного человека. Индивидуальные нравственные установки человека, многократно умноженные, порождают соответствующие им внешние формы социальных отношений: справедливость или несправедливость, богатство или бедность, правовое общество или бесправие.

    Эталон идеи нравственности - традиционное стабильное коллективное крестьянское сознание. Максима нравственности - принцип: «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Толстой считает, что в этом мире все погрязло во зле. Зло окончательно замирает лишь в «религии любви» к ближнему: человеку становится стыдно оставаться равнодушным, когда ближнему причиняют боль. Благодаря любви должна измениться вся жизнь общества. Механизмом изменения становится «непротивление злу насилием», что должно стать основой нового справедливого общества.

     Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.). Социально-философская основа замысла Достоевского о настоящем и будущем России получила название «почвенничество». Основной мотив писателя – надо вернуться к народу, его правде и нерастраченным духовным силам. Отрицая в равной мере крайности западничества и славянофильства, мыслитель проповедовал объединение высших слоев общества с народом, который «живет идеей православия… всебратского единения» в христианской любви.

    Достоевский пытается заглянуть в «тайну человека». Проблемы свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, смысла жизни получили своеобразное токование в произведениях великого писателя.

    Достоевский не приемлет революцию за ее «бесовство», нигилизм, за которым скрываются жажда власти для одних, пустая мода – для других. «Бесовство» гнездится там, где нет христианских критериев для различения добра и зла, где люди действуют в зависимости от «прогрессивных» убеждений, общественного мнения, обстоятельств.

    Началом смирения, к которому призывает Достоевский, является знание своих возможностей и мужественное принятие себя в своей ограниченности. Смириться – значит увидеть в себе и в другом «испорченную икону» Человекобога. Смирение как самокритика разума, ориентированная на самопознание, есть гибкость духа. С него и начинается подвижничество, к которому призывал Достоевский и которое раскрывает себя в служении, ответственности, жертвенности.

       Идеи Достоевского опередили современную ему западную философию и стали предметом размышлений европейских мыслителей лишь в XX в., темы «человечности человека», «всечеловечности» русского народа становятся лейтмотивом русской религиозной философии.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Особенности и этапы русской философии.

2. Становление русской философии (XI-XVII вв.).

3. Философия XVIII века. Русское Просвещение.

4. Философия XIX века – славянофилы и западники.

5. Философия русского космизма

6. Русская религиозная философия

7.Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

 

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!